Открытый урок «И.А.Бунин Матери.Образ матери в поэзии и музыке»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Интегрированный урок чтения и музыки во 2 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_chteniya_i_muzyki_vo_2_klasse.docx | 35.34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок чтения и музыки во 2 классе
Тема: « И.А.Бунин .Матери».Образ матери в поэзии и музыке»
Цели: ознакомить детей с произведением И.А.Бунина; развивать навыки выразительного, правильного и осознанного чтения; воспитывать любовь и уважения к матери.
Оборудование:
- репродукции картин Ю. Кугач « У колыбели», В. Нечитайло «Утро», Л. Кириллова «Счастье»;
- лампадка;
- карточки со словами: лампадка, Ангел-хранитель, очаруешь, сумрак, кроткий голос;
- портрет И.Бунина и его матери Л.А.Буниной;
- Ф.Шуберт «Аве Мария»;
- плакат «Мама и мы»;
- книги и рассказы о мамах;
-песни о маме;
-детские сочинения о маме;
Ход урока
I. Оргмомент.
II.Изучение новой темы.
На доске репродукции картин «У колыбели» Ю. Кугач, В. Нечитайло «Утро», Л. Кириллов «Счастье».
Звук музыки Ф. Шуберта «Аве Мария».
- Вглядитесь в эти репродукции.
- Что их объединяет?
(Видим женщин с детьми)
- Да, здесь видим образ женщины-матери.
На фоне музыки «Аве Мария» (говорю)
-Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, доброго, единственного человека.
- Урок у нас сегодня интегрированный, а это значит, на одном уроке будем и читать, и слушать музыку.
- Тема урока чтения Иван Алексеевич Бунин «Матери».
И.А.Бунин родился в 1870 году в г. Воронеже в старинной дворянской семье.
Отец Алексей Николаевич вел беззаботную жизнь, любил охоту и часто уезжал в Тамбовское имение. Мать Людмила Александровна занималась воспитанием детей. Она создавала в доме теплою атмосферу, была нежной, душевной, много читала, играла на фортепьяно для сына.
Детские годы Бунина прошли на хуторе Бутырки Орловской обл..
Начальное образование получил дома, затем учился в гимназии, продолжить образование дальше не смог – не позволила бедность. Писать стихи начал рано. И.Бунин 2 раза побывал в Мичуринске. Выступал на литературных вечерах. В 50 лет вынужден был уехать во Францию в другую страну. Жил в г. Грассе под Парижем. Он очень тосковал по родине, а особенно по матери, которую очень любил и посвятил ей своё стихотворение. За строгий артистический талант, с которым он создал в стихах и литературной прозе типичный русский характер был награжден Нобелевской премией.
- Прочитайте название стихотворения.
- О ком пойдет речь в стихотворении?
(о матери)
Вывешиваю карточки со словами: лампадка, Ангел-хранитель, кроткий голос, очаруешь, сумрак.
- Что обозначает слово Лампадка?
(ответы детей)
- Лампадка (показываю)- небольшой сосуд фитилем, наполняемый елейным маслом и зажигаем перед иконой.
- А кто такой Ангел?
(ответы детей)
- Ангел-хранитель – в религиозном представлении сверхъестественное существо, служитель Бога и его посланец к людям (изображается крылатым юношей)
- Как понимаете слово – очаруешь?
(ответы детей)
- Очаруешь – это произвести неотразимое впечатление на кого-либо.
- Что в вашем понятии обозначает слово- сумрак?
(ответы детей)
- Сумрак – это полумрак, неполная темнота, при которой ещё может различать предметы.
- А кроткий голос что значит?
(ответы детей)
- Кроткий голос – незлобный, покорный, смирный.
Чтение стихотворения учителям
- От имени кого написано стихотворение?
(от имени автора)
- Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
(чувства любви к своей матери)
- Да, автор любил свою мать всю свою жизнь, это она привила поэту Любовь к поэзии, она ему много читала, рассказывала, пела.
- Как нужно читать стихотворение?
(спокойно, тихо, таинственно, вкрадчиво)
- Прочитайте стихотворение про себя и постарайтесь представить себе то, о чем поэт пишет в каждом четверостишии?
- Читаем вслух по четверостишию.
(по 1 ученику с каждого ряда)
- О чем автор пишет в 1-й?
- О чем во второй?
- А в третьем?
(то, что и в 1)
- Но я заметила, что у автора возник вопрос?
- найдите и прочитайте этот вопрос
(не ты ли ангелом была?)
- Кому автор задаёт вопрос?
(Маме)
Физминутка
Дружно маме помогаем-
Пыль повсюду вытираем.
Мы бельё теперь стираем
Поласкаем, отжимаем,
Подметаем всё кругом
И бегом за молотком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
III.Работа над выразительностью стихотворения
- А сейчас посмотрите на текст: «Какие знаки препинания вы видите?»!?
- А как читаем предложение, если стоит в конце!; ?;…; ,; : .
