Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 1 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) на тему

Арешко Ольга Сергеевна

Планирование  составленно по УМК "Перспективная начальная школа" ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по литературному чтению

УМК «Перспективная начальная школа».

4 ЧАСА В НЕДЕЛЮ – 132 ЧАСА.

п /п

уро

ка

Тема

урока

Кол-

во

часов

Дата

Характеристика деятельности

обучающегося

Коррекция тематичес

кого плана

I ЧЕТВЕРТЬ (36 ч.)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (12 ч.)

1

1

Вводный урок. Знакомство с учебником.

1

Ориентироваться в «Азбуке». Называть и показывать элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац).

2

2

Речь устная и письменная. Слушание сказки «Заюшкина избушка».

1

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Рассказывать сказки с опорой на иллюстрации. Разыгрывать сценки из сказки. Делить предложения на слова. Воспринимать слово как объект изучения. Определять на слух количество слов в предложении. Выделять отдельные слова из предложений. Составлять простейшие предложения и моделировать их с помощью схем. Составлять предложения по заданным схемам. «Читать» предложения по схемам.

3

3

Текст, предложение, слово. Сказка «Колобок».

1

4

4

Текст, предложение, слово. Интонация.

Беседа по иллюстрациям «Как хлеб на стол пришёл».

1

Принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий. Практически различать речь устную (говорение, слушание) и речь письменную (письмо, чтение). Выделять из речи предложения. Определять на слух количество предложений в высказывании.

Отвечать на вопросы по сюжетной картинке.

Соблюдать речевой этикет в ситуации учебного общения. Внимательно слушать то, что говорят другие. Отвечать на вопросы учителя.

5

5

Слова-предметы. Живые и неживые предметы. Работа с текстом «Доброе дело».

1

Воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров. Составлятье рассказ из 3-4 предложений на основе иллюстрации, графической модели, с использованием соответствующих фишек.

Адекватная передача информации,

анализ объектов  с целью выделения признаков,

синтез как составление целого из частей.

6

6

Структура и содержание текста «Попугай». Живые и неживые предметы.

1

7

7

Временная последовательность событий на основе текста «Неудачная прогулка». Слова-действия. Звуки  речевые и неречевые.

1

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Озаглавливать рассказ, заданного иллюстрацией. Составлять рассказ из 3-4 предложений на основе графической модели, с использованием соответствующих фишек, подбор слов, обозначающих действия предметов.

Анализ объектов  с целью выделения признаков,

синтез как составление целого из частей.

8

8

Содержание и структура текста «Догадливая лягушка».

Слова-признаки.

1

Воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров. Составлять рассказ из 3-4 предложений на основе графической модели, с использованием соответствующих фишек, подбор слов, обозначающих признаки предметов. Составлять предложения на основе тематических иллюстраций. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Выборочный пересказ. Заучивание стихотворения наизусть.

9

9

Знакомство с повествовательным текстом «Зимние заботы». Звуки речевые и неречевые.

1

10

10

Знакомство с текстом-описанием «Наши гости». Слова-помощники.

1

Осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков, сравнивать , классифицировать объекты.

11

11

Текст, предложение, слово.

1

Выделять структурные единицы языка – предложение. Составлять предложения из 2-3 слов.  Пересказывать текст. Адекватная передача информации, контроль, коррекция, оценка,

учёт позиции собеседника (партнера).

12

12

Текст, предложение, слово.

1

ОСНОВНОЙ ПЕРИОД (80 ч.)

1-й раздел. Изучение букв гласных звуков. Ударение и слог (13 ч.)

13

1

Гласные звуки (13 ч.)

Звук [а], буквы А, а.

1

Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком . Выделять звук [а] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностями произнесения звука [а].  Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывать, что звук [а] гласный. Слышать звук [а] в произносимых словах, определять место нового звука в слове.

Приводить примеры слов со звуком [а] в начале, середине, конце слова

14

2

Звук [а] , буквы А, а.

1

15

3

Звук [о], буквы О, о.

1

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком .

Выделять звук [о] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностями произнесения звука [о].

Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывать, что звук [о] гласный. Распознавать на слух звук [о] в словах, определять место нового звука в слове.

16

4

Звук [о], буквы О, о.

1

17

5

Звук [у], буквы У, у.

1

Составлять рассказ по сюжетной картинке.

Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком. Выделять звук [у] в процессе слого-звукового анализа.

18

6

Звук  [у], буквы У, у.

1

19

7

Звук [э], буквы Э, э.

1

Определять место изученной буквы на «ленте букв». Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять звук из начала слова эхо. Устанавливать, что звук [э] — знакомый, т.к. раньше уже выделяли его в слогах-слияниях и обозначали буквой е. Выделять звук [э] в начале слов и после гласных. Обозначать буквой э данный звук в начале слов и после гласных.

Читать слова с новой буквой. Читать тексты. Отвечать на вопросы по содержанию текстов. Задавать вопросы по содержанию. Озаглавливать тексты. Пересказывать тексты.

20

8

Звук[э], буквы Э, э. Повторение.

1

21

9

Звук [ы], буква ы.

1

Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком. Выделять звук [ы] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностями произнесения звука [ы]. Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Соотносить содержание текста с сюжетной картинкой.

22

10

Звук [и], - показатель мягкости предшествующих согласных. Буквы И, и.

1

Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком. Выделять звук [и] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностями произнесения звука [и]. Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывать, что звук [и] гласный. Распознавать на слух звук [и] в словах, определять место нового звука в слове.

23

11

Звук [и], буквы И, и. Две работы буквы И.

1

24

12

Гласные звуки – ртораскрыватели: [а], [о], [у], [э], [ы], [и].

1

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу на уроке.

25

13

Слог, ударение. Смыслоразличительная роль ударения.

1

Наблюдать, как гласный образует слог. Делать вывод (под руководством учителя) о том, что гласные образуют слоги.

2-й раздел. Изучение букв, обозначающих звонкие парные

по мягкости-твердости согласные звуки.

