Рабочая программа по литературе.
рабочая программа (чтение, 3 класс) по теме

Султанова Гульсина Нурлоходовна

Рабочая программа по литературе для 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_3.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, Дрофа, 2008)

    Соответствует обязательному минимуму содержания образования РФ 2008 года.

  «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы»  Москва, Просвещение, 2001

 «Концепция и программы для  начальных школ» Москва «Просвещение», 2008.

Название программы:  литературному чтению 

На сколько часов рассчитана рабочая программа :   планирование по русскому языку в 3 классе начальной школы рассчитано на 2 часа в неделю на протяжении учебного года, что составляет 68 часов в год.

Учебник :      «Литературное чтение. 3 класс» (2  часть),  Москва «Просвещение», 2010

Автор: Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова

Уровень программы : базовый

Для каких обучащиюхся составлена:    для учащихся средней степени

Возрастные особенности учащихся для которых составлена программа:   для учащихся в 3 классе,  9-10 летние дети

Связи с другими предметами и их обоснования (кратко):  татарский язык, русский язык, окружающий мир.

Характеристика особенностей (т.е. отличительные черты) программы:  При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, работа в группах, организационно-дятельностные игры, деловые игры).

Типовая, авторская, модернизированная, компилятивная:  программа составлена по образцу учителей  РТ, типовая,

Цели  программы:

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического     отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений  вести диалог, выразительно читать  и рассказывать, импровизировать;

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,           потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта   младших школьников, формирование представлений о добре и  зле, справедливости и честности,  развитие  нравственных   чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Задачи программы:

Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

Воспитание эстетического  отношения к  действительности,  отражённой в художественной литературе. Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный период:

Учащиеся должны знать и понимать:

-названия,

- основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь:

- различать элементы книги;

- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учёта скорости);

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст;

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему;

- составлять небольшое монологическое высказывание  с   опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- приводить примеры произведений фольклора  (пословицы, загадки, сказки);

-различать жанры художественной литературы;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-самостоятельного чтения книг;

- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

- самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

- работы с разными источниками информации.

Практическая   деятельность :  заучивание фольклора, сочинения. Использование теоретических знаний в заданиях.

Критерии оценивания различных видов работ:  оценивание знаний и навыков по норме оценок.

В Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника:

  1. Способ чтения: чтение целыми словами.
  2. Правильность чтения чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
  3. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
  4. Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости). Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность. Выставление цифровой отметки по технике чтения не рекомендуется.

Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). При проверке учащиеся читают вслух не менее 2-х мин, чтобы получить результат чтения за минуту число слов необходимо разделить на затраченное время.

Примечание. Более высокая степень точности диагностики темпа чтения достигается при подсчете знаков (букв и пробелов): подсчитывается количество знаков и результат делится на длину среднего слова - 6,4 знака.

Оценивание навыка чтения вслух в 3 классе

3

«Спра-вился»

Осознание общего смысла прочитанного текста

Наличие не более 4-5  ошибок

(искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений,  интонационного рисунка

Не менее 65 сл/мин

«Не справи-лся»

Непонимание общего смысла прочитанного теста

Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности

Менее 65 сл/мин

Примечания. Оценка «не справился» выставляется в том случае, если не сформировано более двух качеств навыка чтения.

Проверка выразительности чтения в 3 классе производится на подготовленном тексте.

        Для проверки навыка чтения про себя подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты, а также вопросы и задания к ним.

Оценивание навыка чтения про себя в 3  классе

Класс

Общая оценка

Ответы по содержанию

Темп чтения, при котором осознает основную мысль текста

3

«Справился»

Правильно выполнено не менее 25% заданий

Не менее 85 сл/мин

«Не справился»

Правильно выполнено менее 25% заданий

Менее 85 сл/мин

 Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:

  1. выразительное чтение текста;
  2. пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);
  3. выразительное чтение наизусть;
  4. составление простого плана;
  5. создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;
  6. работа с детской книгой и т.д.

В ходе фронтального  опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты : На уроках исползуется новые ИКТ. Эти технологии дают очень хороший результат, учащиеся самостоятельно интересуются.  Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

Основные методы (продуктивные и репродуктивные и т.д.) работы на уроке _:  беседа, объяснение, опрос,  выборочная проверка домашнего задания

Формы организации деятельности учащихся(групповая работа, в парах и т.д.):   групповая, в парах, индивидуальная

         

Содержание программы.

Темы

Кол-во часов

1.

Самое великое чудо на свете.

2

2.

Устное народное творчество.

8

3.

Поэтическая тетрадь 1.

8

4.

Великие русские писатели.

18

5.

Поэтическая тетрадь 2.

6

6.

Литературные сказки.

6

7.

Были-небылицы.

