Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе школа 8 видаТема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Сахарова Ирина Владимировна

ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида

 

 

 

 

 

Конспект  урока  чтения и развития речи

в  3 «Б» классе

Тема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»

 

 

Учитель начальных классов
Сахарова И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

Цель: формирование навыков правильного плавного слогового и осознанного чтения.

Задачи:

Обучающие:

·      познакомить учащихся со сказкой Э. Шима  «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»;

·      учить правильному, плавному слоговому, осознанному  чтению;

·      учить читать текст по ролям;

·      расширение словарного запаса.

Развивающие и коррекционные:

·      коррекция устной речи через чтение по ролям;

·      коррекция развития мышления (установление причинно-следственных закономерностей наступления весны);

·      расширение кругозора.

Воспитывающие:

·      способствовать воспитанию познавательного интереса;

·      воспитывать любовь к чтению.

Оборудование и наглядность:

·      З.Н. Смирнова, Г.М.  Гусева «Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» 

М., «Просвещение» 2007

·      мультимедиа проектор

·      ноутбук

·      колонки

·      презентация

·      иллюстрации ручья, сосульки, камня

·      маски (Ручей, Сосулька, Камень).

 

 

 

 

Ход урока

Этапы урока

 

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

I Организационный момент.

 

 

 

 

Эмоциональный настрой

 

- Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку. Тихо сели.

Сдача рапорта.

- Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте покажем им, что мы знаем и что умеем.

- Улыбнулись мне, улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям. Пусть наши улыбки помогут нам провести урок интересно и с пользой.  (СЛАЙД 2)

 

 

Дежурный сдает рапорт.

 

 

 

 

 

Дети улыбаются.

 

II Логопедическая минутка

- А начнем мы урок с логопедической минутки – поработаем с чистоговоркой.

Первый раз читаю я, вы слушаете и вспоминаете. (СЛАЙД 3)

 

СОСУЛЬКА ИСПУГАЛАСЬ ВЫСОТЫ,

СОСУЛЬКА ОТ ИСПУГА СТАЛА ПЛАКАТЬ.

 

- Читаем хором,  выделяя звук «с»

(громко, шепотом)

- Прочитайте 1-ю строчку в вопросительном тоне.

- Прочитайте 2-ю строчку в восклицательном тоне.

 

 

 

 

 

 

 

Дети хором читают чистоговорку

III Повторение    изученного

 

 

-Какой раздел по чтению мы с вами изучаем? (СЛАЙД  4)

- Какое произведение о весне мы с вами изучали на прошлом уроке?

- Давайте его прочитаем.

 

 

(инд. работа – Бойцова Катя)

 

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

- «Весна в окно стучится…»

- А. Плещеев «Весна»

 

Дети читают стихотворение

 

Работа по карточке

 

- Радость, веселье…

 

IV Изучение нового

1.     Подготовительная беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Чтение сказки учителем

 

 

 

3.     Ознакомительное чтение

 

 

 

4.     Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- После долгой и суровой зимы наступает весна. В природе все просыпается.

- Назовите признаки весны.

 

 

- О весне написано много стихов, рассказов. Известные художники изображали это время года на своих картинах. Композиторы с помощью музыки показывали изменения в природе весной. Я предлагаю послушать музыку Эдварда Грига «Весна». (Слайд 5)

- Послушайте и скажите, какое настроение вызвала у вас эта музыка?

- Как вы думаете, о чем мы продолжим говорить на уроке чтения?

- Мы побывали как в сказке. И сегодня я предлагаю вам познакомиться со сказкой Эдуарда Шима «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»

- Послушайте и скажите, как зовут главных героев сказки?

 

 

- Читаем сказку самостоятельно и выделяем непонятные слова.

