Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приёмыш" (Литературное чтение, 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Конспект урока с мультимедийным приложением по литературному чтению 4 класс, УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fokina_l._p._mamin-sibiryak_d._n._priyomysh.zip | 504.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Фокина Лидия Петровна Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» Литературное чтение, 4 класс
Тема: А.Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш»
Цель: расширение знаний учащихся о творчестве Д.Н. Мамина - Сибиряка
Задачи:
- отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;
- учить анализировать характер и поступки героев;
- прививать любовь к природе, бережное отношение к ней
Ход урока 1
1.Эмоциональный настрой
2.Речевая разминка
СЛАЙД 2
Подарили собаку
Нет, не просто подарили,
В день рожденья подарили
Очень славного щенка!
Он малюсенький пока ...
Он идет смешной-смешной,
Путается в лапках.
Подрастет щеночек мой
Он поправдашний, живой.
(Н. Токмакова.)
- Прочитайте птичьим базаром.
- Прочитайте, разделив на слоги.
- Прочитайте с интонацией удивления.
- Прочитайте с интонацией восхищения.
- Прочитайте с ускорением.
- Прочитайте с замедлением.
- Прочитайте шепотом.
- Прочитайте выразительно.
3.Введение в тему актуализация знаний
1. Беседа о подарках и о подаренных животных.
Учитель:
Как вы понимаете чувства рассказчика?
Учащиеся:
…….
Учитель:
Дарили вам когда-нибудь такие подарки? Что вы при этом испытывали?
Учащиеся:
………
Учитель:
Да, когда животные маленькие - они все хорошие и милые. Но вот когда вырастают, то надоедают людям и чаще всего оказываются на улице. Что же делать, чтобы этого не произошло?
Учащиеся:
Прежде чем кого-нибудь заводить, надо хорошо все обдумать. А главное - не забывать: мы в ответе за тех, кого приручили.
2. Слово учителя о писателе.
СЛАЙД 3
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г, в заводском посёлке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника. Настоящая фамилия Мамин. В 1866 г. был определен в Екатеринбургское духовное училище. Затем четыре года отучился в Пермской духовной семинарии. В 1872 г. поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 г. перешёл на юридический факультет Петербургского университета, где проучился год. С 1877 по 1891 г. жил на Урале, с 1891 г. и до конца жизни - в Петербурге и Царском Селе.
Мамин с детства мечтал стать писателем. В 1875 г. он начал репортёрскую работу в одной из петербургских газет. Тогда же были опубликованы его первые рассказы. В 1881-1882 гг. в «Русских ведомостях» печатался большой цикл очерков Мамина «От Урала до Москвы». В марте 1882 г. в журнале «Дело» появился рассказ «В камнях», подписанный псевдонимом Д. Сибиряк. Это было вступление в большую литературу. Он писал очерки, повести и рассказы, а в 1883 г. вышел роман «Приваловские миллионы». В произведениях 80-х годов Мамин-Сибиряк создал яркие картины уральской природы, показал своеобразный уклад жизни и. быта на уральских заводах, отразил непримиримую вражду между рабочими и хозяевами («Горное гнездо», «Дикое счастье», «Уральские рассказы» и др.). 1890-е годы были для Мамина-Сибиряка временем серьезных колебаний, его произведения этого периода неравнозначны по художественной ценности и смысловой нагрузке («Золото», «Хлеб», «Весенние грозы» и др.). В 1890-х и 1900-х годы писатель обратился к рассказам и сказкам для детей, ставшим классикой детской литературы «Аленушкины сказки», «Серая Шейка» и др.). На революционные события 1905 г. он откликнулся сборником «Преступление» (1906 г.). В 1907 г. выступил в печати со своим последним рассказом «Мумма». Скончался 15 ноября 1912 г. в Петербурге. Мамин-Сибиряк внес значительный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные и оригинальные произведения самых разных жанров глубоко реалистичны, в них передан дух русского народа, раскрыты его судьба, национальные черты - мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни.
4.Физкультминутка
5.Знакомство с рассказом «Приемыш»
1. Словарно-лексическая работа.
Учитель:
Объясните значение слов:
СЛАЙД 4
ДОСПЕХИ - 1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение.
СЛАЙД 5
ПРОТОКА -1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал.