7

8.

Поэтическая тетрадь 1

4

9.

Люби живое.

9

                                         

                                                 

   

  Литературное чтение. 3 класс.


п/п

Тема урока

Коли-чество часов

Ожидаемые результаты

Дата    проведения

         

Примечание

План

Факт

Виды речевой деятельности. (10 часов)

САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ- 2

1

Инструктаж по технике безопасности и охране труда.

Рукописные книги Древний Руси

1

Учащиеся должны знать(понимать) различные произведения устного народного творчества.

2

Первопечатник Иван Федеров

1


Учащиеся должны, уметь приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - 8

3

Русские народные песни. Небылицы. Документальные сказки.

1


Учащиеся должны, уметь приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)



4


Сестрица Аленушка и братец Иванушка

1




Учащиеся должны

уметь:

 -определять тему и главную мысль произведения;


5

Сестрица Аленушка и братец Иванушка


1

- пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц;

 - делить текст на смысловые части;

 - составлять его простой план.

6

Иван – царевич и Серый волк.

1





7

Иван – царевич и Серый волк.

1

- делить текст на смысловые части;

 - составлять его простой план.

8



Сивка – бурка



1  



Учащиеся должны

уметь:

 -читать осознанно текст;

 

   9

Сивка- Бурка

1

определять тему, главную мысль произведения;

-пересказывать текс

10

Обобщение. Устное народное творчество

1

определять тему, главную мысль произведения;

-пересказывать текс


Круг чтения и опыт читательской деятельности. (26 часов)

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1 - 8

11

Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»

1

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).  

12

А.А.Фет «Мама, глянь-ка, из окошка…»

1

знать/понимать:

-названия,основ-

ные содержание изучение литературных произведений;

 -имена, фамилии их авторов

13

А.А.Фет «Зреет рожь жаркой нивой»

1

Выразительность чтения

14

И.С.Никитин «Полно, степь моя…»

1

Учащиеся должны

уметь читать стихотворные произведения наизусть

15

И.С.Никитин «Утро. Встреча зимы.»

1

Научить выраз. чтению

16    

И.З. Суриков

«Детство. Зима»

1

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть

17


Обобщение. Страницы русской классики

1


Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть


18

Обобщение. Страницы русской классики

1

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть

ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ - 18

19

Внеклассное чтение. Любимые стихи. А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

1

Учащиеся должны уметь осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией

20

А.С.Пушкин «За весной, красой природы»

1

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст,

21

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

1

построенный на изученном языковом материале,

22

А.С.Пушкин «Зимний вечер»

1

соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

23


А.С.Пушкин «Сказка о царе

Салтане…»

1



Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию


24

А.С.Пушкин

«Сказка о царе Салтане…»

1



25

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1


Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

26

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

27

И.А.Крылов «Мартышка и очки»

1

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

28

И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна»

1

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

29

И.А.Крылов «Ворона и Лисица»

1

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

30

М.Ю.Лермонтов «Утес», «Горные вершины»

1

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

31


А.Н.Толстой «Акула. Прыжок»

1


Учащиеся должны уметь осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией


32

А.Н.Толстой «Акула. Прыжок»


1

соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

33

Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

1

Учащиеся должны уметь осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией

34

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве»

1

соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

35

Обобщение Л.Н.Толстой

1

Учащиеся должны уметь осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией

36

Обобщение. Великие русские писатели.

1

Учащиеся должны уметь осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией

                                                                                 Поэтическая тетрадь 2   -   6

37

Творчество

А. Н. Некрасова  «Славная осень»

1

Учащиеся должны  уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

38

 А. Н. Некрасова  «Дедушка Мазай и зайцы»

1

Учащиеся должны  уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства

39

Творчество

К. Д. Бальмонта  «Золотое слово»

1

Учащиеся должны  уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства

40

Творчество

И. А. Бунина

 «Детство»

1

Учащиеся должны знать/понимать содержание прочитанного

41

Творчество И. А. Бунина  «Полевые цветы»

1

Учащиеся должны  уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства

42

Обобщение. Поэтическая тетрадь.

1


ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ- 6

43

Внеклассное чтение. «Лес не школа, а всему учит». Д. И. Мамин - Сибиряк «Аленушкины сказки»

1

Учащиеся должны  уметь определять тему и главную мысль произведения

44


 В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница»

1


Учащиеся должны знать/понимать: названия, основное содержание изученных литературных произведений;

-имена, фамилии их авторов.




45

В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница»

1

Учащиеся должны знать/понимать: названия, основное содержание изученных литературных произведений;

-имена, фамилии их авторов

46

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

1

Учащиеся должны уметь: 

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

47

В. Ф. Одоевский. Обобщение

1

Учащиеся должны уметь: 

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

48

Обобщение. Литературные сказки.