 Инд. работа – Бойцова Катя (букварь)

 

- Все ли слова вам были  понятны? А когда я читала сказку,  мне встретилось много непонятных слов и выражений, давайте их разберем. (СЛАЙДЫ 6 - 8)

 

ЗАЙЦЫ БОЛОБОЧУТ (говорить, быстро громко…)

ТЕТЕРЕВА БОРМОЧУТ (говорить тихо, быстро, невнятно)

ВАЛУН (большой камень)

ЛЕЖЕБОКА (лентяй, бездельник)

ПУСТОМЕЛЯ (тот, кто говорит попусту, зря)

 

- В тексте встретились трудные слова, поучимся их читать:

ПЕ – РЕ – ЗВА – НИ – ВА – ЕТ

РАС – ТАП – ЛИ – ВА – Ю

ПРО – СВЕР – ЛИ – ВА – Ю

 

 

 

 

- Ярко светит солнце, снег тает, капель, сосульки, ручейки…

 

 

 

 

 

 

 

 

- радость, восторг…

 

- О весне

 

 

 

 

- Камень, Ручей, Сосулька

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читаю выражения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение вслух по слогам

 

 

Физкультминутка для глаз

 

- Руки за спину, головки назад.
  Глазки пускай в потолок поглядят.
  Головки опустим – на парту гляди.
  И снова наверх – где там муха летит?
  Глазами повертим – поищем ее.
  И снова читаем. Немного еще.

 

 

5.     Объяснительное чтение

(Беседа по содержанию).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Читаем сказку вслух. Следим внимательно. Начнет читать…

 

- Какая погода стояла в лесу?

 

 

- Чем хвалился Камень – валун?

 

 

- Что прокричал Ручей?

 

- Что сказала Сосулька?

 

 

- Что случилось с Сосулькой? Почему?

 

 

 

- Почему весной Камень стал горячим?

 

- Почему Ручей стал бурливым?

 

 

 

- Что произошло с ним, когда солнце закатилось?

 

 

- Ответьте на вопрос сказки. Кто же делает весну?

 

 

 

 

 

-… теплая, весенняя погода.

- Камень хвалился, что он весну делает.

 

- Не хвались попусту!..

 

 

- Мне кланяйтесь, меня благодарите!...

 

- Сосулька растаяла, т.к. солнышко за лес закатилось…

 

- …нагрелся от солнца.

 

- солнце растопило снег, воды в ручье стало много…

 

- Камень остыл, Ручей заледенел, Сосулька обмерзла.

 

- Весну делает солнце.

Физкультминутка

 

 

 

6.     Подготовка к чтению по ролям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.     Чтение сказки по ролям

 

- А почему это произведение можно отнести к сказке? Какие сказочные элементы присутствовали в этом тексте?

 

- Давайте разберем,  какие у них характеры.

 

КАМЕНЬ – старый, важный, гордый.

РУЧЕЙ – молодой, звонкий, веселый.

СОСУЛЬКА - хвастливая

 

- Прочитаем эту сказку по ролям, постарайтесь голосом передать хвастливость героев.

 

- Камень, Сосулька и Ручей разговаривают как люди

 

V Обобщение

 

- На какой вопрос ответила сказка?

- Кто же весну делает?

 

- Кто весну делает?

- Солнце

VI  Итог

 

- Какую сказку мы читали?

- Кто из героев вам понравился? Почему?

- С какими новыми словами познакомились?

 

Ответы детей

VII Рефлексия

 

- Подумайте, какое у вас было настроение на уроке?

Я вам даю макет лица, чего в нем не хватает? Нарисуйте на нем свои эмоции. Какое у вас сейчас настроение веселое или грустное? Как мы это покажем на рисунке?

Описание: C:\Users\Work\Изображения\лицо.jpg

 

 

 

 

 

 

 

Дети рисуют свои эмоции на макете.

VIII Оценки,

 домашнее задание

 

- с. 181- 182 – вычитать по ролям

Инд. зад. – Бойцова Катя

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx37.6 КБ

Предварительный просмотр:

ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида

Конспект  урока  чтения и развития речи

в  3 «Б» классе

Тема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»

Учитель начальных классов
Сахарова И.В.

2013

Цель: формирование навыков правильного плавного слогового и осознанного чтения.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить учащихся со сказкой Э. Шима  «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»;
  • учить правильному, плавному слоговому, осознанному  чтению;
  • учить читать текст по ролям;
  • расширение словарного запаса.

Развивающие и коррекционные:

  • коррекция устной речи через чтение по ролям;
  • коррекция развития мышления (установление причинно-следственных закономерностей наступления весны);
  • расширение кругозора.

Воспитывающие:

  • способствовать воспитанию познавательного интереса;
  • воспитывать любовь к чтению.

Оборудование и наглядность:

  • З.Н. Смирнова, Г.М.  Гусева «Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»  

М., «Просвещение» 2007 

  • мультимедиа проектор
  • ноутбук
  • колонки
  • презентация
  • иллюстрации ручья, сосульки, камня
  • маски (Ручей, Сосулька, Камень).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

I Организационный момент.

Эмоциональный настрой

- Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку. Тихо сели.

Сдача рапорта.

- Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте покажем им, что мы знаем и что умеем.

- Улыбнулись мне, улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям. Пусть наши улыбки помогут нам провести урок интересно и с пользой.  (СЛАЙД 2)

Дежурный сдает рапорт.

Дети улыбаются.

II Логопедическая минутка

- А начнем мы урок с логопедической минутки – поработаем с чистоговоркой.

Первый раз читаю я, вы слушаете и вспоминаете. (СЛАЙД 3)

СОСУЛЬКА ИСПУГАЛАСЬ ВЫСОТЫ,

СОСУЛЬКА ОТ ИСПУГА СТАЛА ПЛАКАТЬ.

- Читаем хором,  выделяя звук «с»

(громко, шепотом)

- Прочитайте 1-ю строчку в вопросительном тоне.

- Прочитайте 2-ю строчку в восклицательном тоне.

Дети хором читают чистоговорку

III Повторение    изученного

-Какой раздел по чтению мы с вами изучаем? (СЛАЙД  4)

- Какое произведение о весне мы с вами изучали на прошлом уроке?

- Давайте его прочитаем.

(инд. работа – Бойцова Катя)

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

- «Весна в окно стучится…»

- А. Плещеев «Весна»

Дети читают стихотворение

Работа по карточке

- Радость, веселье…

IV Изучение нового

  1. Подготовительная беседа

  1. Чтение сказки учителем

  1. Ознакомительное чтение

  1. Словарная работа

- После долгой и суровой зимы наступает весна. В природе все просыпается.

- Назовите признаки весны.

- О весне написано много стихов, рассказов. Известные художники изображали это время года на своих картинах. Композиторы с помощью музыки показывали изменения в природе весной. Я предлагаю послушать музыку Эдварда Грига «Весна». (Слайд 5)

- Послушайте и скажите, какое настроение вызвала у вас эта музыка?

- Как вы думаете, о чем мы продолжим говорить на уроке чтения?

- Мы побывали как в сказке. И сегодня я предлагаю вам познакомиться со сказкой Эдуарда Шима «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»

- Послушайте и скажите, как зовут главных героев сказки?

- Читаем сказку самостоятельно и выделяем непонятные слова.

 Инд. работа – Бойцова Катя (букварь)

- Все ли слова вам были  понятны? А когда я читала сказку,  мне встретилось много непонятных слов и выражений, давайте их разберем. (СЛАЙДЫ 6 - 8)

ЗАЙЦЫ БОЛОБОЧУТ (говорить, быстро громко…)

ТЕТЕРЕВА БОРМОЧУТ (говорить тихо, быстро, невнятно)

ВАЛУН (большой камень)

ЛЕЖЕБОКА (лентяй, бездельник)

ПУСТОМЕЛЯ (тот, кто говорит попусту, зря)

- В тексте встретились трудные слова, поучимся их читать:

ПЕ – РЕ – ЗВА – НИ – ВА – ЕТ

РАС – ТАП – ЛИ – ВА – Ю

ПРО – СВЕР – ЛИ – ВА – Ю

- Ярко светит солнце, снег тает, капель, сосульки, ручейки… 

- радость, восторг…

- О весне

- Камень, Ручей, Сосулька

Дети читаю выражения

Чтение вслух по слогам

Физкультминутка для глаз

- Руки за спину, головки назад.
 Глазки пускай в потолок поглядят.
 Головки опустим – на парту гляди.
 И снова наверх – где там муха летит?
 Глазами повертим – поищем ее.
 И снова читаем. Немного еще.

  1. Объяснительное чтение

(Беседа по содержанию).

- Читаем сказку вслух. Следим внимательно. Начнет читать…

- Какая погода стояла в лесу?

- Чем хвалился Камень – валун?

- Что прокричал Ручей?

- Что сказала Сосулька?

- Что случилось с Сосулькой? Почему?

- Почему весной Камень стал горячим?

- Почему Ручей стал бурливым?

- Что произошло с ним, когда солнце закатилось?

- Ответьте на вопрос сказки. Кто же делает весну?

-… теплая, весенняя погода.

- Камень хвалился, что он весну делает.

- Не хвались попусту!..

- Мне кланяйтесь, меня благодарите!...

- Сосулька растаяла, т.к. солнышко за лес закатилось…

- …нагрелся от солнца.

- солнце растопило снег, воды в ручье стало много…

- Камень остыл, Ручей заледенел, Сосулька обмерзла.

- Весну делает солнце.

Физкультминутка

  1. Подготовка к чтению по ролям

  1. Чтение сказки по ролям

- А почему это произведение можно отнести к сказке? Какие сказочные элементы присутствовали в этом тексте?

- Давайте разберем,  какие у них характеры.

КАМЕНЬ – старый, важный, гордый.

РУЧЕЙ – молодой, звонкий, веселый.

СОСУЛЬКА - хвастливая

- Прочитаем эту сказку по ролям, постарайтесь голосом передать хвастливость героев.

- Камень, Сосулька и Ручей разговаривают как люди

V Обобщение

- На какой вопрос ответила сказка?

- Кто же весну делает?

- Кто весну делает?

- Солнце

VI  Итог

- Какую сказку мы читали?

- Кто из героев вам понравился? Почему?

- С какими новыми словами познакомились?

Ответы детей

VII Рефлексия

- Подумайте, какое у вас было настроение на уроке?

Я вам даю макет лица, чего в нем не хватает? Нарисуйте на нем свои эмоции. Какое у вас сейчас настроение веселое или грустное? Как мы это покажем на рисунке?

C:\Users\Work\Изображения\лицо.jpg

Дети рисуют свои эмоции на макете.

VIII Оценки,

 домашнее задание

- с. 181- 182 – вычитать по ролям

Инд. зад. – Бойцова Катя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Уроки развития речи в системе уроков русского языка"

Упражнения по развитию речи на уроках русского языка. Тематическое планирование уроков развития речи. 3кл....

проектная работа "Развитие речи учащихся на уроках русского языка"

В этой работе предоставлены виды работ по развитию речи на уроках русского языка с разработкой уроков....

Интегрированный урок (развитие речи, окружающий мир, труд) 1 класс Тема: «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будем мы!»

На уроке дети познакомятся со знаками Солнца,узнают о том, как представляли себе нашу планету и солнце наши предки.Обратятся к русским народным сказкам, мифам.Украсят солнечными знаками дымковскую игр...

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя нелегок, но ...

Урок чтения и развитие речи. "Камень, ручей, сосулька и солнце". Э.Шим

Урок построен на выроботку навыка чтения по ролям. Весь урок насыщен коррекционными упражнениями для детей с интеллектуальной недостаточностью....

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя не...

Конспект урока развития речи в 3 классе. Сочинение-описание на тему: "Мороз и солнце, день чудесный."

Конспект урока развития речи предполагает обучение детей составлению и написанию текстов- описания природы по личным наблюдениям...