Уроки литературного чтения в 4 классе" Сказки Г.Х. Андерсена ."
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Киселева Ольга Львовна

Новый взгляд на старую сказку. Какая бывает любовь? Всегда ли она приносит счастье? Нужна ли она людям?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Киселева О.Л.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №464 Пушкинского района

Санкт-Петербурга  

 

« Русалочка»-

 грустная сказка о любви

Учитель: Киселёва О.Л.

2012


Оглавление

1.Цели и задачи урока        

2. Ход урока        

1. Организационный момент        

2. Вступительное слово учителя        

3. Работа с текстом        

4. Релаксация        

3. Итоги урока        

4. Домашнее задание.        

5.Самоанализ        

6. Список литературы        


1.Цели и задачи урока

.Познавательные

  1. обобщение и систематизация знаний учащихся по сказке Андерсена "Русалочка";
  2. постановка и формирование проблемы, решение проблем творческого и поискового характера;
  3. смысловое чтение

Личностные

  1. духовно-нравственное воспитание учащихся;
  2. осознание нравственной глубины данного произведения;
  3. нравственно-этическая ориентация, личностный моральный выбор;
  4. совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости , чуткости);
  5. развитие творческих способностей.

Метапредметные

  1. приобщение детей к основам мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества;
  2. развитие ценностно-смысловой сферы деятельности;
  3. знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.

Предметные

  1. формирование положительной мотивации к чтению;
  2. создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения худ. литературы;
  3. развитие воображения; совершенствование навыка чтения;
  4. развитие литературных способностей.

Регулятивные

  1. целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того , что ещё нужно понять

2. Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Мне хотелось бы начать этот урок словами самого  Г. Х. Андерсена:

"Моя жизнь - прекрасная сказка, богатая событиями, благославенная. История моей жизни поведает миру то , что она говорит мне:

-Господь милостив , и всё , что творится - к лучшему."

Запомните эти слова. Мы ещё вернёмся к ним в конце урока.

У каждого возраста - свой Андерсен. Для маленьких читателей (даже слушателей)-это "Дюймовочка","Стойкий оловянный солдатик", "Огниво"...В 9-10 лет приходят "Дикие лебеди" , "Снежная королева" и , конечно же , - "Русалочка" ; грустная сказка о преданности и  любви.

С содержанием этой сказки вы познакомились на предыдущих уроках , а многие знали её и раньше , хотя бы по одноимённому мультфильму ; но по словам Андерсена у этой сказки есть "скрытый смысл", доступный не каждому..

-Давайте попробуем познать этот смысл , разгадать тайну этой сказки....

3. Работа с текстом

4. Релаксация

-Чтобы лучше проникнуться настроением сказки, почувствовать жизнь моря , а значит и жизнь Русалочки , закроем глаза и попробуем нарисовать картины морских глубин под музыку , которая так и называется «Зов моря»

-Русалочка-младшая дочь морского царя.        

-Выделяет ли её автор из числа сестёр? Докажите.

(Он описывает пять сестёр вместе, а её отдельно)

-Для чего автор использует элемент сравнения? (Видно, что Русалочка другая.)

-В чём проявляется её странность?

(В её увлечениях, в интересе к людям.)

-Докажите словами автора.

("Больше всего Русалочка любила рассказы о людях…")

-О чём Русалочка узнала от бабушки?

(О бессмертии души.)

(Чтение диалога подготовленными учащимися.)

-Когда Русалочка решила уйти к людям?

(Тогда , когда поняла , что любит принца.)

("Как я люблю его! Больше, чем отца и мать!...")

-Но не только к принцу тянулась её душа... Какая ещё у неё была цель?

("...обрести бессмертие души...")

-Каким был путь Русалочки к людям?

(Она пошла к ведьме.)

-Зачем автор так подробно описывает этот путь?

(Чтобы показать, как Русалочке было страшно.)

 Найдите слова автора ,  подтверждающие это.

-Почему Русалочка не повернула назад?

("Она вспомнила о принце и о бессмертной душе".)

-Что принесла в жертву Русалочка?

(Свой чудный голос, хвост.)

