конспект урока чтения и развития речи "Былинные герои. Как Илья из Мурома богатырём стал." б
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Былинные герои. Как Илья из Мурома богатырём стал.
Цели: обобщить и углубить знания учащихся о русских богатырях, познакомить с былиной об Илье Муромце; работать над формированием фонематического слуха, совершенствовать культуру речи, корригировать устную связную речь; воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, взаимоуважения.
Оборудование: презентация к уроку, детские рисунки «Сказочные богатыри», аудиозапись симфонии А. П. Бородина «Богатырская».
Ход урока
I.Организационный момент
- Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места, да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы слушали внимательно. Всё, что услышите, пригодится вам.
II.Постановка учебной задачи
- Итак, сегодня мы отправляемся в путешествие в русскую старину. А о чём именно мы будем говорить, поможет догадаться небольшой кроссворд.
ыиы
оаыи
- Чтобы отгадать слова, надо назвать первые звуки слов – предметов, изображённых на картинках.
- Что же за слова у нас получились? (былины, богатыри)
- Сегодня на уроке мы познакомимся со значениями этих слов. Прочитаем былину «Как Илья из Мурома богатырём стал».
III.Проверка домашнего задания
- Какой раздел мы закончили читать?
- Какое задание нужно было выполнить?
- Все ли справились с домашним заданием?
IV.Изучение нового материала
1.Подготовка к восприятию.
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
- Кто знает, что обозначает слово БЫЛИНА?
Былины название своё получили от слов «быль», «было». В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Но многое авторы придумывали и сами.
Вот так слагались былины. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.
Богатыри – это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, люди безмерной силы, стойкости, отваги, наделённые необыкновенным умом и смекалкой.
2.Работа по учебнику. (стр.121)
- Сегодня мы будем знакомиться с былиной «Как Илья из Мурома богатырём стал».
- Откройте страницу 121. С этой былиной мы начинаем изучать новый раздел «На пользу и славу отечества». Как вы думаете, о чём будут произведения в этом разделе?
3.Словарная работа.
КОРЧЕВАТЬ – вытаскивать из земли.
СТРАННИК – путешественник
ПОЖНЯ – непаханый луг
4.Чтение 1 части былины учителем.
5.Проверка первичного восприятия текста учащимися.
- Хорошо ли жилось на Руси в стародавние времена?
- Кто такой Змей Горыныч? Чем он занимался?
- Почему Илья не мог защищать родную землю?
Артикуляционная гимнастика
- широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно);
- надуть щёки, сдуть щёки, как будто шарик.
- облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щёк, подбородка;
- приоткрыть ротик, побарабанив язычком по верхним зубкам;
- сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы.
6.Работа над текстом.
а.)чтение текста по цепочке;
Физкультминутка
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо
Оглянёмся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек
И направо, и ещё
Через левое плечо
Буквой «л» расставим ноги
Точно в танце – руки в боки
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
б.)индивидуальные задания:
1 вариант – найти отрывок в тексте, где описывается портрет Ильи, отношения к нему родителей;
2 вариант – чтение слов с предварительной разбивкой на слоги.
в.)установление правдивости событий;
г.)нахождение предложений, которые читают с различной интонацией: тихо, громко, вопросительно;
7.Работа над пословицами и поговорками.
На вид богатырь, а сердце как у птенца.
Богатырь умрёт, имя его останется.
V.Закрепление
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Что такое былины?
- Кто такие богатыри?
- Чем прославились богатыри в своё время?
VI.Итог урока
1.Анализ урока.
2.Выставление оценок.
3.Домашнее задание.
1 вариант – стр.121 – 122 – читать выразительно, краткий пересказ.
2 вариант – стр.121 – 122 – читать 1-2 абзац.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"
Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова, называют картинки. Во вступительной бес...
Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение и анализ стихотворения Р.Рождественского «Послевоенная песня».
Цели:· формирование умения определять главную мысль поэтического произведения;· обучение выразительному чтению стихо...
Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина "Как Илья из Мурома богатырём стал"
Представлен конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Система Л.В.Занкова" по теме "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина " Как Илья из Мурома богатырём с...
Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе школа 8 видаТема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»
ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида Конспект урока чтения и развития речив 3 «Б» классеТема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце» Уч...
Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе школа 8 вида Тема урока: Л. Толстой «Филипок»
ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида Конспект урока чтения и развития речив 4 «Б» классеТема урока: Л. Толстой «Филипок» Учитель начальных класс...
Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение рассказа Е.Кононенко «Резеда»
Цели:- продолжить работу над формированием навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;- учить детей выделять главную мысль в тексте;- обогащать речь учащихся определениями, учи...
Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"
Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;- учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...