Совершенствование перцептивно-речевой деятельности учащихся начальных классов с задержкой психического развития
статья по логопедии на тему
В данной работе показан опыт организации работы специалистов службы сопровождения в начальных классах VII вида. Представлена структура программы коррекционной помощи младшим школьникам с ЗПР, нацеленная на развитие различных сторон перцептивно -речевой сферы (блоки и направления программы). Описанная структура, деление на блоки позволит осуществить индивидуальный подход к ученикам, предусмотреть варианты упрощения и усложнения материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_dlya_seminara.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Совершенствование перцептивно-речевой деятельности учащихся начальных классов с замедленным психическим развитием.
Уважаемые коллеги, в начале своего выступления я хотела бы обратить ваше внимание на данные, приведённые в таблице №1.
Данные обследования городского ПМПК и состав обучающихся СКОШ №2. (Приложение 1)
Цифры говорят сами за себя, что число учащихся, имеющих трудности в обучении и нуждающихся в повышенном внимании специалистов психологического и логопедического профиля, в настоящее время достаточно велико и из года в год оно только растёт. Обучаясь в условиях общеобразовательных учреждений, такие дети нуждаются в специальной коррекционной помощи.
Мы вместе с вами наблюдаем то, как в настоящее время и в области педагогики, и в области психологии ведутся поиски эффективных путей индивидуализации обучения детей с задержкой психического развития. Много говорили об интегрированном обучении, о семейном образовании. Но все единодушны в одном, что обучение таких детей должно носить коррекционно-развивающий характер.
Одним из направлений коррекционной работы специалистов службы сопровождения нашей школы, является проблема развития восприятия учащихся, имеющих замедленное психическое развитие.
Почему мы остановились именно на этом направлении?
Да потому, что дети, испытывающие сложности перцептивно –речевой деятельности, испытывают трудности в приёмке и переработке сенсорной информации. У этих детей отмечается недоразвитие пространственной функции. Представления о форме, величине характеризуются неустойчивостью, недостаточной чёткостью, недифференцированностью. У этих учащихся более поздние, по сравнению с нормой, сроки формирования образов предметов при совершении перцептивных действий глаза т.е, скорость зрительного восприятия значительно ниже нормы, дети с замедленным психическим развитием замечают значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Это одна из причин, почему дети испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, почему часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы, часто ошибочно воспринимают сочетания букв. Это проблемы, с которыми первыми и в большей степени сталкиваются учителя начальных классов, особенно в подготовительный период обучения ребёнка.
А ослабленная межполушарная интеграция (ориентировка «право-лево») приводит к замедленному развитию условных связей в области речеслухового анализатора. И как результат ребёнок зачастую долго не различает звуки речи, не дифференцирует акустические образы слов, недостаточно чётко и точно воспринимает речь окружающих.
Образовательное пространство для учащихся в нашей школе построено не только с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, но и носит коррекционно-развивающий характер.
Как же мы к этому пришли?
В 2008 году мы вместе с педагогами службы сопровождения провели наблюдение особенностей восприятия учащимися начальных классов с замедленным психическим развитием и речевыми нарушениями с целью изучить особенности перцептивно- речевой сферы младших школьников с нарушениями в развитии. Результаты наблюдений показали:
-у 80% учащихся всех рассмотренных возрастных групп (2,3,4 классы) выявлены нарушения зрительно-моторной координации, недостатки фигурно-фонового различения, затруднения при ориентировке в пространстве.
-у 56% детей страдает зрительное восприятие речевых единиц (букв, слогов, слов). Отмечаются трудности при вычленении слов из звукового потока, недостаточно чёткое понимание словесных инструкций
-80% учащихся при узнавании предметов на ощупь, не могут определить длину, толщину и другие признаки объекта на основе тактильных ощущений.
С учётом выявленных нарушений каждый специалист службы сопровождения разработал специальную программу коррекционной помощи младшим школьникам с замедленным психическим развитием, нацеленную на развитие различных сторон перцептивно-речевой сферы этих учащихся.
Структура программы отражена в приложение №2.
Программу составили следующие связанные между собой содержательные блоки:
1 блок: коррекция слухового восприятия
2 блок: коррекция зрительного восприятия
3 блок: коррекция тактильного восприятия.
В каждом блоке выделили два основных направления:
- Восприятие материала, не связанного с речью;
- Восприятие речевых единиц
Коррекционная работа в каждом блоке начиналась с первого направления, т.е восприятие материала не связанного сречью.
Итак, 1 блок
совершенствование слухового восприятия неречевых единиц.
Работа включала в себя несколько этапов:
Дифференциация акустически далёких (бытовые звуки, звуки природы) акустически близких изолированных звуков (звуки транспорта, музыкальных инструментов), восприятие группы звуков (дорога, школа, лес). При планировании последовательности коррекционной работы учитывался уровень сложности предъявляемого материала. Дифференциация начиналась с хорошо знакомых детям звуков, достаточно простых для восприятия. Далее нужно было различить сходные по звучанию звуки. Только после овладения слуховой дифференциацией изолированных звуков мы переходили к узнаванию группы звуков.
На каждом этапе работы были предусмотрены различные виды помощи:
- увеличение количества повторений;
- прослушивание звуков со зрительным подкреплением
- выбор правильного ответа из нескольких вариантов.
Использовались следующие виды упражнений и заданий: «Отгадай звук», «Повтори ритмический рисунок», «Кто больше услышит» и т.д.
