Л.Н. Толстой. Два брата.Урок по литературному чтению в 3 классе.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Полчанинова Светлана Леонидовна

На уроке литературного чтения дети знакомятся с особенностями сказок Толстого, пределяют вид сказки. Учатся работать с текстом, развивают речь, обогащают словарный запас.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_literature_v_3_klasse.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе

«Начальная школа XXI в»

Учитель: Полчанинова С.Л.

Тема урока:   Лев Николаевич Толстой «Два брата»

Цели и задачи: 1.  Организовать учебную деятельность детей по              

                               ознакомлению с творчеством Л.Н.Толстого.

  1. Создать условия для повторения знаний о сказке.
  2. На основе материала урока учить детей работать с текстом, развивать речь учащихся.

Ход урока:

  1. Упражнения в тренировке выразительного чтения.

Учитель: Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое?    .

                У меня тоже такое настроение. Начнём наш урок.

         Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен                 уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: . А теперь, вот такое: . А сейчас, вот такое: . (Дети несколько раз тренируются)

Мы будем читать стихотворение с разными настроениями: ,, .

        Это что за хоровод?

        Это сказок хоровод!

        Сказка – умница и прелесть,

        С нами рядышком живёт.

(Дети поочерёдно читают то с радостью, то с грустью, то с равнодушием)

 А теперь, усложним задание: к нашему настроению добавим и силу голоса.

Мы будем читать стихотворение тихо; громко; нормальным голосом.

Вывод: Когда мы читаем выразительно, то используем силу нашего голоса и мимикой помогаем передать настроение героев.

Учитель: Ребята, кто догадался, с какими произведениями мы будем сегодня работать на уроке? (Со сказками)

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Из какой сказки этот отрывок?

        «Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка очень большая, вторая поменьше, третья маленькая. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя, маленькая.

        Девочка захотела сесть. Видит, у стола стоит три стула. Один большой – Михайлы Иваныча, другой поменьше – Настасьи Петровны, третий маленький – Мишуткин.

( Из сказки «Три медведя» Л.Н.Толстого)

Учитель: С творчеством какого писателя мы будем сегодня знакомиться?

 ( С творчеством  Л. Н. Толстого)

Учитель:  Это тема  нашего урока.

  1. Знакомство с биографией писателя.

(На доске вывешены тема урока, портрет писателя, таблица «Произведения Л.Н.Толстого», стоят книги с его произведениями)

 Сообщение о писателе готовит хорошо читающий ученик, увлекающийся литературой.

 Лев Николаевич Толстой был удивительным человеком. Он прожил долгую, интересную жизнь. Когда Толстой был маленьким, он любил гулять в парке, в лесу и мечтать о том, чтобы все люди на земле были счастливы. Став взрослым, он не оставил своей мечты и организовал для бедных детей школу в своём имении «Ясная поляна». Там он обучал их всему, что знал сам. Обучая детей, он писал для них сказки, басни; составил «Азбуку». Посмотрите, сколько замечательных произведений для детей написал Лев Николаевич Толстой.  Лев Николаевич так умел общаться с людьми, что все его считали другом, товарищем.

Учитель:  Спасибо. Посмотрите на таблицу:

     Учитель:  Какие  произведения мы с вами уже знаем  и можем вписать в        

                      нашу таблицу? (сказки, басни)

                      В конце изучения нашей темы мы заполним всю таблицу.

   

  1. Первичное знакомство со сказкой.

(Сказку Л.Н.Толстого читают хорошо читающие дети)

Беседа после чтения:

        1. Понравилась ли вам сказка? Ваши впечатления.

        2. Почему Лев Николаевич Толстой определил жанр своего произведения

            как «сказка»?

        3. Что это за сказка? (бытовая, литературная)

        4. С каким настроением надо читать эту сказку? Какова сила голоса?

      Учитель:  Вам в сказке встретились такие выражения:

  1. Любо было на них смотреть.
  2. Подивились.
  3. Зерна не убыло.

Как вы понимаете их значение?

   Физминутка. Как говорят части тела?

         Мы с вами умеем хорошо говорить.

         А как говорят наши части тела? Покажем? 

  1. Как голова говорит «да»?
  2. Как голова говорит «нет»?
  3. Как плечи говорят «не  знаю»?
  4. Как рука говорит «до свидания»?
  5. Как палец ругается?
  6. Как рука говорит «иди сюда»?
  7. Как руки здороваются?
  8. Как ноги говорят «не хочу»?
  9. Как голова и руки говорят «мы спим»?

