РПУ по литературному чтению 3 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме
Рабочая программа учителя по литературному чтению 3класс, УМК "Школа России",учебник Климановой,Горецкого
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpu_po_literaturnomu_chteniyu_3kl.docx | 73.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учителя
по литературному чтению
Класс 3 «А»
Учитель Новикова О.С.
Всего 68 часов; в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и соответствует обязательному минимуму содержания образования образовательной программы « Школа России»
В учебно-методический комплект «Школа России» входят:
Учебник. Родная речь: 3 класс. Климанова Л. Р., Горецкий В. Т., Голованова М – М.: Просвещение, 2011.
Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс С.В.Кутявина. М.: ВАКО,2011
Пояснительная записка
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума литературного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к литературе.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое воображение учащихся, ассоциативное мышление;
- развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при чтении художественных произведений, нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать представление о добре и зле, справедливости и честности, приобщая его к классике художественной литературы;
- Совершенствовать все виды речевой деятельности, умения вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.
Основные разделы: «Устное народное творчество», «Страницы русской классики», «Литературные сказки», «Любимые детские писатели», «Зарубежная литература».
К концу III класса обучающиеся должны уметь:
- осознано читать, строить диалогические и монологические высказывания на основе литературного произведения и личного опыта;
- описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию и работать со словарями;
- использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, логические и психологические паузы, мелодика);
- составлять образ слова по его элементам (по отдельным буквам и частям букв);
- овладевать способом осознанного, беглого и выразительного чтения;
- делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
- определять тему и главную мысль произведения;
- соотносить содержание произведения с языковыми средствами, с помощью которых оно выражено автором;
- озаглавливать иллюстрации и тексты;
- составлять простой план произведения;
- пересказывать подробно, частично, выборочно, творчески (от другого лица и по измененному плану);
- выделять главное и второстепенное в более насыщенных информацией текстах, чем в предыдущем учебном году (логическая переработка текста);
- ставить вопросы к прочитанному;
- самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему.
- выделять такие языковые средства, как сравнение, эпитет, олицетворение, повтор, звукопись, и определять их функции в художественной речи;
- выделять художественные особенности сказок, их структуру (зачин, троекратный повтор, концовка)и лексику, отличать сказку от рассказа;
- использовать в речи элементарные понятия (эпизод, олицетворение, сравнение).
Литературное чтение
Тематическое планирование
№ п\п | Наименование раздела программы | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности учащихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата проведения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Виды речевой деятельности | . Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров | 1 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение | Учащиеся должны знать (понимать) различные произведения устного народного творчества. Учащиеся должны, уметь приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки) | Фронтальный, индивидуальный опрос | Выразительное чтение | ||
2 | Русские народные песни. Небылицы. Документальные сказки | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||
3 | Сестрица Аленушка и братец Иванушка | 1 | Урок с использованием ТСО | Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка, | Учащиеся должны уметь: – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, пересказ*; пересказ, составление плана* | |||||
4 | Иван-царевич и Серый волк | 1 | Урок с использованием ТСО | рассказ, повесть, стихотворение, басня | на смысловые части; | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, пересказ*, составление плана*; выразительное чтение, пересказ, рисунок* | |||||
5 | Сивка-бурка | Комбинированный | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному. Пересказ текста | Учащиеся должны уметь: – читать осознанно текст; – определять тему, главную мысль произведения; – пересказывать текст | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, пересказ, рисунок* | ||||||
6 | Обобщение. Устное народное творчество Вн.чт. русские перодные сказки | 1 | Комбинированный | Фронтальный | Ответы на вопросы раздела, с. 51–58 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||||
