Система работы по совершенствованию видов речевой деятельности
статья по чтению по теме
Овладение навыками правильной и чистой, содержательной и логичной, богатой и выразительной, уместной и воздействующей речи имеет основополагающее значение для формирования полноценной личности сознательного гражданина правового государства. Сегодня модель выпускника предполагает владение речевой компетентностью, что является объективной необходимостью, продиктованной потребностями современного общества. Потребность в общении - одна из самых главных в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_deyatelnost.docx | 58.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 4 города Ейска муниципального образования Ейский район
Тема «Система работы по совершенствованию видов речевой деятельности»
Автор: Журавлева Надежда Петровна учитель начальных классов МОУ лицей № 4 г. Ейска МО Ейский район |
г. Ейск,
2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………3-4стр.
- Поиск педагогических форм, методов и приемов работы по речевому развитию………………………………………………………………4-5стр.
1.1. Речевые разминки …………..……………………………………5-6стр.
1.2. Работа с пословицами, загадками, скороговорками. …………..6-11стр.
- Развитие речи – одна из ведущих задач в современной начальной
школе………………………………………………………………………12стр.
2.1. Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся…12-13стр.
2.2. Работа над сочинениями во 2 классе. ………………………14 -15стр.
2.3. Сочинения по картине……………………………………… .16-19стр.
Заключение……………………………………………………………….20стр.
Список используемой литературы.
Приложение.
Приятная для слуха речь - своего рода музыка.
Аристотель
"Заберите у меня все, чем я обладаю,
Но оставьте мне мою речь,
И скоро я обрету все, что я имел".
Д. Уэбстер.
Введение
Модернизация образования школы предъявляет новые требования к деятельности учителя и учащихся на уроке. Изменились политика и концепции образования, изменились и дети, приходящие в школу.
В связи с государственно-политическим переустройством в Российской Федерации востребована творческая личность, свободно владеющая связной речью как орудием интеллектуальной деятельности, способная эффективно трудиться во всех сферах общественной практики.
Актуальность. Овладение навыками правильной и чистой, содержательной и логичной, богатой и выразительной, уместной и воздействующей речи имеет основополагающее значение для формирования полноценной личности сознательного гражданина правового государства. Сегодня модель выпускника предполагает владение речевой компетентностью, что является объективной необходимостью, продиктованной потребностями современного общества. Потребность в общении - одна из самых главных в жизни человека.
Проблема. Последние годы в начальную школу приходят все больше учеников с речевыми нарушениями (до 90%, по данным логопедов), ослабленные физически и психически.
Как же быть с теми у кого системные недостатки функционирования речевой базы младших школьников:
1. слабо натренированный артикуляционный аппарат;
2. неточная работа артикуляционного аппарата:
- в результате вялости и недостаточной гибкости (подвижности, “послушности”) частей речевого аппарата наблюдается “смазанность” речи, неясность, нечеткость;
- в результате чрезмерной напряженности мышц речевого аппарата возникает чрезмерная торопливость, “скороговорчатость” произнесения;
- нечеткость произнесения ряда звуков, нестойкостью употребления нарушенных звуков в речи, заменой одних звуков другими, более простыми по артикуляции.
3. Дефекты речи: картавость, шепелявость, присвистывание, искажение и пр.
И тогда уже перед учителем встает задача поиска педагогических форм, методов и приемов работы, которые способствовали бы речевому развитию ребенка. Это потребовало творческого подхода к подбору материалов, позволяющих скорректировать и развить детей.
1. Поиск педагогических форм, методов и приемов работы по речевому развитию
Первый шаг на пути обучения речевой коммуникации показать ученикам, что речью необходимо управлять, её нужно уметь контролировать.
Первым направлением является работа над техникой речи, которая понимается как результат правильного дыхания, четкой дикции: речь усваивается, когда приобретается способность управлять мускулами речедвигательного аппарата. Задача развития речи ребенка не сводится, как
это принято считать, к обучению правильно и связно говорить, а предполагает постепенное и качественное формирование процессов слушания, говорения, чтения и письма, которые очень влияют друг на друга. Например, недоразвитие слушания может породить трудности в овладении письмом, а некачественное чтение – отразиться на правописании.
Разные виды речевых умений формируются по-разному: одними можно овладеть на основе подражания, другими только в ходе специального
обучения.
