Как устоена загадка
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Урок литературного чтения в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_1_klasse.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ ПО УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
ТЕМА: «КАК УСТРОЕНА ЗАГАДКА»
Цели:
- познакомить с приемом «сравнение»;
- учить сочинять загадки;
- воспитывать культуру речи.
Оборудование: иллюстрации предметных картинок-отгадок, рисунки – поселок Загадочный, девочка Галочка-Сочинялочка; кроссворды; «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.
Ход урока
I. Организационный момент.
Угадай-ка, угадай-ка,
Интересная игра.
Есть еще у нас загадки,
Их разгадывать пора!
II. Введение в тему.
Игра «Доскажи словечко».
Предметные картинки-отгадки учитель прикрепляет на доску.
Мчится без оглядки, Лишь сверкают пятки. Мчится что есть духу, Хвост короче уха. Живо угадай-ка, Кто же это? (Зайка.) Чтоб тебя я повез, Мне не нужен овес. Накорми меня бензином, На копытца дай резины, И тогда, поднявши пыль, Побежит... (автомобиль). Я в любую непогоду Уважаю очень воду. Я от грязи берегусь – Чистоплотный серый... (гусь). | Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит Это доктор... (Айболит). Ежик вырос в десять раз, Получился... (дикобраз). Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно... (карандаш). Он большой, Как мяч футбольный, Если спелый – Все довольны, Так приятен он на вкус, И зовут его... (арбуз). |
– Составьте слово из первых букв отгадок. (Загадка.)
– Кто может сказать, что такое загадка? (Ответы детей.)
– Итак, загадка – это краткое предложение или маленькое стихотворение, в котором указываются некоторые яркие признаки предметов и явлений, по которым надо определить их название. Загадки отражают окружающий мир человека. Мысль в загадках отражается не открыто, прямо, а переносно, и, чтобы догадаться об ответе, надо быть сообразительным и наблюдательным, уметь сравнивать.
– Почему вам было очень легко отгадывать эти загадки? (Помогала рифма.)
III. Актуализация опорных знаний.
– Вспомните правила отгадывания загадок
1. Аукцион загадок.
В аукционе принимают участие те дети, которые подготовились дома к уроку.
2. Групповая работа по разгадыванию кроссворда загадок.
1с | о | л | н | ц | е | ||||
2л | и | с | а | ||||||
3и | в | а | |||||||
4з | а | я | ц | ||||||
5с | н | е | г | ||||||
6т | о | п | о | л | ь | ||||
7ж | у | р | а | в | л | ь | |||
8с | о | л | о | в | е | й | |||
9т | р | а | в | а | |||||
10е | ж | и | к | ||||||
11в | и | ш | н | я | |||||
12в | а | с | и | л | е | к | |||
13л | е | с |
1. Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит
И не пекарь, а печет?
2. Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, в деревне кур крадет.
3. Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила.
А о чем она грустит,
Никому не говорит.
4. Длинноухий озорник
В огород ходить привык.
Он по грядкам прыгать стал,
Всю капусту потоптал.
Мы за ним – он скок-поскок,
С огорода наутек.
5. Зимой греет, весной тлеет,
Летом умирает, осенью оживает.
6. Летом в жару он – в шубе пуховой,
В холод зимой – совершенно голый.
7. Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли –
Им с ходулей не сойти.
8. Он серенький на вид,
Но пеньем очень знаменит.
9. Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Коровам без нее – беда,
Она их главная еда.
10. Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.
11. Держась рукой за тросточку,
Тебя давно я жду.
Ты съешь меня, а косточку
Зарой в своем саду.
12. Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
13. Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем!
Коллективная проверка. Если все загадки ребята отгадали правильно, по вертикали получилось слово. Прочитайте его. (Олицетворение.)
Учитель читает: олицетворение – выражение, представление в образе живого существа. (Поэтическое олицетворение природы.)
3. Отработка навыка чтения.
а) Дыхательная гимнастика.
– Подготовимся к чтению произведений.
Правую руку положите себе на грудь. Вдох – выдох (3 раза).
Надуваем шар (ш-ш-ш-ш), спускаем шар (с-с-с-с).
Подули на свечку (на пальчик).
4. Работа по учебнику
– Прочитайте и отгадайте загадки. (Отгадки: подсолнух, крапива, ромашки, репейник, одуванчик.)
Ребята, обратите внимание, загадка состоит из 2 частей. В первой части содержится тайна, секрет загадки, а во второй дается «ниточка» к разгадке.
Найдите в каждой загадке составные части. (Определение частей в загадках.)
Помните об этом, когда будете сами сочинять загадки.
– Какие из этих загадок построены на олицетворении? В каких из них говорится о растениях как о людях? (Ответы детей.)