7 | Круг чтения и опыт читательской деятельности | Поэтическая тетрадь Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья» | 1 | Изучение нового материала | Произведения выдающихся представителей русской литературы (И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, Произведения Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью опорных слов. | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). – имена, фамилии их авторов | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение; чтение наизусть* | |||||||
8 | А. А. Фет «Мама, глянь-ка, из окошка…» «Зреет рожь над жаркой нивой» | 1 | Выразительное чтение; чтение наизусть | ||||||||||||
9 | И. С. Никитин «Полно, степь моя…», «Утро», «Встреча зимы» | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, рисунок | ||||||||||
10 | И. З. Суриков «Детство. Зима» | 1 | Изучение нового материала | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, чтение наизусть | |||||||||
11 | Обобщение. Страницы русской классики Вн.чт.стихи русских поэтов об осени | 1 | Комбинированный | Учащиеся должны уметь осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией | Фронтальный, индивидуальный | Ответы на вопросы, с. 78–80 | |||||||||
12 | Великие русские писатели А. С. Пушкин Стихи с.84-87 | 1 | Комбинированный | Чтение любимых стихотворений по собственному выбору и желанию | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть | Фронтальный, индивидуальный | Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке | Выразительное чтение, чтение наизусть* | |||||||
13 | А. С. Пушкин «Зимнее утро», | 1 | Изучение нового материала | Восприятие на слух и понимание художественных произведений | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, рисунок* | ||||||||
14 | А. С. Пушкин «Зимний вечер» | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, чтение наизусть* | ||||||||||
15 16 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…» | 2 | Комбинированный | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос | Фронтальный, индивидуальный | Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью | Выразительное чтение, план* | ||||||||
17 | И. А. Крылов «Мартышка и очки» | 1 | Урок с использованием ТСО | Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворение, выразительно читать | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) | Индивидуальный | Выразительное чтение по ролям, наизусть* | ||||||||
18 | И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна» | 1 | Изучение нового материала | по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией | Индивидуальный | Выразительное чтение по ролям, наизусть | |||||||||
19 | И. А. Крылов «Ворона и Лисица» | 1 | Урок с использованием ТСО | Чтение наизусть | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть | Индивидуальный | Выразительное чтение по ролям, наизусть | ||||||||
20 21 | М. Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит…» «Утес», «Осень» | 2 | Изучение нового материала | Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение | |||||||||
22 23 24 | А. Н. Толстой Детство «Акула». «Прыжок» | 3 | Изучение нового материала | Первоначальное литературное образование. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нрав- | Учащиеся должны уметь: – определять тему и главную мысль произведения; | Фронтальный, индивидуальный | Характер героя, его поступки и мотивы | Выразительное чтение, пересказ | |||||||
25 | Л. Н. Толстой «Лев и собачка» | 1 | Изучение нового материала | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного от- | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, пересказ | |||||||||
26 | Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве» | 1 | Изучение нового материала | ношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Пересказ текста | разной тематики по изученному материалу | Фронтальный, индивидуальный | |||||||||
27 | Обобщение. Великие русские писатели Вн.чт. Рассказы русских писателей для детей | 1 | Обобщающий урок | Фронтальный, индивидуальный | Ответы на вопросы, с. 164-166 | ||||||||||
28 | Говорение | А. Н. Некрасов «Славная осень» «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | Изучение нового материала | Чтение наизусть: умение заучивать стихотворение с опорных слов, выразительно читать | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, рисунок* Выучить наизусть |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
29 | К. Д. Бальмонт «Золотое слово» И. А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник и дороги.» | 1 | Изучение нового материала | (с предварительной самостоятельной подготовкой) | Учащиеся должны знать (понимать) содержание прочитанного. уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение. Выучить наизусть. | |||
