Русские народные сказки
видеоурок по чтению (2 класс) по теме

Шнуркова Людмила Николаевна

Обобщение и систематизация знаний детей о русских народных сказках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_chto_za_prelest_eti_skazki.doc54 КБ
Office presentation icon skazki1.ppt2.06 МБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

2 класс (Программа 2100)

Тема: Что за прелесть эти сказки

Тип урока: Праздник читательских удовольствий (урок-обобщение)

Цели урока:

- Обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, их видах, особенностях их построения, языке, героях;

- Создать эмоциональный настрой на изучение произведений УНТ

- Продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения, развивать творческие способности учащихся

- Воспитывать уважение к истокам культуры своего народа, чувство ответственности, умение принимать решения.

Оборудование: плакаты с изображением сказочных домиков, рисунки героев сказок, иллюстрации, различные сказочные предметы, портрет сказочницы, карточки с признаками сказок различных типов,  буклеты с заданиями, видеозапись

Эпиграф

                                                                     «Сказка ложь, да в ней намёк,

добрым молодцам урок»

                                     А.С. Пушкин

Ход урока.

Организационный момент.

  У нас сегодня присутствуют гости

Поприветствуем их …

  А сейчас настроимся на хороший урок и выполним упражнения гимнастики мозга, чтобы оба полушария работали в полную силу.

Мотивация.

Итак, садитесь ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете  разгадав загадку:

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесёт,

Полный  смеха, света, сказки,

А зовётся чудо - … сказка.

Клип «Сказки гуляют по свету».

Итак,  мы отправляемся в прекрасной мир сказки.

- Попробуйте произнести это слово с разной интонацией

1. Изобразите восторг.

2. Произнесите это слово с грустью.

3. Изобразите удивление.

Молодцы. У вас очень хорошо получилось!

Учитель:

- И мы отправляемся в сказку. Но прежде чем отправимся в путь, ответьте на вопрос:

- Кто, по вашему мнению  есть – самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?

У меня есть один волшебный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в неё, сможет узнать кто самый важный. Но пока этот секрет раскрыться не может. Нам решили помешать  злые силы. Баба-Яга заколдовала нашу шкатулку, откроется она только тогда, когда вы пройдёте испытания.

- Но, как и в любой волшебной сказке, есть герой-злодей, но есть и помощник. Кто же это?

- Без меня сказки долго не живут, знаю их много и делюсь с другими: (Сказочница),

Сообщение.

Сказитель (по Ушакову) – в старину на Руси «певец, рассказчик». Изучение русского народного творчества в старину было семейной традицией. Существовали целые династии сказителей. Например, династия сказителей Рябининых, при чём сказителями были как женщины так и мужчины.

Словарная работа.

Параллельно бытуют следующие названия:

сказатели

старинщики

дружинные певцы

скоморохи

бахареи (древнерусские сказочники)

Видеоклип сказочницы

Сказочница прислала нам очень важный предмет, без которого не обходится ни один урок чтения. Мы эту книгу поместим на наш стенд с собранными русскими народными сказками, есть здесь и

сказки, написанные нашими учениками т.е авторские сказки.

Каждая сказка имеет свой характер, настроение, вид. В нашем классе появились «Волшебные домики». В каждом из этих домиков особые сказки и особые герои живут.

Испытание «Волшебные домики»

В каждом домике живут свои герои.

Вопрос: Почему так распределили героев? (Потому, что сказки можно разделить на 3 группы)

•Какие сказки живут в тереме? (Волшебные). В избе? (Бытовые)

•В лесной избушке? (Сказки о животных) (Прикрепляю таблички с названиями видов сказок)

•Почему сказки делятся на 3 вида?

•Чем отличаются? (У каждого вида сказок свои признаки, особенности).

Волшебные  Бытовые    О животных.