Физкультминутка
– Отгадайте, кто это?
В огороде Тит стоит,
Ничего не говорит,
Сам с грядок не берёт
И воронам не даёт.
(Чучело.)
– Встанем дружно, ребята, и изобразим огородное чучело – пугало. (Дети импровизируют. Отметить интересные образы чучел.)
IV. Объявление темы и постановка цели урока.
– Сегодня вы познакомитесь с новым приемом построения загадок, узнаете, как устроена загадка и попробуете сами сочинить загадку.
V. Изучение нового материала.
1. Кроссворд.
– Давайте разгадаем кроссворд и определим еще один прием построения загадок.
1. Над землей трава, Под землей алая голова. | 2. И на горке, и под горкой, Под березой и под елкой Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят. | |||||||
1с | в | е | к | л | а | |||
2г | р | и | б | ы | ||||
3к | а | п | у | с | т | а | ||
4в | о | д | а | |||||
5о | л | е | н | ь | ||||
6р | у | ч | е | й | ||||
7л | а | н | д | ы | ш | |||
8з | и | м | а | |||||
9б | е | л | к | а | ||||
3. Лето целое старалась: Одевалась, одевалась, А как осень подошла, Все наряды отдала – Сотню одежонок Сложили мы в бочонок. | 6. Бегу я, как по лесенке, По камешкам звеня. Издалека по песенке Узнаете меня. 7. Белые горошки На зеленой ножке. | |||||||
4. В морях и океанах обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю упадет опять. | 8. Тетушка крутая, белая да седая В мешке стужу везет, На землю снег трясет, Сугробы наметает, Ковром землю устилает. | |||||||
5. Боится зверь ветвей моих. Гнезд не устроят птицы в них. В ветвях краса и мощь моя, Скажите быстро: кто же я? | 9. Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу. |
2. Знакомство с понятием «сравнение».
– Прочитайте ключевое слово. (Сравнение.)
– С чем сравнивается подсолнух? Крапива? (Золотое решето; огонь.)
– Послушайте стихотворение Романа Сефа и запомните, что с чем сравнивает поэт:
На свете все
На все
Похоже:
Змея –
На ремешок
Из кожи;
Луна –
На круглый глаз
Огромный;
Журавль –
На тощий
Кран подъемный;
Кот полосатый –
На пижаму;
Я – на тебя,
А ты –
На маму.
Попробуйте сравнить иначе. Внимательно оглянитесь вокруг, и вы увидите, сколько удивительно похожих друг на друга вещей нас окружает!
3. Работа по хрестоматии.
Там, где в травах ветер сладкий,
Где за полем бор стеной,
Собираю я загадки
В кузовок берестяной.
Кузовок мой –
В этой книжке.
Загляните, ребятишки!
В. Фетисов
– Попробуйте сами дать определение загадки. (Загадки – это испытание на сообразительность, смекалку, догадку, увлекательное занятие, забава.)
– Загадки бывают народные и литературные. Как вы думаете, чем они отличаются? (Народные живут много столетий, изменяются, создаются и сегодня. Это произведения устного народного творчества. Литературные созданы писателями и поэтами.)
– Откройте содержание хрестоматии. Найдите загадки. Какие они?
(Авторские, их написала Е. Благинина.)
а) Чтение и отгадывание загадок.
Работа в парах. Выразительное чтение загадок друг другу.
б) Работа над загадками Е. Благининой.
– Прочитайте первую загадку. Что это? (Сосулька.)
– Какой прием использовала поэтесса? (Сравнение.)
– Какую помощь оказала иллюстрация?
– Кто знает другие загадки про сосульку?
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет.
– Прочитайте вторую загадку. Что это? (Капуста.)
Вспомните народную загадку про капусту. (Учебник, с. 14.)
Сравните их.
– Прочитайте третью загадку. Отгадайте. (Морковь.)
Приведите свои примеры загадок про морковь.
Аналогичная работа проводится с остальными загадками.
5. Сочинение загадок.
– Сейчас мы в гостях у жителей поселка Загадочный. Как вы думаете, почему он так называется? (В нем живут загадки.)
Нас встречают герои сказки «Загадай-отгадай» Н. Грибачевой.
Учитель читает сказку.
Загадай – отгадай*
С утра в лесу грибной дождик пошел. Ровный, тихий, теплый, долгий. После него сыроежки выскакивают, боровики, лисички, маслята, грузди, мухоморы-светофоры. Очень любят грибы такой дождик.
А заяц Коська и еж Кирюха не любят. Земля мокрая, трава мокрая, листья мокрые. Ходить тяжело. Сидят они под большой елкой, обо всем переговорили, скучно становится.
