урок литературного чтения
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Тема: Русская народная сказка «Каша из топора.»
Цель: Сформировать представление о бытовых сказках.
Задачи : 1.Формиролвание грамотного чтения, как основы информационной компетентности.
2 Формирование учебного сотрудничества , как основы коммуникативной компетентности.
3. Привитие духовно – нравственных ценностей ,как основы личностной компетентности.
Тип урока : урок решения новой задачи
Форма урока. Деревенские посиделки
Технология . Личностно – ориентированного обучения, направленного на культурологический подход.
Методы и приемы. Проблемный , диалоговый , игровой , опорных знаков. Словесные, наглядные, работа с учебником.
Ход урока.
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Орг.момент | 2 мин. | Жили-были В сказках, как в жизни, -Добрый день, друзья. Сегодня мы собрались на наши деревенские посиделки, чтобы новое узнать и себя показать. | Дети заходят в класс под музыку в русских старинных костюмах и рассаживаются по местам.
|
2. Проверка домашнего задания | 3 мин. | Вижу, что вы пришли не с пустыми руками ко мне в гости. Давайте посмотрим на ваши рисунки и послушаем чтение к ним. Ребята, оцените работы друг друга. -Какие работы вам понравились и почему? | Дети читают отрывки и показывают свои рисунки. Дети анализируют и оценивают друг друга. |
3. Речевая разминка. | 2 мин. | - Прочитайте текст на доске и определите его жанр. Кланяется, кланяется, Придет домой - растянется. -Отгадайте её. -Научитесь читать её скороговоркой. -Молодцы, ребята, хорошо потрудились и знаете жанры устного народного творчества. А как называется жанр, с которым вы работали на прошлом уроке? |
- Это загадка. - Это топор. Дети читают.
- Это была сказка.
|
4. Введение в тему. | 4 мин. | - Сегодня мы на наших посиделках продолжим знакомиться с этим жанром. Узнаем про новый вид сказки, познакомимся с ее признаками и будем совершенствовать свою технику чтения. - А что вы знаете о сказках?
- На слайде вы видите героев сказок и предметы. Распределите их по видам сказок -К какому виду сказки вы отнесли картинку солдата и старика?
А сейчас поработаем со словарем. - Найдите в словаре понятие «Бытовая сказка»
- Давайте вспомним, с каким бытовым, деревенским предметом вы уже сегодня встречались?
- По предложенным картинкам определите, как называется сказка. - Ребята, а как вы думаете, можно ли на самом деле сварить кашу из топора? - В бытовых сказках много слов, которые вышли из употребления, не соответствует современности. Такие слова называются устаревшими. А сможете ли вы , поработав в группах, объяснить значение этих слов. Служивый Побывка Вдоволь Варево Чулан Сдобрить Котел Коли Этакую Сметка - Я тоже полистала «Толковый словарь» С.И. Ожегова и даю вам их точное значение. Прочитайте их.
- Кому показалась эта работа трудной, покажите карточку со знаком вопроса. А если эта работа показалась вам интересной, покажите карточку с восклицательным знаком. Во внимание принимаются оба знака одновременно. |
- Сказки бывают о животных, волшебные, (бытовые), авторские народные. «Кластер» Ребята выполняют работу и обосновывают свое решение. - Ребята рассуждают и доказывают свое мнение. Мы не можем отнести этих героев к сказкам о животных, волшебные сказки имеют в своем содержании чудеса и волшебные предметы. Здесь жизнь простых людей. Поэтому отнесем этих героев к виду бытовой сказки.
Обучающие работают со словарем и находят значение понятия «бытовая сказка» - Это был топор.
«Каша из топора» - Это не реально, но в сказках такое возможно. Ребята работают в группах, а за тем каждая группа дает пояснение по трем словам. Служивый – солдат, военнослужащий. Побывка – приезд к кому–нибудь на короткое время. Вдоволь - достаточно. Варево – горячее жидкое кушанье, похлебка. Чулан – помещение в доме, служило кладовкой. Сдобрить – прибавить к еде что нибудь для вкуса. Котел – большой металлический сосуд для варки пищи. Коли – если бы. Этакую – такую. Сметка – смекалка. Ребята сигнализируют свое отношение к работе карточками.
|
5. Первичное чтение текста | 3 мин. | -Потрудились вы не плохо. Пора и честь знать –сказку надо нам читать, - А теперь усаживайтесь по удобней и прослушайте сказку в исполнении артистов театра. (аудиозапись). А после прослушивания скажите, что вам понравилось в этой сказке? - Физкультминутка. Русские солдаты свои мужеством, отвагой и силой защищали свою Родину, её народ. А народ воспевал их в своих песнях. Послушайте одну из них и покажите движения, которые легко выполнять под музыку. |
Ребята слушают и отвечают на вопрос.