Работа во 2-м блоке -совершенствование зрительного восприятия предметов предусматривала следующие этапы:
- Зрительное восприятие формы (дифференциация плоских геометрических фигур, имеющих яркие отличия квадрат, круг, треугольник; дифференциация плоских геометрических фигур, имеющих менее яркие отличия прямоугольник-трапеция; дифференциация объёмных фигур, соотнесение предмета с геометрической фигурой)
- Зрительное восприятие цвета
- Зрительное восприятие размера (восприятие толщины, величины, глубины) В качестве помощи детям представлялась возможность наложения фигур на образец, возможность выбора из нескольких фигур, использование карточек образцов, наводящие вопросы учителя.
Развитие тактильного восприятия предметов – это коррекционная деятельность в 3-м блоке проходила по следующим этапам.
Дифференциация предметов по длине, по толщине, форме. Использовались упражнения «Волшебный мешочек», «Угадай предмет», «Найди такой же»
Вот такой комплексный подход способствовал, на наш взгляд, более точному и более прочному закреплению ориентировок в пространстве.
Коррекционная работа в рамках второго направления – восприятие речевых единиц тоже носила комплексный характер, предусматривая одновременное развитие всех трёх типов восприятия: зрительного, слухового, тактильного.
В рамках данного направления нами были выделены следующие этапы:
А) коррекция восприятия звуков и букв;
Б) коррекция восприятия слов и предложений
Рассмотрим, как проходило развитие зрительного, слухового и осязательного восприятия на 1 этапе.
Коррекционная работа начиналась с дифференциации акустически близких звуков (звонких-глухих, твёрдых-мягких, аффрикат, соноров, свистящих-шипящих). Использовались следующие упражнения:
- зрительное и артикуляторно –тактильное сравнение звуков;
- повторение цепочек оппозиционных звуков;
- кодирование слов с заданным звуком;
- расшифровка кодировок;
- деление слов на группы.
В качестве помощи ребятам предлагалась работа с зеркалами.
Далее дети учились делить дифференцировать близкие по графическим и кинестетическим признакам буквы. А лучшему запоминанию образа буквы способствовало осязательное восприятие речевых единиц.
В качестве упражнений использовались: сравнения букв, накладывание букв друг на друга, узнавание недописанных букв («буквоедик»), обведение букв и цифр по точкам.
На 2-ом этапе -восприятие слов и предложений. работа начиналась с развития слухового восприятия. Строилась работу также по принципу от простого к сложному.
На данном этапе также были предусмотрены различные виды помощи: увеличение количества повторений звукового потока;
сокращение цепочки звуков,
карточки –подсказки с изображением слов из звукового потока.
Заканчивается работа на данном этапе формированием умений воспринимать словесные инструкции на слух.
В такой же последовательности строилась работа по развитию зрительного и тактильного восприятия.
В результате работы мы пришли к следующим предварительным результатам:
Слуховое восприятие:
-Учащиеся овладели умением воспринимать и дифференцировать бытовые звуки, музыкальные инструменты, звуки природы. Затруднения связаны только с дифференцировкой наиболее близких по акустическим характеристикам звуков.
- 95% детей способны расчленить цепочку последовательно и одновременно воспринимаемых звуков на отдельные составляющие, соотнести звуки с конкретной ситуацией.
- 90% учащихся способны повторить простейший ритмический рисунок.
- осознание пространственного расположения позволило на 80% сократить количество ошибок при выполнении заданных действий с предметами.
Зрительное восприятие
- Учащиеся овладели способностью к фигуро-фоновому различению, нахождению простейших фигур.
- 100% копируют несложные формы, дорисовывавают недостающие части изображения на линованной и нелинованной бумаге
Осязательное восприятие
-95% учащиеся в ходе коррекционно-развивающей деятельности овладели умением определять предметы на ощупь, дифференцировать предметы, обладающими сходными признаками (длина, толщина, форма, материал)
Представленная нами система работы службы сопровождения и специалистов коррекционно-развивающей деятельности может применяться учителями –логопедами, психологами, дефектологами, учителями начальных классов при работе с учениками 7-10 лет, имеющих ЗПР или недостатки речевого развития, но не оказавшихся по тем или иным причинам в стенах нашей школы. Описанная структура, деление на блоки позволит осуществить индивидуальный подход к ученикам, предусмотреть варианты усложнения и упрощения предлагаемого материала.
В 2009-2010 учащиеся выпускного 4 б класса нашей школы, обучающиеся по этой программе проходили городское ПМПК обследование. По результатам обследования у 40% обследованных учащихся уровень развития психических процессов и сформированности общеучебных навыков соответствует средневозрастной норме. Это результат нашей работы. Цитирую И.П.Павлова «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спецкурс по развитию речи для учащихся первого класса с задержкой психического развития
АннотацияЦель, задачи и направленность учебно-методической разработкиПредлагаемая программа дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, развив...
Проект "Развитие и коррекция мелкой моторики учащихся 1 класса с задержкой психического развития "
В этой работе отражены, как теоретические, так и практические материалы по данной проблеме. ...
Презентация к проекту "Развитие и коррекция мелкой моторики учащихся 1 класса с задержкой психического развития "
Наглядно и доступно подан материал по развитию мелкой моторики....
Особенности сформированности навыков здорового образа жизни у учащихся начальной школы с задержкой психического развития
Состояние здоровья подрастающего поколения это важнейший показатель благополучия общества, государства, которое отражает не только настоящую ситуацию, но и дает точный прогноз на будущее. Самый благоп...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 2 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)
Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 2 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 3 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)
Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 3 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 4 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)
Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 4 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...