Урок литературного чтения в 3 классе по системе Н.Ф. Виноградовой Тема: К.Г.Паустовский «Кот – ворюга».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Цели:
I. Образовательные:
- ввести в круг чтения произведение К. П. Паустовского «Кот- ворюга»;
- учить размышлять о прочитанном, отвечать на вопросы по содержанию;
- отрабатывать навык чтения через систему специальных упражнений.
II. Развивающие:
- развивать познавательные и коммуникативные УУД: анализ, обобщение, выводы, моделирование, умение выстраивать коммуникативно- речевые действия;
III. Воспитывающие:
- воспитывать чувство милосердия, сострадания к живым существам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kot_vryuga.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе
по системе Н.Ф. Виноградовой
Тема: К.Г.Паустовский «Кот – ворюга».
Составила:
учитель начальных классов Фёдорова Ольга Евгеньевна
Цели:
I. Образовательные:
- ввести в круг чтения произведение К. П. Паустовского «Кот- ворюга»;
- учить размышлять о прочитанном, отвечать на вопросы по содержанию;
- отрабатывать навык чтения через систему специальных упражнений.
II. Развивающие:
- развивать познавательные и коммуникативные УУД: анализ, обобщение, выводы, моделирование, умение выстраивать коммуникативно- речевые действия;
III. Воспитывающие:
- воспитывать чувство милосердия, сострадания к живым существам.
Оборудование:
- портрет К.Г. Паустовского
- репродукция «Мещёрский край»
- аудиозапись «Голоса птиц»
- книга К.Г. Паустовского «Летние дни»
- карточки для индивидуальной и групповой работы
- рисунок кота в чёрно - белом и цветном изображениях
- цветные карандаши для учащихся
Ход урока.
- Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Дыхательная гимнастика.
- Определение темы урока.
- Портрет, какого писателя вы видите? Сегодня на уроке продолжим знакомиться с произведениями, которые написал К.Г. Паустовский.
- Работа над первичным восприятием текста.
- Я буду читать, следите за моим чтением.
(Описания природы читается под музыкальное сопровождение)
- Проверка первичного восприятия.
- Что прочитали? (Рассказ)
- Прочитайте название. От какого слова образовалось слово «ворюга»?
(Вор – тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения. Ворюга – так говорят презрительно о том, кто совершает кражи.)
- Вокруг кого развиваются события в рассказе? (Вокруг кота)
(На доске вырисовывается схема).
- Как его назвали?
- Почему?
- От чьего имени ведётся рассказ? (К.Г. Паустовский рассказал нам о том, что было в действительности).
- Что вы о нём знаете? (К.Г. Паустовский любил путешествовать, был в разных уголках России. Очень полюбил Мещёру – сказочно красивый уголок между городами Владимиром и Рязанью. (Демонстрация картины «Мещёрский край») Об этом удивительном крае, его природе, людях и животных написал писатель в книге «Летние дни». (Показ книги) Рассказ про кота - одна из историй, которая случилась в тех краях).
- О ком ещё говорится в рассказе? (О Лёньке). Кто такой Лёнька? Прочитайте. Почему пришлось обратиться к нему за помощью? (Докажите текстом).
- О ком ещё говорится? (О Рувиме). Как вы думаете, кто это? (Рувим Исаевич Фраерман – писатель, друг К. Паустовского. Вместе с ним они бродили по лесам и лугам, рыбачили, встречались с местными жителями).
Физминутка
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот,
Встал и выгнул спину в мост,
Распушил красивый хвост,
Мягко лапками пошёл
Тихо песенку завёл.
(Мур- Мур)
V. Работа над анализом произведения.
(Работа в парах)
- У каждого из вас лежит схематический план. Расставьте цифры в том порядке, в каком развиваются события в рассказе. Всё ли верно?
- Обсудите в парах.
- Что нужно изменить в плане?
(На доске восстанавливается цепочка развития событий в рассказе)
- Поднимите руку, кто сделал также.
- Почему коту пришлось совершить отчаянный поступок? (Ему нужно было спастись любой ценой.)
- Найдите этот эпизод. Как автор показывает стремительность действий?
(С помощью глаголов: упал, подскочил, умчался).