1.1. Речевые разминки
Уже на первом этапе обучения чтению в букварный период предполагается обучение правильному произношению слов при чтении, развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста, выработка умения убыстрять и замедлять темп чтения, умение увеличивать и уменьшать силу голоса (от громкой речи до шепота и наоборот) в зависимости от ситуации и коммуникативной задачи высказывания. Большое внимание уделяется развитию четкой дикции, отработке правильной артикуляции гласных и согласных звуков в словах и фразах. Проводится работа над интонацией (темп, ритм, тон, логическое ударение, мелодика речи и чтения).Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью.
Речевые разминки решают следующие задачи:
- учат детей слушать вопрос;
- устраняют разного рода неточности в произношении;
- вырабатывают четкую дикцию, правильное дыхание, ритм чтения, выразительность;
- учат понимать жесты, мимику, разыгрывать небольшие сценки и т.д.
1.2..Работа с пословицами, загадками, скороговорками. Необходимость развития речевой культуры младших школьников через использование пословиц, скороговорок, загадок обусловлена тем, что дети приходят в школу с разным уровнем развития речи, возникает необходимость использовать такие задания, с помощью которых можно развивать речь учащихся, делать её яркой, образной, эмоциональной. К таким заданиям относится работа с пословицами и поговорками, скороговорками, загадками.
С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли была в чести. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь “хорошее слово – половина счастья”.
Я начинаю эту работу на уроках обучения грамоте, где изучая новую букву знакомлю детей с пословицами.. Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутье к звуковым красотам родного языка, чувство юмора, обогащают их знание.
На уроках литературного чтения пословицы вводят детей в тему, помогают обогатить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформировать основную мысль прочитанного, характер героев. И даже на уроках математики по УМК «Перспектива» ( Л.Г.Петерсон) пословицы становятся эпиграфом всего урока или служат созданием определенной проблемной ситуации.
1 класс. Математика 1 часть. Урок 34
Тип урока: Р.
Тема: «Числа 1-6».
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включить учащихся в учебную деятельность посредством девиза;
2) определить содержательные рамки урока;
3) сформулировать основную образовательную цель урока.
Учитель открывает на доске пословицу :
Знание лучше богатства!
- Прочитайте пословицу.
- Как вы ее понимаете? (Знание приносит больше пользы, …)
- Согласны ли вы с этой народной мудростью? Почему?
- Что нового вы узнали на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы изучили число и цифру 6.)
- Кто из вас уверен, что хорошо усвоил новый материал?
- Как в этом убедиться? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
- Чему же будет посвящен сегодняшний урок? (На уроке мы проверим свои знания о числе 6.)
- А если выясниться, что вы допускаете ошибки? (Мы будем над ними работать)
- Пожелаем друг другу удачи и в путь!
Каждая самостоятельная и контрольная работа по математике на печатной основе содержит пословицу или поговорку, которая помогает детям в выполнении задания.
Математике учиться – всегда пригодится.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Корень ученья горек, да плод его сладок.
Не пером пишут, а умом!
Без муки нет и науки!
Больше дела, меньше слов!
Начинай дело, о конце размышляй!
Красна птица опереньем, а человек – уменьем.
Тише едешь – дальше будешь! …
Все мы знаем, что в народных высказываниях содержится мудрость народа, восхваляются нравственные качества, осуждаются негативные. Поэтому использование их в работе способствует развитию речи, обогащению ее нравственного содержания.
Как важны в работе загадки .В ходе совместного обсуждения с детьми нужно выявить важные признаки загадки:
- при обучении грамоте называется отгадка, обращается внимание на какую букву начинается слово, какой это звук, какой он может быть – мягким и твердым;
- на уроках чтения и русского языка обращается внимание, что предмет хотя он и не называется, но он сравнивается, описывается, противопоставляется или называется по-другому;
- называются главные признаки предмета, отличающие его от всех других;
- в некоторых загадках можно использовать рифму.
Для повышения речевой активности учащихся на уроках обучения грамоте часто использую отрывки сказок и стихотворений детских писателей (Ш. Перро «Золушка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах», С. Михалкова « Дядя Степа», А. Толстого « Золотой ключик» А. Милна «Винни-Пух и все-все- все», «Гуси-лебеди», К.Чуковского «Телефон», П. Ершова «Конек-горбунок», Г.Х Андерсена «Дюймовочка», которые тоже способствуют развитию речевой активности учащихся.