Ребята выполняют движения под русскую народную песню «Солдатушки…»
|
6.Вторичное чтение текста | 4 мин. | - Хорошо мы отдохнули и на место все вернулись. Ребята , где происходили события этой сказки? - Кто является главным героем сказки? -Вы без труда дадите правильные ответы , если прочитаете эту сказку в режиме жужжащего чтения. | Ребята читают сказку жужжащим чтением. |
7. Первичная ступень анализа сказки. | 2 мин. | Хорошо мы пожужжали и ,конечно, всё узнали. - Где происходили события сказки?
- А сейчас поработайте в парах и расскажите друг другу последовательность действий и событий в сказке. |
-Все действия сказки происходят в деревне , в крайней избе. - Здесь не один главный герой, а два. Это старуха и солдат. |
8. Вторичная ступень анализа сказки. | 5мин. | -Куда шёл солдат? Дайте ответ предложением из текста.
-Почему он постучался именно в эту избу?
-Прочитайте, что попросил солдат у старухи с порога?
- Как обратился он к старухе? -С какой интонацией надо это прочитать?( Прочитайте) - Как старуха откликнулась на просьбу? Почему? ( прочитайте)
- Как вы понимаете слово сирота?
- Что придумал солдат? - Как он это сделал?
-Какой был солдат, что вы можете про него сказать? - Какой была старуха, что вы можете про неё сказать? - А сейчас поработав в парах, определите черты характера старухи и черты характера солдата.
| -Шёл солдат на побывку.( Выборочное чтение.) -Эта изба была крайней, а солдат очень устал и был голоден. - А нет ли у тебя ,хозяюшка, перекусить чего? -Он назвал её хозяюшкой. -С уважением ,почитанием. - У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой. - Человека, который живёт один и никто ему не помогает , называют сиротой. - Он решил сам сварить кашу. -Он видел ,что старуха врёт ему и решил обхитрить старухе. Предложил её сварить кашу из топора. -Он внимательный, сообразительный. -Она жадная, скупая. Работая в парах, находят черты характера главных героев. ( по карточке) |
9.Обобщение прочитанного | 3 мин. | - Подведите итог: назовите основные черты характера героев. - Кто вам больше нравится и почему? -Как вы относитесь к старухе, к солдату?
- Что бы вы посоветовали героям сказки?
- Русский народ всегда славился своим гостеприимством. А особенно такими были деревенские люди. Когда они уходили на работу дом оставляли открытым , а на столе еду для дорожных людей.
- А сейчас прочитайте пословицу. Как понимаете слово «сметка»? Как вы ее понимаете? Вы у меня молодцы. Оцените свою деятельность. | -Мне нравиться неунывающи солдат. Он находит выход из трудной ситуации, но при этом он не обижает человека. Старуха мне не нравиться. Она жадная , умеет притворятся и очень глупая, кашу из топора не сваришь.
- Нельзя быть скупым и жадным. Сегодня ты помог другому человеку , а завтра помогут тебе. Спасибо солдату. Он наелся сам и старуху накормил без споров и возражении. Все остались довольными. Дают свои ответы. Метка дороже богатства. Сметка – это смекалка. Если ты смекалистый человек, то ты всегда будешь счастливым. Ты найдёшь выход из любой трудной ситуации. |
10. Вырази- тельное чтение | 10 мин. | - А сейчас нас ждёт интересная работа. Мы поработаем над выразительным чтением сказки. Попробуем передать интонацией , жестами, мимикой сюжет сказки по частям. Посмотрите на страницу 44 ( на слайд) . Каким способом удобно читать сказку? Чтобы вам было лучше понять, я обозначила разными цветами текст каждого героя и автора. - Сколько человек для этого нужно?
- С какой интонацией читает каждый герой сказки?
Аналогично ведётся работа по странице 45. | - Чтение по ролям.
- Три . Здесь Слова автора, слова старухи, и слова солдата. - Слова автора читаются спокойно. Он вводит слушателей в сюжет сказки. - Слова солдата приветливо , с просьбой? - Слова старухи спокойно, без эмоции. - Дети читают, затем анализируют чтение. |
11. Домашнее задание. | 2 мин. | Скажите, чему учит сказка. Назовите главных героев сказки. Какой герой положительный? Какой отрицательный? Почему? - Чему учились на уроке? - Чему научились? - Что у вас получились? А что нет? - С какой сказкой познакомились? – К какому виду сказок она относится? – Что вы узнали о бытовой сказке? - А сейчас с помощью сигнальных карточек покажите свое отношение к уроку. Дома чтение по ролям. Стр.44-46.и работа в рабочей тетради. -Спасибо вам за работу и помощь на уроке. |
Ответы детей.
Мы познакомились со сказкой «Каша из топора» - Это бытовая сказка.Главные герои люди, действия происходят в обычных домах. В бытовых сказках высмеивают жадность, скупость, глупость, прославляются доброта, ум, смекалка Ребята показывают карточки. Ребята выходят из класса под музыку. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.ppt | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....