1

высказывание с опорой на авторский текст;

-оценивать события, героев произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему;

-различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня) сказки народные и литертурные


Виды речевой деятельности. Слушание (аудирование). Чтение. Говорение. (20 часа)

БЫЛИ – НЕБЫЛИЦЫ- 7

49


М. Горький  «Случай с Евсейкой»






М. Горький  «Случай с Евсейкой»

1


Учащиеся должны уметь: 

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;


50


1

Учащиеся должны уметь: 

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

51

Творчество К. Г. Паустовского «Растрепанный  воробей»





1

Учащиеся должны  уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства

52

«Растрепанный  воробей»

1

Учащиеся должны уметь:

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;        

53

Творчество А. И. Куприна  «Слон»

1

Учащиеся должны уметь:

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;        

54

А.И.Куприн «Слон»

1

Учащиеся должны  уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства

55

Обобщение. Были-небылицы

1

                                         ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1-

4

56

Внеклассное чтение. Книги А. Митяева об армии  и ее героях. Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?»

1

Учащиеся должны уметь:

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

-читать в слух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

57

Творчество Саши Черного  «Воробей», «Слон»

1

Учащиеся долж.        

уметь читать стихотворение наизусть

58

Творчество А. А. Блока  «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

1

Учащиеся долж.н

уметь основные  стихотворения наизусть.

59

Творчество С. А. Есенина  «Черемуха»

1

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть

ЛЮБИ ЖИВОЕ-  9

60

Внеклассное чтение. «Мама и мы». М. М. Пришвин

«Моя Родина»

1

Учащиеся должны знать/понимать: основное содержание текста. Учащиеся должны уметь пересказывать текст

61



Творчество И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек»

1



Учащиеся должны знать/понимать: основное содержание текста. Учащиеся должны уметь пересказывать текст

62

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

1

63

Творчество В. И. Белова  «Малька провинилась»

1

64

В. И. Белов «Еще про Мальку»

1

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть

65

Творчество В. В. Бианки «Мышонок Пик»

1

Учащиеся должны знать/понимать: основное содержание текста. Учащиеся должны уметь пересказывать текст

66

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

1

Учащиеся должны знать/понимать: основное содержание текста. Учащиеся должны уметь пересказывать текст

67

Творчество Б. С. Житкова  «Про обезьянку»

1

Учащиеся должны знать/понимать: основное содержание текста. Учащиеся должны уметь пересказывать текст

68

Б. С. Житков «Про обезьянку». Обобщение.

1

Учащиеся должны знать/понимать: основное содержание текста. Учащиеся должны уметь пересказывать текст

 

     

   

Требования к результатам обучения учащихся к концу 3-го класса

В результате изучения литературного чтения ученик должен знать/ понимать:

   -названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

В результате обучения литературному чтению  ученик должен уметь:

  1. осознанно, правильно и выразительно читать целыми словами;
  2. понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
  3. делить текст на части, озаглавливать части;
  4. выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
  5. подробно и выборочно пересказывать текст;
  6. составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
  7. размышлять о характере и поступках героя;
  8. высказывать свое отношение к прочитанному, своего понимания авторского замысла;
  9. относить произведение к одному из жанров (сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка),  различать народную и литературную (авторскую) сказку;
  10. находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
  11. относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
  12. соотносить авторов, названия и героев прочитанных произведений.

Учебно- методическая литература.

    1.  Литературное чтение (1-2 части), Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова,  Москва   «Просвещение» 2010

    2.   Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику А.Ф.Климановой: 3 класс,  Москва «Вако» 2010

    3.  Портреты  писателей.

    4.Методические журналы : «Магариф» , «Начальная школа»

 5.Учебник Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова  «Литературное чтение» в двух частях. 3 класс, 1 – 4, Просвещение, 2009.

    6. Программа и методические рекомендации «Уроки литературного чтения». 3 класс. – М.: Просвещение, 2009. – Серия «Успешный старт»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе .Р.Н.Бунеев.2 класс.

Программа содержит разделы:пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры, результаты освоения учебной программы,...

Рабочая программа по литературе

"Литературное чтение" 1 класс по программе "Школа 2100" с учетом ФГОС...

Рабочая программа по литературе

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного ра...

рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова)

рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова) с ОУД...

Рабочая программа по литературе 2 класс.

Рабочая программа составлена к УМК "Школа России" Климанова, Горецкий (4 часа в неделю)...

Рабочая программа по литературе Республики Коми в 3 классе

Рабочая программа содержит пояснительную записку, КТП....

Рабочая программа по литературе 1-4 классы по программе ПЕрспектива

Рабочая программа разработана на курс начальной школы по программе Перспектива...