Л.Н. Толстой. Два брата.Урок по литературному чтению в 3 классе.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
На уроке литературного чтения дети знакомятся с особенностями сказок Толстого, пределяют вид сказки. Учатся работать с текстом, развивают речь, обогащают словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_literature_v_3_klasse.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе
«Начальная школа XXI в»
Учитель: Полчанинова С.Л.
Тема урока: Лев Николаевич Толстой «Два брата»
Цели и задачи: 1. Организовать учебную деятельность детей по
ознакомлению с творчеством Л.Н.Толстого.
- Создать условия для повторения знаний о сказке.
- На основе материала урока учить детей работать с текстом, развивать речь учащихся.
Ход урока:
- Упражнения в тренировке выразительного чтения.
Учитель: Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое? .
У меня тоже такое настроение. Начнём наш урок.
Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: . А теперь, вот такое: . А сейчас, вот такое: . (Дети несколько раз тренируются)
Мы будем читать стихотворение с разными настроениями: ,, .
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка – умница и прелесть,
С нами рядышком живёт.
(Дети поочерёдно читают то с радостью, то с грустью, то с равнодушием)
А теперь, усложним задание: к нашему настроению добавим и силу голоса.
Мы будем читать стихотворение тихо; громко; нормальным голосом.
Вывод: Когда мы читаем выразительно, то используем силу нашего голоса и мимикой помогаем передать настроение героев.
Учитель: Ребята, кто догадался, с какими произведениями мы будем сегодня работать на уроке? (Со сказками)
- Актуализация знаний.
Учитель: Из какой сказки этот отрывок?
«Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка очень большая, вторая поменьше, третья маленькая. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя, маленькая.
Девочка захотела сесть. Видит, у стола стоит три стула. Один большой – Михайлы Иваныча, другой поменьше – Настасьи Петровны, третий маленький – Мишуткин.
( Из сказки «Три медведя» Л.Н.Толстого)
Учитель: С творчеством какого писателя мы будем сегодня знакомиться?
( С творчеством Л. Н. Толстого)
Учитель: Это тема нашего урока.
- Знакомство с биографией писателя.
(На доске вывешены тема урока, портрет писателя, таблица «Произведения Л.Н.Толстого», стоят книги с его произведениями)
Сообщение о писателе готовит хорошо читающий ученик, увлекающийся литературой.
Лев Николаевич Толстой был удивительным человеком. Он прожил долгую, интересную жизнь. Когда Толстой был маленьким, он любил гулять в парке, в лесу и мечтать о том, чтобы все люди на земле были счастливы. Став взрослым, он не оставил своей мечты и организовал для бедных детей школу в своём имении «Ясная поляна». Там он обучал их всему, что знал сам. Обучая детей, он писал для них сказки, басни; составил «Азбуку». Посмотрите, сколько замечательных произведений для детей написал Лев Николаевич Толстой. Лев Николаевич так умел общаться с людьми, что все его считали другом, товарищем.
Учитель: Спасибо. Посмотрите на таблицу:
Учитель: Какие произведения мы с вами уже знаем и можем вписать в
нашу таблицу? (сказки, басни)
В конце изучения нашей темы мы заполним всю таблицу.
- Первичное знакомство со сказкой.
(Сказку Л.Н.Толстого читают хорошо читающие дети)
Беседа после чтения:
1. Понравилась ли вам сказка? Ваши впечатления.
2. Почему Лев Николаевич Толстой определил жанр своего произведения
как «сказка»?
3. Что это за сказка? (бытовая, литературная)
4. С каким настроением надо читать эту сказку? Какова сила голоса?
Учитель: Вам в сказке встретились такие выражения:
- Любо было на них смотреть.
- Подивились.
- Зерна не убыло.
Как вы понимаете их значение?
Физминутка. Как говорят части тела?
Мы с вами умеем хорошо говорить.
А как говорят наши части тела? Покажем?
- Как голова говорит «да»?
- Как голова говорит «нет»?
- Как плечи говорят «не знаю»?
- Как рука говорит «до свидания»?
- Как палец ругается?
- Как рука говорит «иди сюда»?
- Как руки здороваются?
- Как ноги говорят «не хочу»?
- Как голова и руки говорят «мы спим»?
- Вторичное знакомство со сказкой.
(Сказку Л.Н.Толстого читают дети «жужжащим чтением)
Беседа после чтения:
- Назовите главных героев сказки.
- Найдите и прочитайте, чем занимались братья.