26

1

Согласные сонорные звуки (10 ч.)

Звуки [м] [м'], буквы М, м.

1

Выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

27

2

Упражнение в чтении слов с

буквой М.

1

28

3

Звуки [н] [н’], буквы Н, н.

1

Выделять звуки [н] и [н’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой. Распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

29

4

Повторение и обобщение [н] [н’] - [м] [м’].

1

Выделять звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученными буквами.

30

5

Звуки [л] [л’], буквы Л, л.

1

Выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

31

6

Закрепление звуков [л] [л’], букв Л, л. Сравнение слов по звучанию и значению.

1

Читать слова с новой буквой. Читать тексты. Отвечать на вопросы по содержанию текстов. Задавать вопросы по содержанию. Озаглавливать тексты. Пересказывать тексты

32

7

Звуки [р] [р’], буквы Р, Р.

1

Выделять звук [р] в начале слов и после гласных. Обозначать буквой р данный звук в начале слов и после гласных. Читать слова с новой буквой.

33

8

Звуки [р] [р’], буквы Р, Р. Повторение.

1

Читать тексты. Отвечать на вопросы по содержанию текстов. Задавать вопросы по содержанию. Озаглавливать тексты. Пересказывать тексты.

34

9

Звук [й’], буква Й, й

1

Выделять звук [j’] в процессе слого-зву-кового анализа слова трамвай. Распознавать новый звук в словах вне слияния (в конце слогов и слов), определять место звука [j’] в словах. Преобразовывать слова (мой — моё — моя, твой — твоё — твоя); моделировать слого-звуковой состав слов, сопоставлять каждое слово с его схемой-моделью. Делать вывод: буква й обозначает согласный звук, не входящий в слияние; звук[j’] слога не образует. Характеризовать новый звук, обозначать буквой. Читать слова с изученной буквой.

35

10

Упражнение в чтении слов с изученными буквами.

1

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять новые звуки в процессе слого-звукового анализа. Характеризовать выделенные звуки, сравнивать их по твёрдости-мягкости. Слышать и различать новые звуки в словах.

Соотносить новые звуки и букву, их обозначающую. Выкладывать из букв разрезной азбуки слоги и слова с новыми буквами. Приводить примеры слов с новыми звуками. Читать слоги-слияния с новой буквой и слова по ориентирам.

3-й раздел.

Изучение букв я, ё, ю, е, обозначающих звук [й’] с последующим гласным в начале слова и после гласных, а также  мягкость предшествующих согласных звуков.

36

1

Гласные звуки второго ряда  (9 ч.)

Буквы Я, я в начале слова и перед гласной – два звука

[й'а].

1

Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком. Выделять звук [я] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностями произнесения звука [я]. Обозначать слияние [й’а] буквой я. Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывать, что звук [я] гласный. Слышать звук [я] в произносимых словах, определять место нового звука в слове.Приводить примеры слов со звуком [я] в начале, середине, конце слова.

II ЧЕТВЕРТЬ (28 ч.)

37

2

Буква Я – показатель мягкости предшествующего согласного.

1

38

3

Буквы Ё, ё в начале слова и перед гласной – два звука [й’о].

1

Производить слого-звуковой анализ слов. Обозначать слияние [й’о] буквой ё. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Называть особенность буквы ё (обозначать целый слог-слияние — два звука). Приводить примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и маленькие, печатные и письменные буквы Ё, ё . Сравнивать звуковой состав слов и их буквенную запись. Формулировать способ чтения буквы ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов: буква ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов читается одним и тем же способом — просто называется.

Читать слова с буквой ё в начале слова и после гласных.

39

4

Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного.

1

40

5

Буквы Ю, ю в начале слова и перед гласной - два звука [й’у].

1

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Производить слого-звуковой анализ слов.  Обозначать слияние [й’у] буквой ю. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Называть особенность буквы ю (обозначать целый слог-слияние — два звука). Приводить примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и маленькие, печатные и письменные буквы Ю, ю.Сравнивать звуковой состав слов и их буквенную запись. Формулировать способ чтения буквы ю в начале слов и после гласных в середине и на конце слов.

Читать слова с буквой ю в начале слова и после гласных.Производить с опорой на схему-модель слого-звуковой анализ слова с гласным звуком [у] после мягкого согласного. Читать слоги-слияния с буквой ю. Сопоставлять слоги с гласными у и ю. Наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях с у. Делать вывод: если в слиянии после мягкого согласного слышится звук [у], то пишется буква ю. Обозначать буквой ю гласный звук [у] после мягких согласных.

41

6

Буква ю – показатель мягкости предшествующего согласного.

1

42

7

Буквы Е, е в начале слова и перед гласной - два звука [й’э].

1

Производить слого-звуковой анализ слов. Обозначать слияние [й’э] буквой е. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Называть особенность буквы е (обозначать целый слог-слияние — два звука). Приводить примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и маленькие, печатные и письменные буквы Е, е . Сравнивать звуковой состав слов и их буквенную запись. Формулировать способ чтения буквы е в начале слов и после гласных в середине и на конце слов: буква е в начале слов и после гласных в середине и на конце слов читается одним и тем же способом — просто называется. Читать слова с буквой е в начале слова и после гласных.

43

8

Буква е – показатель мягкости предшествующего согласного.

1

44

9

Буква Ь для обозначения мягкости согласных.

1

Читать слова с ь в середине и конце, производить их слого-звуковой анализ, обнаруживать несоответствие количества букв количеству звуков. Делать вывод: буква ь звука не обозначает, она нужна для обозначения мягкости предшествующего согласного звука. Обозначать буквой ь мягкость согласных на конце и в середине слов. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Задавать вопросы по содержанию текста. Озаглавливать текст. Находить в тексте слова с новой буквой. Определять, мягкость каких звуков обозначена буквой ь.Определять место новой буквы на «ленте букв». Объяснять роль буквы ь.Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

4-й раздел.

Изучение букв, обозначающих парные по звонкости-глухости согласные звуки.

