Урок литературного чтения
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Тема: «А.БАРТО «Думают ли звери?»
Цели (образовательные, развивающие, воспитательные):
-познакомить учащихся с произведением А. Л. Барто «Думают ли звери?» Ввести учащихся в проблему взаимоотношений людей и животных. Учить читать и анализировать стихотворные тексты;
-развивать навык чтения целыми словами. Совершенствовать навыки выразительного чтения. Формировать умения выделять нужные фрагменты текста. Развивать внимание к авторской позиции и способам её выражения;
-воспитывать бережное отношение к животному миру. Обогащать представление детей об окружающем мире. Воспитывать интерес к чтению.
Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран, презентация, выставка книг А. Барто, видеозапись «Стихи Агнии Барто. Читает Агния Барто», минусовка песни «Зоопарк» (авт. М.Л.Лазарев).
Оборудование для учащихся: книги со стихотворением А.Барто «Думают ли звери?», шляпы белого, синего, жёлтого,красного цветов, костюмы зверей (тигр, медведь, волк).
Мероприятие проведено в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями к обучению в 1 классе: длительность – 35 минут, чередование методов и приемов обучения, включение 2 физкультминуток, обеспечение двигательной активности учащихся.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 38.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Матюшинская средняя общеобразовательная школа»
Верхнеуслонского муниципального района
Республики Татарстан
Конспект внеклассного мероприятия
по литературному чтению
в 1 классе
УМК «Школа России»
Тема:
«А.БАРТО «ДУМАЮТ ЛИ ЗВЕРИ?»
Подготовила:
учитель начальных классов
первой категории
Гузельбаева Лилия Назымовна
2013
Предмет: «Литературное чтение».
Тема: «А.БАРТО «Думают ли звери?»
Цели (образовательные, развивающие, воспитательные):
-познакомить учащихся с произведением А. Л. Барто «Думают ли звери?» Ввести учащихся в проблему взаимоотношений людей и животных. Учить читать и анализировать стихотворные тексты;
-развивать навык чтения целыми словами. Совершенствовать навыки выразительного чтения. Формировать умения выделять нужные фрагменты текста. Развивать внимание к авторской позиции и способам её выражения;
-воспитывать бережное отношение к животному миру. Обогащать представление детей об окружающем мире. Воспитывать интерес к чтению.
Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран, презентация, выставка книг А. Барто, видеозапись «Стихи Агнии Барто. Читает Агния Барто», минусовка песни «Зоопарк» (авт. М.Л.Лазарев).
Оборудование для учащихся: книги со стихотворением А.Барто «Думают ли звери?», шляпы белого, синего, жёлтого,красного цветов, костюмы зверей (тигр, медведь, волк).
Мероприятие проведено в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями к обучению в 1 классе: длительность – 35 минут, чередование методов и приемов обучения, включение 2 физкультминуток, обеспечение двигательной активности учащихся.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная работа
- парная
- индивидуальная
Использовались элементы современных образовательных технологий:
- критического мышления (метод шести шляп);
- здоровьесберегающие (физминутки);
- игровые;
- театрализация;
- личностно -ориентированная (индивидуальные задания);
- информационно -коммуникационная технология (использование мультимедийных средств
обучения);
- проблемное обучение (частично-поисковое).
Организационный момент. Психологический настрой на работу.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу…(Слайд №1)
- Ребята! Улыбнитесь друг другу. Приятного вам учебного дня! Внимание на экран.
Первая стадия (фаза) урока - вызов.
? (Слайд №2)
- Что означает «?» на уроке литературного чтения? О чём мы размышляем на уроке литературного чтения? Что обогащает наше мышление и делает его всесторонним? (Разные взгляды людей на мир. Разные точки зрения.) Спасибо за рассуждения.
Словесный ряд (Слайд №3): Помощница Танюша, сорок внучат, любитель-рыболов, два Ивана, Таня и Тамара, лыжница, рыцари, бычок, зайка…
- Что объединяет все слова? (Это герои стихотворений одного автора – Агнии Львовны Барто). У нас на выставке есть книга, в которой собраны все эти стихотворения?
