Уроки литературного чтения в 4 классе" Сказки Г.Х. Андерсена ."
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Новый взгляд на старую сказку. Какая бывает любовь? Всегда ли она приносит счастье? Нужна ли она людям?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"иНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ,КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА." | 301 КБ |
prezentaciya1.pptx | 32.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Киселева О.Л.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №464 Пушкинского района
Санкт-Петербурга
« Русалочка»-
грустная сказка о любви
Учитель: Киселёва О.Л.
2012
Оглавление
2. Вступительное слово учителя
.Познавательные
- обобщение и систематизация знаний учащихся по сказке Андерсена "Русалочка";
- постановка и формирование проблемы, решение проблем творческого и поискового характера;
- смысловое чтение
Личностные
- духовно-нравственное воспитание учащихся;
- осознание нравственной глубины данного произведения;
- нравственно-этическая ориентация, личностный моральный выбор;
- совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости , чуткости);
- развитие творческих способностей.
Метапредметные
- приобщение детей к основам мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества;
- развитие ценностно-смысловой сферы деятельности;
- знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.
Предметные
- формирование положительной мотивации к чтению;
- создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения худ. литературы;
- развитие воображения; совершенствование навыка чтения;
- развитие литературных способностей.
Регулятивные
- целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того , что ещё нужно понять
2. Вступительное слово учителя
Мне хотелось бы начать этот урок словами самого Г. Х. Андерсена:
"Моя жизнь - прекрасная сказка, богатая событиями, благославенная. История моей жизни поведает миру то , что она говорит мне:
-Господь милостив , и всё , что творится - к лучшему."
Запомните эти слова. Мы ещё вернёмся к ним в конце урока.
У каждого возраста - свой Андерсен. Для маленьких читателей (даже слушателей)-это "Дюймовочка","Стойкий оловянный солдатик", "Огниво"...В 9-10 лет приходят "Дикие лебеди" , "Снежная королева" и , конечно же , - "Русалочка" ; грустная сказка о преданности и любви.
С содержанием этой сказки вы познакомились на предыдущих уроках , а многие знали её и раньше , хотя бы по одноимённому мультфильму ; но по словам Андерсена у этой сказки есть "скрытый смысл", доступный не каждому..
-Давайте попробуем познать этот смысл , разгадать тайну этой сказки....
4. Релаксация
-Чтобы лучше проникнуться настроением сказки, почувствовать жизнь моря , а значит и жизнь Русалочки , закроем глаза и попробуем нарисовать картины морских глубин под музыку , которая так и называется «Зов моря»
-Русалочка-младшая дочь морского царя.
-Выделяет ли её автор из числа сестёр? Докажите.
(Он описывает пять сестёр вместе, а её отдельно)
-Для чего автор использует элемент сравнения? (Видно, что Русалочка другая.)
-В чём проявляется её странность?
(В её увлечениях, в интересе к людям.)
-Докажите словами автора.
("Больше всего Русалочка любила рассказы о людях…")
-О чём Русалочка узнала от бабушки?
(О бессмертии души.)
(Чтение диалога подготовленными учащимися.)
-Когда Русалочка решила уйти к людям?
(Тогда , когда поняла , что любит принца.)
("Как я люблю его! Больше, чем отца и мать!...")
-Но не только к принцу тянулась её душа... Какая ещё у неё была цель?
("...обрести бессмертие души...")
-Каким был путь Русалочки к людям?
(Она пошла к ведьме.)
-Зачем автор так подробно описывает этот путь?
(Чтобы показать, как Русалочке было страшно.)
Найдите слова автора , подтверждающие это.
-Почему Русалочка не повернула назад?
("Она вспомнила о принце и о бессмертной душе".)
-Что принесла в жертву Русалочка?
(Свой чудный голос, хвост.)
-Русалочка отказалась от себя; ведь голос - это сущность русалки, от близких, от Родины
( ей было тяжело психологически , а физически?
("...Будет больно так , как будто тебя пронзят острым мечом...")