45

1

Парные звонкие согласные

(12 ч.)

Звонкие звуки [д], [д’]. Буквы Д д.

1

Наблюдать за артикуляцией звонких согласных [д], [д’] . Определять место новой буквы на «ленте букв». Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы.

46

2

Работа с текстом.

1

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять новые звуки в процессе слого-звукового анализа. Характеризовать выделенные звуки, сравнивать их по твёрдости-мягкости. Слышать и различать новые звуки в словах.

Соотносить новые звуки и букву, их обозначающую. Выкладывать из букв разрезной азбуки слоги и слова с новыми буквами. Приводить примеры слов с новыми звуками. Читать слоги-слияния с новыми буквами и слова по ориентирам.

47

3

Глухие согласные [т] [т’]. Буквы Т т.

1

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять звуки [т] [т’] из слов с опорой на схему, характеризовать его, обозначать буквой. Распознавать в словах новый звук, читать слоги и слова с изученной буквой.

48

4

Повторение и обобщение [д] [д’] - [т] [т’]. Работа с текстом «Енот».

1

Сопоставлять попарно слоги с буквами т и д. Наблюдать за артикуляцией звонких согласных [д], [д’] и глухих согласных [т], [т’] в парах. Устанавливать сходство и различие в произнесении [д] и [т], [д’] и [т’]. Различать парные по глухости-звонкости согласные звуки [д] — [т] и [д’] — [т’] в словах.

49

5

Звонкие согласные [з] [з’]. Буквы З з.

1

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Приводить примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и маленькие, печатные и письменные буквы,З, з. Сравнивать звуковой состав слов и их буквенную запись. Формулировать способ чтения буквы з в начале слов и после гласных в середине и на конце слов.

Читать слова с буквой з.

Производить с опорой на схему-модель слого-звуковой анализ слова с согласным  звуком [з]. Читать слоги-слияния с буквой з.

50

6

Отработка чтения. Загадка.

1

Анализировать ленту букв: называть группы букв (гласные, согласные, гласные, обозначающие мягкость согласных и т.д.); объяснять особенности букв каждой группы.

Правильно называть изученные буквы. Сравнивать порядок расположения букв на «ленте букв» и в алфавите. Устанавливать, что последовательность букв на «ленте букв» и в алфавите разная.

51

7

Глухие согласные [с] [с’]. Буквы С с. Работа с текстом «Россия».

1

Наблюдать за артикуляцией звонких согласных [с], [с’] . Определять место новой буквы на «ленте букв». Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы.

52

8

Соотношение звуков [с] - [з], [с’] – [з’]. Работа с текстом «Сосна».

1

Сопоставлять попарно слоги с буквами с и з (са — за, со — зо, си — зи и т.д.). Наблюдать за артикуляцией звонких согласных [з], [з’] и глухих согласных [с], [с’] в парах. Различать парные по глухости-звонкости согласные звуки [з] — [с] и [з’] — [с’]. Наблюдать над словами с буквами з и с на конце. Делать вывод: в конце слова на месте букв з и с произносится один и тот же звук — [с]. Устанавливать способ определения буквы согласного [с] на конце слов: надо изменить слово.

53

9

Звонкие согласные [г] [г’]. Буквы Г г. Продолжение текста «Не дразни гусей».

1

Наблюдать над смыслоразличительной функцией звуков. Дифференцировать звуки на основе работы по звукобуквенным схемам, читать слоги, слова, тексты. Читать исходные и преобразованные слова путем замены или дополнения в них одного исходного звука, а также обратного чтение (слева направо) слов-перевертышей.

Читать и отгадывать загадки. Конструировать формы печатных букв. Читать тексты с изученными буквами. Составлять предложения по иллюстрациям и схемам, пересказывать тексты.

Делить слова на слоги.

54

10

Отработка умения работать с текстом «Дом гнома».

1

55

11

Глухие согласные [к] [к’]. Буквы К к. Текст «Соседи Кондрата».

1

56

12

Сопоставление звуков [г] – [к],  [г’] – [к’].

1

Читать слоги-слияния с новыми буквами и слова по ориентирам. Ориентироваться на букву гласного при чтении слогов-слияний. Составлять слоги-слияния. Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного ([к] или [к’]), ([г] или [г’]),  Объяснять работу букв гласных звуков а, о, у, ы как показателей твёрдости предшествующего согласных звуков [к], [г]  и работу буквы и как показателя мягкости согласных [к’], [г’].

Составлять слова из букв и слогов. 

Составлять рассказ по сюжетной картинке.

Читать текст. Читать предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Соотносить текст с иллюстрацией.

57

1

Парные глухие согласные

 (9 ч.)

Отработка чтения и работа с текстом «Зайка».

1

Читать  текст с изученными буквами.

Формулировать ответы на вопросы по прочитанному тексту.

Составлять звукобуквенных схем слов.

Конструировать формы печатных букв (строчных и заглавных).

58

2

Звонкие согласные [в] [в’]. Буквы В в.

1

Выделять звуки [в] [в’] из слов с опорой на схему, характеризовать их, обозначать буквой. Распознавать в словах новый звук, читать слоги и слова с изученной буквой.

Называть (с опорой на «ленту букв») буквы.

59

3

Темп в стихотворении.

1

60

4

Глухие согласные [ф] [ф’]. Буквы Ф ф.

1

Сопоставлять попарно слоги с буквами ф и в. Наблюдать за артикуляцией глухих согласных [ф], [ф’] и звонких согласных [в], [в’] в парах. Устанавливать сходство и различие в произнесении [ф] и [в], [ф’] и [в’]. Различать парные по звонкости — глухости согласные звуки [в] — [ф] и [в’] — [ф’] в словах. Читать стихотворные тексты. Выполнять задания к стихотворным текстам. Выделять звуки [ф] и [ф’], [в] и [в’]  из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

61

5

Сопоставление звуков [в] – [ф],  [в’] - [ф’].

1

62

6

Повторение и обобщение. Работа с текстом «Сон Фомы».

