Рабочая программа по литературе
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личнос тных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura.doc | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
РуководительШ МО Заместитель Руководитель МБОУ
_____/ Догадина И.А / руководителя по УР «ЗСОШ№6»
Протокол №___от МБОУ «ЗСОШ№6» ______/ / Кузнецов С.А
«25»_______2011г. _______/ Тихонова Л.Ю / Протокол №___ от
«___»_________2011г. «___»_________2011г.
Рабочая программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «ЗСОШ№6» Заинского муниципального района
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Шайбакова Розалия Рифкатовна
по литературному чтению,4 класс «А»
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №_____ от
«_____»____________2011 г.
2011-2012 учебный год
Учебно-тематическое планирование
по литературному чтению
Класс 4 «А»
Учитель Шайбакова Розалия Рифкатовна
Количество часов:
Всего 68 часа; в неделю 2 часа.
Административных контрольных уроков 2
Планирование составлено на основе программы начального общего образования, (УМК «Школа России »), утвержденной МО РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального обучения (Москва, 2004 год).
Учебник:
«Литературное чтение» в 2 частях, 4 класс
Л. Ф. Климанова, Москва, Просвещение, 2009 год
Методическая литература:
«Уроки литературного чтения», 4 класс, Москва, Просвещение, 2007-Серия
«Успешный старт»
Развернутое тематическое планирование. Рабочая программа
«Школа России», 4 класс
Пояснительная записка
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личнос тных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Общая характеристика учебного предмета. Данный курс литературного чтения пос троен с учетом следующих концептуальных положений:
- изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
- в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельнос ти, а также универсальные учебные действия;
- дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи
эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и
творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Специфические особеннос ти курса литературного чтения в начальной школе:
- сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;
- работа с текс том как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его с труктуры и
жанровых особенностей;
- одновременная работа над языком произведения и речью детей;
- сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
- различение художественных и научно-популярных произведений;
- формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
- освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением
духовного мира ученика.
Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечес твенной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать
читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (предс тавлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать
текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса «Литературное чтение»:
- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие предс тавления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответс твующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).
Место литературного чтения в учебном плане. На изучение литературного чтения с 1 по 4 класс отводится по 4 часа еженедельно. Изучение литературного чтения в 1 классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте», продолжительность которого зависит от уровня готовности класса, темпа обучения, профессиональной подготовки учителя и
средств обучения, соответс твующих программе. В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 9 часов в неделю. На обучение грамоте отводится 4 часа, на письмо — 4 часа и 1 час на литературное слушание. После периода обучения грамоте идет раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят в образовательную облас ть «Филология».
Ценностные ориентиры содержания. Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно- нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).
Результаты освоения курса. Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личнос тного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственнос ти за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценнос тей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценнос тям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответс твии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответс твии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текс тов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответс твии с задачами коммуникации и составлять тексты
в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответс твии с содержанием конкретного
учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет
«литературное чтение» должны отражать:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимос ти чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации,
анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
Содержание курса
На начальном этапе (в 1 и 2 классах) используются тематический и жанрово-тематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах. На основном этапе (3–4 классы) произведения группируются по жанровому и авторскому принципу. В учебники включены произведения, вошедшие в «золотой фонд» классической детской литературы, а также произведения народного творчества, современных детских отечес твенных и зарубежных писателей. Использование жанрового и авторского принципов позволяет сравнить произведения одного жанра, но разных авторов; произведения разных жанров одного автора. Например, разделы, посвященные творчеству Л.Н. Толстого помогут детям увидеть, насколько богата палитра писателя: художественные сюжетные рассказы, рассказы-описания природы, рассказы
о животных, сказки, былины, басни, научно-популярные произведения, а жанровый раздел «Басни» поможет понять особенности басен разных авторов, в том числе со схожим сюжетом. В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально- чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы пос троения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.
Как осуществляется процесс обучения литературному чтению в 1–4 классах? В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания — слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные предс тавления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).
Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, воспринимать содержание читаемого произведения, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений.
В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения. Дети знакомятся с новыми литературоведческими понятиями (средства выразительности), выделяют особенности жанров.
В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами, новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над с труктурой художес твенного произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются сами произведения и способы работы с ними.
Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого по четвертый класс проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого
раздела.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения.
Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание нас троения литературного
произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения. Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя. Умение определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения. Умение сопоставлять два ряда предс тавлений в произведении – реальных и фантас тических.
Чтение. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответс твии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).
Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление пос тупков героев. Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.