  1. Вторичное знакомство со сказкой.

(Сказку Л.Н.Толстого читают  дети «жужжащим чтением)

Беседа после чтения:

  1. Назовите главных героев сказки.
  2. Найдите и прочитайте, чем занимались братья.
  3. Как они поделили зерно?
  4. О чём думал старший брат? Прочитайте.
  5. О чём думал младший брат? Прочитайте.
  6. Почему зерна не убыло?
  7. Почему ещё крепче стала любовь между братьями?
  8. Какие братья? Опишите их, используя слова для справок:

Добрые, жадные, честные, трудолюбивые, отзывчивые, злые, верные, заботливые, грубые, щедрые.

  1. Чему учит нас сказка?

 Учитель:  Прочитайте сказку ещё раз и подумайте, какая из трёх пословиц больше всего подходит к нашему произведению? Почему? (Читают слабо читающие дети)

  1. Семеро одного не ждут.
  2. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  3. Хлеб всему голова.

  Физминутка. Зарядка для глаз.

          Очень долго мы читали,

         Даже глазки у нас устали,

        Вправо, влево посмотрите,

И немножко отдохните.

  1. Зажмурили глазки, открыли (3 раза)
  2. Посмотрели на часы, на парту (3 раза)
  3. Широко открыли глаза, закрыли (3 раза)
  1. Рефлексия. Закрепление знаний.

Учитель:  Игра «Перевёртыши». Я читаю вам сказку, а вы, если слышите, что какие-то факты не соответствуют её содержанию, то хлопаете в ладоши и исправляете.

       В одном селе жили два друга (брата). Землю пахали, траву (хлеб) сеяли. У старшего брата детей не было, а у младшего было семеро (пятеро) детей. Жили братья дружно, что любо было на них посмотреть. Одною осенью поспел у них картофель (хлеб). Они убрали и поделили поровну зёрна. Пришёл вечер (ночь).  Лёг старший брат, не спится ему. Он думал: «Хорошо ли мы хлеб поделили? У брата семья большая, ему на детей хлеба много надо. Пойду и подложу ему своих яблок (зёрен)». Так и сделал.

        Не спалось ночью и младшему брату. Он думал: «Хорошо ли мы с братом хлеб поделили? Мы-то с женой молодые; дети нам на помощь растут; А брат с женой одинокие, постарее нас. Надо ему хлеба от меня прибавить». Задумал и сделал.

        Днём смотрят приятели (братья): зерна не убыло. Подивились, но друг другу ничего не сказали. И так несколько дней (ночей) братья друг другу хлеб перекладывали, пока один другого на месте не застал.

        С тех пор ещё крепче стала любовь между братьями. И прожили они счастливо до глубокой молодости  (старости).

 Молодцы! Какие внимательные читатели.

Учитель:  А теперь работаем в парах, задание в тетрадях на с. 41 №1, 3

  1. Поведение итогов.
  1. С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?
  2. Что интересного вы запомнили из его биографии?
  3. Какое произведение мы прочитали сегодня?
  4. Чему оно нас учит?
  1. Домашнее задание.

С. 109 – 110 выразительно  читать.

Для тех, кому понравилась сказка, может нарисовать иллюстрацию и подготовить пересказ.

 

Для тех, кому захотелось побольше узнать о писателе, может дополнительно о нём прочитать на с. 109.

Учитель:  Спасибо за работу на уроке. Какое у вас настроение, покажите мне: ,, .

Произведения Л.Н.

Толстого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения 2 класс Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

урок литературного чтения  2 класс  Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»   УМК: «Школа России».   Учебный предмет: литературное чтение.   Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, ...

Литературное чтение 3 класс Тема раздела «Произведения Л.Н.Толстого» Тема Научно-популярные и художественные рассказы. Л.Н.Толстой «Зайцы».

Учимся анализировать научно-популярный рассказ и отличать его от художественного рассказа...

Урок литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное чтение", 2 класс, УМК "Перспектива")

Данный материал состоит из плана-конспекта и презентации уроку литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное...

Мастер-класс по литературному чтению (4 класс). Л.Н. Толстой "Лев и собачка" 2022 г.

Мастер-класс. Литературное чтение. Л.Н. Толстой "Лев и собачка", 4 класс, 2022 г....

Л.Н.Толстой "Лебеди" Презентация к уроку литературного чтения 3 класс

Л.Н.Толстой "Лебеди" Презентация к уроку литературного чтения 3 класс...