урок литературного чтения
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Вдовина Яна Анатольевна

 

Тема: Русская народная сказка «Каша из топора.»                                                       

Цель:   Сформировать представление о бытовых сказках.

 Задачи : 1.Формиролвание грамотного чтения, как основы информационной компетентности.

                   2 Формирование учебного сотрудничества , как основы коммуникативной             компетентности.

                   3. Привитие духовно – нравственных ценностей ,как основы личностной компетентности.

Тип урока : урок решения новой задачи

Форма урока. Деревенские посиделки

Технология . Личностно – ориентированного  обучения, направленного на культурологический подход.

Методы и приемы. Проблемный , диалоговый , игровой , опорных знаков. Словесные, наглядные, работа с учебником.

                                                         Ход урока.

Этап урока

Время

Деятельность  учителя

Деятельность  обучающихся

1.Орг.момент

2 мин.

Жили-были
Старик и старуха...
Любишь ты сказки?
Так слушай, молчи.
Добрая сказка,
Тёплая,
Только, что из печи.
А что может быть
Правдивее хлеба?
Отрежешь ломоть -
И сразу тепло.

В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи,
Добро и зло.
Добрую сказку
Помню с детства.
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты.
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.

 -Добрый день, друзья. Сегодня мы собрались на наши деревенские посиделки, чтобы новое узнать и себя показать.

Дети заходят в класс под музыку  в русских старинных костюмах и рассаживаются по местам.

 

 2. Проверка домашнего задания

3 мин.

Вижу, что вы пришли не с пустыми руками ко мне в гости. Давайте посмотрим на ваши рисунки и послушаем чтение к ним.

Ребята, оцените работы друг друга.

-Какие работы вам понравились и почему?

Дети читают отрывки и показывают свои рисунки.

Дети анализируют и оценивают друг друга.

3. Речевая разминка.

2 мин.

 - Прочитайте текст на доске и определите его жанр.

Кланяется, кланяется,

Придет  домой - растянется.

-Отгадайте её.

-Научитесь читать её скороговоркой.

 -Молодцы, ребята, хорошо потрудились и знаете жанры устного народного творчества. А как называется жанр, с которым вы работали на прошлом уроке?

 

- Это загадка.

- Это топор.

 Дети читают.

 

- Это была сказка.

 

 

4. Введение в тему.

4 мин.

- Сегодня мы на наших посиделках продолжим знакомиться  с этим жанром. Узнаем про новый вид сказки, познакомимся с ее признаками и будем совершенствовать свою технику чтения.

 - А что вы знаете о сказках?

 

 

- На слайде вы видите героев сказок и предметы. Распределите их по видам сказок

-К какому виду сказки вы отнесли картинку солдата и старика?

 

 

 

 

 

 

 

 

А сейчас поработаем со словарем.

- Найдите в словаре понятие «Бытовая сказка»

 

- Давайте вспомним, с каким  бытовым, деревенским предметом  вы уже сегодня встречались? 

 

- По предложенным картинкам определите, как называется сказка.

-  Ребята, а как вы думаете, можно ли на самом деле сварить кашу из топора?

- В бытовых сказках много слов, которые вышли из употребления, не соответствует современности. Такие слова называются устаревшими. А сможете ли вы , поработав в группах, объяснить значение этих слов.

Служивый

Побывка

Вдоволь

Варево

Чулан

Сдобрить

Котел

Коли

Этакую

Сметка

 - Я тоже полистала «Толковый словарь» С.И. Ожегова и даю вам их точное значение. Прочитайте их.

 

 

 

 

- Кому показалась эта работа трудной, покажите карточку со знаком вопроса. А если эта работа показалась вам интересной,  покажите карточку с восклицательным знаком. Во внимание принимаются оба знака одновременно.

 

 

 

- Сказки бывают о животных, волшебные, (бытовые), авторские народные. «Кластер»

Ребята выполняют работу и обосновывают свое решение.

- Ребята рассуждают и доказывают свое мнение. Мы не можем отнести этих героев к сказкам о животных, волшебные сказки имеют в своем содержании чудеса и волшебные предметы. Здесь жизнь простых людей. Поэтому отнесем этих героев к виду бытовой сказки.

 

Обучающие работают со словарем и находят значение  понятия «бытовая сказка»

- Это был топор.

 

 

«Каша из топора»

- Это не реально, но в сказках такое возможно.

Ребята работают в группах, а  за тем каждая группа дает пояснение  по трем словам.

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка – приезд к кому–нибудь на короткое время.

Вдоволь  - достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлебка.  

Чулан – помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить – прибавить к еде что нибудь для вкуса.

Котел – большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – если бы.

Этакую – такую.

Сметка – смекалка.

Ребята сигнализируют свое отношение к работе карточками.

 

5. Первичное чтение текста

3 мин.

   -Потрудились вы не плохо. Пора и честь знать –сказку надо нам читать,

- А теперь усаживайтесь по удобней и прослушайте сказку в исполнении артистов театра. (аудиозапись). А после прослушивания скажите, что вам понравилось в этой сказке?

- Физкультминутка.

Русские солдаты свои мужеством, отвагой и силой защищали свою Родину, её народ. А народ воспевал их в своих песнях.

Послушайте одну из них и покажите движения, которые легко выполнять под музыку.

 

Ребята слушают и отвечают на вопрос.