- Как они поделили зерно?
- О чём думал старший брат? Прочитайте.
- О чём думал младший брат? Прочитайте.
- Почему зерна не убыло?
- Почему ещё крепче стала любовь между братьями?
- Какие братья? Опишите их, используя слова для справок:
Добрые, жадные, честные, трудолюбивые, отзывчивые, злые, верные, заботливые, грубые, щедрые.
- Чему учит нас сказка?
Учитель: Прочитайте сказку ещё раз и подумайте, какая из трёх пословиц больше всего подходит к нашему произведению? Почему? (Читают слабо читающие дети)
- Семеро одного не ждут.
- Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
- Хлеб всему голова.
Физминутка. Зарядка для глаз.
Очень долго мы читали,
Даже глазки у нас устали,
Вправо, влево посмотрите,
И немножко отдохните.
- Зажмурили глазки, открыли (3 раза)
- Посмотрели на часы, на парту (3 раза)
- Широко открыли глаза, закрыли (3 раза)
- Рефлексия. Закрепление знаний.
Учитель: Игра «Перевёртыши». Я читаю вам сказку, а вы, если слышите, что какие-то факты не соответствуют её содержанию, то хлопаете в ладоши и исправляете.
В одном селе жили два друга (брата). Землю пахали, траву (хлеб) сеяли. У старшего брата детей не было, а у младшего было семеро (пятеро) детей. Жили братья дружно, что любо было на них посмотреть. Одною осенью поспел у них картофель (хлеб). Они убрали и поделили поровну зёрна. Пришёл вечер (ночь). Лёг старший брат, не спится ему. Он думал: «Хорошо ли мы хлеб поделили? У брата семья большая, ему на детей хлеба много надо. Пойду и подложу ему своих яблок (зёрен)». Так и сделал.
Не спалось ночью и младшему брату. Он думал: «Хорошо ли мы с братом хлеб поделили? Мы-то с женой молодые; дети нам на помощь растут; А брат с женой одинокие, постарее нас. Надо ему хлеба от меня прибавить». Задумал и сделал.
Днём смотрят приятели (братья): зерна не убыло. Подивились, но друг другу ничего не сказали. И так несколько дней (ночей) братья друг другу хлеб перекладывали, пока один другого на месте не застал.
С тех пор ещё крепче стала любовь между братьями. И прожили они счастливо до глубокой молодости (старости).
Молодцы! Какие внимательные читатели.
Учитель: А теперь работаем в парах, задание в тетрадях на с. 41 №1, 3
- Поведение итогов.
- С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?
- Что интересного вы запомнили из его биографии?
- Какое произведение мы прочитали сегодня?
- Чему оно нас учит?
- Домашнее задание.
С. 109 – 110 выразительно читать.
Для тех, кому понравилась сказка, может нарисовать иллюстрацию и подготовить пересказ.
Для тех, кому захотелось побольше узнать о писателе, может дополнительно о нём прочитать на с. 109.
Учитель: Спасибо за работу на уроке. Какое у вас настроение, покажите мне: ,, .
Произведения Л.Н.
Толстого
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения, 4 класс, УМК "Школа России" Л.Н.Толстой "Детство".
Конспект урока и презентация....
урок литературного чтения 2 класс Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»
урок литературного чтения 2 класс Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек» УМК: «Школа России». Учебный предмет: литературное чтение. Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, ...
Литературное чтение 3 класс Тема раздела «Произведения Л.Н.Толстого» Тема Научно-популярные и художественные рассказы. Л.Н.Толстой «Зайцы».
Учимся анализировать научно-популярный рассказ и отличать его от художественного рассказа...
Литературное чтение 3 класс Тема раздела «Произведения Л.Н.Толстого» Тема Научно-популярные и художественные рассказы. Л.Н.Толстой «Зайцы».
Произведения Л.Н.Толстого...
Урок литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное чтение", 2 класс, УМК "Перспектива")
Данный материал состоит из плана-конспекта и презентации уроку литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Два брата" (Л.Ф. Климанова Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий " Литературное...
Мастер-класс по литературному чтению (4 класс). Л.Н. Толстой "Лев и собачка" 2022 г.
Мастер-класс. Литературное чтение. Л.Н. Толстой "Лев и собачка", 4 класс, 2022 г....
Л.Н.Толстой "Лебеди" Презентация к уроку литературного чтения 3 класс
Л.Н.Толстой "Лебеди" Презентация к уроку литературного чтения 3 класс...