Портрет А.Барто. (Слайд №4)
- Узнаёте ли вы, кто на этой фотографии? Да, это Агния Львовна Барто – любимый поэт многих детей. Стихи поэтессы входят в жизнь каждого читателя с самого раннего детства.
(Слайд №5): разные издания книг).
- Какие стихотворения А. Барто вы знаете наизусть? Назовите. Можно и процитировать любимые строки (Слайды №6-10).
Физкультминутка. (Слайд №11)
Звучит песня М. Лазарева «Зоопарк»:
выполняем движения согласно тексту.
В зоопарк, дружок,
Мы пойдём с тобой. …………………………………………... (Шагаем)
Будем там смотреть
Как живёт лиса, как живёт барсук,
Как живёт медведь.
Как огромный морж
В голубой воде умывается.
И кричит павлин, птица царская,
Надрывается.
На лугу слоны в свои хоботы
Будут там трубить. ………………………...………….(Изображаем слонов)
Обезьянки вслед будут нам махать,
Будут нас дразнить. (Изображаем обезьянок)
А верблюд большой рыжей головой
Будет нам кивать. ……………………….……. (Изображаем верблюда)
И кукушечка на опушечке
Будет куковать. ………………………………………...….. (Ку-ку, ку-ку)
Там невдалеке, в небольшой реке
Крокодил живёт.
И зубастый весь, и ужасный весь
Раскрывает рот. …………………….. (Изображаем пасть крокодила)
А на берегу прямо у скалы
Грозный тигр-р рычит, (Изображаем тигра)
И по дереву своим носиком
Дятел там стучит. …………………..…… (Носом «стучим» о ладошку)
Зоопарк, зоопарк,
Для зверей дивный парк,
Заповедный покой,
Райский мир колдовской… …………(Плавные покачивания на месте)
В зоопарк открыли двери –
Здесь гостей встречают… (хором) ЗВЕРИ!
На импровизированную сцену выходят дети в костюмах и читают стихи про зверей, которые подобраны ими с помощью родителей.
Медведь :
«Я проснулся рано нынче
И за мёдом побежал.
Слаще мёда из гречихи
Ничего я не видал.
Обожаю я малину –
Съесть могу её ведро.
Запасаю жир на зиму,
Ведь зима недалеко».
Волк.
Тигрята
«У крошки тигрёнка
Повадки котёнка.
Он моет свой носик,
Он ловит свой хвостик.
Ещё у тигрёнка
На спинке полоски.
Скажите, а может,
Он даже Матроскин?»
Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла).
- Как вы думаете, почему нас встретили звери?
Что вам показалось необычным в представлении зверей?
Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением А.Барто «Думают ли звери?» (Слайд №12).
- Сформулируйте задачи, которые поставите перед собой на урок.
(На доске слова – помощники: Познакомиться… Научиться…)
Что необычного в названии стихотворения?
Может быть, и вы наблюдали за животными. Выскажите своё мнение: умеют ли думать звери? Слушаем разные точки зрения, используя метод критического мышления «Шесть шляп».
-У нас 6 шляп, которые мыслят разноцветно. Со шляпами мы можем более уверенно доказывать свою точку зрения, управлять собой.
Цвет шляпы направляет мышление ученика в заданное русло – критического подхода, эмоционального отношения, прогностической деятельности и т.д. Приём позволяет провести совместный поиск, обменяться мнениями в необычной, творческой атмосфере.
На сегодняшнем уроке используем шляпы 4-х цветов: белого, красного, жёлтого, синего.
- По желанию учащиеся выбирают цвет и приступают к осмыслению.
Ребята, папа Агнии Барто был ветеринарным врачом и очень любил литературу. Научил и свою дочку любить животных и книги. Наверно, не случайно появилось такое стихотворение.
Давайте подумаем, как отвечает на этот вопрос сам автор произведения Агния Львовна Барто.
Первичное чтение стихотворения: учителем (Слайд №13).
- Понравилось стихотворение? Поясните свой ответ.
Как, по вашему мнению, отвечает на вынесенный в название стихотворения вопрос сама Агния Львовна: думают ли звери?
Какое настроение было у вас, когда вы слушали стихотворение? Почему?
Физминутка для глаз. (Слайд№14).