– Давай загадки загадывать, – говорит еж Кирюха, – сначала ты мне, потом я тебе или наоборот. А кто не отгадает, пусть поляну перебежит. Туда и обратно. В наказание.
– Давай, давай! – обрадовался заяц Коська. – Я все загадки сразу отгадаю. Раз – и готово! Только ты подумай, еж Кирюха, как бы тебе много бегать не пришлось.
– Ничего, – говорит еж, – побегаю. Кто начинает?
– Да ты и начинай. Я еще ничего не вспомнил.
– Добро, – согласился еж Кирюха. – Отгадывай:
Тысяча иголок, длинная рука,
Пыль сметает с полок,
Копоть с потолка.
– Знаю, знаю! – засмеялся заяц Коська. – Это ты про себя загадку загадал. У тебя иголки.
– Нет, не отгадал, – сказал еж Кирюха. – Откуда у меня длинная рука? У меня лапы короткие. Это домашняя щетка на длинной палке.
– Правда, я проиграл, – согласился заяц Коська. – Я только про иголки помнил, а про длинную руку позабыл. Ну, побегу.
Перебежал заяц поляну, с носа вода капает. И обидно ему: как это он промахнулся? Говорит ежу:
– Первый раз каждый ошибиться может. Ты вторую загадывай. Только похитрей, а то мне на один зуб не хватит.
– Ну отгадывай, – говорит еж Кирюха, – кто это?
На живом пригорке острые иголки,
Едет на пригорке сыроежка к норке.
– Отгадал, отгадал! – обрадовался заяц. – Это домашняя щетка.
– А как домашняя щетка в лесу очутилась? И почему на ней сыроежка едет?
– Не знаю, – захлопал глазами заяц Коська. – Может, какой мальчик щетку из дома принес, а сыроежка на ней прокатиться захотела? Я только про иголки думал.
– Опять проиграл ты. Эта загадка про нас, про ежей. Мы на иголки грибы накалываем, домой носим да про запас сушим.
Снова пришлось зайцу Коське по мокрой траве бежать.
– Теперь я тебе, еж Кирюха, загадку загадаю. Придется и тебе побегать, а то все я да я. Вот слушай внимательно:
Зимой – бел, летом – сер.
Не козел, не осел, а капусту съел.
– Так это ты и есть, заяц Коська! – захихикал еж Кирюха. – На зиму линяешь, из серого белым становишься, больше всего на свете капусту любишь.
– Правильно. И как это у тебя быстро получается? – удивился заяц Коська. – Ну, ничего, сейчас ты побегаешь! Что это?
С хвостиком и гладкая, желтая и сладкая.
Вроде шоколадки, а растет на грядке.
– Тут и думать нечего, – говорит еж Кирюха. – Что растет на грядке в огороде? Свекла, редька, огурцы, мак, редиска, капуста, бобы, фасоль, кукуруза, картошка. А сладкое, желтое с хвостиком и для вас, зайцев, слаще шоколада? Морковь!
– Откуда ты все знаешь? Не хочу я больше играть в загадай-отгадай. Надоело мне по мокрой траве бегать. Вот придумаю я хитрую-прехитрую загадку, какой на свете не бывало, тогда опять приду. Ладно?
– Ладно, – согласился еж Кирюха.
После этого заяц Коська недели две по лесу ходил и все под нос бормотал:
– В небо выкатился сыр, луг и поле осветил...
– Черен, а не ворон, на дереве, а не лист, стучит, а не колотушка...
– Вдоль небесных дорог раскатился горох, грач полетел, склевать захотел, как ни тянулся, ни с чем вернулся...
– Не рыба, а плавает, не дровосек, а деревья валит, не мужик, а хату построил.
Много придумал хитрых загадок заяц Коська – про месяц, дятла, звезды, облака, бобров. Радовался: вот пойдет дождь, заставит он ежа Кирюху по мокрой траве побегать. А дождя все не было и не было...
Учитель. Познакомьтесь, это Галочка-Сочинялочка. (Показ иллюстрации.) Назвали ее так потому, что она любит сочинять загадки.
– Миша спросил, все ли могут сочинять загадки? Ребята, как вы думаете, что ему ответила Галочка-Сочинялочка? (Надо быть наблюдательным, обладать фантазией и воображением.)
– А вы хотите научиться сочинять загадки? Этому мы и будем учиться в поселке Загадочный.
Галочка-Сочинялочка ведет нас по поселку (на доске нарисованы домики). Кто живет в этих домиках? Отгадайте.
Не ездок, а со шпорами.
Не сторож, а всех будит.
(Петух.)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь.)
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы!