-Русалочка отказалась от себя; ведь голос - это сущность русалки, от близких, от Родины

( ей было тяжело психологически , а физически?

("...Будет больно так , как будто тебя пронзят острым мечом...")

-Для чего были принесены эти жертвы?

 Вывод: истинная любовь - это жертвенность.

 Физкультминутка.

-Как относился принц к Русалочке?

(Принц любил за любовь Русалочки к себе ; любил, "как милое дитя".)

Чтение текста.

-Такую ли любовь ждала Русалочка?

(Нет.)

Вывод: не всякая любовь вызывает ответное чувство.

-Почему оказалась невозможной любовь Русалочки и принца?

(Они разные.)

-Чем они отличаются? Докажите.

(Принц живёт "земной" жизнью, а Русалочка - духовной.)

-Русалочка любила, но была ли она счастлива?

(Нет.)

Вывод: любовь и счастье - не всегда синонимы.

-Бывает, что любовь приносит страдание. Докажите это словами автора.

-Почему не сбылось предсказание ведьмы, и Русалочка не умерла?

(Её спасли сёстры. Они отдали свои прекрасные волосы.)

Вывод: "Русалочка"- это сказка ещё и о великой родственной любви.

-Чтобы спастись, Русалочка должна убить принца. Его смерть - её жизнь. Почему она этого не сделала?

(Она любила его.)

-Русалочка снова приносит жертву... Есть ли разница между первой и второй жертвами?

(Есть - Русалочка отдаёт свою жизнь.)

-Итак, история любви Русалочки начинается и заканчивается жертвами.

-Что изменилось за этот промежуток земной жизни?

- В чём Русалочка осталась прежней?

(В своей любви.)

-Композиция сказки подчёркивает нерушимость любви Русалочки к принцу. И пусть она не добилась его любви , но в награду за свою любовь она получила возможность обретения бессмертной души. Душа Русалочки уже не зависит от чьей-то любви, она прошла свой путь и приблизилась к заветной цели.

-Как мы можем это понять, какие подсказки даёт нам автор?

Русалочка в первый раз почувствовала слёзы.

(Слёзы - шаг к бессмертию души.)

3. Итоги урока

-Каков же финал сказки? Однозначен ли он?

(Русалочка не добилась любви принца, но у неё осталась бессмертная душа. Она была не очень счастлива на земле, но у неё есть надежда , что она будет счастлива на небе.)

Вывод: "Русалочка" - это сказка о любви , как смысле жизни ,

(Русалочка и принц);

о любви родственной

 (Русалочка и сёстры);

о любви, как дороге к Богу;

о любви, помогающей пережить нам все земные тяготы и  заботы.

-Давайте вспомним начало урока, слова Г. Х. Андерсена...

-Согласны ли Вы, что и в нашей жизни есть место сказке, чуду?

И даже, когда нам очень плохо, нужно уметь достойно преодолевать трудности, верить, что всё к лучшему и любить.


4. Домашнее задание.

23 августа 1913 года , 98 лет назад, в Копенгагене был открыт памятник Русалочке.

Строки Пушкина, как будто рассказывают нам об этом...


- Прекрасно море в синей мгле,

И небо в блёстках без лазури;

Но верь мне: дева на скале-

Прекрасней волн, небес и бури.

Как Вы думаете , почему именно Русалочке , а не другим героям Андерсена , был воздвигнут памятник?

Урок для меня показался

коротким/длинным

На уроке я работал

активно/пассивно

Своей работой на уроке я

доволен/не доволен

За урок я

не устал/устал

Моё настроение

стало лучше/стало хуже

Материал урока был

понятен/не понятен

Домашнее задание мне кажется

лёгким/трудным

5.Самоанализ

Данный урок является 3-м уроком по теме: "Сказка Г.Х.

Андерсена «Русалочка.» Ранее дети были знакомы на уроках внеклассного чтения с такими сказками Андерсена, как, или, как их ещё называют "сказками для взрослых". Эти глубоко нравственные произведения были восприняты детьми, так как их восприятие и осмысление было основано на субъективном опыте.