30 | Обобщение. Поэтическая тетрадь № 2 Вн.чт.стихи Русских поэтов о зиме | 1 | Обобщающий урок | Отзыв о понравившемся произведении | Фронтальный, индивидуальный | Ответы на вопросы, с. 178 | ||||
31 32 | Д. И. Мамин-Си- «сказка про храброго зацца…» | 2 | Комбинированный | Участие в диалоге при обсуждении произведения | Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, пересказ | |||
33 | В. М. Гаршин «Лягушка-путешест-венница» | 1 | Изучение нового материала | Учащиеся должны знать\понимать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, составление плана, пересказ |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
34 | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» | 1 | Изучение нового материала | Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные | – имена, фамилии их авторов. – составлять небольшое монологическое высказывание | Фронтальный | Выразительное чтение, чтение по ролям | |||
35 | Обобщение. ВН.чт. Литературные сказки | 1 | Обобщающий урок | жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня | с опорой на авторский текст, – оценивать события, героев произведения; | Фронтальный | Ответы на вопросы, с. 209 | |||
36 | Виды речевой деятельности. Слушание (аудирование). Чтение. Говорение | М. Горький «Случай с Евсейкой» | 1 | Изучение нового материала | Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг | Учащиеся должны знать\понимать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Учащиеся должны уметь: составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, пересказ | ||
37 | К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей» | 1 | Изучение нового материала | Выразительное чтение, пересказ, рисунок* |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||||||
38 | А. И. Куприн «Слон» | 1 | Изучение нового материала | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос | Фронтальный, индивидуальный | Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью | Выразительное чтение, составление плана, пересказ | ||||||||||
39 | Обобщение. Были-небылицы Вн.чт. Рассказы о природе. | 1 | Обобщающий урок | Фронтальный | Ответы на вопросы, с. 42–43 | ||||||||||||
40 | Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?» «Воробей», «Слон» | 1 | Изучение нового материала | Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. | Учащиеся должны уметь: | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, рисунок* Выучить наизусть | ||||||||||
41 | А. А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» | 1 | Изучение нового материала | Выразительное чтение, рисунок* | |||||||||||||
42 | С. А. Есенин «Черемуха» Обобщение «Поэтическая тетрадь № 1» | 1 | Изучение нового материала | Осознанность и выразительность чтения. Чтение наизусть, умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть. | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение наизусть, ответы на вопросы, с. 56 | ||||||||||
43 | М.Пришвин «Моя Родина» | 1 | Изучение нового материала | Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, пересказ* | |||||||||||
44 | И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 1 | Изучение нового материала | Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии) | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, творческий пересказ* | ||||||||||
45 | В. И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку» | 1 | Изучение нового материала | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, пересказ, составление плана* | ||||||||||||
46 | В. В. Бианки «Мышонок Пик» | 1 | Изучение нового материала | Пересказ текста, умение последовательно воспроизводить содержание рассказа | Учащиеся должны знать\понимать Учащиеся должны уметь пересказывать текст | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, пересказ, краткий план | ||||||||||
47 48 | Б. С. Житков «Про обезьянку» | 2 | Изучение нового материала | Умение кратко пересказывать произведение (эпизод) | Выразительное чтение, творческий пересказ* |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
49 | В. Л. Дуров «Наша Жучка» В. П. Астафьев «Капалуха» | 1 | Изучение нового материала | Построение небольшого монологического высказывания (рассказ, устное сочинение с элементами рассуждения, описания) | Учащиеся должны уметь: – оценивать события, героев произведения | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, план (подробный), пересказ | |||
50 | В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» | 1 | Изучение нового материала | Выразительное чтение, пересказ | ||||||
51 | Обобщение. «Люби живое» Вн.чт.Рассказы о животных | 1 | Комбинированный | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Учащиеся должны уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему | Фронтальный, индивидуальный | Ответы на вопросы, c. 109 (письменно № 3), 110 | |||
52 | С. Я. Маршак «Гроза днем» А. Л. Барто «Разлука», «В театре» | 1 | Изучение нового материала | Выразительное чтение | ||||||
