«Обеспечение понимания и поддержания таких нравственных устоев прогимназии и семьи, как уважение к взрослым, к товарищам, взаимопомощь, взаимопонимание, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.»
статья (3 класс) на тему
В статье рассмотрены основные приёмы и виды деятельности детей, с целью поддержания нравственных устоев прогимназии и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obespechenie_ponimaniya_i_podderzhaniya_takikh_nravstvennykh_ustoev_progimnazii_i_sem1.docx | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обеспечение понимания и поддержания таких нравственных устоев прогимназии и семьи, как уважение к взрослым, к товарищам, взаимопомощь, взаимопонимание, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.»
В последние десятилетия произошли существенные изменения в системе отношений ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому.Значительно снизилась ценность других людей и степень участия в их жизни происходит размывание понятия гражданственности, социальной солидарности.
Одной из основных задач школы в настоящее время становится ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, а выпускник школы, как указано в стандартах второго поколения, должен быть носителем ценностей гражданского общества.
Идеологической основой ФГОС начального общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где особое внимание уделено решению задач социализации современного школьника, созданию условий для социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Решению этих важнейших задач способствует гуманизация образовательного пространства. Гуманизация выступает условием гармонического развития личности, обогащения ее творческого потенциала, установления гармонического взаимодействия с миром.
Гуманизация имеет в своей основе такое понятие, как гуманность. Гуманность – это человечность, любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости (толерантности), мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и ее достоинству, любовь ко всему живому. Гуманность как нравственное качество является сложным психическим образованием, которое включает осознание и понимание норм морали, наличие гуманных чувств и нравственного поведения.
Воспитание гуманности у детей связано с принципами гуманности:
1) создание в прогимназии атмосферы заботы о здоровье и благополучии, чести и достоинстве личности ребенка;
2) развитие таких ценностей и приоритетов, как сохранение и развитие жизни на Земле, разумное отношение к природным богатствам;
3) формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, порядочности.
Большую роль в воспитании гуманности играют:
1) предметы гуманитарного цикла;
2) поведение учителя, стиль и культура его взаимоотношений с учениками;
3) этика отношений детей в коллективе;
4) внеклассная работа, связанная с объединением детей и взрослых;
5) проявление заботы о природе и о животных.
Одним из важных проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми. И главная роль в формировании таких качеств, как отзывчивость, взаимоуважение, сострадание, толерантность, доброжелательность, принадлежит учителю. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой главный для детей пример нравственного и гражданского личностного поведения. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними как образец человечности. Именно через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. Гуманный педагог должен обладать следующими качествами:
1) любить детей такими, какие они есть, доброта и любовь к детям не позволяет грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство;
2) найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие;
3) создавать «ситуацию успеха» ,оказывать ребенку позитивную словесную поддержку;
4) необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания;
5) педагогу должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и общительность, и любовь к жизни, и порядочность.
Именно учитель вводит ребенка в богатую палитру норм человеческого общения. Эта интересная и ответственная роль принадлежит учителю начальных классов. Он приобщает детей к нормам воспитанности, знакомит с этикой отношений в коллективе, развивает стремление общаться со сверстниками.
Младший школьный возраст является наиболее оптимальным периодом для воспитания гуманности, ребенок становится способным произвольно управлять собственным поведением, подчинять его сознательному контролю, преодолевать импульсивность. В данный возрастной период происходит интенсивное усвоение ребенком этических правил, норм и принципов, нравственных привычек поведения и нравственных чувств личности.
Формирование гуманности у младших школьников осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений.
Младшие школьники проявляют склонность к добрым делам. Многие из них хотят помочь старшим в труде, с большим усердием выполняют их поручения. Сколько нежности, ласки и заботы проявляют дети по отношению к своим родителям и близким, если родители правильно строят свои взаимоотношения с детьми. Многие дети этого возраста отзывчивы, готовы помочь своим ровесникам, умеют сопереживать. Они любят животных, с удовольствием ухаживают за ними, сердятся, когда кто-то причиняет им боль. Это и есть та база, на которой строится воспитание гуманности у младших школьников.