1

Читать  текст с изученными буквами.

Формулировать ответы на вопросы по прочитанному тексту.

Составлять звукобуквенных схем слов.

Конструировать формы печатных букв (строчных и заглавных).

63

7

Звонкие согласные [б] [б’]. Буквы Б б.

1

Выделять звуки [б],  [б’] из слов с опорой на схему, характеризовать их, обозначать буквой. Распознавать в словах новый звук, читать слоги и слова с изученной буквой.

Называть (с опорой на «ленту букв») буквы.

64

8

Отработка чтения.  «Барбос на  рыбалке».

1

Обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты  практико – речевой деятельности.

III ЧЕТВЕРТЬ (36 ч.)

65

9

Глухие согласные [п] [п’]. Буквы П п.

1

Выделять звуки [б] и [б’], [п] и [п’]  из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

Составлять рассказ по сюжетной картинке. Читать текст. Определять главную мысль текста. Озаглавливать текст. Сопоставлять попарно слоги с буквами п и б. Наблюдать за артикуляцией звонких согласных [б], [б’] и глухих согласных [п], [п’] в парах. Устанавливать сходство и различие в произнесении [б] и [п], [б’] и [п’]. Различать парные по глухости-звонкости согласные звуки [б] — [п] и [б’] — [п’] в словах. Воспроизводить звуковую форму слов со звуком [п] на конце по их буквенной записи. Анализировать звуковой состав слов, сопоставлять его с буквенной записью. Устанавливать, что глухой [п] на конце слов может обозначаться разными буквами - п и б.

66

1

Соотношение парных согласных звуков (6 ч.)

Сопоставление звуков [б] – [п], [б’] - [п’].

1

67

2

Отработка чтения. «Попугай».

1

Обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты  практико – речевой деятельности.

68

3

Звонкий согласный [ж]. Буквы Ж ж.

1

Выделять звук [ж] из слов с опорой на схему, характеризовать его, обозначать буквой.

Распознавать в словах новый звук, читать слоги и слова с изученной буквой.

Называть (с опорой на «ленту букв») буквы, которые используются для обозначения твёрдости согласных, и буквы, которыми обозначаются всегда твёрдые согласные звуки (ж, ш, ц).

69

4

Отработка чтения. «Медвежата и жук».

1

Читать и понимать текста. Узнавать и выделять на слух из ряда звучащих и произносимых слов  только те, в которых есть заданный звук.

Подбирать слова с заданным звуком.

70

5

Глухой согласный [ш]. Буквы Ш ш. Диалог.

1

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выделять звуки [ш] [ж] из слов с опорой на схему, характеризовать его, обозначать буквой. Распознавать в словах новый звук, читать слоги и слова с изученной буквой.

71

6

Сопоставление звуков [ж] – [ш]. Весёлые стихи.

1

5-й раздел.

Обозначение на письме звука [й’] с помощью сочетаний

разделительных знаков «ь» и «ъ» и букв гласных (ь + е, ё, ю, я, и; ъ + е, ё, ю, я).

72

1

Звук [й] после разделительных ъ и ь знаков (6 ч.)

Звук [й’] после разделительного мягкого знака перед буквами Е, Я, Ё, Ю, И.

1

Выделять звук [й’] в процессе слого-зву-кового анализа слов. Распознавать новый звук в словах вне слияния (в конце слогов и слов), определять место звука [й’] в словах. моделировать слого-звуковой состав слов, сопоставлять каждое слово с его схемой-моделью. Делать вывод: буква й обозначает согласный звук, не входящий в слияние; звук[й’] слога не образует. Характеризовать новый звук, обозначать буквой. Читать слова с изученной буквой.

73

2

Звук [й’] после разделительного мягкого знака перед буквами Е, Я, Ё, Ю, И.

1

74

3

Звук [й’] после разделительного твердого знака перед буквами Е, Я, Ё, Ю, И.

1

Выполнять звуковой анализ слов со звуком [й’], читать  звуковые схемы слов со звуком [й’], перекодировать схему в буквенную форму с последующим прочтением в начале по слогам, а затем – орфоэпически.

75

4

Звук [й’] после разделительного твердого знака перед буквами Е, Я, Ё, Ю, И. Дразнилка.

1

Читать слова с ъ в середине и начале, производить их слого-звуковой анализ, обнаруживать несоответствие количества букв количеству звуков. Делать вывод: буква ъ звука не обозначает.  Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Задавать вопросы по содержанию текста. Озаглавливать текст. Находить в тексте слова с новой буквой ъ. Определять место новой буквы на «ленте букв». Объяснять роль буквы ъ. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

76

5

Отработка чтения. Скороговорки.

1

Читать и понимать текста. Узнавать и выделять на слух из ряда звучащих и произносимых слов  только те, в которых есть заданный звук.

Подбирать слова с заданным звуком.

77

6

Работа с текстом «Капризы погоды».

1

6-й раздел.

Изучение букв, обозначающих непарные глухие, мягкие и твердые  согласные звуки [х, х’, ч’, щ’, ц].

78

1

Непарные глухие согласные звуки (12 ч.)

Звуки [х] [х’]. Буквы Х х.

1

Выделять звуки [х] и [х’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой. Распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

79

2

Работа с текстом «Храбрый петух». Дразнилка.

1

Читать и понимать текста. Узнавать и выделять на слух из ряда звучащих и произносимых слов  только те, в которых есть заданный звук.

Подбирать слова с заданным звуком.

80

3

Звук [ч’]. Буквы Ч ч.

1

Выделять звук [ч’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой. Распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

81

4

Работа с текстом «Лесная школа».

1

Читать и понимать текст.

Выразительно читать, формулировать ответы на вопросы по содержанию текста.

82

5

Считалка, скороговорка, потешка, загадка.

1

Читать и понимать текст.

Выразительно читать, формулировать ответы на вопросы по содержанию текста.

83

6

Сочетания чк-чн. Отработка умения работы с текстом.

1

Проводить звукобуквенный разбор.