-Для чего были принесены эти жертвы?
Вывод: истинная любовь - это жертвенность.
Физкультминутка.
-Как относился принц к Русалочке?
(Принц любил за любовь Русалочки к себе ; любил, "как милое дитя".)
Чтение текста.
-Такую ли любовь ждала Русалочка?
(Нет.)
Вывод: не всякая любовь вызывает ответное чувство.
-Почему оказалась невозможной любовь Русалочки и принца?
(Они разные.)
-Чем они отличаются? Докажите.
(Принц живёт "земной" жизнью, а Русалочка - духовной.)
-Русалочка любила, но была ли она счастлива?
(Нет.)
Вывод: любовь и счастье - не всегда синонимы.
-Бывает, что любовь приносит страдание. Докажите это словами автора.
-Почему не сбылось предсказание ведьмы, и Русалочка не умерла?
(Её спасли сёстры. Они отдали свои прекрасные волосы.)
Вывод: "Русалочка"- это сказка ещё и о великой родственной любви.
-Чтобы спастись, Русалочка должна убить принца. Его смерть - её жизнь. Почему она этого не сделала?
(Она любила его.)
-Русалочка снова приносит жертву... Есть ли разница между первой и второй жертвами?
(Есть - Русалочка отдаёт свою жизнь.)
-Итак, история любви Русалочки начинается и заканчивается жертвами.
-Что изменилось за этот промежуток земной жизни?
- В чём Русалочка осталась прежней?
(В своей любви.)
-Композиция сказки подчёркивает нерушимость любви Русалочки к принцу. И пусть она не добилась его любви , но в награду за свою любовь она получила возможность обретения бессмертной души. Душа Русалочки уже не зависит от чьей-то любви, она прошла свой путь и приблизилась к заветной цели.
-Как мы можем это понять, какие подсказки даёт нам автор?
Русалочка в первый раз почувствовала слёзы.
(Слёзы - шаг к бессмертию души.)
3. Итоги урока
-Каков же финал сказки? Однозначен ли он?
(Русалочка не добилась любви принца, но у неё осталась бессмертная душа. Она была не очень счастлива на земле, но у неё есть надежда , что она будет счастлива на небе.)
Вывод: "Русалочка" - это сказка о любви , как смысле жизни ,
(Русалочка и принц);
о любви родственной
(Русалочка и сёстры);
о любви, как дороге к Богу;
о любви, помогающей пережить нам все земные тяготы и заботы.
-Давайте вспомним начало урока, слова Г. Х. Андерсена...
-Согласны ли Вы, что и в нашей жизни есть место сказке, чуду?
И даже, когда нам очень плохо, нужно уметь достойно преодолевать трудности, верить, что всё к лучшему и любить.
23 августа 1913 года , 98 лет назад, в Копенгагене был открыт памятник Русалочке.
Строки Пушкина, как будто рассказывают нам об этом...
- Прекрасно море в синей мгле, И небо в блёстках без лазури; Но верь мне: дева на скале- Прекрасней волн, небес и бури. |
Как Вы думаете , почему именно Русалочке , а не другим героям Андерсена , был воздвигнут памятник?
Урок для меня показался | коротким/длинным |
На уроке я работал | активно/пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен/не доволен |
За урок я | не устал/устал |
Моё настроение | стало лучше/стало хуже |
Материал урока был | понятен/не понятен |
Домашнее задание мне кажется | лёгким/трудным |
5.Самоанализ
Данный урок является 3-м уроком по теме: "Сказка Г.Х.
Андерсена «Русалочка.» Ранее дети были знакомы на уроках внеклассного чтения с такими сказками Андерсена, как, или, как их ещё называют "сказками для взрослых". Эти глубоко нравственные произведения были восприняты детьми, так как их восприятие и осмысление было основано на субъективном опыте.
"Русалочка" - сказка о любви…Не рано ли? Но просматривая программу телепередач глядя на время их показа, на качество содержания, понимаешь, что разговор о любви, чистой и бескорыстной, будет уместен и своевременен.