( Упражнения в выразительном чтении в парах)
- Почему же кот совершил благородный поступок? (Отблагодарил людей за доброту и понимание)
- Найдите этот отрывок в тексте. Прочитайте самостоятельно. С каким настроением читали этот отрывок? Прочитайте на выделенном фоне текст (стр. 85)
- Прочитайте этот отрывок друг – другу.
- Посмотрите ещё раз на план. Можно ли добавить ещё одну часть? («Кот – милиционер»)
- Почему его так прозвали? (Кот стал охранять дом от кур. Куры в рассказе– это мелкие воришки).
- Словесное рисование.
- В рассказе нет иллюстрации кота. Представим, что мы с вами художники. Мы получили задание проиллюстрировать этот рассказ.
- В какой момент герои смогли увидеть кота? Прочитайте, где они его впервые увидели.
( Демонстрация рисунка в чёрно – белом изображении)
- Когда герои рассказа смогли как следует его рассмотреть? Прочитайте описание кота.
- Что такое подпалина? Прочитайте толкование этого слова.
- Какие краски надо взять, чтобы выполнить рисунок в цвете?
- Закройте глаза, ещё раз представьте кота.
- Посмотрите на рисунок, сравните со своим представлением.
(Демонстрируется рисунок кота в цветном изображении)
- По рисунку опишите внешний вид кота.
- Обобщение знаний учащихся.
(Работа в группах)
- Возьмите карточку. Прочитайте задание. Не забудьте доказать своё мнение.
(Работа с пословицами)
-А теперь переверните листок. Подберите прилагательные, с помощью которых вы бы смогли описать кота, его внешний вид, характер.
-Почему кот стал другим?
- Рефлексия
-Назовите произведение, с которым познакомились на уроке.
-Какой этот рассказ по настроению?
-Для чего автор написал этот рассказ?
-А может для того, чтобы мы были внимательными к тем, кто нуждается в нашем внимании и защите. Попробуем смоделировать своё отношение к каждому из героев рассказа:
(Дети работают индивидуально на листочках цветными карандашами
красный - положительно
чёрный - отрицательно
жёлтый - с сочувствием
зелёный - с уважением)
- Домашнее задание
- стр. 81-84 перечитать;
- выполнить задание в тетради (стр.25);
- найти и прочитать самостоятельно книгу К. Г. Паустовского «Летние дни».
Приложение
Карточка №1
Карточка №2
1. Прочитай пословицы.
2. Подумайте над их смыслом.
З. Отметьте те, которые подходят к содержанию текста.
4. Докажите своё мнение.
Голод не тётка.
Поделом вору и мука.
Сытый голодного не разумеет.
Сколько вору не воровать, а кнута не миновать.
Карточка №3
Кот-ворюга. Какой он?
В начале рассказа | В конце рассказа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературного чтения 2 класс по системе Занкова Л.В. разработала Винакова Жанна Ивановна
конспект урока по литературному чтению во 2 классе по системе Занкова Л.В.(учебник Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю.)...
План-конспект урока литературного чтения. 1 класс. УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»
Цели и задачи урока: 1. Образовательные: познакомить с произведением В.Г. Сутеева “Под грибом”, его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оцен...
Открытый урок по литературному чтению 3 класс развивающая система Л.В. Занкова Тема: Творческий почерк писателя П.П. Бажова (сказ «Серебряное копытце»).
Технологическая карта предназначена для проведения урока литературного чтения в 3 классе по развивающей системе Л.В. Занкова по теме :Творческий почерк писателя П.П. Занкова(ск...
Урок литературного чтения, 1 класс. УМК "Система Л,В.Занкова"
Урок обучения грамоте по теме "Путешествие по сказке "Колобок". Чтение слов и предложений с изученными буквами"....
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 класс К.Г. Паустовский "Кот - ворюга"
Использование современных технологий, методов и приемов работы на уроках и во внеурочное время для достижения метапредметных результатов....
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Конспект урока литературного чтения 4 класс по программе "Школа 2100" по теме: К.И. Чуковский из книги «Серебряный герб», глава 1 «Телефон»
Материал направлен на подготовку учащихся к выполнению ВПР, на развитие умения работать с тестом....