Читать слоги, слова, предложения и тексты.

Читать слова с сочетаниями же, ше, шо, шё, жо, жё, че, чщ, чё, ще, що, щё, чк,чн,чт,щн.

Овладение действием моделирования,

поиск и выделение необходимой информации

контроль, коррекция, оценка.

84

7

Звук [щ’]. Буквы Щ щ.

1

85

8

Отработка чтения и работы с текстом.

1

86

9

Тексты о природе. Сочетания ча-ща, чу-щу.

1

87

10

Приговорка, скороговорка.

1

Читать и понимать текст.

Выразительно читать, формулировать ответы на вопросы по содержанию текста.

88

11

Звук [ц]. Буквы Ц ц.

1

Выделять звук [ц] из слов с опорой на схему, характеризовать его (согласный, глухой, всегда только твёрдый), обозначать буквой.

Распознавать в словах новый звук, читать слоги и слова с изученной буквой.

Называть (с опорой на «ленту букв») буквы, которые используются для обозначения твёрдости согласных, и буквы, которыми обозначаются всегда твёрдые согласные звуки (ж, ш, ц).

89

12

Написание Ы, И после Ц.

1

90

1

Упражнение в чтении (3 ч.)

Отработка умения работы с текстом.  В.Д. Берестов «Верблюжонок».

1

Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт.

Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев.

Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения.

91

2

Отработка чтения и умения работы с текстом. Г.Цыферов «Что у нас во дворе?».

1

92

3

Народные приметы.

1

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ГРАМОТЕ (6 ч.)

93

1

Отработка темпа чтения стихотворных произведений. «Весна». «Осень». В народе говорят. Приговорка. Г. Граубин «Шишкопад».

1

Ориентироваться в учебнике. Находить нужную главу в содержании учебника. Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий.

94

2

Знакомство  с произведениями  М. Бородицкой «Белая акация», «Синичья скороговорка».

1

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Овладение действием моделирования, поиск и выделение необходимой информации, контроль, Коррекция, оценка, учёт позиции собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества кооперация с учителем и сверстниками.

95

3

Стихотворение А. Блока «Ветхая избушка».

1

96

4

Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть».

1

Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт.

Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев.

Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения.

97

5

Б. Заходер «Песня игрушек».

1

Предполагать на основе названия содержание главы. Находить в словаре непонятные слова.  Прогнозировать содержание раздела. Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

98

6

С. Маршак «Ты буквы эти заучи». В. Берестов «Читалочка». Алфавит.

1

Анализировать ленту букв: называть группы букв (гласные, согласные, гласные, обозначающие мягкость согласных и т.д.); объяснять особенности букв каждой группы.

Правильно называть все буквы. Сравнивать порядок расположения букв на «ленте букв» и в алфавите. Устанавливать, что последовательность букв на «ленте букв» и в алфавите разная.

Читать алфавит. Называть количество букв русского алфавита.

Отвечать на итоговые вопросы по теме урока и оценивать свои достижения.

тематическое планированиепо литературному чтению
(34 часа)

Глава I. На огородах Бабы-яги
(10 ч.)

1

1

Начало пути: Волшебные предметы и помощники.

1

Ответы на вопросы по содержанию текста и иллюстраций. Участие в диалоге в классе.

2

2

Знакомство с хрестоматией.

1

Анализировать поэтапное выполнение задания. Сравнивать   выполненное учеником задание  с образцом. Слушать, придумывать, анализировать и воспроизводить (чтобы лучше запомнить) предложения.

IV ЧЕТВЕРТЬ (32 ч.)

3

3

Законы докучной сказки. «Сказка про белого бычка».

1

Объяснение термина «докучная сказка» через анализ контекстных словоупотреблений глагола «докучать»;

установление причинно-следственных связей между наличием повторов и выводом: «Эти тексты легко запомнить».

4

4

Законы докучной сказки. «Сказка про сороку и рака».

1

5

5

Секреты считалок.

1

Выявление существенных особенностей считалок и их назначения.

6

6

Древние считалки.

1

7

7

Тайны загадок.

1

Объяснение жанровых особенностей загадок на основе иллюстраций; выявление  приёмов олицетворения и сравнения; использование их при сочинении загадок.

Наблюдение изобразительно-выразительных средств языка в загадках. Использование их при сочинении загадок.

Сравнивание загадок об одном предмете, явлении.

8

8

Как устроена загадка.

1

9

9

Заклички. Обращение к природе.

1

Анализ особенностей закличек.

Выявление обрядового характера жанра заклички. Выразительное чтение  вслух.

10

10

Трудности скороговорок.

1

Объяснение структурных особенностей текста жанра  скороговорки. Чтение скороговорок разным темпом.

Глава II. Пещера Эхо (5 ч.)

11

1

Созвучные «хвосты» слов.

Г. Остер «Эхо». Даниил Хармс, Нина Гернет
«Очень-очень вкусный пирог».

1

Сравнивание концов слов («хвостов слов») и нахождение, что с чем рифмуется. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников

Читать вслух и про себя: осознавать прочитанный текст; отвечать на вопросы, используя текст.

12

2

Рифма и смысл. Н. Носов
«Приключения Незнайки» (отрывок).

1

Анализ последних слов в стихотворных строчках с целью обнаружения парной рифмы.

13

3

Рифма и смысл.

1

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников

Читать вслух и про себя: осознавать прочитанный текст; отвечать на вопросы, используя текст.

14

4

Шуточные стихи. И. Пивоварова,
Э. Успенский, А. Дмитриев.

1

Оценивание своих эмоциональных реакций. Характеристика особенностей прослушанного художественного произведения.

15

5

Шуточные стихи. Джеймс Ривз.

1

Глава III. На пути в Волшебный лес (2 ч.)

16

1

Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка».

1

Анализ фрагментов-«звеньев» текста и изучение дидактической иллюстрации.

Обнаружение,  что сюжет кумулятивной сказки развивается по «прямой», в отличие от докучной, где события идут «по кругу», отсутствует их развитие.