Круг чтения
Произведения устного народного творчес тва русского народа и народов мира: сказки, загадки, пословицы, былины, легенды, сказы. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии, из летописи. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и с тран. Приключенческая детская книга. Научно- познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).
Примерная тематика. Художественные произведения о жизни детей- сверстников, о Родине и других с транах, о труде и творчес тве, о путешествиях и приключениях. Научно-познавательные произведения: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях.
Жанровое разнообразие. Расширение знаний в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художес твенных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам. Народные сказки: плавный ритм чтения, фантас тические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь — сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа. Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, пос тоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).
Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний. Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: эмоционально-образное описание героев, интересных случаев из их жизни, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям. Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа,
рифма, средства выразительности. Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, художественные описания природы, художественный образ и познавательная, реальная информация. Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.
Очерк — повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительнос ти. Знакомство с дейс твительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.
Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения. Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантас тическое и реальное.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок. Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку. Умение воспроизводить сценические дейс твия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.
Чтение: работа с информацией
Работа с информацией, полученной из выходных сведений, аннотации, содержания. Информация о произведении до чтения (фамилия автора, заголовок, подзаголовок); прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Сбор информации о произведении после чтения (жанр, тема, структура). Использование информации из готовых таблиц для характеристики героев. Работа с таблицами, схемами, моделями. Использование поискового, ознакомительного, изучающего и просмотрового видов чтения для получения информации. Нахождение информации, применение ее для решения учебных задач. Определение порядка учебных действий, составление алгоритма (памятки) решения учебной задачи. Оценка полученной информации о книге и литературных героях.
Межпредметные связи:
- с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т. д.);
- с уроками музыки: иметь предс тавление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;
- с уроками изобразительного искусства: иметь предс тавление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.
Планируемые результаты обучения 4 класса
К концу обучения в 4 классе ученик достигнет следующих результатов и научится:
- проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;
- воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;
- понимать и оценивать духовные ценности, которые несет в себе художественная литература; объяснять понятия: честнос ть, отзывчивость, ответственнос ть, добро, зло;
- понимать значение литературы как предмета отечественной и зарубежной литературы, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;
- осознавать себя гражданином России, понимать ценности многонациональной литературы своей страны и мира;
- проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к литературе других народов;
- работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними о книгах, произведениях, героях и их пос тупках, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников;
- пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями по организации своей работы с литературными произведениями (принимать и понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы).
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
- пользоваться чтением для решения учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;
- пользоваться умением читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту,
а молча — не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);
- читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения и алгоритм действий;
- пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;
- различать тексты художественной, научно-популярной, учебной и справочной литературы;
- ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного самостоятельно: определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; ус танавливать причинно- следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы по содержанию произведения; задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;
- работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микро-темы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по текс ту, дополнять ответы и подтверждать их конкретными сведениями, заданными в явном виде;
- понимать и объяснять поступки героев, высказывать свое мнение, соотносить поступки с нравственными нормами;
- передавать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, рассказывать отдельные эпизоды или о героях произведения;
- различать тексты с тихотворной и прозаической формы, учебные, научно-популярные произведения по теме, жанру и авторской принадлежнос ти;
- составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;
- пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими
возрасту;
- пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.
Ученик получит возможность научиться:
- определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к произведениям, героям и их поступкам;
- сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделять две-три отличительные особеннос ти;
- работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
- различать тексты произведений: с тихотворный и прозаический, художественный и научно-популярный;
- сопоставлять структуры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка);
- использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор — герой произведения, автор — рассказчик, главный герой, положительные и отрицательные герои произведения;
- практически находить в тексте произведения эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль;
- подбирать к словам из произведений синонимы и антонимы.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);
- находить и читать диалоги и монологи героев произведений, описания пейзажей и портретов героев, повествования и рассуждения;
- различать понятия: произведение, книга, периодические издания (газеты, журналы), использовать их в речи и для решения учебных задач.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
- читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать живые картинки к эпизодам произведения или этапам сюжета (вступление, кульминация, заключение);
- создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины), сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;
- выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты, собирать информацию; оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках;
- писать небольшие сочинения о произведениях; о героях произведений, по иллюстрациям к произведению или репродукциям картин, соответс твующих теме изучаемых литературных произведений.
Ученик получит возможность научиться:
- пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;
- пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;
- писать небольшие сочинения о произведениях, о героях, о своих впечатлениях о книге.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
- находить информацию в тексте произведения;
- прогнозировать содержание книги, исходя из анализа ее структуры (фамилия автора, заглавие, оглавление (содержание), аннотация, титульный
лист);
- работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач;
- использовать информацию из текс тов произведений для описания пейзажей, портретов героев.