"Русалочка" - сказка о любви…Не рано ли? Но просматривая программу телепередач глядя на время их показа, на качество содержания, понимаешь, что разговор о любви, чистой и бескорыстной, будет уместен и своевременен.

Тип урока: " Анализ художественного  произведения."

Решение задач урока соответствует требованиям программы по лит. чтению для 4-го класса УМК "Школа России."

Чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы.

Для активизации мышления учащихся  использовалась система вопросов по сюжетной линии произведения , создавались  проблемные ситуации , домашнее задание ученики выполняли по группам , на уроке активно использовался учебник.

Использование компьютерных технологий на уроке даёт возможность для развития детей.

Особенно важен уровень самостоятельного мышления детей , их нравственная оценка , и как её продолжение самооценка своих поступков.

Этот урок должен стать ещё одним "кирпичиком" в фундаменте духовно-нравственного воспитания учащихся.

Для эмоц. восприятия материала были использованы рисунки учащихся , музыка , слайды.

Особый аспект на уроке имеет здоровьесберегающий эффект.Я постараюсь создать ситуацию психологического комфорта , когда каждый ребёнок успешен в своём мнении , не боится высказываться .

На уроке применена гимнастика для глаз (по тексту Сологуб) , дыхательная гимнастика.

Использованы возможности кабинета ИКТ.

Думаю, что дети будут активны , внимательны , работоспособны , и данная форма организации учебной деятельности будет достаточно эффективной.

С моей стороны будут соблюдены нормы пед. этики и такта , культура общения "ученик-учитель" , "ученик-ученик".

Надеюсь, что дети осознают глубокий нравственный смысл этого произведения, кто-то на уроке, кто-то позже...

На титульный лист


6. Список литературы

  1. Горецкий В. Г. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.1 ч.- М.: Просвещение,2011.
  2. Кутейникова Н.Е. Литература. 5 класс: Русская литература.Зарубежная литература: Пособие для учителя /Под общей редакцией Н. Е.Кутейниковой..- М.»Айрис- пресс, 2004.
  3. Российская школьная хрестоматия. 4 класс. М.: Интербук, 2010
  4. Газета «ПедСовет».2010.№3.
  1. Светловская Н. Н., Джежелей О. В. Внеклассное чтение в 4 классе. М.: Просвещение,2009.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий урок литературного чтения во 2 классе по теме: "По дорогам сказок Г.Х.Андерсена"

Разработка урока литературного чтения во 2 классе в форме творческого урока-сказки направлена на знания сказок Андерсена. В материале использованы викторины, игры, конкурсы, творческая проектная работ...

Конспект урока литературного чтения "Сказки Андерсена. "Дикие лебеди"

Данный урок является уроком-закрепления в теме "Творчество Ганса Христиана Андерсена"...

Методическая разработка урока литературного чтения по сказке Г.-Х.Андерсена "Ель" в 3 классе

Тип урока: «Урок изучения нового материала, обучающий читательской деятельности».Тема: Г.-Х.Андерсен «Ель».Педагогические цели: Способствовать развитию умения предполагать, предвосхищать содержание те...

Урок литературного чтения во 2 классе. "Х.-К. Андерсен "Ель". Книги Х.-К. Андерсена"

Урок знакомит учащихся  с новым произведение великого датского сказочника Х.-К. Андерсена "Ель"....

Урок литературного чтения по теме «Особенности волшебного мира в авторской сказке Г.Х. Андерсена «Чайник».

Урок  литературного  чтения  проведён  в  4  классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Сказки не оставляют равнодушными детей никогда, они очень поучительны и...

Конспект урока литературного чтения 1 класс сказка Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

Цель урока: ознакомление учащихся с содержанием сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», её особенностями.Задачи  урока:·         Рассказа...

Урок литературного чтения в 4 классе Тема урока: Обобщающий урок-проект по сказке Г. К. Андерсена «Снежная королева» Проблема добра и зла.

ПАСПОРТ ПРОЕКТААвторы проекта:учитель начальных классов Осипенкова Елена Викторовна, ученики 4 класса: Андросенко Александра, Антипов Сергей, Дроздов Никита, Кукушкина Дарья, Осипенков Даниил, Семёнов...