17

2

Сказка-цепочка. «Теремок». С. Маршак «Багаж».

1

Глава IV. Клумба с колокольчиками (4 ч.)

18

1

Звучащие стихи. Е. Благинина, А. Усачёв, Джеймс Ривз.

1

Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения.

Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.

19

2

Звукопись в поэзии и прозе. А. Усачёв «Буль-буль», М. Горький «Воробьишко»
(в сокращении).

1

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников

Читать вслух и про себя: осознавать прочитанный текст; отвечать на вопросы, используя текст.

20

3

В гостях у колокольчиков: звучащие стихи.

1

Осуществлять действия по образцу и заданному правилу. Различать разные варианты использования звукозаписи  в поэтических текстах.

21

4

В читальном зале: сказочные звуки.

1

Принимать участие в обсуждении прочитанного содержания.

Глава V. В Лесной школе (4 ч.)

22

1

Считалка, скороговорка или дразнилка?

1

Сравнивать малые фольклорные жанры, характеризовать их особенности.

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них.

23

2

Чувство юмора в поэзии. Тим Собакин, Б. Заходер.

1

Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп. Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, гиперболы, метафоры.

24

3

Стихи про мальчиков и девочек. В. Лунин, Э. Успенский.

1

Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп.

25

4

Фантазия в литературе.

Б. Заходер.

Техника чтения.

1

Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп.

Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, гиперболы, метафоры.

Глава VI. Музей Бабы-яги. Тайна особого зрения (3 ч.)

26

1

Особый взгляд на мир.

 И. Токмакова.

1

Читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, пользоваться словарными пояснениями  учебника.

27

2

Особый взгляд на мир.

С. Козлов.

1

Сравнивать малые фольклорные жанры, характеризовать их особенности.

Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп.

28

3

Что видит и слышит поэт.

С. Воронин «Необыкновенная ромашка».

1

Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп.

Глава VII. На выставке рисунков Юрия Васнецова (6 ч.)

29

1

Прибаутка и небылица.

1

Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп. Сравнивать малые фольклорные жанры, характеризовать их особенности.

30

2

Дразнилка, прибаутка или небылица.

1

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников

Читать вслух и про себя: осознавать прочитанный текст; отвечать на вопросы, используя текст.

31

3

Искусство иллюстрации. Что видит художник.

1

Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп. Сравнивать малые фольклорные жанры, характеризовать их особенности.

32

4

Рифмующиеся слова и изображения.

1

Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп. Сравнивать малые фольклорные жанры, характеризовать их особенности.

33

5

Л. Толстой. «Косточка».

1

Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

34

6

Итоговый урок.
Мы – юные читатели (что читать летом).

1

Подведение итогов курса.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Изучение литературного чтения в начальной школе  направлено на достижение следующих целей:

обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной  читательской  деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;

развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;

приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.  

В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные   задачи:

духовно-нравственная – от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;

духовно-эстетическая – от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;

литературоведческая – от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);

библиографическая – от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.  

«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника, содержащиеся в примерной программе по литературному чтению в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Это, прежде всего формирование позитивного целостного мировосприятия младших школьников, воспитание нравственного, ответственного сознания.  А также формирование функциональной грамотности младшего школьника и достижения результативности обучения в целом.

Изучение литературного чтения начинается вводным курсом «Обучение грамоте» (Авторы: Н.Г. Агаркова,  Ю.А. Агарков), а затем  в конце первого года обучения  и все следующие 3 года дети знакомятся с предметом «Литературное чтение» (Автор: Чуракова Н.А., О.В. Малаховская).

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.)

Общая характеристика курса  «Литературное  чтение»

«Обучение грамоте (чтение)»

Изучение литературного чтения начинается вводным курсом «Обучение грамоте (чтение)» (Авторы: Н.Г. Агаркова,  Ю.А. Агарков), с помощью которого организуется обучение в логике постоянного развития речевой и интеллектуальной деятельности и изменения позиции школьника в учебной деятельности: методический аппарат способствует тому, что постоянно повышается самостоятельность первоклассников, степень участия в обмене мнениями, в коллективной работе.

Цель курса «Обучение грамоте (чтение)» – обучение первоначальному чтению на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.

             Теоретической основой обучения грамоте (чтению ) является традиционный звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно-буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на слух слов; перекодирование  их звуковой формы в графическую (в процессе письма) и наоборот (в процессе чтения), а также понимание значения воспроизведенных языковых единиц – слов, сочетаний слов, предложений и текста.

Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются навыки чтения и письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучение.

При подборе словесного материала «Азбуки» в заданной последовательности была использована компьютерная технология (программа «АБВ» Ю.А. Агаркова), что позволило создать специальные тексты для чтения, максимально насыщенные словами с изучаемыми на данном уроке звуками и буквами. Поэтому первоклассник в сравнительно короткий промежуток времени (при чтении лишь одной страницы текста) концентрированно упражняется в чтении слов, насыщенных буквой изученных звуков, и, следовательно, учится перекодировать буквы в соответствующие звуки.

              Развитие фонематического слуха и культуры произношения шестилетних детей на уроках грамоты достигается с помощью использования в «Азбуке» следующих приёмов:

 а) наращивания и  

б) реконструирования слов.

              Суть наращивания заключается в постепенном увеличении количества звуков в слове, что приводит к изменению исходных слов и образованию новых. Например: пе – пей – репей – репейник. Это не только существенно обогащает лексический материал «Азбуки»  но, главное, создает условия для развития наблюдательности и формирования у обучающегося техники осознанного чтения.

             Прием реконструирования слов позволяет первокласснику наблюдать за тем, как дополнение или изменение места одного лишь звука в слове приводит к полному изменению его значения. Например: ива – нива, батон – бутон.

            Период обучения чтению  состоит из 3 этапов:

Подготовительный  период:

 Слушание текста сказки, соотнесение иллюстраций с частями текста, пересказ содержания сказки, составление предложений на тему иллюстраций, соотнесение конкретных предложений с графической моделью текста, озаглавливание текста, пересказ рассказа на основе его графической модели, составление ответов на вопросы учителя, выборочный пересказ, заучивание стихотворений наизусть.

Тематический план учебного курса.

Период обучения

Количество часов.

Диагностический материал

I четверть

36

II четверть

28

III четверть

36

IV четверть

32

Техника чтения - 1

Итого:

132

Наименование глав, разделов

Всего часов

1

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

12

2

ОСНОВНОЙ ПЕРИОД

80

3

Заключительный период обучения чтению и грамоте

6

4

Глава I. На огородах Бабы-яги

10

5

Глава II. Пещера Эхо

5

6

Глава III. На пути в Волшебный лес

2

7

Глава IV. Клумба с колокольчиками

4

8

Глава V. В лесной школе

4

9

Глава VI. Музей Бабы-яги. Тайна особого зрения

3

10

Глава VII. На выставке рисунков Юрия Васнецова

6

Итого:

132

Планируемые результаты освоения учебной программы

     «Обучение грамоте (чтение) к концу подготовительного периода.

Обучающиеся научатся:

На слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;

Называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных букв русского алфавита;

Составлять предложения из 2-4 слов и рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;

Правильно сидеть за партой.

Основной период:

Гласные звуки

          Отработка артикуляции гласных звуков /а/, /о/, /у/, /э/, /ы/, /и/ как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнение в различении гласных звуков на слух.

          Роль гласных звуков в процессе словообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука в процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учётом ударения) на основе графических схем слов. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг.

          Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью простого кружка, а затем - знака транскрипции.

          Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определённый гласный звук. Подбор слов с заданным звуком.

          Конструирование печатных букв гласных звуков с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква - это лишь знак («одежда») для звука, речи.

          Восприятие на слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста.

Согласные сонорные звуки (непарные по глухости/звонкости и парные по твёрдости/мягкости)

          Согласные звуки /м, м*,н, н*, л, л*, р, р*, й*/ как ртосмыкатели.

           Артикуляция: рот прикрыт или закрыт. Струя выходящего воздуха встречает преграду (губы, зубы, язык).

           Противопоставление сонорных (звонких) согласных звуков по твёрдости/мягкости на письме при помощи гласных – «а, о, у, э, ы» для твёрдых (ма, мо, му, мэ, мы)        и «и» для мягких (ми). Приём последовательного выделения каждого звука в слове. Звуковой анализ слов, заданных рисунком  и схемой. Артикулирование звуков, выделение из контекста анализируемых слов, и произнесение их в изолированном виде. Фиксирование согласных звуков с помощью квадрата с точкой в середине, обозначающей звонкость. Одним из квадратов (с апострофом) фиксируются мягкие, другим (без апострофа) – твёрдые звонкие.

          Соотнесение отличительных признаков выделенных признаков выделенных звуков с их смыслоразличительной функцией в минимальных парах сравниваемых слов: мыл – мил, Нил – ныл.

           Усвоение форм печатных букв (малых и больших), с помощью которых обозначаются все сонорные звуки.

           Чтение закрытых неприкрытых слогов (ам, ун, ир) и открытых слогов-слияний (ма, ну, ри) с твёрдыми и мягкими согласными звуками, а также слов с непарным согласным звуком /й*/ на конце и середине слова (май, майка).

           Приём орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым.

Звук /й*/ в начале слова и между гласными.

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв «я, ё, ю, е» и мягкого знака «ь».

          «Работа» (функция) букв «я, ё, ю, е» - обозначать 2 звука в начале слова и после гласных звуков в середине и в конце слова.

           Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв «я, ё, ю, е».

            Мягкий знак «ь», указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слов.

           Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схемы слов. Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв). Усвоение правил использования букв «я, ё. ю. е». Упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком. Дифференцировка мягких и твёрдых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова.

           Конструирование форм печатных букв (строчных и заглавных): я Я, ё Ё, ю Ю, е Е, ь.

Парные звонкие и глухие согласные звуки.

          Отличие звонких и глухих звуков по признаку твёрдости-мягкости. Соотнесение парных по звонкости-глухости звуков на фоне уже дифференцированного признака (твёрдости-мягкости). Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков.

           Усвоение форм 24 печатных (строчных и заглавных) букв.

Упражнение в произношении минимальных пар слов: жар – шар и т.п.

Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи, ши.

Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтение слогов, слов и текстов.

          Чтение исходных и преобразованных слов путём замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева - направо) слов-перевёртышей. Чтение и отгадывание загадок. Чтение, запоминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются эти звуки.

           Формирование наглядно-образных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте.

Звук /й*/ после разделительного мягкого и твёрдого знаков.

          Обозначение на письме звука /й*/ с помощью сочетаний разделительных знаков «ь» и «ъ» и гласных букв (ь + е, ё, ю, я, и; ъ + е, ё, ю. я).

          Звуковой анализ слов со звуком /й*/, обозначенным с помощью сочетания разделительных знаков и букв гласных. Чтение звуковой схемы слов со звуком /й*/, перекодирование ей в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем – орфоэпически.

          Конструирование печатных знаков ь, ъ, усвоение их форм.

Непарные глухие мягкие и твёрдые звуки /х, х*, ч*, щ*,ц/.

          Отработка артикуляции звуков в процессе акцентированного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его. Характеристика этих звуков по признаку твёрдости-мягкости. Упражнение в чтении слов со следующими сочетаниями звуков: же, ше (жесть, шесть); шо, шё (шорох, шёлк), жо, жё (обжора, жёлудь); че (честь); чо, чё (чох, чёлка); ще (щепка); що, щё (трещотка, щётка); чк (ручка), чн (точный), чт (мачта), щн (хищник), щр (поощрение). Чтение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти звуки. Усвоение содержания текста. Пересказ.

          Усвоение форм 8 печатных (строчных и заглавных) букв.

Планируемые результаты освоения учебной программы

«Обучение грамоте (чтение) к концу основного периода.

Обучающиеся научатся:

Различать звуки и буквы русского языка.

Различать гласные  -  ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные – ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды.

Определять на слух ударные и безударные гласные.

Делить звучащее слово на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью.

Определять согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Акцентировано произносить звуки  в заданной последовательности в слове, выделять один из них и давать ему полную характеристику.

Обозначать звуки речи с помощью условных графических символов – создавать звуковую схему – модель слова.

Читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически.

Обозначать звуки буквами и условными значками.

Читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически.

Перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот.

Правильно сидеть за партой и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания.

Конструировать печатные буквы из элементов шаблонов.

Определять слова, которые называют предметы, их признаки,  действия, а так же слова-помощники, которые служат для связи слов в предложении; использовать графические символы для их обозначения в модели предложения.

Членить устное высказывание на предложение и текст, изображать эти единицы языка графически.

Заключительный период:

        Формирование навыка сознательного чтения текстов различных жанров при условии орфоэпического произнесения слов. При чтении «трудных» слов в тексте (длинных и незнакомых по значению) возможно возвращение на уровень слогового их прочтения. Соблюдение пауз в соответствии со знаками препинания, как в предложениях, так и между ними. Воспроизведение заданной интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной.

        Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста полными ответами, делать выборочный пересказ, изменять начало или конец текста и в связи с этим давать ему новое название.

        Умение находить и читать выборочно отрывки текста, соответствующие трём его структурным компонентам: а) вступление, начало: с чего всё начиналось, б) главная часть: что произошло с героями, в) заключение: чем всё завершилось. Умение передать отношение автора и читающего ученика к описанным в тексте событиям.

Планируемые результаты освоения учебной программы

«Обучение грамоте (чтение) к концу заключительного периода.

        Обучающиеся  научатся:

Пользоваться при чтении графическими системами печатных букв русского алфавита.

Читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе.

Применять приёмы: слогового, орфоэпического, связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения.

Пересказывать отдельные части текста.

Озаглавливать прослушанный текст.

Анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов.

Планируемые результаты изучения курса «Обучение грамоте (чтение)»

Тексты «Азбуки», иллюстрированный и словесный материал, специально разработанные задания позволяют системно решать задачи формирования всего комплекса универсальных учебных действий, что является приоритетным направлением содержания начального образования.

Личностные УУД

Самоопределение – система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц им уже известны, а какие нет.

Смыслообразование – тексты, в которых обсуждаются серьёзные проблемы любви, уважения и взаимоотношений родителей и детей.

Поиск и выделение необходимой информации

Работа с текстом и иллюстрациями:

 перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек;

поиск нужных слов (работа на цветном фоне).

Универсальные логические действия

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:

сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой;

анализ парных звонких - глухих звуков и моделей слов с этими звуками с целью обнаружения существенных признаков: преобладание шума и чередование звонких - глухих;  

обнаружение особенностей букв я, ё, ю, е: использование букв для обозначения звука [й´] в начале слова и после разделительных знаков ь и ъ;

обнаружение особой роли буквы ь после букв согласных звуков; выяснение общих черт непарных согласных.

Подведение под понятие:

формирование понятия «звук» через анализ моделей;

поэтапное формирование понятия «парный звонкий - глухой согласный» через систему сопоставлений;

формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар на цветном фоне;

формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в двухъярусных и трёхъярусных схемах-моделях слов.

Установление причинно-следственных связей:

между разным звучание мягкого - твёрдого согласного и использованием разных букв для гласного звука;

между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имён, названий стран, городов, рек, кличек животных;

между обнаружением связи слов в предложении и выводом о том, что предложение нужно особым образом отмечать в письменной речи, чтобы можно было понять текст.

Содержание программы

1 класс (34 ч.)

Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.

Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора. Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной сказки и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка.

Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки).

Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения. Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса — нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств — мимики, движений, жестов.

Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.

Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев. Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.

Библиографическая культура. Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение.

Навыки чтения. Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.

Круг чтения.

Малые жанры фольклора

Прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички.

Русские народные сказки

Докучные сказки: «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака». Кумулятивные сказки (сказки-цепочки): «Репка», «Теремок»*, «Три медведя»*, «Маша и медведь»*.

Русские писатели и поэты

Л. Толстой «Косточка»*;

М. Горький «Воробьишко».

Современная русская и зарубежная литература

Поэзия

А. Барто, Д. Хармс, Тим. Собакин, Э. Успенский, Б. Заходер,  И. Пивоварова, В. Лунин, И. Токмакова, С. Козлов, А. Дмитриев, А. Усачев, Е. Благинина, М. Бородицкая, А. Кушнер, С. Черный, С. Маршак,  Дж. Ривз.

Проза

Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок);

Г. Остер «Эхо»;

С. Воронин «Необыкновенная ромашка»;

Ю. Коваль «Полет», «Снегири и коты», «Береза»;

Д. Биссет «Шшшшш!», «Бац», «Под ковром»;

Н. Друк «Сказка»;

Б. Заходер «Серая звездочка».

Требования к уровню подготовки учащихся

по курсу «Литературное чтение» к концу первого года обучения

Учащиеся должны знать/ понимать:

наизусть 3–4 стихотворения разных авторов;

содержание произведений, прочитанных в классе.

Уметь:

читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;

понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

отличать прозаическое произведение от стихотворного;

различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу;

находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов; восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);

находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»; находить нужное произведение в книге, ориентируясь на «Содержание»;

задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».

Литература.

Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2011 г.

Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2011 г.

Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 1 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс ФГОС

Программа разработана на основе  примерной программы по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и  авторской  програм...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс "Школа России" по ФГОС

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс "Школа России" по ФГОС...

календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС

календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ по ФГОС. Школа России

Календарно-тематическое планирование с ууд в рамках образовательной программы. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение 1 класс. ФГОС  Учебник. Изд.  Просвеще...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению по ФГОС 1 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению по ФГОС 1 класс УМК "Начальная школа 21 век"....