Умение выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой) | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) | |||||||||
53 | С. В. Михалков «Если» Е.Благинина «Кукушка», «Котенок» | 1 | Изучение нового материала | Выразительное чтение |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
54 | Обобщение. Поэтическая тетрадь Вн.чт.Веселые стихи детских поэтов | 1 | Комбинированный | Фронтальный | Ответы на вопросы, с. 122 | |||||
55 | Виды речевой деятельности. Слушание (аудирование). Чтение. Говорение | Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | 1 | Изучение нового материала | Основные темы детского чтения: произведения о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Учащиеся должны уметь: – оценивать события, героев произведения; | Фронтальный, индивидуальный | Характер героя, его поступки и их мотивы | Выразительное чтение, пересказ, рисунок* | |
56 | А. П. Платонов «Цветок на земле» «Еще мама» | 1 | Изучение нового материала | Выразительное чтение, пересказ (творческий)* | ||||||
57 58 | М. М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники» | 2 | Изучение нового материала | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Построение небольшого монологического высказывания: | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, план, пересказ | ||||
59 | Н. Н. Носов «Федина задача» «Телефон» | 1 | Изучение нового материала | Умение участвовать в литературных играх (инсценирования). Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Учащиеся должны уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, творческий пересказ*, инсценирование, чтение по ролям | |||
60 | В. Ю. Драгунский «Друг детства» | 1 | Изучение нового материала | Восприятие на слух м понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала) | Учащиеся должны знать\понимать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение | |||
61 | Обобщение. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Вн.чт.Рассказы Носова и Драгунского о детях | 1 | Комбинированный | Фронтальный | Ответы на вопросы, с. 176. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
62 | Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели» Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды» Р. Сеф «Веселые стихи» | 1 | Комбинированный | Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг | Учащиеся должны уметь читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение, пересказ. Создать свой журнал. | |||
63 | Обобщение. Вн.чт. По страницам детских журналов | 1 | Комбинированный | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Учащиеся должны уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя» | Фронтальный | Ответы на вопросы, с. 188 (письменно № 3) | |||
64 65 | Мифы Древней Греции | 2 | Изучение нового материала | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления | Учащиеся должны уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Фронтальный, индивидуальный | Выразительное чтение | |||
66 67 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» | 2 | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления | Учащиеся должны уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, уметь ставить вопросы | Фронтальный, индивидуальный | Чтение и пересказ сказки | ||||
68 | Обобщение по разделу. Задание на лето. | 1 | Умение обобщать и делать выводы, развивать речь. Прививать любовь к чтению | Учащиеся должны уметь работать с текстом, правильно соотнести отрывок из текста с автором произведения и его названием | Что читать летом? Список рекомендованной литературы. |
Приложение
Тексты для проверки способов чтения, выразительности и осознанности.
10—15 сентября
Яблоко
Смотреть на это яблоко,
Над головой висящее,
Мученье настоящее!
Оно на тонкой ветке
Качается слегка,
И листиков касаются
Румяные бока.
Неслышно тень прозрачная
По яблоку скользит...
Оно такое сочное
И сладкое на вид.
И солнце протянуло
Свои лучи к нему,
А мне не дотянуться
До ветки самому. (47 слов)
И. Змай
1. Опиши, какое яблоко видит ребёнок.
2. Какие чувства он испытывает?
Подорожник
Отгадайте, что за доктор Айболит у дороги сидит?
Подорожник.
Трава такая незаметная. И незаметная, и терпеливая, и живучая.
Растёт где придётся. На булыжной дороге, между камней. На сухой утоптанной тропинке, где земля растрескалась.
Наступишь на него — вытерпит.
Проедет по нему тележное колесо — вытерпит.
Грузовик по листьям прокатит — всё равно вытерпит. Приподнимутся листья, расправят жилочки, разгладятся.
Сам себя лечит подорожник.
А недавно я ногу поцарапал, и заболела у меня нога.
— Подорожник, вылечи!
— Давай вылечу.
Сорвал я листок подорожника. Приложил к больному месту.
И всё зажило.
(84 слова)
Э. Шим
1. Что ты узнал о «докторе Айболите», который у дороги сидит?
2. Чем подорожник полезен людям?
С утра до вечера
Опустился шмель на головку клевера. Шмель большой, грузный.
