Урок литературного чтения в 3 классе по системе Н.Ф. Виноградовой Тема: К.Г.Паустовский «Кот – ворюга».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Цели:

 I. Образовательные:

- ввести в круг чтения произведение К. П. Паустовского «Кот- ворюга»;

- учить размышлять о прочитанном, отвечать на вопросы по содержанию;

- отрабатывать навык чтения через систему специальных упражнений.

II. Развивающие:

- развивать познавательные и коммуникативные УУД: анализ, обобщение, выводы, моделирование, умение выстраивать коммуникативно- речевые действия;

III. Воспитывающие:

- воспитывать чувство милосердия, сострадания к живым существам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kot_vryuga.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе

по системе Н.Ф. Виноградовой

Тема: К.Г.Паустовский «Кот – ворюга».

Составила:

учитель начальных классов Фёдорова Ольга Евгеньевна

Цели:

 I. Образовательные:

- ввести в круг чтения произведение К. П. Паустовского «Кот- ворюга»;

- учить размышлять о прочитанном, отвечать на вопросы по содержанию;

- отрабатывать навык чтения через систему специальных упражнений.

II. Развивающие:

- развивать познавательные и коммуникативные УУД: анализ, обобщение, выводы, моделирование, умение выстраивать коммуникативно- речевые действия;

III. Воспитывающие:

- воспитывать чувство милосердия, сострадания к живым существам.

Оборудование:

  • портрет К.Г. Паустовского
  • репродукция «Мещёрский край»
  • аудиозапись «Голоса птиц»
  • книга К.Г. Паустовского «Летние дни»
  • карточки для индивидуальной и групповой работы
  • рисунок кота в чёрно - белом и цветном изображениях
  • цветные карандаши для учащихся

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Дыхательная гимнастика.

  1. Определение темы урока.

- Портрет, какого писателя вы видите? Сегодня на уроке продолжим знакомиться с произведениями, которые написал К.Г. Паустовский.

  1. Работа над первичным восприятием текста.

- Я буду читать, следите за моим чтением.

(Описания природы читается под музыкальное сопровождение)

  1. Проверка первичного восприятия.

- Что прочитали? (Рассказ)

- Прочитайте название. От какого слова образовалось слово «ворюга»?

 (Вор – тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения. Ворюга – так говорят презрительно о том, кто совершает кражи.)

- Вокруг кого развиваются события в рассказе? (Вокруг кота)

(На доске вырисовывается схема).

- Как его назвали?

- Почему?

- От чьего имени ведётся рассказ? (К.Г. Паустовский рассказал нам о том, что было в действительности).

- Что вы о нём знаете? (К.Г. Паустовский любил путешествовать, был в разных уголках России. Очень полюбил Мещёру – сказочно красивый уголок между городами Владимиром и Рязанью. (Демонстрация картины «Мещёрский край») Об этом удивительном крае, его природе, людях и животных написал писатель в книге «Летние дни». (Показ книги) Рассказ про кота - одна из историй, которая случилась в тех краях).

- О ком ещё говорится в рассказе? (О Лёньке). Кто такой Лёнька? Прочитайте. Почему пришлось обратиться к нему за помощью? (Докажите текстом).

- О ком ещё говорится? (О Рувиме). Как вы думаете, кто это? (Рувим Исаевич Фраерман – писатель, друг К. Паустовского. Вместе с ним они бродили по лесам и лугам, рыбачили, встречались с местными жителями).

Физминутка

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе живот,

Встал и выгнул спину в мост,

Распушил красивый хвост,

Мягко лапками пошёл

Тихо песенку завёл.

(Мур- Мур)

V. Работа над анализом произведения.

(Работа в парах)

- У каждого из вас лежит схематический план. Расставьте цифры в том порядке, в каком развиваются события в рассказе. Всё ли верно?

- Обсудите в парах.

- Что нужно изменить в плане?

(На доске восстанавливается цепочка развития событий в рассказе)

- Поднимите руку, кто сделал также.

- Почему коту пришлось совершить отчаянный поступок? (Ему нужно было спастись любой ценой.)

- Найдите этот эпизод. Как автор показывает стремительность действий?

(С помощью глаголов: упал, подскочил, умчался).

( Упражнения в выразительном чтении в парах)

 - Почему же кот совершил благородный поступок? (Отблагодарил людей за доброту и понимание)

- Найдите этот отрывок в тексте. Прочитайте самостоятельно. С каким настроением читали этот отрывок? Прочитайте на выделенном фоне текст (стр. 85)

 - Прочитайте этот отрывок друг – другу.

 - Посмотрите ещё раз на план. Можно ли добавить ещё одну часть? («Кот – милиционер»)

 - Почему его так прозвали? (Кот стал охранять дом от кур. Куры в рассказе– это мелкие воришки).

  1. Словесное рисование.

- В рассказе нет иллюстрации кота. Представим, что мы с вами художники. Мы получили задание проиллюстрировать этот рассказ.

- В какой момент герои смогли увидеть кота? Прочитайте, где они его впервые увидели.

( Демонстрация рисунка в чёрно – белом изображении)

- Когда герои рассказа смогли как следует его рассмотреть? Прочитайте описание кота.

- Что такое подпалина?  Прочитайте толкование этого слова.

- Какие краски надо взять, чтобы выполнить рисунок в цвете?

- Закройте глаза, ещё раз представьте кота.

- Посмотрите на рисунок, сравните со своим представлением.

 (Демонстрируется рисунок кота в цветном изображении)

- По рисунку опишите внешний вид кота.

  1. Обобщение знаний учащихся.

(Работа в группах)

- Возьмите карточку. Прочитайте задание. Не забудьте доказать своё мнение.

(Работа с пословицами)

-А теперь переверните листок. Подберите прилагательные, с помощью которых вы бы смогли описать кота, его внешний вид, характер.

-Почему кот стал другим?

  1. Рефлексия

-Назовите произведение, с которым познакомились на уроке.

-Какой этот рассказ по настроению?

-Для чего автор написал этот рассказ?

-А может для того, чтобы мы были внимательными к тем, кто нуждается в нашем внимании и защите. Попробуем смоделировать своё отношение к каждому из героев рассказа:

(Дети работают индивидуально на листочках цветными карандашами

красный - положительно

чёрный - отрицательно

жёлтый - с сочувствием

зелёный - с уважением)

  1. Домашнее задание
  1. стр. 81-84 перечитать;
  2. выполнить задание в тетради (стр.25);
  3. найти и прочитать самостоятельно книгу К. Г. Паустовского «Летние дни».

Приложение

Карточка №1

        

Карточка №2

1. Прочитай пословицы.

2. Подумайте над их смыслом.

З. Отметьте те, которые подходят к содержанию текста.

4. Докажите своё мнение.

Голод не тётка.

Поделом вору и мука.

Сытый голодного не разумеет.

Сколько вору не воровать, а кнута не миновать.

Карточка №3 

Кот-ворюга. Какой он?

В начале рассказа

В конце рассказа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения 2 класс по системе Занкова Л.В. разработала Винакова Жанна Ивановна

конспект урока по литературному чтению во 2 классе по системе Занкова Л.В.(учебник Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю.)...

План-конспект урока литературного чтения. 1 класс. УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»

Цели и задачи урока: 1. Образовательные: познакомить с произведением В.Г. Сутеева “Под грибом”, его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оцен...

Открытый урок по литературному чтению 3 класс развивающая система Л.В. Занкова Тема: Творческий почерк писателя П.П. Бажова (сказ «Серебряное копытце»).

Технологическая карта  предназначена для  проведения урока литературного чтения в 3 классе  по развивающей системе Л.В. Занкова  по теме :Творческий почерк писателя П.П. Занкова(ск...

Урок литературного чтения, 1 класс. УМК "Система Л,В.Занкова"

Урок обучения грамоте по теме "Путешествие по сказке "Колобок". Чтение слов и предложений с изученными буквами"....

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 класс К.Г. Паустовский "Кот - ворюга"

Использование современных технологий, методов и приемов работы на уроках и во внеурочное время для достижения метапредметных результатов....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения 4 класс по программе "Школа 2100" по теме: К.И. Чуковский из книги «Серебряный герб», глава 1 «Телефон»

Материал направлен на подготовку учащихся к выполнению ВПР, на развитие умения работать с тестом....