 

 

Ребята выполняют движения под русскую народную песню «Солдатушки…»

 

6.Вторичное чтение текста

4 мин.

- Хорошо мы отдохнули и на место все вернулись. Ребята , где происходили события этой сказки?

 - Кто является главным героем сказки?

 -Вы без труда дадите правильные ответы , если прочитаете эту сказку в режиме жужжащего чтения.

 Ребята читают сказку жужжащим чтением.

7. Первичная ступень анализа сказки.

2 мин.

 Хорошо мы пожужжали и ,конечно, всё узнали.

 - Где происходили события сказки?

 

 - А сейчас поработайте в парах и расскажите друг другу  последовательность действий и событий в сказке.

 

-Все действия сказки происходят в деревне , в крайней избе.

- Здесь не один главный герой, а два. Это старуха и солдат.

8. Вторичная ступень анализа сказки.

5мин.

-Куда шёл солдат? Дайте ответ предложением из текста.

 

-Почему он постучался именно в эту избу?

 

-Прочитайте, что попросил солдат у старухи с порога?

 

- Как обратился он к старухе?

-С какой  интонацией надо это прочитать?( Прочитайте)

- Как старуха откликнулась на просьбу? Почему? ( прочитайте)

 

 

- Как вы понимаете слово сирота?

 

- Что придумал солдат?

 - Как он это сделал?

 

 

 

-Какой был солдат, что вы можете про него сказать?

- Какой была старуха, что вы можете про неё сказать?

- А сейчас поработав в парах,  определите черты характера старухи и черты характера  солдата.

 

 -Шёл солдат на побывку.(  Выборочное чтение.)

-Эта изба была крайней, а солдат очень устал и был голоден.

- А нет ли у тебя ,хозяюшка, перекусить чего?

-Он назвал её хозяюшкой.

-С уважением ,почитанием.

- У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

-  Человека, который живёт один  и никто ему не помогает , называют сиротой.

- Он решил сам сварить кашу.

-Он видел ,что старуха врёт ему и решил обхитрить старухе. Предложил её сварить кашу из топора.

-Он внимательный, сообразительный.

-Она жадная, скупая.

Работая в парах, находят черты характера главных героев. ( по карточке)

9.Обобщение прочитанного

3 мин.

- Подведите итог: назовите основные черты характера героев.

- Кто вам больше нравится и почему?

-Как вы относитесь к старухе, к солдату?

 

 

 

 

- Что бы вы посоветовали героям сказки?

 

- Русский народ всегда славился своим гостеприимством. А особенно такими были деревенские люди. Когда они уходили на работу дом оставляли открытым , а на столе еду для дорожных людей.

 

 

- А сейчас прочитайте пословицу.

Как понимаете слово «сметка»?

Как вы ее понимаете?

Вы у меня молодцы. Оцените свою деятельность.

-Мне нравиться  неунывающи солдат. Он находит выход из трудной ситуации, но при этом он  не обижает человека.

 Старуха мне не нравиться. Она жадная , умеет притворятся и очень глупая, кашу из топора не сваришь.

 

- Нельзя быть скупым и жадным. Сегодня ты помог другому человеку , а завтра помогут тебе.

Спасибо солдату. Он наелся сам и старуху накормил без споров и возражении. Все остались довольными.

Дают свои ответы.

Метка дороже богатства.

Сметка – это смекалка.

Если ты смекалистый человек, то ты всегда будешь счастливым. Ты найдёшь выход из любой трудной ситуации.

10. Вырази-

тельное чтение

10 мин.

- А сейчас нас ждёт интересная работа. Мы поработаем над выразительным чтением сказки. Попробуем передать интонацией , жестами, мимикой сюжет сказки по частям. Посмотрите на страницу 44 ( на слайд) . Каким  способом удобно читать сказку?

Чтобы вам было лучше понять, я обозначила разными цветами  текст каждого героя и автора.

 - Сколько человек для этого нужно?

 

- С какой интонацией читает каждый герой  сказки?

 

 

 Аналогично ведётся работа по странице 45.

- Чтение по ролям.

 

 

 

 

 

 - Три . Здесь Слова автора, слова старухи, и слова солдата.

 - Слова автора читаются спокойно. Он вводит слушателей в сюжет сказки.

- Слова солдата приветливо , с просьбой?

- Слова старухи спокойно, без эмоции.

- Дети читают, затем анализируют чтение.

11. Домашнее задание.

2 мин.

Скажите, чему учит сказка. Назовите главных героев сказки. Какой герой положительный? Какой отрицательный? Почему?

- Чему учились на уроке?

- Чему научились?

- Что у вас получились? А что нет?

- С какой сказкой познакомились?

– К какому виду сказок она относится?

– Что вы узнали о бытовой сказке?

- А сейчас с помощью сигнальных карточек покажите свое отношение к уроку.

Дома  чтение по ролям. Стр.44-46.и работа в рабочей тетради.

-Спасибо вам за работу и помощь на уроке.

 

Ответы детей.

 

 

Мы познакомились со сказкой «Каша из топора»

- Это бытовая сказка.Главные герои люди, действия происходят в обычных домах. В бытовых сказках высмеивают жадность, скупость, глупость, прославляются доброта, ум, смекалка

Ребята показывают карточки.

Ребята выходят из класса под музыку.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon chtenie.ppt2.16 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...