Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе школа 8 видаТема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида
Конспект урока чтения и развития речи
в 3 «Б» классе
Тема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»
Учитель начальных классов
Сахарова И.В.
2013
Цель: формирование навыков правильного плавного слогового и осознанного чтения.
Задачи:
Обучающие:
· познакомить учащихся со сказкой Э. Шима «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»;
· учить правильному, плавному слоговому, осознанному чтению;
· учить читать текст по ролям;
· расширение словарного запаса.
Развивающие и коррекционные:
· коррекция устной речи через чтение по ролям;
· коррекция развития мышления (установление причинно-следственных закономерностей наступления весны);
· расширение кругозора.
Воспитывающие:
· способствовать воспитанию познавательного интереса;
· воспитывать любовь к чтению.
Оборудование и наглядность:
· З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева «Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»
М., «Просвещение» 2007
· мультимедиа проектор
· ноутбук
· колонки
· презентация
· иллюстрации ручья, сосульки, камня
· маски (Ручей, Сосулька, Камень).
Ход урока
Этапы урока
| Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
I Организационный момент.
Эмоциональный настрой
| - Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку. Тихо сели. Сдача рапорта. - Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте покажем им, что мы знаем и что умеем. - Улыбнулись мне, улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям. Пусть наши улыбки помогут нам провести урок интересно и с пользой. (СЛАЙД 2) |
Дежурный сдает рапорт.
Дети улыбаются.
|
II Логопедическая минутка | - А начнем мы урок с логопедической минутки – поработаем с чистоговоркой. Первый раз читаю я, вы слушаете и вспоминаете. (СЛАЙД 3)
СОСУЛЬКА ИСПУГАЛАСЬ ВЫСОТЫ, СОСУЛЬКА ОТ ИСПУГА СТАЛА ПЛАКАТЬ.
- Читаем хором, выделяя звук «с» (громко, шепотом) - Прочитайте 1-ю строчку в вопросительном тоне. - Прочитайте 2-ю строчку в восклицательном тоне. |
Дети хором читают чистоговорку |
III Повторение изученного
| -Какой раздел по чтению мы с вами изучаем? (СЛАЙД 4) - Какое произведение о весне мы с вами изучали на прошлом уроке? - Давайте его прочитаем.
(инд. работа – Бойцова Катя)
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? | - «Весна в окно стучится…» - А. Плещеев «Весна»
Дети читают стихотворение
Работа по карточке
- Радость, веселье…
|
IV Изучение нового 1. Подготовительная беседа
2. Чтение сказки учителем
3. Ознакомительное чтение
4. Словарная работа
|
- После долгой и суровой зимы наступает весна. В природе все просыпается. - Назовите признаки весны.
- О весне написано много стихов, рассказов. Известные художники изображали это время года на своих картинах. Композиторы с помощью музыки показывали изменения в природе весной. Я предлагаю послушать музыку Эдварда Грига «Весна». (Слайд 5) - Послушайте и скажите, какое настроение вызвала у вас эта музыка? - Как вы думаете, о чем мы продолжим говорить на уроке чтения? - Мы побывали как в сказке. И сегодня я предлагаю вам познакомиться со сказкой Эдуарда Шима «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце» - Послушайте и скажите, как зовут главных героев сказки?
- Читаем сказку самостоятельно и выделяем непонятные слова. Инд. работа – Бойцова Катя (букварь)
- Все ли слова вам были понятны? А когда я читала сказку, мне встретилось много непонятных слов и выражений, давайте их разберем. (СЛАЙДЫ 6 - 8)
ЗАЙЦЫ БОЛОБОЧУТ (говорить, быстро громко…) ТЕТЕРЕВА БОРМОЧУТ (говорить тихо, быстро, невнятно) ВАЛУН (большой камень) ЛЕЖЕБОКА (лентяй, бездельник) ПУСТОМЕЛЯ (тот, кто говорит попусту, зря)
- В тексте встретились трудные слова, поучимся их читать: ПЕ – РЕ – ЗВА – НИ – ВА – ЕТ РАС – ТАП – ЛИ – ВА – Ю ПРО – СВЕР – ЛИ – ВА – Ю
|
- Ярко светит солнце, снег тает, капель, сосульки, ручейки…
- радость, восторг…
- О весне
- Камень, Ручей, Сосулька
Дети читаю выражения
Чтение вслух по слогам
|
Физкультминутка для глаз
| - Руки за спину, головки назад.
|
|
5. Объяснительное чтение (Беседа по содержанию).
| - Читаем сказку вслух. Следим внимательно. Начнет читать…
- Какая погода стояла в лесу?
- Чем хвалился Камень – валун?
- Что прокричал Ручей?