Для развития речи младших школьников могут быть использованы самые разные методики, в том числе и методика скороговорения. Во время скороговорного общения школьники имеют возможность ощутить гордость
за богатство своего языка, почувствовать радужность и звенящую силу русской речи, создать пространство творческого взаимодействия, порадовать друг друга и порадоваться самим.
Работа со скороговорками развивает речевой аппарат учащихся, чистоту звука, а затем и интонацию. Скороговорки сначала читаются в темпе разговорной речи, не очень быстро, так как у учащихся еще не выработано правильное произношение.
Методика скороговорения может быть использована как на уроках, так и во внеклассной работе.
Предлагаю следующие формы работы со скороговоркой.
Обыгрывание скороговорок:
- проговаривание в разном темпе с разными интонациями (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивлённо, озабоченно, разочарованно…);
- проговаривание, сопровождаемое определёнными загаданными действиями (например, хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями…);
- импровизационное инсценирование скороговорок;
- создание скороговорных приветствий.
Игру «Назови скороговорку по букве» я использую не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях: «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики», «Прощай, букварь»
Можно устроить «Скороговорный круг». Для этого по кругу передаётся какой-то предмет и произносится скороговорка
Мы играем в игру «Скороговорная лента». На концах двух палочек закрепляется лента (можно использовать нитку или верёвочку). По команде два человека начинают её скручивать и одновременно говорить скороговорку. Кто быстрее свернёт ленту и при этом правильно произнесёт скороговорку.
При отгадывании ребусов важно не просто обнаружить искомое слово, но и произношение его в соответствии с нормой литературного ударения. При записи слов и постановке над ними знака ударения произносительная норма закрепляется в речи младших школьников
- Развитие речи – одна из ведущих задач в современной начальной школе.
Обогащение словаря учеников имеет большое значение для развития их речи. Поэтому каждый раз убеждаюсь в необходимости постоянной работы со словарями, стараясь пробудить интерес к отдельно
взятому слову. Необходимо изучать происхождение слова (именно оно во многом объясняет правописание ), строение (состав), произношение, написание, его значение. Нужно показать, как живет и развивается это слово в структуре словосочетаний, предложений, небольшого текста; связывать слово с конкретной речевой ситуацией.
2.1. Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся.
Работа над словарем - это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль.
Работа над словарем состоит в его уточнении, обогащении и активизации. Над уточнением словаря веду работу постоянно, на всех занятиях.
Учащиеся часто не понимают самых простых слов. Причиной этого является слабая работа по привитию навыка вникать в смысл слова. Дети совершенно не думают о смысле слова, у них нет образа за словом. Для уточнения смысла слова эффективны такие всем известные задания, как назвать от какого слова образовались данные слова, подбор проверочных и однокоренных слов, поиск проверяемых и проверочных слов.
Такие упражнения заставляют вникать в смысл слова, а также вырабатывать орфографический навык.
Активный словарь у детей невелик. Однако и этот небольшой запас слов многие не всегда умеют использовать в своей речи. Поэтому передо мной
стоят задачи: 1) расширить детский словарь; 2) пассивный словарь сделать активным; 3) обогатить речь ученика образными словами и выражениями.
Работу над словами с непроверяемым написанием я позаимствовала из методики С.Н.Лысенковой. Задания здесь направлены не только на запоминание нового слова, но и ведется систематическая работа по развитию речи. Слова разбиты на блоки.
Каждый блок вывешивается на неделю в классе. Работа проводится по следующему плану.
Понедельник. Ознакомление с блоком, орфографическое проговаривание (3 раза), запись слов в индивидуальные словарики с выделением орфограмм и расстановкой ударения, выяснение значения этих слов (по толковому словарю), подбор названия блока.
Вторник. Запись в тетрадях по слогам, для переноса (орфографическое проговаривание).
Среда. Составление словосочетаний, подбор однокоренных слов (где возможно), составление предложений.
Четверг. Составление связного рассказа с данными словами, придумывание заглавия своего текста (каждый ребенок пишет свой текст, может менять заголовок), отбор лучших текстов.
Пятница. Словарный диктант (с использованием слов из предыдущих блоков).
В 3 – 4 классах этапы данного плана можно усложнить. Например, найти значение слова в толковом словаре дома самостоятельно и т.д.
2.2.Работа над сочинениями во 2 классе.
