конспект урока чтения и развития речи "Былинные герои. Как Илья из Мурома богатырём стал." б
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Козлова Евгения Фёдоровна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_seminar_bogatyri.docx776.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Былинные герои. Как Илья из Мурома богатырём стал.

Цели: обобщить и углубить знания учащихся о русских богатырях, познакомить с былиной об Илье Муромце;  работать над формированием фонематического слуха, совершенствовать культуру речи, корригировать устную связную речь; воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, взаимоуважения.

Оборудование: презентация к уроку, детские рисунки «Сказочные богатыри», аудиозапись симфонии А. П. Бородина «Богатырская».

Ход урока

I.Организационный момент

- Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места, да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы слушали внимательно. Всё, что услышите, пригодится вам.

II.Постановка учебной задачи

- Итак, сегодня мы отправляемся в путешествие в русскую старину. А о чём именно мы будем говорить, поможет догадаться небольшой кроссворд.

ыиы

оаыи

- Чтобы отгадать слова, надо назвать первые звуки слов – предметов, изображённых на картинках.

- Что же за слова у нас получились? (былины, богатыри)

- Сегодня на уроке мы познакомимся со значениями этих слов. Прочитаем былину «Как Илья из Мурома богатырём стал».

III.Проверка домашнего задания

- Какой раздел мы закончили читать?

- Какое задание нужно было выполнить?

- Все ли справились с домашним заданием?

IV.Изучение нового материала

1.Подготовка к восприятию.

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

- Кто знает, что обозначает слово БЫЛИНА?

Былины название своё получили от слов «быль», «было». В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Но многое авторы придумывали и сами.

Вот так слагались былины. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.

Богатыри – это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, люди безмерной силы, стойкости, отваги, наделённые необыкновенным умом и смекалкой.

2.Работа по учебнику. (стр.121)

- Сегодня мы будем знакомиться с былиной «Как Илья из Мурома богатырём стал».

- Откройте страницу 121. С этой былиной мы начинаем изучать новый раздел «На пользу и славу отечества». Как вы думаете, о чём будут произведения в этом разделе?

3.Словарная работа.

КОРЧЕВАТЬ – вытаскивать из земли.

СТРАННИК – путешественник

ПОЖНЯ – непаханый луг

4.Чтение  1 части былины учителем.

5.Проверка первичного восприятия текста учащимися.

- Хорошо ли жилось на Руси в стародавние времена?

- Кто такой Змей Горыныч? Чем он занимался?

- Почему Илья не мог защищать родную землю?

Артикуляционная гимнастика

- широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно);

- надуть щёки, сдуть щёки, как будто шарик.

- облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щёк, подбородка;

- приоткрыть ротик, побарабанив язычком по верхним зубкам;

- сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы.

6.Работа над текстом.

а.)чтение текста по цепочке;

Физкультминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо

Оглянёмся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек

И направо, и ещё

Через левое плечо

Буквой «л» расставим ноги

Точно в танце – руки в боки

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

б.)индивидуальные задания:

1 вариант – найти отрывок в тексте, где описывается портрет Ильи, отношения к нему родителей;

2 вариант – чтение слов с предварительной разбивкой на слоги.

в.)установление правдивости событий;

г.)нахождение предложений, которые читают с различной интонацией: тихо, громко, вопросительно;

7.Работа над пословицами и поговорками.

На вид богатырь, а сердце как у птенца.

Богатырь умрёт, имя его останется.

V.Закрепление

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Что такое былины?

- Кто такие богатыри?

- Чем прославились богатыри в своё время?

VI.Итог урока

1.Анализ урока.

2.Выставление оценок.

3.Домашнее задание.

1 вариант – стр.121 – 122 – читать выразительно, краткий пересказ.

2 вариант – стр.121 – 122 – читать 1-2 абзац.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение и анализ стихотворения Р.Рождественского «Послевоенная песня».

Цели:·        формирование умения определять главную мысль поэтического произведения;·        обучение выразительному чтению стихо...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина "Как Илья из Мурома богатырём стал"

Представлен конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Система Л.В.Занкова" по теме  "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина  " Как Илья из Мурома богатырём с...

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе школа 8 видаТема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»

ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида     Конспект  урока  чтения и развития речив  3 «Б» классеТема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»  Уч...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе школа 8 вида Тема урока: Л. Толстой «Филипок»

ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида     Конспект  урока  чтения и развития речив  4 «Б» классеТема урока: Л. Толстой «Филипок»  Учитель начальных класс...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение рассказа Е.Кононенко «Резеда»

Цели:- продолжить работу над формированием навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;- учить детей выделять главную мысль в тексте;- обогащать речь учащихся определениями, учи...

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"

Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;-  учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...