Ученик получит возможность научиться:
- находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте произведения;
- находить необходимую информацию о книгах, авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях;
- собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор.
№ | Тема урока | Кол-во час | Тип урока | Хар-ка деятельности уч-ся Или виды учебной деят-ти | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты | Дом задание | Дата проведения
| |
План | Факт | ||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. | Летописи. «И пове- сил Олег щит свой на вратах Царьграда». «И вспомнил Олег коня своего».- из летописи. Былина «Ильины три поездочки». «Житие Сергия Радонежского». Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития» П.П.Ершов «Конек- Горбунок». П.П.Ершов «Конек- Горбунок». (Продолжение). А.С.Пушкин. Стихи: «Няне», «Туча», «Унылая пора». А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». М.Ю.Лермонтов (из биографии). «Дары Терека». М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб» (Турецкая сказка). | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Вводный. Комбиниро-ванный. Комбиниро-ванный. Комбиниро-ванный. Повторение. Комбиниро-ванный. Комбиниро-ванный. Вводный. Комбиниро-ванный. Комбиниро-ванный. Комбиниро-ванный. Комбиниро-ванный. | ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ, Вспомнить прозв-я устного народного творчества. Знакомство с жанром - летопись. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них; участие в диалоге при обсуждении. Знакомство с былиной, как с жанром устного народного творчества. Связывать произв-я лит-ры с др. видами искусств. Использование языковых средств, разбор архаизмов. Проводить сравнительный анализ летописей, былин,жи-тия; находить общее и отличия. ЧУДЕСНЫЙ
Знакомство с героями произведения, разбор характеров, участие в диалоге при обсуждении. Различение жанров произведений: народная сказка – литерат. сказка. Декламация произведений. Закрепление понятий- олицетворение, сравнение. Понимание героев произведения, их характер поступки и их мотивы. Умение делить текст на части, составлять план, читать вслух. Продолжать знакомиться с биографией Лермонтова, различать жанры произв-ий. Определение характера, пос- тупков героев и их мотивы. Использование приема олицетворения. | ЖИТИЯ - 5 Текущий. Фронтальный опрос. Текущий. Текущий. Проверка навыка чтения.
МИР Тематический. Фронтальный опрос. Чтение наизусть. Выразитель- ное чтение. Чтение наизусть. Чтение наизусть. Выразитель- ное чтение по ролям. | ЧАСОВ Знать жанр - летопись, различать жанры произведений. Уметь сравнивать летопись и стихотво- рение А.Пушкина. Высказывать свои суждения о произв-и. Знать жанр детской художественной литературы-былина. Знать произведение «Житие Сергия Радонежского», делить текст на части, составлять план, пересказывать. Уметь приводить примеры фольклорных произведений. КЛАССИКИ - Уметь ставить вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них. Уметь находить общее русских народ- ных сказок и авторской сказки П.П.Ершова. Уметь читать наизусть (по выбору) Уметь анализировать поведение героев. Уметь составлять высказывания с опорой на авторский текст. Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь оценивать события, хорошие и плохие поступки людей. | 5.09 8.09 12.09 15.09 19.09 22.09 26.09 29.09 3.10 5.10 10.10 13.10 | ||
№ | Тема урока | Кол-во час | Тип урока | Хар-ка деятельности уч-ся Или виды учебной деят-ти | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты | Дом задание | Дата проведения
| |
План | Факт | ||||||||
13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. | М.Ю.Лермонтов «Ашик - Кериб» Л.Н.Толстой «Детство» (главы из повести). Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень». А.П.Чехов «Мальчики». Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Ф.И.Тютчев стихотворения. А.А.Фет стихотворения. Е.А.Баратынский стихотворения. А.Н.Плещеев стихотворения. И.С.Никитин стихотворные произведения. Н.А.Некрасов стихотворения. И.А.Бунин «Листопад» Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Комбиниро- ванный Комбиниро- ванный Комбиниро- ванный Комбиниро-ваный. Комбиниро-ваный. Комбиниро-ваный. Комбиниро-ваный. Комбиниро-ваный. Комбиниро-ваный. Комбиниро-ваный. Комбиниро-ваный. Комбиниро-ваный. Комбиниро-ваный. Комбиниро-ваный. Комбиниро-ваный. | Восприятие и понимание нравственных переживаний героев. Чтение по ролям. Познакомиться с автобиографией Л.Н.Толстого. Учиться определять тему, главную мысль, события, последовательность в про-ии. Закрепление знаний об отличии рассказа от сказки. Вспомнить изученные лит. произведения и их авторов, основное содержание. ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ - Закрепление навыка выразительного чтения стих-ий, рисование словесных картин. Научиться чувствовать настроение лирического героя. Использование приемов сравнения при обсуждении прочитанного. Увидеть картины сельского быта. Проследить тему любви к Родине в стихотворении. Проследить тему детства в стих-ях «Школьник», «Саша Создание при чтении непов- торимого красочного образа Родины. Вспомнить изученные стихотворения и их авторов, основное содержание. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ Познакомиться с научно- познавательной сказкой, сочетающей реальные и фантастические события. Описывать героев произведения – внешнего облика, речи, особенностей поведения. | Выразительное чтение по ролям. Выразительное чтение. Выразительное чтение. Пересказ от лица героев. Диагностика навыка чтения. 8 УРОКОВ Чтение наизусть. Выразительное чтение. Выразительное чтение. Тематический. Чтение наизусть. Чтение наизусть. Чтение наизусть. Тематический. - 7 ЧАСОВ Выразительное чтение. Творческий пересказ. | Уметь составлять устное изложение текста по плану. Уметь создавать устный текст на заданную тему. Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Уметь анализировать характеры героев. Знать отличие рассказа от сказки. Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм. Видеть связь лит-ры с музыкой и живописью. Уметь выразительно читать наизусть сти- хотворения. Знать лирические произведения о весне. Уметь читать соблюдая логическое ударение. Знать произведения о Родине. Уметь читать стихот- ворные произведения наизусть. Знать творчество И.А.Бунина. Уметь читать осозна- нно вслух тексты стихотворений, целыми словами. Уметь различать сказки народные и литературные. Уметь анализировать характер героя, его поступки и их мотивы. |
| 17.10 20.10 24.10 26.10 7.11 10.11 14.11 17.11 21.11 24.11 28.11 1.12 5.12 8.12 12.12 | |
№ | Тема урока | Кол-во час | Тип урока | Хар-ка деятельности уч-ся Или виды учебной деят-ти | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты | Дом задание | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. | В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Сказ П.П.Бажова «Серебряное копытце». П.П.Бажов «Серебряное копытце». С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» Обобщение по разделу: «Литерат. сказки» Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». В.Ю.Драгунский «Главные реки». В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка» В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Обобщение по разделу «Делу время- потехе час» Б.С.Житков «Как я ловил человечков» К.Г.Паустовский. «Корзина с еловы- ми шишками» К.Г.Паустовский. «Корзина с еловы- ми шишками» | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1. 1 1 | Комбиниро- ванный. Комбиниро- ванный. Комбиниро- ванный. Комбиниро- ванный. Комбиниро- ванный. Повторение. ДЕЛУ Комбиниро- ванный. Комбиниро- ванный. Комбиниро- ванный. Комбиниро- ванный. Повторение. Комбиниро- ванный. Комбиниро- ванный. Комбиниро- ванный. | Описание характеров главных героев, поступков и их мотивы. Знакомство с новым лит произ-ем- сказ. Участие в диалоге при обсуждении произ-ия. Определять тему, главную мысль, последовательность в произведении. Выделять фантастические события, волшебные предметы в сказке. Самостоятельное подведение итога: борьба добра и зла, победа справедливости, награда по делам. Проверка знаний о прочитанных сказках путем заполнения кроссворда. ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС Закрепление понятия литерат. сказка, определять поучительный смысл сказки. Закрепление понятия -рассказ, средство создания комического эффекта. Письменные ответы на поставленный вопрос, анализ образных языковых средств. Уметь самост-но находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, слова. Уметь составлять простейшие задания для викторины. СТРАНА ДЕТСТВА - Понимать содержание литер произ-ия, плохое и хорошее в поступках людей. Понимание эмоц - нравств переживаний героев. Связь лит-ры с музыкой. Последовательное воспроиз- ведение содержания рассказа. | Пересказ. . Выразительное чтение. Чтение по ролям. Выразительное чтение. Чтение по ролям. Перес-каз. Фронтальный опрос. 5 ЧАСОВ. Выразительное чтение. Чтение по ролям. Чтение по ролям. Выразительное чтение. Тест – 10 мин 5 ЧАСОВ Выразительное чтение. Выразительное чтение. Творческий пересказ. | Знать творчество М.Гаршина, пересказывать по плану. Знать творчество П.П.Бажова. Уметь читать осознанно текст про себя, анализировать особенности речи героев. Уметь сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные. Знать творчество С.Т.Аксакова, высказывать свои суждения. Уметь выражать личное отношение к прочитанному. Уметь составлять небольшой монолог с опорой на авторский текст. Знать творчество В.Ю.Драгунского. Понимать многознач- ность слова, как средство выразитель- ности и создания комического эффекта. Уметь определять сре-ва создания комического эффекта. Знать изученные лит произ-я и их авторов, основное содержание. Уметь оценивать характер героя, его поступки и их мотивы Уметь определять тему и главную мысль, составлять вопросы по тексту. Уметь составлять рассказ с опорой на авторский текст. |