Сочинения во 2 классе - это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия можно вводить элемент описания. Проводятся они как в устной, так и в письменной форме на протяжении всего учебного года.
Устному рассказу, как и сочинению, нужно обучать. Устные рассказы вначале составляются коллективно и служат образцом для индивидуальных рассказов, которые рекомендуется проводить лишь во втором полугодии. Сочинения также составляются коллективно по плану, данному учителем
или коллективно составленному. Готовый план учитель записывает на доске до урока. Если же план составляется коллективно, то запись идет по мере составления.
С третьей четверти в сочинения и рассказы можно включать элементы описания. Эти элементы представляют собой очень краткие описания отдельных предметов, животных, людей. Прежде чем приступить к работе над сочинениями с элементами описания, учитель обращает внимание детей на те фрагменты из изучаемых ими художественных произведений, которые содержат описания и могут служить образцом. Чтобы описания получились точными, учитель организует наблюдения. В описаниях обычно широко используются прилагательные. Учащимся необходимо указать на это и помочь подобрать нужные слова в каждом отдельном случае. При подготовке сочинений следует представлять прилагательные в сочетании с наименованием тех предметов, которые учащиеся будут описывать, например: березка – молоденькая, красивая, белая, стройная, нарядная; листочки – зеленые, изумрудные, клейкие, мелкие. Эти ряды слов записываются на доске, и, работая с ними, учитель может показать, как из многих слов следует выбирать одно, самое точное и нужное для выражения данной мысли.
Устная подготовка сочинений во 2-ом классе несколько сокращается. Учитель помогает детям отобрать и привести в систему материал, осмыслить
его в свете сочинения, систематизировать. Ведущая роль отводится подготовительной беседе. Вместо беседы иногда допускается свободное устное рассказывание по теме с последующим обсуждением. Всякому сочинению предшествует коллективное составление плана.
Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает. Вначале рассказы составляются коллективно, затем два – три ученика их повторяют, и только после повторения учащиеся записывают их.
Постепенно количество повторений сокращается до одного, и, наконец, коллективно составленный рассказ учащиеся записывают без повторений.
Работа над сочинением во 2-ом классе, как уже указывалось, предусматривает обогащение словаря учащихся. Словарная работа в связи с сочинениями может проводиться в такой системе:
1. Введение в устные рассказы и в сочинения детей новых слов, только что объясненных на уроках чтения (половодье, хлынула, убранство и др.)
2. Подбор синонимов или выбор из синонимического ряда слов, наиболее подходящих для выражения данного содержания (птицы поют, распевают, заливаются и др.)
3. Включение в рассказы и тексты сочинений фразеологических оборотов наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением
(Река вышла из берегов – разлилась; спит как убитый – крепко).
4. Усвоение сочетаемости слов. Учащимся необходимо как можно чаще давать слова в их связи с другими словами. При составлении сочинения учитель предлагает словосочетания, но следует выбрать те, которые более других подходят по смыслу. Слова могут иметь очень широкую сочетаемость, но учитель в списки включает самые необходимые, например: травка зеленеет, растет иглами, показалась, пробивается и др.
2.3. Сочинения по картине.
Я хочу рассказать о своей работе с учащимися по написанию сочинений по картине. Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем
непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.
В школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, ноне всегда достаточно выразительны. Поэтому для развития речи следует использовать художественные картины
(репродукции). Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.
Сочинения по картинам делятся на три основных вида:
- повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;
- повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета;
- описание картины.
Сочинения (устные и письменные) по серии картин проводятся в 1-2 и реже в 3-4 классах. Серия из 2-5 картин облегчает составление плана, сюжета. Поэтому в I классе обучать детей плану, композиции и сюжету сочинения удобнее всего именно по серии картин. Дети, направляемые вопросами по 1-3 предложения, озаглавливают рассказики.
Сочинения по одной картине значительно труднее предыдущего вида. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие, до и после того момента, который запечатлен на картине. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.
Первые сочинения по одной картине должны быть устными и предваряться беседой. Описание картины – самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в 3-4классах (элементы описания картины возможны в I – II классах).
В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины (что на ней изображено);
во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов;
в-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть;
наконец, идейный смысл, « настроение» картины.
Уже в I классе практикуется устное описание картины ( « Расскажи,
что ты видишь на картине» ). От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.
Работа учащихся 4 класса.
Картина В. Д. Поленова « Первый снег».
