Образ Родины в поэзии и истории
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Урок литературного чтения в 4 классе. Защита проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_4.docx121.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4-м классе на тему "Образ Родины в поэзии и истории"

Форма занятия: защита проектов

Цель: расширить представления детей о Родине, как стране и ее героическом народе

Задачи урока:

  1. учить ребят работать творчески, развивать логическое мышление, образное воображение, речь, творческую активность;
  2. учить переносить накопленные знания в новую ситуацию, выражать личностное отношение к предмету;
  3. воспитывать гражданственность, патриотизм;
  4. развивать зрительную память, чувство эстетического восприятия окружающего мира в целом и отдельных ее объектов, ассоциативное мышление, творческое воображение;
  5. формировать заинтересованность в конечных результатах своего труда; умение делать выводы, обобщать изученный материал.

Оборудование и материалы:

Компьютер, экран, проектор, слайды.

Методы и формы работы:

индивидуальная и групповая форма работы;

метод сравнения и сопоставления;

иллюстративный метод объяснения нового материала;

проблемно-поисковый метод;

(Урок рассчитан на 40 минут)

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

 Поприветствуем себя доброй улыбкой, поприветствуем гостей, ведь человек только с хорошим настроением может начинать доброе дело.

- Как вы понимаете это выражение?

(На доске)  «ТОЛЬКО В ТВОРЧЕСТВЕ “РОЖДАЕТСЯ” ЛИЧНОСТЬ»

Мы постараемся работать творчески, а гости оценят нашу работу.

2. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.

- Прочитайте пословицы и объясните их смысл

(Слайд 1). Презентация

Человек без Родины, что соловей без песни.

Родина-мать, сумей за нее постоять.

- Как Вы думаете, о чем будет идти речь на уроке? (О Родине )

- Подберите синонимы к слову Родина, слова, близкие по значению. (Россия, Отечество, Отчизна)

 Бывает у русского в жизни

Такая минута, когда

Раздумье его об Отчизне

Сияет в душе, как звезда.

- Все мы родом из огромной страны, имя которой – Россия. А тема Руси на протяжении многих веков волновала как обычных людей, так и творческих и пробуждала высокие патриотические чувства. Сегодня  нам предстоит показать, как поэты разных времен умели искренне и глубоко любить свою Родину.  Откроет нашу работу музыкальное произведение.

  1. Музыкальная минутка.

- Можно ли сказать, что это произведение о Родине, о России. Почему?

Ответы детей.

 Возникает чистый и красивый образ нашей Родины. Но каждый человек представляет ее по-своему и выделяет что-то свое, самое близкое и дорогое. Что же это “самое дорогое, заветное и родное”?

- Родина начинается у каждого с родного края. А как называется наш родной край?

(Слайд 2) Тема нашего урока “Обобщение раздела “Родина”. Образ Родины в поэзии и истории”.

3. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА.

- Проведем речевую разминку.  (Слайд 4)

Родина

Если скажут слово родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

(З.Александрова)

прочитайте отрывок из стихотворения жужжащим чтением вслух;

прочитайте, разделяя слова на слоги; прочитайте с ускорением;

прочитайте с замедлением; прочитайте с интонацией восхищения.

- О чем стихотворение?

- Как вы поняли смысл стихотворения?

- Можно ли это стихотворение ввести в изученный раздел?

4. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

-Мы продолжим разговор о поэтах произведения которых  включены в раздел?

Проверим, как вы запомнили имена авторов, которых мы изучали. Проведем небольшую викторину. Я называю фамилию, а вы имя, отчество и годы жизни

(На доске)

НИКИТИН (Иван Саввич –1824–1961) - 37 лет

ДРОЖЖИН, Спиридон Дмитриевич (1848–1930) - 82 года

ЖИГУЛИН Анатолий Владимирович (1930–2000) - 70 лет

СЛУЦКИЙ Борис Абрамович (1919–1986) - 67 лет

 - Вы прекрасно запомнили авторов и их произведения из раздела “Родина”

- О чем они писали в своих стихах? (О светлом образе Родины)

5. ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ.

Вы работали над  творческим заданием – литературный проект- исследование.  Каждая группа готовила материал о творчестве выбранного поэта по плану:  (слайд 4)

1. Биография поэта.

2. Произведения поэта, которые изучают в начальной школе.

3.  Стихотворения данного поэта

4. Иллюстрация - картина к стихотворению поэта

1 группа: Дрожжин Спиридон Дмитриевич (слайд 5)

1) Чтение реферата-биографии поэта.  (Выдержки из реферата на листочке)

2) Произведения поэта. (Отчет на листочке)

3) Чтение наизусть стихотворения.  (Выразительное чтение - 1 ученик)

4) Иллюстрация-картина к стихотворению.  (На листочке)

2 группа: Жигулин Анатолий Владимирович (6 слайд)

3 группа: Слуцкий Борис Абрамович: ( 7 слайд)

6. ФИЗМИНУТКА

4 группа: Никитин Иван Саввич ( 8 слайд)

7. ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ.

Итак, мы прослушали все исследования групп. Что сближает стихотворения этих авторов? (Любовь к Родине).    

 Так какой они видят Родину? (Они ее видят великой, бескрайней)

- Это пейзажная лирика.  Обратимся вновь к пословицам.

- Какую пословицу мы можем применить этой части стихов?

(Слайд 1) Человек без Родины, что соловей без песни.