Анализ произведения: работа с текстом.
- Прочитайте самостоятельно стихотворение и ответьте на вопрос: с кем вы согласны – с бабушкой или рассказчиком?
-Кто рассказчик?
- Какое наблюдение мальчика вам показалось самым интересным? Прочитайте этот отрывок.
Как вы думаете, каков мальчик из стихотворения Барто: умный, глупый, добрый, фантазёр, наблюдательный, внимательный? Объясните своё мнение.
- Итак, у нас есть 3 мнения на вопрос «думают ли звери»:
точка зрения А.Барто,
точка зрения рассказчика,
точка зрения бабушки.
-У каждого человека есть право на своё мнение. А какую точку зрения разделяете вы? Прочитайте стихотворение так, чтобы мы определили, к какому мнению склоняетесь вы? Чью точку зрения вы принимаете?
Чтение стихотворения учащимися.
- Что понравилось в чтении…? Как вы думаете, какая позиция у …? Как это … сумел (-а) передать в чтении?
- Как отвечают на этот вопрос писатели, произведения которых мы прочитали? (Высказывания детей подкрепляются чтением отрывков из ранее прочитанных произведений на уроке или самостоятельно.)
- Сегодня на уроке звучали разные точки зрения (у специалистов нет единого мнения о способности животных мыслить).
- Ребята, вы любите сюрпризы? Сегодня на уроке вслух читали это стихотворение: я, ваши товарищи…(называю имена детей).
- Скажите, чьё чтение вам ещё хотелось бы послушать? В чьём исполнении стихотворение ещё не звучало? Да, конечно, в исполнении самого автора – Агнии Львовна Барто! Хотите послушать?
Видеозапись: чтение стихотворения А. Барто.
- Прислушайтесь к интонациям. Что ещё, очень важное, хотела донести до нас, читателей, А. Барто?
(Мир животных всё-таки в чём-то похож на мир человека. Животные, как люди, способны чувствовать, рассуждать, осуждать, переживать, грустить, о чём-то думать. Человек не должен считать себя царём природы, он часть самой природы, поэтому должен её беречь.)
-Молодцы! Вы правильно поняли главную авторскую мысль. Именно эта мысль была главной на сегодняшнем уроке.
Творческое задание (Слайд №15)
1)Выразительно прочитать стихотворение «Думают ли звери?» родителям. По желанию выучить наизусть.
2)Если бы вы могли обратиться к поэтессе, то, какую тему для стихотворения вы могли бы предложить и почему?
3)Написать сочинение- размышление
«Думают ли звери?».
Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление).
- Наш урок заканчивается. Подведём итог. Закончите, пожалуйста, предложения:
Я сегодня узнал…
Я научился…
Мне было…
Я рад…
Я понял, что …
(Дети заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.)
Спасибо за урок! Молодцы! Горжусь вами!
Пусть подарком нашим уважаемым гостям будет «Песня про собаку» из к/ф «Приключения Электроника» в вашем исполнении, ребята.
Методическая литература
Глинских В.В. Разноцветное мышление // Растим читателя – творца. Из опыта библиотек, школ и семей России.
Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике : учебное пособие / Л.А.Турик, Н.А.Осипова. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – (Сердце отдаю детям). – С.14-53.
Художественная литература
Барто А. Любые издания.
Михайленко Е. В зоопарке. – М.: ООО «Фламинго», 2001. – С.7
Интернет-ресурсы
Звучащий мир поэзии. В.Лунин «Жук». Н.Матвеева «Молчание листика»
Основная концепция «Мышление делится на шесть разных режимов»
Притча о старом шляпнике
Приложения
Белая шляпа» - сбор фактов, безоценочная информация, нейтральная позиция (сначала – потом – затем – тогда - наконец)
«Черная шляпа» - позиция «против», обсуждение отрицательных последствий ситуации.
«Желтая шляпа» - оптимистическое мышление, позиция «за», рассмотрение ситуации с положительной стороны.
«Красная шляпа» - эмоциональное отношение к происходящему.
«Зеленая шляпа» - творческая группа, «рисуют» ситуацию.
«Синяя шляпа» - позиция размышлений, определение важности данного жизненного опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....