Вопросы и задания для выяснения содержания картины: какое время года изображено на картине? Назовите признаки поздней осени. Опишите берега реки. Какой день изображен художником? Какое настроение вызывает эта картина?
Примерный план
1. Скромная русская природа. Течет спокойно, поворачивает вправо,
теряется среди просторов, листочки
держатся, одинокое дерево.
2.Пасмурный осенний день. Тучи тяжелые, серые, мутные, сливается
вдали.
3.Настроение человека в дни
поздней осени. Тихая грусть
Примерное сочинение.
Родная русская природа. Спокойно течет река. Вдали она чуть поворачивает вправо и теряется среди бескрайних просторов. Ее пологий берег зарос небольшим лесом и кустарником. На кустах еще кое-где держатся листочки. В глубине стоит одинокое дерево.
На землю лег первый снег. Тяжелые свинцовые тучи затянули небо. Вдали оно сливается с белыми полями. День стоит пасмурный, серый. Ни один луч солнца не пробивается сквозь мутную пелену.
Тихую грусть вызывают картины поздней осени.
Работа над планом
1. С первого класса учить работать по плану.
2. Коллективное составление плана (учитель должен сам четко сформулировать каждый пункт плана и представлять его).
3. Самостоятельное составление плана.
Требуется самостоятельно составлять план со II класса.
Ход работы
I. Чтение темы и обдумывание содержания сочинения (« Как Юра пас стадо»)
- О чем можно написать в сочинении?
II. Беседа по содержанию.
- Где пас стадо Юра?
- Сколько волков напало на стадо?
- Как он стал защищать стадо от волков?
- Что сделали собаки?
III. Составление плана
1. На поляне.
2. Нападение волков.
3. Находчивость Юра.
4. Собаки приходят на помощь.
5. Опасность миновала.
IV. Лексико-орфографическая работа
1. Стадо овечье, телячье паслось, разбрелось.
2. Тревожное, волки, серые, разбойники, хищники, звери. Крадутся, таятся, подбираются, выбегают, выскакивают, хватают, несутся прочь.
3. Находчивый, решительный, вежливый.
4. Собаки примчались, бросились в погоню, защитили стадо.
V. Рассказ по плану.
VI. Письмо сочинения с самопроверкой.
Вывод. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, развивать умение общаться – необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения младших школьников считаю развитие речевой культуры.
Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.
Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности.
Литература.
- Речевые секреты. Книга для учителя начальных классов. Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 1992.
- Занимательно о русском языке. Пособие для учителя \ В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.– Л.: Просвещение. 1990.
- Развиваем речь. Учебное пособие для письменных творческих заданий Девина И.А., Девина В.А. – М.: Издательство, 2003.
- Учись! Твори! Развивайся! Игры для развития мышления, речи, общения, творчества. Зельцерман Б, Рогалева Н.– ПЦ, 1997.
- Развитие речи.Дети7 – 10 лет. Мельникова И.И.- Ярославль, Академия развития. 2002.
- Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2003.
- Я иду на урок в начальную школу: Развитие речи: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2004.
- Начальная школа.№4,10 1989, 1983 гг.
- Стихи для развития речи. СПб.. Издательский Дом “Литера” 2004.
Приложение1.