- Как вы считаете, справились ли группы со своей задачей?

- Творчески ли подошли  к защите проекта, в чем изюминка проектов?

8. ЗНАКОМСТВО С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ РОДИНЫ В СТИХАХ.

- Но обратили ли вы внимание на то, что стихотворение Никитина не было прочитано полностью.

Откройте учебники. Найдите этот отрывок. Выразительное чтение.

- Почему он не вошел в чтение? (В нем говорится о героизме народа нашей Родины)

9. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.

(Отрывок из стихотворения Никитина “Русь” чтение учениками (хором))

- О каких событиях поведал нам автор?

10. “БЛИЦ-ОПРОС”.

Проведем Блиц-опрос.

В каком году славяне под руководством Владимира Мономаха дали отпор половцам? В каком веке?

Назовите годы Невской битвы и Ледового побоища. Назовите век.

В каком году произошла Куликовская битва? Назовите век.

Так какой изображает Никитин Русь в данном отрывке? (Русь непобедима. Народ защищает свою землю от врагов).

10. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ НАШЕЙ РОДИНЫ.

(Слайд 9)

- Мы с вами повторили основные сражения русского народа с иностранными захватчиками, но каждая победа – это не только героизм русского солдата, но и талант военачальника. Вспомним их имена и значение их таланта в победе русского оружия. ( Александр Невский)

 (Слайд 10) Дмитрий Донской (ответы учащихся).

- Какую пословицу мы можем применить этой части урока?

(Cлайд 1) Родина - мать сумей за нее постоять

12. ИТОГ УРОКА.

Сделаем вывод.

- Еще раз прочитайте обе пословицы.

- Как их можно объединить в одно понятие?

(Cлайд 1)

Родиной не только надо восхищаться, но ее и надо защищать

13. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

К уроку внеклассного чтения найти и прочитать книги на тему “Подвиг русского народа”. 

14. РЕФЛЕКСИЯ.

Обратите внимание на доску, прочтите заголовок, с которого мы начали урок “Только в творчестве рождается личность”.

- Как вы думаете, в чем заключался наш творческий подход к уроку.

- Добились ли мы этого?

Спросим у наших зрителей.

- А теперь, пожалуйста, оцените свою работу на уроке. Заполните тестовые карточки.

Сегодня на уроке я …

- Доволен работой, так как…

- Не совсем доволен, потому что…

                                    Анкета – заявка участника конкурса

                                     Анкета – заявка

Участника областного конкурса мастерства учителей начальных классов «Мой лучший урок, посвященного «Году Учителя» в России.

  1. Фамилия, имя, отчество

     Шпак Елена Юрьевна

  1. Год, месяц, день рождения

17 июня 1967 г

  1. Место работы    

Пойменная СОШ

633441

           Тогучинский район , Новосибирская область  с. Пойменное   Телефон -  факс:  8-383-40-45662  

     4. Должность    учитель начальных классов

     5.  Педагогический стаж работы        24 года

      6.  Повышение квалификации      9. 11. 2009 – 1. 12. 2009г    

 «Современное  начальное образование: проблемы и перспективы»

 15.03.2010 – 23.03. 2010г по теме:  « Основы религиозных культур  светской          этики в образовательных    учреждениях Российской Федерации».

       7. Номинация « Урок литературного чтения»

       8. УМК    « Школа России»

       9. Название работы  « Образ Родины в поэзии и истории»

      10. Домашний адрес:  Новосибирская область, Тогучинский район, с Кадниха      ул. Центральная 8. кв2.                 Сот тел.89232528627

       11. ФИО руководителя образовательного учреждения     Морозова Лариса     Викторовна                 Телефон -  факс:  8-383-40-45662                                                  

Дата заполнения: 11.03.2011г.

Подпись руководителя                                      ( Морозова Л.В.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ ночи в поэзии живописи и музыке

Раздел:Вступление, или Детективное начало... Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний. Тема: А.С. Пушкин "Тиха украинская ночь" Цели:  1. Познакомить учащихся с новым произвед...

Урок 57. Поэзия и история. Урок выразительного чтения стихотворений (4 класс. Чуракова Н. А.)

История России очень интересна и, согласитесь, противоречива. В разных источниках мы можем найти самые разные описания того или иного исторического события. Но есть очень правильный и точный ист...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Образ зимы в поэзии» Сергей Есенин «Поет зима, аукает…»

Конспект урока по литературному чтению рекомендован по новым стандартам и подойдёт по работе по любой программе....

"Образ матери в поэзии, музыке, изобразительном искусстве"; 3 класс

Раскрывается образ Божьей Матери и образ матери через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства. Воспитывается чувство уважения к произведениям искусства раскрывающим образ Божьей М...

Открытый урок «И.А.Бунин Матери.Образ матери в поэзии и музыке»

Интегрированный урок чтения и музыки во 2 классе...

Образ весны в поэзии, живописи и музыке Саратовских поэтов, живописцев, музыкантов.»

Цель: формирование основ музыкальной, художественной и эстетической культуры. Задачи: Образовательная: * продолжать накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры; * ...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Обобщение раздела “Родина”. Образ Родины в поэзии и истории”.

Аннотация.          Урок литературного чтения в 4  классе на тему : Обобщение раздела “Родина”. Образ Родины в поэзии и истории. Тип урока...


 

Комментарии

Урок литературного чтения в 4 классе. Защита проектов.