Наклонится стебелёк у клевера, розовая головка опрокинется, шмель вверх тормашками повиснет.
— Трудно тебе, шмель?
— Ещё бы!
— А почему на другие цветы не садишься?
— На других цветах пчёлы работают, мухи да букашки мелкие. Все кому не лень.
— А на клевере?
— На клевере им сладкого соку не достать. Только я могу. У меня хоботок длинный.
— Это что же получается? Как в сказке! Не было бы тебя, шмеля, клевер бы впустую цвёл. Семян не давал. Без семян клевера не посеешь. Без клевера корову не накормишь. Деду с бабкой без молока сидеть...
— Не знаю, как там в сказках. Я своё дело знаю. Хоть и тяжело, а кувыркайся на клевере с утра до вечера! (117 слов)
Э. Шим
1. Какой цветок для сбора мёда облюбовал шмель? Почему?
2. Если бы ты стал рисовать шмеля, какие предложения тебе
помогли бы в этом? Прочти их.
Ёж
Раз я шёл по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук. Я прикоснулся к нему кончиком сапога — он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.
— А, ты так со мной! — сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.
Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.
Мышей у меня было много. Я слышал — ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.
(100 слов)
М. Пришвин
1. Расскажи о встрече писателя с ёжиком.
2. Что ты узнал о еже?
3. С какой целью ёжика взяли жить в дом?
Петух и наседка
Во дворе наседка водит за собой цыплят.
Она теперь не просто курица. Она мамаша большого семейства. И очень изменилась, когда стала мамашей.
Была щупленькая и гладкая, а теперь растопорщилась, распушилась. Вдвое себя толще.
Была робкая и тихая, а теперь стала отчаянной. На кошку бросается. Собаку от цыплят отгоняет.
Приблизился было к цыплятам петух, главный куриный начальник. У него хвост фонтаном, у него борода, у него красные серьги. Изогнутые шпоры на лапах.
Этот петух никогда и людей-то не боялся. Орёл!
А тут приблизился к цыплятам. И моргнуть не успел, как налетела наседка да клювом его — тюк, тюк, тюк!
Присел петух на свои шпоры, квакнул совсем по-лягушачьи: «Куа-а-ак!...»
И стремглав под забор. (110 слов) Э. Шим
1. Когда обычную курицу называют наседкой?
2. Какой она становится по внешнему виду, по характеру?
3. Расскажи, как она расправилась с петухом?
I ПОЛУГОДИЕ
Отличные пшеничные
Мы печём пшеничные
Пироги отличные.
Кто придёт к нам пробовать
Пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра,
Пёс лохматый со двора.
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы,
Пироги пшеничные
В печку посадили мы.
Печка весело горит,
Наша мама говорит:
— Крошки, что останутся,
Воробью достанутся.
(54слова)
Перевод со шведского И. Токмаковой
1. Как ты понимаешь заголовок стихотворения: «Отличные пшеничные»?
2. Вспомни, кто сможет полакомиться вкусным пирогом?
Слон сильный и умный
Слон большой, слон сильный и умный, это все знают.
Домашний слон в Индии носит тяжёлые грузы, таскает воду и даже нянчит маленьких детей.
А вот увидеть стадо диких слонов не каждому удаётся. У слона почти нет врагов. Но если слон почует опасность, он крадётся тихо, как мышка.
Бывает, у слоновой тропы свернётся кольцами гигантская змея питон и набросится на маленького слонёнка, который отстал от стада. Слонёнок затрубит, завизжит. Вмиг кинутся слоны спасать слонёнка. Всё стадо бегает кругом и топчет, топчет питона, как будто пляшет на нём. А уж когда спасут слонёнка, попадёт ему от слонихи-матери, чтобы слушался взрослых и не отставал от стада. (104 слова)
Г. Снегирёв
1. Какую работу может выполнять домашний слон?
2. Как слоны оберегают своих детей?
Отважный пингвиненок
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птицы стояли у нагретых солнцем камней.
Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы.
Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.
От страха пингвиненок закрыл глаза и... бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это был отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зелёном море. (97 слов)
Г. Снегирёв
1. Каким был пингвиненок?
2. За что пингвиненка назвали отважным?
II ПОЛУГОДИЕ
Ландыш
Какой цветок в нашем лесу самый красивый, самый нежный, самый пахучий?
— Конечно, я, ландыш!
— Какие же у тебя цветки?
— Цветки у меня — будто колокольчики снежные на тонком стебле. Будто светятся в сумерках. А запах такой, что не надышишься!
— А что же сейчас висит у тебя на стебле, на месте беленьких колокольчиков?
— Красные ягоды. Тоже красивые. Загляденье! Но ты их не трогай, не срывай!
— Отчего же?
— А они ядовитые!
— Зачем же тебе, нежному цветку, ядовитые ягоды?
— Чтобы ты, сладкоежка, не съел! (80 слов)
(Э. Шим)
1. Опиши ландыш, когда он цветёт.
2. Как выглядит ландыш, когда отцветут белоснежные цветы?
Ласточки
Мой сад с каждым днём увядает,
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно ещё доцветает
Настурций в нём огненный куст.
Взгляну ль по привычке под крышу —
Пустое гнездо над окном,
В нём ласточек речи не слышу;
Солома обветрилась в нём...
А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!
И вот — их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне —
Далёко, далёко, далёко...
О, если бы крылья и мне!
(76 слов)
А. Майков
1. Почему у автора грустное настроение?
2. Подбери слова, близкие по смыслу к словам: хлопотали, ласточки, увядает сад.
Сколько живёт пчела
Лежу в траве. Прямо передо мной — лохматые шапочки одуванчиков.
А на них садятся пчёлы.
Прилетает пчела быстро, вёртко. Шлёпнется на цветок и давай по нему кружить, лепестки пересчитывать.
— Пчела, откуда у тебя штанишки жёлтые?
— Это не штанишки. Это корзиночки. Я туда корм складываю — цветочную пыльцу.
Улетает пчела с одуванчиков тяжело, неповоротливо. Трудно ей. Но все-таки тащит полные свои корзиночки, старается...
Я пчёл всегда боялся. Вдруг ужалит?
А теперь не боюсь.
Если пчелу не трогать, и она тебя не тронет.
— Правда ведь, пчела?
— Не трону... Неохота мне нападать. Если ужалю, сама умру. Такая наша судьба пчелиная...
— Нет, ты живи! Долго живи!
— Не дано мне долгой-то жизни...
— И сколько же тебе жизни отпущено?
— Чуть побольше месяца. Всего-навсего!
(116 слов)
(Э. Шим)
1. Как трудится пчёлка целый день?
2. Если тебе повстречается пчела, как надо вести себя с ней?
3. Что интересного ты узнал о пчеле?
Мы в школе слушали музыку. Учительница поставила пластинку, а мы сели и стали слушать. Музыка была очень красивая, нежная такая. Потом, когда пластинка кончилась, учительница спросила, понравилась ли нам музыка и что она кому напомнила, на что она похожа.
Одна девочка сказала, что это похоже на бал во дворце. Как будто танцуют принцы и принцессы, волшебники разные. Саша Крылов сказал, что музыка ему напомнила про море. Волны шумят, катятся... А я сказал, что меня от музыки как будто ветерком прохладным обдувает. И учительница сказала: «Молодец, Андрей, правильно понял. Эта музыка называется «Весна». А весной начинают бежать ручейки, дует ветерок...»
Но тут встала Кругликова и сказала: «Он потому про ветерок сказал, что у него сзади форточка открытая». И все стали смеяться.
А я ведь правда ветерок от музыки чувствовал, а совсем не от форточки. Честное слово!
(135 слов)
А. Аксёнова
1. Что напомнила музыка детям?
2. Как ты думаешь, как надо слушать музыку, чтобы тебе что-нибудь представилось, напомнило?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....