Тип урока: " Анализ художественного произведения."
Решение задач урока соответствует требованиям программы по лит. чтению для 4-го класса УМК "Школа России."
Чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы.
Для активизации мышления учащихся использовалась система вопросов по сюжетной линии произведения , создавались проблемные ситуации , домашнее задание ученики выполняли по группам , на уроке активно использовался учебник.
Использование компьютерных технологий на уроке даёт возможность для развития детей.
Особенно важен уровень самостоятельного мышления детей , их нравственная оценка , и как её продолжение самооценка своих поступков.
Этот урок должен стать ещё одним "кирпичиком" в фундаменте духовно-нравственного воспитания учащихся.
Для эмоц. восприятия материала были использованы рисунки учащихся , музыка , слайды.
Особый аспект на уроке имеет здоровьесберегающий эффект.Я постараюсь создать ситуацию психологического комфорта , когда каждый ребёнок успешен в своём мнении , не боится высказываться .
На уроке применена гимнастика для глаз (по тексту Сологуб) , дыхательная гимнастика.
Использованы возможности кабинета ИКТ.
Думаю, что дети будут активны , внимательны , работоспособны , и данная форма организации учебной деятельности будет достаточно эффективной.
С моей стороны будут соблюдены нормы пед. этики и такта , культура общения "ученик-учитель" , "ученик-ученик".
Надеюсь, что дети осознают глубокий нравственный смысл этого произведения, кто-то на уроке, кто-то позже...
На титульный лист
- Горецкий В. Г. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.1 ч.- М.: Просвещение,2011.
- Кутейникова Н.Е. Литература. 5 класс: Русская литература.Зарубежная литература: Пособие для учителя /Под общей редакцией Н. Е.Кутейниковой..- М.»Айрис- пресс, 2004.
- Российская школьная хрестоматия. 4 класс. М.: Интербук, 2010
- Газета «ПедСовет».2010.№3.
- Светловская Н. Н., Джежелей О. В. Внеклассное чтение в 4 классе. М.: Просвещение,2009.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий урок литературного чтения во 2 классе по теме: "По дорогам сказок Г.Х.Андерсена"
Разработка урока литературного чтения во 2 классе в форме творческого урока-сказки направлена на знания сказок Андерсена. В материале использованы викторины, игры, конкурсы, творческая проектная работ...
Конспект урока литературного чтения "Сказки Андерсена. "Дикие лебеди"
Данный урок является уроком-закрепления в теме "Творчество Ганса Христиана Андерсена"...
Методическая разработка урока литературного чтения по сказке Г.-Х.Андерсена "Ель" в 3 классе
Тип урока: «Урок изучения нового материала, обучающий читательской деятельности».Тема: Г.-Х.Андерсен «Ель».Педагогические цели: Способствовать развитию умения предполагать, предвосхищать содержание те...
Урок литературного чтения во 2 классе. "Х.-К. Андерсен "Ель". Книги Х.-К. Андерсена"
Урок знакомит учащихся с новым произведение великого датского сказочника Х.-К. Андерсена "Ель"....
Урок литературного чтения по теме «Особенности волшебного мира в авторской сказке Г.Х. Андерсена «Чайник».
Урок литературного чтения проведён в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Сказки не оставляют равнодушными детей никогда, они очень поучительны и...
Конспект урока литературного чтения 1 класс сказка Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»
Цель урока: ознакомление учащихся с содержанием сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», её особенностями.Задачи урока:· Рассказа...
Урок литературного чтения в 4 классе Тема урока: Обобщающий урок-проект по сказке Г. К. Андерсена «Снежная королева» Проблема добра и зла.
ПАСПОРТ ПРОЕКТААвторы проекта:учитель начальных классов Осипенкова Елена Викторовна, ученики 4 класса: Андросенко Александра, Антипов Сергей, Дроздов Никита, Кукушкина Дарья, Осипенков Даниил, Семёнов...