- Что сказала Сосулька?
- Что случилось с Сосулькой? Почему?
- Почему весной Камень стал горячим?
- Почему Ручей стал бурливым?
- Что произошло с ним, когда солнце закатилось?
- Ответьте на вопрос сказки. Кто же делает весну?
|
-… теплая, весенняя погода. - Камень хвалился, что он весну делает.
- Не хвались попусту!..
- Мне кланяйтесь, меня благодарите!...
- Сосулька растаяла, т.к. солнышко за лес закатилось…
- …нагрелся от солнца.
- солнце растопило снег, воды в ручье стало много…
- Камень остыл, Ручей заледенел, Сосулька обмерзла.
- Весну делает солнце. |
Физкультминутка
|
|
|
6. Подготовка к чтению по ролям
7. Чтение сказки по ролям
| - А почему это произведение можно отнести к сказке? Какие сказочные элементы присутствовали в этом тексте?
- Давайте разберем, какие у них характеры.
КАМЕНЬ – старый, важный, гордый. РУЧЕЙ – молодой, звонкий, веселый. СОСУЛЬКА - хвастливая
- Прочитаем эту сказку по ролям, постарайтесь голосом передать хвастливость героев.
| - Камень, Сосулька и Ручей разговаривают как люди
|
V Обобщение
| - На какой вопрос ответила сказка? - Кто же весну делает?
| - Кто весну делает? - Солнце |
VI Итог
| - Какую сказку мы читали? - Кто из героев вам понравился? Почему? - С какими новыми словами познакомились?
| Ответы детей |
VII Рефлексия
| - Подумайте, какое у вас было настроение на уроке? Я вам даю макет лица, чего в нем не хватает? Нарисуйте на нем свои эмоции. Какое у вас сейчас настроение веселое или грустное? Как мы это покажем на рисунке? |
Дети рисуют свои эмоции на макете. |
VIII Оценки, домашнее задание
| - с. 181- 182 – вычитать по ролям Инд. зад. – Бойцова Катя
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 37.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида
Конспект урока чтения и развития речи
в 3 «Б» классе
Тема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»
Учитель начальных классов
Сахарова И.В.
2013
Цель: формирование навыков правильного плавного слогового и осознанного чтения.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить учащихся со сказкой Э. Шима «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»;
- учить правильному, плавному слоговому, осознанному чтению;
- учить читать текст по ролям;
- расширение словарного запаса.
Развивающие и коррекционные:
- коррекция устной речи через чтение по ролям;
- коррекция развития мышления (установление причинно-следственных закономерностей наступления весны);
- расширение кругозора.
Воспитывающие:
- способствовать воспитанию познавательного интереса;
- воспитывать любовь к чтению.
Оборудование и наглядность:
- З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева «Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»
М., «Просвещение» 2007
- мультимедиа проектор
- ноутбук
- колонки
- презентация
- иллюстрации ручья, сосульки, камня
- маски (Ручей, Сосулька, Камень).
Ход урока
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
I Организационный момент. Эмоциональный настрой | - Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку. Тихо сели. Сдача рапорта. - Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте покажем им, что мы знаем и что умеем. - Улыбнулись мне, улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям. Пусть наши улыбки помогут нам провести урок интересно и с пользой. (СЛАЙД 2) | Дежурный сдает рапорт. Дети улыбаются. |
II Логопедическая минутка | - А начнем мы урок с логопедической минутки – поработаем с чистоговоркой. Первый раз читаю я, вы слушаете и вспоминаете. (СЛАЙД 3) СОСУЛЬКА ИСПУГАЛАСЬ ВЫСОТЫ, СОСУЛЬКА ОТ ИСПУГА СТАЛА ПЛАКАТЬ. - Читаем хором, выделяя звук «с» (громко, шепотом) - Прочитайте 1-ю строчку в вопросительном тоне. - Прочитайте 2-ю строчку в восклицательном тоне. | Дети хором читают чистоговорку |
III Повторение изученного | -Какой раздел по чтению мы с вами изучаем? (СЛАЙД 4) - Какое произведение о весне мы с вами изучали на прошлом уроке? - Давайте его прочитаем. (инд. работа – Бойцова Катя) - Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? | - «Весна в окно стучится…» - А. Плещеев «Весна» Дети читают стихотворение Работа по карточке - Радость, веселье… |
IV Изучение нового