2 класс ( I полугодие)
1 2 3
Москва фамилия тетрадь
здравствуйте дежурный карандаш
спасибо сосед ластик
идти абзац
4 5 6
двадцать сколько одежда
сочинение скоро пальто
диалог давно перчатки
монолог недавно пояс
7 8 9
заяц береза авария
собака калина кабина
овчарка чеснок случай
теленок лопата такой
10 11 12
ветер абажур макароны
иней ванна салфетки
мороз зеркало скатерть
овраг полотенце пирог
13 14
базар образ
забор палец
узел пингвин
янтарь щегол
2 класс ( II полугодие)
1 2 3
сегодня суббота пенал
сейчас число резинка
секунда работа линия
быстро обложка
4 5 6
валенки красота воробей
погода весело ворона
ребёнок ветер крокодил
коньки мечта лисица
7 8 9
корова город ковер
молоко деревня мебель
майонез калитка фонарь
редкий терраса чемодан
10 11 12
малина каблук основа
урожай эстафета лучше
чучело юный обман
шалаш обычно обычно
13 14 15
лагерь памятник навстречу
охота парад электричка
цирк шинель экспресс
янтарь народ
3 класс (I полугодие)
1 2 3
рассказ библиотека улица
здравствуйте столица дорога
экскурсия театр аллея
сентябрь решать шоссе
4 | 5 | 6 |
автобус | адрес | багаж |
автомобиль | квартира | вагон |
расстояние | рисунок | вокзал |
трамвай | здесь | до свидания |
7 | 8 | 9 |
октябрь | налево | месяц |
ноябрь | направо | календарь |
декабрь | впереди | воскресенье |
январь | назад | четверг |
февраль |
|
|
10 | 11 | 12 |
аптека | восток | шофёр |
телефон | запад | инженер |
магазин | север | металл |
метро | болото | песок |
13 валенки | 14 аккуратно | 15 тепловоз |
ботинки хоккей футбол | теперь потом однажды | электровоз металл отец |
|
3 класс (II полугодие)
16 17 18
завтрак обед | животное соловей | картофель морковь |
ужин | растение | огурец |
| осина | помидор |
19 | 20 | 21 |
аккуратно | кастрюля | пшеница |
везде | тарелка | растение |
вчера | килограмм | трактор |
сегодня | земляника | солома |
22 | 23 | 24 |
картина | легко | горячий |
костёр | медленно | интересный |
лестница | теперь | прекрасный |
топор 25 | терраса 26 | хороший 27 |
герой победа | ракета готов | комбайн ездить |
космонавт | увидеть | засеять |
космос | слышать | урожай |
28 | 29 | 30 |
жёлтый чёрный тяжёлый | завтра вчера сегодня | бьёт пьёт шьёт |
пчёлы | сейчас | льёт |
4 класс ( I полугодие)
1 2 3
Россия директор женщина
Отечество председатель профессия
правительство беседа галерея
гражданин изложение изображение
4 5 6
диалог двадцать живопись
каллиграфия двенадцать орнамент
интонация одиннадцать оттенок
цитата восемь пейзаж
7 8 9
доверие гореть ездить
биография сверкать шествовать
секрет желать шефствовать
шпион засеять путешествие
10 11 12
блеять неволить гладить
веять негодовать думать
лаять ненавидеть сеять
таять клеить строить
13 14 15
однажды сверху честно
около слева нельзя
потом снизу медленно
сейчас справа назад
непоседа едкий легко
4 класс ( II полугодие)
16 17 18
издалека снегирь карикатура
вместе пороша инициатива
волшебник горизонт портрет
фантазия ураган привет
салют коньки забавы
19 20 21
командир пароль активный
оборона печаль вежливый
солдат фойе серебряный
свобода экипаж фиолетовый
очевидец революция торжественный
22 23 24
неаккуратный некрасивый ненастный
невежливый неопрятный деликатный
недоверчивый неуклюжий коллективный
неинтересный неумный торжественный
неискренний нечестный ароматный
25 26 27
аппетит хозяйство агроном
аромат овёс борозда
малина овощи виток
мякоть огород земледелие
орех овца сеялка
28 29 30
бульдозер заповедник кровать
катушка каталог комната
конструкция лисица маляр
локомотив равнина молоток
экспресс электростанция экскаватор
эскалатор квартал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста
Чтение – основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться....
Система работы по совершенствованию техники чтения
Постепенно задание усложняется. Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке многие ребята считывают их за 5 секунд. Таблицы изготовили на урок...
Совершенствование перцептивно-речевой деятельности учащихся начальных классов с задержкой психического развития
В данной работе показан опыт организации работы специалистов службы сопровождения в начальных классах VII вида. Представлена структура программы коррекционной помощи младшим школьникам с З...
Совершенствование перцептивно-речевой деятельности учащихся начальных классов с ЗПР
При логопедическом обследовании этих школьников часто выявляется нарушения подвижности органов артикуляционного аппарата, недостаточный объём речевых движений, замены, вялость мышечного тонуса, ...
Статья. Тема : Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста
Статья. Тема : Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Он...
Формирование тестологической компетенции учителя английского языка (на основе работы с рецептивными видами речевой деятельности)
Пример применения стратегии обучения аудированию. Упражнения разработаны по учебнику Spotlight 4, страница 72...
Развитие видов речевой деятельности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности
Мой опыт на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности....
Комментарии
Овладение языком, речью –
Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, развивать умение общаться – необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения младших школьников считаю развитие речевой культуры.
Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.
Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности.