Урок обучения грамоте "Согласные звуки [т], [т'] . Буквы Т,т" по "Русской Азбуке" В.Г.Горецкого УМК "Школа России".
план-конспект урока (чтение, 1 класс) на тему
Урок обучения грамоте с использованием презентации, упражнений для развития речевого аппарата, игровых моментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote.doc | 57.5 КБ |
bukva_t.pptx | 510.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте по «Русской Азбуке» В.Г.Горецкого
УМК «Школа России»
Тема: «Согласные звуки [т], [т’]. Буквы Т, т.»
Учитель: Якушенко Кристина Николаевна.
Цели:
- познакомить с новыми звуками, научить распознавать их в словах; познакомить с новой буквой, научить читать слова и предложения с ней;
- развивать фонематический слух и связную речь, логическое мышление и внимание;
- способствовать воспитанию любви к животным, взаимовыручки.
Оборудование: кукла Незнайка, два плаката, компьютер, кассы букв, цветные карточки-схемы.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Незнайка. Он ещё не решил, нужно ли ему идти учиться в школе. Давайте ему докажем, что в школе учиться интересно, можно получить много знаний.
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.
2.Актуализация знаний. Повторение пройденного.
По «ленте букв» ведётся повторение изученных гласных и согласных.
- Ребята, расскажите Незнайке, с какими буквами мы уже познакомились. (а, о, у, ы, и, н, к,с.)
- А какие буквы живут в красном домике? (буквы гласных)
- Почему звуки гласные? (потому что произносятся голосом, без преград, образуют слог.)
- А какие буквы гласных живут на верхнем этаже? (это гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного.)
- А какие буквы гласных живут на нижнем этаже? (это гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного.)
- Дайте полную характеристику звуков [н], [н’] (согласный, звонкий, твёрдый; согласный, звонкий, мягкий.)
3.Постановка проблемы. Открытие нового знания.
а) Игра «Услышь звук и обозначь буквой» слова: три (первый звук) и пять (последний звук).
б) Слого-звуковой анализ слова «три».
- Помотрите на картинку и схему. Какое слово загадано? (три)
- Повторим это слово 3 раза. Сколько слогов в этом слове? (1)
- Почему? (один гласный звук [и])
- Назовите слияние (ри)
- А какой звук вне слияния? ([т])
- Повторим этот звук 3 раза. Дадим ему полную характеристику. (согласный, так как есть преграда при произношении: кончик языка прижимается к верхним зубам. Глухой, так как состоит только из шума. Твёрдый.
в) Слого-звуковой анализ слова «пять»
- Поможем Незнайке угадать второе слово.
- Давайте произнесём это слово хором 3 раза. Сколько в нём слогов? Почему? (один, так как в слове один гласный)
- Назовите хором слияние. (пя)
- Назовите звук вне слияния и повторите его хором 3 раза. ([т’])
- Дайте ему полную характеристику (согласный, так как есть преграда при произношении: кончик языка прижимается к нижним зубам. Глухой, так как состоит только из шума. Мягкий.)
- Почему мы не смогли обозначить звуки буквами? Почему возникло затруднение?(не умеем обозначать звук соответствующей ему буквой).
г) Игра «Хлопни в ладоши».
Учитель читает стихотворение, дети внимательно слушают и хлопают в ладоши один раз, если слышат в слове звук [т] и [ т’].
Глупый, маленький телёнок
Только вышел из пелёнок.
Вот тебе косыночка,
Ты, телёнок,- Зиночка!
д) Знакомство с буквами Т, т. Найти их место на «ленте букв», в кассе букв, алфавите.
е) На что похожа буква? (картинки-рисунки)
- Буква Т стоит на крыше,
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
- Отвечайте, кто знаток:
Это что за молоток?
ж) Сравнение звуков [ т] и[ т’] (презентация «Азбука»)
Учитель демонстрирует картинки, дети произносят первый звук слова, показывают сигнальными карточками, какой это звук: мягкий (зелёный цвет) или твёрдый (синий цвет).
4.Физминутка.
Мы похлопаем в ладоши дружно, веселее.
Наши ножки постучали дружно, веселее.
По коленочкам ударим тише, тише, тише.
Наши ручки, поднимайтесь выше, выше, выше.
Наши ручки закружились, ниже опустились.
Завертелись, завертелись и остановились.
5.Упражнения для развития речевого аппарата.
- Упражнение «Пятёрочка» (при сжатых губах медленно набрать воздух через нос. Задержать дыхание. На выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.)
- Упражнение «Хомячок» (плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.)
6.Первичное закрепление: чтение слияний-чистоговорок.
- А сейчас представьте, что мы мыши.
Ты-ты-ты – к нам пришли коты.
Та-та-та – не боимся мы кота.
Ти-ти-ти – их прогнали мы почти.
То-то-то – будем мы играть в лото.
Ту-ту-ту – наведём здесь чистоту.
7.Договаривание слогов-слияний до целых слов (тихо, тыква, тапка…)
8.Работа по учебнику. Включение в систему знаний и повторение.
а) Нахождение слов со звуками [т ]и [т’](ученики обводят в отрывке буквы т, считают их количество: читающие дети читают стихотворение-отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный».
б) Рассматривание иллюстрации в стихотворению.
- Назовите слова со звуками [ т ]и [ т’].
в) Чтение слов с доски: (хором, парами, рядами, индивидуально)
кот окуни
котик Никита
кто как
г) Работа с текстом «Хитрый кот».
- Чтение хором.
- Чтение по цепочке.
- Чтение текста одним учеником (3-4 человека).
- Беседа по содержанию и озаглавливание:
-Чей был кот?
-У кого были окуни?
-Что сказано про кота?
-Как можно назвать этот рассказ?
- Пересказ текста учащимися.
-Как вы думаете, перестанет ли Таня после этого случая любить своего кота?(нет)
-Как мы должны относиться к животным? (любить, ухаживать за ними)
9.Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять, мы умеем отдыхать.
Приподнялись, чуть присели и соседа не задели.
А теперь придётся встать, тихо сесть, начать писать.
10.Работа с кассой букв. Учащиеся составляют слова: кот - кит – тик – ток – так. (Дети работают в индивидуальных кассах, один человек на общей кассе).
11.Подведение итогов урока. Рефлексия.
-С какими звуками мы сегодня познакомились?
-Чем они похожи и чем отличаются?
-Какой буквой на письме они отличаются?
-Дома придумайте слова с изученной буквой и по желанию выучите стихотворение со страницы 56.
-А сейчас давайте скажем Незнайке «До свидания!» Ему очень понравилось у нас и он обязательно к нам ещё придёт.
-Вы все сегодня хорошо поработали! Молодцы!!!
-Урок окончен.
Использованная литература:
1.Занимательное азбуковедение./Автор-составитель В.В.Волина. – Екатеринбург: Изд. «АРГО», 1996.
2.Школа физминуток (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2005.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Т т
Т т
Т т
Т т
Т т
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [йа],[а]. Буква Я. Россия - родина моя"
Открытый урок обучения грамоте в 1 дополнительном классе для обучающихся с ОВЗ. Урок составлен с учетом требований ФГОС НОО ОВЗ....
Конспект урока обучения грамоте «Звуки [г], [г\'], буква Г» (УМК "Школа России" 1 класс)
Тема: «Звуки [г], [г'], буква Г»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о звуках [г], [г'] и обозначении их на письме, формирование знаний о письме слов и предложен...
Конспект урока обучения письму " Звук[ч*]и буква Ч (закрепление).Сочетания ча-чу,чк" (УМК "Школа России", 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуке [ч*], и букве Ч; формирования навыка правильного письма сочетания ча-чу, сознательного чтения, формирование орфографического навыкаПланируемые ре...
Конспект урока обучения грамоте "Звуки [з], [з‘]. Буква З з." (УМК Школа России, 1 класс)
Тема: Звуки [з], [з‘]. Буква З з.Цели деятельности учителя: знакомство с новыми звуками и новой буквой; сформировать элементарный навык чтения; развитие фонематического слуха.Планируемые результ...
Технологическая карта урока обучение грамоте «Звуки [в], [в,]. Буквы «Вв» (УМК "Школа России" 1 класс)
Тема урока: «Звуки [в], [в,]. Буквы «Вв»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство учащихся со звуками [в], [в,], с печатными буквами Вв; совершенствовани...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [м], [м\'], буквы М, м", 1 класс, УМК "Школа России"
Тема урока «Звуки [м], [м'], буквы М, м»Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение знаний обучающихся о звуках [м], [м'], заглавной буквы «М&raq...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Звуки [з], [з’], буква «З, з». Закрепление» (1 класс, УМК "Школа России")
Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: формирование у обучающихся умения характеризовать звуки [з], [з’] и читать слова с буквой З, з с ориентацией на последующий гласный звукЗадачи урока:Дидакти...