- если многоточие знак нужно сделать длинную паузу, а там где запятые короткие паузы.
- С учетом всех знаков мы и попробуем прочитать стих выразительно.
Читаю еще раз.
- Читают 3 ученика
- Какое замечание вы можете сделать прочитавшему?
( высказывания детей)
Беседа по содержанию:
- Чей образ находится в центре внимания автора? (Матери)
- Что автору особенно запомнилось у мамы? (голос)
- А какой у неё голос? Найдите в тексте?
- С кем автор сравнивает мать?
- Где это видно? Прочитайте.
- Почему он называет маму ангелом?
(Мама, как ангел оберегает нас, даёт советы, заботится о нас, поддержит всегда и в горе и в радости).
- А вы вспомнили своих мам, читая это стихотворение?
(Дети говорят)
- А что вы вспомнили?
- Да ваши мамы каждое утро провожают вас в школу, готовят завтраки, встречают, помогают учиться, переживают за вас.
Много стихов, рассказов написано о мамах, но не только в стихах воспета женщина – мать, но и в музыке.
IV. Чтение учителем стихотворения о маме.
Нет никого моей мамы дороже,
Нет никого справедливей и строже,
Нет никого моей мамы добрей
Мамы единственной милой моей.
- Эти строки из стихотворения поэта Татаринова может сказать каждый человек, характеризуя образ своей матери.
Мама – это человек, который находится с нами с момента нашего рождения, даже можно сказать ещё до появления на свет. Каждый день, просыпаясь утром, мы, видим добрые, светлые глаза и ласковую улыбку мамы. Но вот уже совсем стемнело и, погружаясь в сон, мы слышим последнюю мелодию дня.
Давно нам песня знакома
Её мы услышали дома
Когда в колыбели лежали
И мало ещё понимали
Маме так часто пелось,
Что нам тоже часто пелось
Мы видим прекрасные сны,
Которые песен полны
- Ребята, а что за песни, которые вы слышали от мамы перед сном, лёжа в кроватке? Как они называются? (колыбельные)
- Я уверена в том, что вы их ещё помните. А девчонки, наверное, очень любят играть в игру «Дочки – матери» и, укачивая своих кукол, вы поёте им те же колыбельные, которые когда - то пели им мамы.
Давайте вспомним колыбельные, которые пели вам ваши мамы.
(Дети поют колыбельные)
- Вы любите мультфильмы?
- Назовите и спойте колыбельные, исполняемые героями.
(Дети поют песенки)
- Мама – это ещё и тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры кинофильмов, поэты – стихи, композиторы – песни.
- Чем отличаются эти песни от других песен?
- Да, мелодии этих песен отличаются особой напевностью, мелодичностью, мягкостью, и протяжностью
Тихо песенку поёт
Нам с тобою мама
Словно солнышко встаёт,
Когда мама снами
И как теплый ветерок
Нежно нас ласкает
Песня льётся ручейком
И сердечно тает.
V.Чтение стихотворений о маме учащимися.
VI.Проверка домашнего задания (чтение учащимися сочинений о своей маме)
VII.Исполнение песни «Мама» из к /ф. «Мама»
VIII.Итоги урока.
- Образ матери пронизывает все области искусства: живопись, скульптуру, музыку, литературу, кинематографию. Это не случайно, поэтому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина – это прежде всего мама и начало жизни.
- Ребята, понравился ли вам сегодня урок?
- Чем понравился?
- Что нового узнали о матери?
Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок И.А. Бунин "Листопад".
Урок был дан в 4 классе. Контингент учащихся отличается достаточно высоким (выше среднего) уровнем познавательных способностей. Это один из уроков в разделе «Поэтическая тетрадь». Предполагает первон...
Презентация к открытому уроку И.А.Бунин "Листопад"
Презентацию пришлось немного изменнить (фотографии и картинки уменьшить), чтобы закачать. ...
Открытый урок чтения в 3 классе « Путешествие в страну Поэзии»
Тема: Путешествие в страну Поэзии.Цель:- обобщить знания детей по творчеству...
Конспект открытого урока по физической культуре. Вид программного материала: гимнастика. Тема: « Упражнения в равновесии. Закрепление навыка ходьбы по гимнастической скамье».
P { margin-bottom: 0.21cm; } Конспект открытого урока по физической культуреВид программного материала: гимнастикаТема: « Упражнения в равновесии. Закрепление навыка ходьбы по гимнастической скам...
07. Открытый урок по русскому языку "Комплексное повторение материала" в 3 классе
Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaРазработка урока по русскому языку УМК "Планета знаний" в 3 классе с презентацией. Урок прошёл в рамках предм...
Открытый урок по чтению. Бунин И.А. - Листопад. 4 класс.
Открытый урок. Иван Бунин – «Листопад».Цель урока: Познакомить учащихся с поэтом и писателем И.А. Буниным и его стихотворением «Листопад». Закрепить знания о средст...