| - После долгой и суровой зимы наступает весна. В природе все просыпается. - Назовите признаки весны. - О весне написано много стихов, рассказов. Известные художники изображали это время года на своих картинах. Композиторы с помощью музыки показывали изменения в природе весной. Я предлагаю послушать музыку Эдварда Грига «Весна». (Слайд 5) - Послушайте и скажите, какое настроение вызвала у вас эта музыка? - Как вы думаете, о чем мы продолжим говорить на уроке чтения? - Мы побывали как в сказке. И сегодня я предлагаю вам познакомиться со сказкой Эдуарда Шима «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце» - Послушайте и скажите, как зовут главных героев сказки? - Читаем сказку самостоятельно и выделяем непонятные слова. Инд. работа – Бойцова Катя (букварь) - Все ли слова вам были понятны? А когда я читала сказку, мне встретилось много непонятных слов и выражений, давайте их разберем. (СЛАЙДЫ 6 - 8) ЗАЙЦЫ БОЛОБОЧУТ (говорить, быстро громко…) ТЕТЕРЕВА БОРМОЧУТ (говорить тихо, быстро, невнятно) ВАЛУН (большой камень) ЛЕЖЕБОКА (лентяй, бездельник) ПУСТОМЕЛЯ (тот, кто говорит попусту, зря) - В тексте встретились трудные слова, поучимся их читать: ПЕ – РЕ – ЗВА – НИ – ВА – ЕТ РАС – ТАП – ЛИ – ВА – Ю ПРО – СВЕР – ЛИ – ВА – Ю | - Ярко светит солнце, снег тает, капель, сосульки, ручейки… - радость, восторг… - О весне - Камень, Ручей, Сосулька Дети читаю выражения Чтение вслух по слогам |
Физкультминутка для глаз | - Руки за спину, головки назад. | |
(Беседа по содержанию). | - Читаем сказку вслух. Следим внимательно. Начнет читать… - Какая погода стояла в лесу? - Чем хвалился Камень – валун? - Что прокричал Ручей? - Что сказала Сосулька? - Что случилось с Сосулькой? Почему? - Почему весной Камень стал горячим? - Почему Ручей стал бурливым? - Что произошло с ним, когда солнце закатилось? - Ответьте на вопрос сказки. Кто же делает весну? | -… теплая, весенняя погода. - Камень хвалился, что он весну делает. - Не хвались попусту!.. - Мне кланяйтесь, меня благодарите!... - Сосулька растаяла, т.к. солнышко за лес закатилось… - …нагрелся от солнца. - солнце растопило снег, воды в ручье стало много… - Камень остыл, Ручей заледенел, Сосулька обмерзла. - Весну делает солнце. |
Физкультминутка | ||
| - А почему это произведение можно отнести к сказке? Какие сказочные элементы присутствовали в этом тексте? - Давайте разберем, какие у них характеры. КАМЕНЬ – старый, важный, гордый. РУЧЕЙ – молодой, звонкий, веселый. СОСУЛЬКА - хвастливая - Прочитаем эту сказку по ролям, постарайтесь голосом передать хвастливость героев. | - Камень, Сосулька и Ручей разговаривают как люди |
V Обобщение | - На какой вопрос ответила сказка? - Кто же весну делает? | - Кто весну делает? - Солнце |
VI Итог | - Какую сказку мы читали? - Кто из героев вам понравился? Почему? - С какими новыми словами познакомились? | Ответы детей |
VII Рефлексия | - Подумайте, какое у вас было настроение на уроке? Я вам даю макет лица, чего в нем не хватает? Нарисуйте на нем свои эмоции. Какое у вас сейчас настроение веселое или грустное? Как мы это покажем на рисунке? | Дети рисуют свои эмоции на макете. |
VIII Оценки, домашнее задание | - с. 181- 182 – вычитать по ролям Инд. зад. – Бойцова Катя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья " Уроки развития речи в системе уроков русского языка"
Упражнения по развитию речи на уроках русского языка. Тематическое планирование уроков развития речи. 3кл....
проектная работа "Развитие речи учащихся на уроках русского языка"
В этой работе предоставлены виды работ по развитию речи на уроках русского языка с разработкой уроков....
Интегрированный урок (развитие речи, окружающий мир, труд) 1 класс Тема: «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будем мы!»
На уроке дети познакомятся со знаками Солнца,узнают о том, как представляли себе нашу планету и солнце наши предки.Обратятся к русским народным сказкам, мифам.Украсят солнечными знаками дымковскую игр...
Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/
Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя нелегок, но ...
Урок чтения и развитие речи. "Камень, ручей, сосулька и солнце". Э.Шим
Урок построен на выроботку навыка чтения по ролям. Весь урок насыщен коррекционными упражнениями для детей с интеллектуальной недостаточностью....
Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/
Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя не...
Конспект урока развития речи в 3 классе. Сочинение-описание на тему: "Мороз и солнце, день чудесный."
Конспект урока развития речи предполагает обучение детей составлению и написанию текстов- описания природы по личным наблюдениям...