СЛАЙД 6
САЙМА - рыбацкая стоянка.
МУШТРОВАТЬ - обучать, подвергать муштре.
МУШТРА - суровая система воспитания, обучения.
Учитель:
СЛАЙД 7
Подберите синонимы к словам:
ОТЧАЯННЫЙ
Учащиеся:
Безнадежный, удалой, страшный, душераздирающий
Учитель:
ГОРДЫЙ
Учащиеся:
1) горделивый, полный (собственного) достоинства, самолюбивый; 2) высокомерный.
Учитель:
СЛАЙД 8
Подберите антонимы к словам:
ОРИГИНАЛЬНЫЙ
Учащиеся:
Банальный
Учитель:
ОСОБЕННЫЙ
Учащиеся:
Обыкновенный
Проектор отключить
2.Чтение рассказа учителем и учащимися.
3.Беседа после чтения.
Учитель:
Ваши впечатления от прочитанного?
Учащиеся:
………
6.Итог урока
Учитель:
Что вы узнали о писателе?
Учащиеся:
…….
Учитель:
Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»? Объясните.
Учащиеся:
…………
7. Рефлексия
Учитель:
Продолжите фразы:
На уроке я узнал ….
На уроке мне понравилось ….
На уроке меня поразило ….
8.Домашнее задание: подготовить безошибочное чтение рассказа и заполнить таблицу.
Учитель:
К кому из персонажей относятся слова, поставьте знак «+» в нужную колонку.
№ п/п | Слова | Тарас | Лебедь | Собака |
1 | Пёстрая | |||
2 | Умная | |||
3 | Лучший друг человека | |||
4 | Гуляка | |||
5 | Бобыль | |||
6 | Князь князем | |||
7 | Божья тварь | |||
8 | Гордая | |||
9 | Настоящая | |||
10 | Царская | |||
11 | Старый | |||
12 | Утомлённый | |||
13 | Дряхлый | |||
14 | Жалкий |
Ход урока 2
1.Эмоциональный настрой
2.Речевая разминка
СЛАЙД 9
Лесничий
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг-лесничий.
(В. Степанов.)
1. Отработка навыков разных видов чтения.
- Прочитайте шепотом.
- Назовите имена существительные.
- Назовите глаголы.
- Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.
- Прочитайте с утвердительной интонацией.
- Прочитайте выразительно.
2. Вводная беседа.
Учитель:
Кто такой лесничий?
Учащиеся:
Лесничий - специалист лесного хозяйства, непосредственно руководящий всем комплексом работ по рациональному использованию, воспроизводству, охране и защите леса в лесничестве.
Учитель:
Кто такой егерь?
Учащиеся:
1. Охотник-профессионал (устар.). 2. Охотовед-специалист по организации охоты, охране и воспроизводству фауны. З. В некоторых армиях: солдат особых стрелковых полков.
Учитель:
Какими качествами должны обладать эти люди?
Учащиеся:
………
Выключить проектор
3.Работа над рассказом
1. Выразительное чтение
2.Проверка таблицы
№ п/п | Слова | Тарас | Лебедь | Собака |
1 | Пёстрая | + | ||
2 | Умная | + | + | |
3 | Лучший друг человека | + | ||
4 | Гуляка | + | ||
5 | Бобыль | + | ||
6 | Князь князем | + | ||
7 | Божья тварь | + | ||
8 | Гордая | + | ||
9 | Настоящая | + | ||
10 | Царская | + | ||
11 | Старый | + | ||
12 | Утомлённый | + | ||
13 | Дряхлый | + | ||
14 | Жалкий | + |
3. Беседа по содержанию:
Учитель:
С чего начинается рассказ?
Учащиеся:
…….
Учитель:
Что вы узнали о Собольке?
Учащиеся:
….
Учитель:
Охарактеризуйте Тараса. Каким он вам представляется?
Учащиеся:
…..
Учитель:
Почему Тарас решил приютить птицу? Какие слова помогают понять, как Тарас относился к приемышу?
Учащиеся:
……
Учитель:
Почему старик назвал лебедя особенной птицей? Каким был Приемыш?
Учащиеся:
……..
Учитель:
Какие отношения сложились между Тарасом, Соболькой и лебедем?
Учащиеся:
…….