(Заяц.)
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по веткам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка.)
Не дровосек, не плотник,
А в лесу первый работник.
(Дятел.)
Ползун ползет,
Иголки везет.
(Еж.)
Маленький шарик
Под лавкой шарит.
(Мышь.)
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(Волк.)
– Мы в центре поселка. Посмотрите, какая красивая клумба. Отгадайте загадки и узнайте, что на ней растет.
Рос цветок на длинной ножке –
Белый, с желтеньким глазком.
(Ромашка.)
Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
(Мак.)
Как зовут меня – скажи,
Часто прячусь я во ржи.
Скромный полевой цветок –
Синеглазый... (василек).
– Какие слова в загадке помогли ее отгадать?
Учитель подводит детей к выводу о том, что загаданные предметы описываются посредством других, имеющих отдаленное сходство с теми, о которых умалчивается, или на загаданный предмет только указывают его отдельные признаки.
– В загадке подчеркиваются признаки предмета: кто? какой? на что похож? что делает?
– На что надо обратить внимание при составлении загадок? (На яркие черты или особенности (для чего нужен?) предметов.)
Давайте попробуем сами сочинить загадку об одуванчике. Рассмотрите цветок. Какой он? Какие слова можно использовать для загадки? (Желтый, золотой, шарик, головка, облачко, парашют.)
Галочка-Сочинялочка предлагает вам первую строчку загадки, а вы попробуйте продолжить:
Держит девочка в руке…
(Облачко на стебельке.)
В огороде у дорожки...
(Стоит солнышко на ножке.)
6. Самостоятельная работа учащихся.
– Попробуйте самостоятельно придумать загадку. Используйте рисунки-подсказки. Помните правила, по которым она строится: две части, сравнение или представление неживого предмета в человеческом обличии, руководствуйтесь принципом «что на что похоже».
7. Проверка выполнения работы.
– Какие условия вы должны были не забыть при сочинении загадки? (Не называть прямо задуманный предмет, а называть его по-другому или оживить его.)
– Рассмотрите содержание загадок. Из скольких частей они состоят? (Из 2 частей: первая часть содержит секрет, тайну.)
– С чем сравниваются предметы в загадках? (Сравниваются с другими предметами или с человеком.)
– Галочка-Сочинялочка прощается с нами, да и нам пора возвращаться, но если вам понравилось путешествие по огородам Бабы яги, мы вскоре опять сюда вернемся.
VI. Итог урока.
– Что вы знаете о загадках? (Ответы детей.)
– Как вы думаете, вы все о них знаете? Вы сможете теперь отгадать любую загадку?
Вывод: впереди у вас еще много открытий, много новых знаний. Помните, что отгадка прячется в загадке. Ее можно отыскать, если будешь внимателен к описанию, сравнению, сопоставлению, не пропустишь намек или иносказание.
– Какие загадки вам понравились?
– Кому захотелось заниматься сочинительством загадок?
Давайте «выпустим» книгу загадок. Сами сочиним, проиллюстрируем. Кому нравится мое предложение, начинайте дома работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ориентация курса «Литературное чтение» на формирование у учащихся духовных ценностей и представлений о нравственных устоях семьи
Эссе. «Литературное чтение» авторов М. В. Головановой, Л. Ф. Климановой ...
Презентация "Загадки о космосе" для учащихся 2 класса. Проверяем готовы ли дети оправиться в космос ( в классе проводится игра "Космическое путешествие"). Загадка-ответ и т.д.
В классе проводится игра "Космическое путешествие" на протяжении года. Для проверки готовности к космическому путешествию была создана данная презентация. В презентации один слайд загадка, второй...
Открытый урок по русскому языку «Что такое загадка? Учимся сочинять загадки» ( по учебнику М.С.Соловейчик )
Методическая разработка открытого урока русского языка во 2 классе в форме презентации....
«Обеспечение понимания и поддержания таких нравственных устоев прогимназии и семьи, как уважение к взрослым, к товарищам, взаимопомощь, взаимопонимание, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.»
В статье рассмотрены основные приёмы и виды деятельности детей, с целью поддержания нравственных устоев прогимназии и семьи....
презентация к сборнику "Её Величество Загадка" (образовательные возможности загадки)
ВведениеКнига, которую вы держите в руках, предназначена для педагогов родителей, и детей, желающих не только научиться отгадывать загадки, но и поупражняться в рассуждении, доказательстве выдвигаемых...
Презентация программы внеурочной деятельности: "Формирование гражданской ответственности и нравственных устоев младших школьников через диалог культур народов мира"
Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Цель прогр...
Нравственные устои (правила) предков.
Познакомить детей с нравственным кодексом предков....