| 15.12 19.12 22.12 26.12 29.12 12.01 16.01 19.01 23.01 26.01 30.01 2.02 6.02 | |
№ | Тема урока | Кол-во час | Тип урока | Хар-ка деятельности уч-ся Или виды учебной деят-ти | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты | Дом задание | Дата проведения
| |
План | Факт | ||||||||
42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. | М.М.Зощенко «Елка» Обобщение по разделу «Страна детства». В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская» С.А.Есенин «Бабушкины сказки» Стихотворения. М.И.Цветаева. Обобщение по разделу «Поэтичес- кая тетрадь». Д.Н.Мамин -Сибиряк «Приемыш» Д.Н.Мамин -Сибиряк «Приемыш» А.И.Куприн «Барбос и Жулька». А.И.Куприн «Барбос и Жулька». М.М.Пришвин «Выскочка». Е.И.Чарушин «Кабан» В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип» В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип» Обобщение по разделу «Природа и мы». | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Комбиниро-ванный Повторение. Комбиниро-ванный Комбиниро-ванный Комбиниро-ванный Повторение. Комбиниро-ванный Комбиниро-ванный Комбиниро-ванный Комбиниро-ванный Комбиниро-ванный Комбиниро-ванный Комбиниро-ванный Комбиниро-ванный Повторение. | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Отвечать на поставленный вопрос путем решения кроссворда. ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ - Выразительное чтение, испо- льзование интонаций. Знакомство со стихами о счастливых днях детства. Знакомство с лирическими произведениями. Отвечать на поставленный вопрос путем решения кроссворда. ПРИРОДА И МЫ - Выражение личного отноше- ния к прочитанному. Разбор архаизмов. Последовательно пересказы- вать содержания рассказа. Определять отношение человека и птицы. Характеристика и портреты животных в рассказе. Проследить тему самопожер- твования в рассказе. Увидеть писательскую наб- людательность в рассказе. Умение видеть юмор в рас- сказе о животных. Проследить тему природы в рассказе. Понимание научно- естест- венных сведений о природе. Отвечать на поставленный вопрос путем решения кроссворда. | Выразительное чтение. Тематический. 4 УРОКА Чтение наизусть. Выразительное чтение. Выразительное чтение. Чтение наизусть. 9 УРОКОВ. Выразительное чтение. Творческий пересказ. Выразительное чтение. Творческий пересказ. Выразительное чтение. Творческий пересказ. Выразительное чтение. Фронтальный опрос. Фронтальный опрос. | Уметь анализировать языковые средства создания комического в произ-ии. Знать изученные произ-ия, их авторов, основное содержание. Знать лирические стих-я В.Я.Брюсова. Уметь выразительно читать по книге перед аудиторией. Уметь прогнозиро- вать содержание произ-ия по заглавию. Уметь читать стихот- ворения наизусть. Уметь определять тему и главную мысль, различать жанры произведений. Уметь составлять небольшой рассказ с опорой на авторский текст. Уметь определять тему и главную мысль, работать с иллюстрациями. Уметь последователь- но воспроизводить содержание рассказа. Знать произ-ия М.М.Пришвина, уметь определять те- му и главную мысль. Знать творчество Е.И.Чарушина Уметь различать жанры произведений Уметь анализировать образные языковые средства. Знать изученное произ-ие, их авторов, основное содержание. |
| 9.02 13.02 16.02 20.02 23.02 27.02 1.03 5.03 12.03 15.03 19.03 2.04 5.04 9.04 12.04 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе .Р.Н.Бунеев.2 класс.
Программа содержит разделы:пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры, результаты освоения учебной программы,...
Рабочая программа по литературе
"Литературное чтение" 1 класс по программе "Школа 2100" с учетом ФГОС...
рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова)
рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова) с ОУД...
Рабочая программа по литературе 2 класс.
Рабочая программа составлена к УМК "Школа России" Климанова, Горецкий (4 часа в неделю)...
Рабочая программа по литературе Республики Коми в 3 классе
Рабочая программа содержит пояснительную записку, КТП....
Рабочая программа по литературе 1-4 классы по программе ПЕрспектива
Рабочая программа разработана на курс начальной школы по программе Перспектива...
Рабочая программа по литературе 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век "...