Учитель:
Что почувствовал Тарас, когда Приемыш улетел? Почему он отпустил лебедя?
Учащиеся:
….
Учитель:
Ответьте на вопрос учебника:
Что было правильнее:
а) поступить так; как это сделал Тарас;
б) подрезать лебедю крылья и сделать его ручным;
в) силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к прилетевшей стае лебедей?
4.Пересказ текста
Учитель:
Приготовьтесь пересказать историю Собольки и Приемыша.
Давайте вспомним, что нужно, чтобы приготовить выборочный пересказ?
Учащиеся:
Выделить те части текста, которые относятся к героям; определить, о чем в них говорится; расположить части попорядку и решить, как их можно объединить; подготовить план, определить, соответствует ли он содержанию текста; рассказать, опираясь на пункты плана.
Дети готовятся, затем пересказывают историю Собольки и Приемыша.
5.Итог урока
Учитель:
Какова главная идея рассказа?
Учащиеся:
….
Учитель:
Чему он научил вас?
Учащиеся:
…..
6. Рефлексия
Учитель:
Продолжите фразы:
На уроке я узнал ….
На уроке мне понравилось ….
На уроке меня поразило ….
7.Домашнее задание: знать хорошо текст.
На следующем уроке дети получают карточки с предложениями из текста, некоторые слова изменены. Дети должны определить, есть такое в тексте или нет. Если есть, они ставят ПЛЮС, если нет, они ставят МИНУС.
ФИ учащегося: ……………………………………………..
Герой рассказа подходит к Светлому озеру в дождливый день. | + |
Встретила героя рыжая собачонка. | - |
Собачонку звали Соболько. | + |
Собака осторожно обнюхала сапоги и только потом завиляла хвостом. | + |
В избушке героя встретил хозяин. | - |
Сняв сапоги, я развесил охотничьи доспехи по стенке. | - |
Хозяина избушки звали Тарас. | + |
Он плыл, стоя на ногах, и ловко работая вёслами. | - |
Перед его лодкой плыла дикая утка. | - |
Ступай домой, гуляка! | + |
Отметка: ……………………..
Используемые источники:
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011, 223 с. (Школа России)
Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. М.: ВАКО, 2006, 240 с. (В помощь школьному учителю)
Интернет источники:
Лесник (определение) http://www.fio.vrn.ru/2007/3/4.html
Лебедь http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/10/87010808_large_Lebedi_na_prozr_fone__18_.png
Д. Н. Мамин-Сибиряк http://www.ngonb.ru/userfiles/russkii/mamin/ca65325c43c76ed36a2186ab97b1f6a20f2dad39_jpg_800x600_autocrop_upscale_q85.jpg
Доспехи воина Киевской Руси http://www.zhaba.ru/_pics/gpkq61qzd61jdjlx.jpg
Протока http://stuffed.ru/uimages/y2011/10-22/10251.jpeg
Лесничий http://prirodasibiri.ru/images/news/pic/1595_1.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-дискуссии и презентация литературного чтения по теме: "Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш" 4 класс
Урок - дискуссия Цели: 1) расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина - Сибиряка; 2) формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения; 3) познакомить с произведе...
Урок литературного чтения " У каждого своё место в природе. Мамин - Сибиряк "Медведко" 3 класс.
Урок литературного чтения в 3 классе построен в соответствии с ФГОС. Урок развивающий, используется технология правильной читательской деятельности....
Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс
Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....
Урок литературного чтения по Д.Мамину-Сибиряку "Медведко" 3 класс.
3 класс, урок литературного чтения по Д Мамину-Сибиряку "Медведко"....
Урок литературного чтения Д. Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш". 4 класс.
Конспект урока литературного чтения по теме: "Д. Н. Мамин-Сибиряк. Приёмыш" 4 класс, презентация к уроку....
Урок литературного чтения. Тема. Д.Н.Мамин – Сибиряк «Постойко» 3 класс
Открытый урок, соответствующий требованиям ФГОС. В разработке представлены разнообразные виды и формы работ....
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Знакомство с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»" 4 класс
Цель: расширить знания учащихся о творчестве Д. Н. Мамина-Сибирика и познакомить с произведением «Приёмыш».Тип урока: открытие нового знания.Планируемые результаты:ü Личностные: развитие мотивации уче...