Воспитанию взаимопонимания, взаимоуважения, отзывчивости, взаимопомощи, сотрудничества способствуют следующие виды и формы работы:
- создание воспитывающих ситуаций, ролевые игры, их обсуждение;
- тренинги для выработки коммуникативных умений;
- поручения, поощрения;
- чтение рассказов и сказок, их обсуждение;
- классные часы с такой тематикой: «Спешите делать добро», «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть», «Поговорим о дружбе», «Я среди людей», «Плохо одному», «Я — личность», «Вежливость и этикет» и др.;
- коллективные творческие работы (оформление класса к праздникам, создание коллективных игр, оформление стенгазет);
- «Праздник вежливости»;
- анкетирование «Какой я друг», « Умею ли я общаться с людьми».
Красной нитью через все виды деятельности проходит «золотое» правило нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
Одним из направлений работы по воспитанию гуманности является формирование у детей уважительного отношения к пожилым людям. Гуманное отношение к пожилым людям формируется на таких мероприятиях, как
- классный час, посвященный Дню пожилого человека;
- фоторепортажи и рассказы о бабушках и дедушках;
- изготовление поздравительных открыток
- ролевые и ситуационные игры;
- уроки Мужества.
Мы должны пробуждать в каждом ребенке чувство благодарности к пожилым людям, вызвать у детей желание оказывать им помощь и поддержку.
Очень важно воспитывать у младших школьников уважение и интерес к своей семье, формировать внимательное отношение к близким людям, прежде всего к матери. Доброй традицией стало поздравлять наших мам 29 ноября. Праздник этот — своеобразная дань благодарности мамам за их заботу и любовь. К Дню матери можно приурочить много интересных мероприятий:
• конкурсно-игровые программы;
• конкурс стихов о маме;
• конкурс пословиц и поговорок о маме;
• фоторепортаж «Моя мама — самая лучшая
• выставка маминых работ;
• изготовление подарков для мам;
• классный час «При солнышке тепло, при матери добро»;
• конкурс рисунков « Моя мама — самая красивая»;
• создание презентаций, посвященных маме.
Интересен детям и такой вид деятельности, как проектная. В целях воспитания у детей уважения к своим родным и близким, интереса к своей семье планирую в 3 классе выполнить проекты «Моя родословная», «Моя семья».
Нужно неторопливо и бережно вводить детей в мир природы, пробудить интерес к познанию, учить любить, оберегать природу, разумно ее использовать. Очень нравятся детям такие мероприятия, как
- организация в классе зелёного уголка; решение задач экологического содержания;
- сочинение экологической сказки и ее инсценировка.
Очень нравится детям составлять Правила друзей природы и рисовать к ним экологические знаки «Не будем ломать ветки деревьев и кустарников», «Не будем обижать лягушек и жаб» и др
Понравилась детям проектная деятельность по составлению своей Красной книги, в которой дети собирают информацию о животных и растениях. С большим интересом участвуют ребята и в проекте «Поможем зимующим птицам». Дети собирают материал о птицах, организуют птичьи «столовые», обеспечивают подкормку птиц зимой.
Озеленение класса, « Конкурс клумб» — один из любимых видов деятельности младших школьников. С какой радостью ребята ухаживают за своими растениями!
Таким образом, при воспитании гуманности задача педагога заключается в том, чтобы обеспечить в ученическом коллективе атмосферу эмоционального комфорта, доверительности, творения добра, а также суметь организовать практическую деятельность в природе, основанную на общении ребенка с окружающей средой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ориентация курса «Литературное чтение» на формирование у учащихся духовных ценностей и представлений о нравственных устоях семьи
Эссе. «Литературное чтение» авторов М. В. Головановой, Л. Ф. Климановой ...
Сценарий праздника для старшей группы "Наш друг - светофор"
Сценарий праздника в старшей группе....
Презентация программы внеурочной деятельности: "Формирование гражданской ответственности и нравственных устоев младших школьников через диалог культур народов мира"
Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Цель прогр...
Нравственные устои (правила) предков.
Познакомить детей с нравственным кодексом предков....
Презентация «Семья как социальная и нравственная ценность. Воспитательный потенциал семьи: состояние, проблемы, перспективы»
Презентация к выступлению на МО классных руководителей...
Выступление "Семья как социальная и нравственная ценность. Воспитательный потенциал семьи: состояние, проблемы, перспективы"
Материал для выступления по теме "Семья"...
Учебно- методическое обеспечение воспитательного проекта "Кто такой патриот?", направленного на формирование патриотических чувств у обучающихся 2 класса
Предлагаемое учебно-методическое обеспечение воспитательного проекта «Кто такой патриот?» посвящено проблеме внедрения в школьную образовательную практику метода проектов во внеурочной дея...