1 группа         2 группа      3 группа

Волшебство, Герои – простые люди, Весёлое настроение

Герои-злодеи, Весёлое настроение, Герои-животные

Герои-помощники, Смешные ситуации,  Волшебное условие

Необычные испытания, Высмеиваются плохие черты х-ка, Сильный защищает

Таинственное настроение,  Восторг умом, находчивостью слабого

Волшебные предметы.

Учитель: У каждого вида сказок свое назначение, свое настроение и рассказывать их надо по-особому. На следующий урок вы подготовите пересказ любой любимой сказки и проведем конкурс сказителей.

Задание: Распределите сказки в свои домики

домик - Волшебный терем, дворец. (Оттуда пришли сказки "Царевна-Лягушка", "Кулик", "Баба-Яга", "Кощей Бессмертный") - это волшебные сказки.

домик - Простая деревянная изба. ("Каша из топора", "Солдатская загадка") - бытовые сказки.

домик - Лесная избушка, ("Лиса, заяц и петух", "Лиса и волк" и другие сказки о животных).

У вас на столах лежат буклеты

Работа с текстом.

Откройте их. Задание:

- Про себя прочитать отрывки из сказок.

- Вспомнить и записать названия сказок

Словарная работа до чтения

короб

воевода

кинулась

I. Анализ сказки «Маша и медведь» по структуре

- Какого вида сказка? (о животных)

- Чтение по ролям (Автор, Медведь, Машенька)

1) С чего начинается сказка? (зачин)

- Отгадайте сказку по зачину

- Жил-был старик и было у него три сына («Сивка-бурка»)

- В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицей, у них было три сына – все молодые холостые, удальцы такие, что ни в сказки сказать, ни пером описать

(«Царевна-лягушка»)

- Жила-была в лесу коза с козлятами («Волк и семеро козлят»)

- Какие зачины сказок вы ещё знаете?

2) Чем закончилась сказка? Прочитайте

- Какие ещё бывают концовки сказок?

-Стали они жить-поживать да добра наживать

-Я на том пиру был, мёд пиво пил, по усам текло, а в рот не попало

-После того они жили вместе долго и счастливо

3) Что ещё характерно для построения сказки? (Повторы)

II. «Кот и лиса» - анализ литературных приёмов для усиления выразительности текста

Какого вида сказка? (о животных)

Чтение

Давайте посмотрим как используются различные литературные приёмы для усиления выразительности текста.

1. Описание кота (автор описывает кота и сам кот описывает себя)

2. Сравнение этих двух высказываний говорит нам о чём?

3. Найдите устойчивые постоянные эпитеты? (Добрый молодец).

Какие ещё знаете? (красна девица, чистое поле, тёмные леса, лисичка-сестричка, серый волк, ясно солнышко, наливные яблочки)

4. Найдите удвоение слов.

Думал, думал; шёл-шёл

5. Использование синонимов

(Не знала, не ведала)

6. Использование фразеологизмов. (Надоел до смерти)

III. «Гуси-лебеди» - анализ позиции автора.

Какого вида сказка (волшебная)

Сначала прочитаем по ролям (Автор, Машенька, Печка, Яблонька)

По поступкам судят о характере героев

- Что вы можете сказать о поступках Машеньки?

- Это положительный герой или отрицательны?

Диалоги и монологи (тоже раскрывают характер героев)?

(Обращение к яблоньке)

Наличие имени у героев (Машенька, Ванюшка) – говорит об отношение автора

Физминутка (ф.м. из сказки «Золотые рога»)

Дети повторяют движения под музыку «Калинка-малинка»

Мы уже говорили, что каждая сказка имеет свой характер, настроение, вид.

И каждая сказка учит чему-то важному, учит мудрости жизни.

- Чему же учит сказка «Золотые рога»? (находчивость)

- Так чему же учит сказка «Маша и медведь»? (мудрости)

- Чему учит сказка «Кот и лиса»? (верить в свои силы)

- «Гуси-лебеди»? (надо быть послушным, приходить на помощь, нужно делать добрые дела)

Презентация фрагментов из сказок.

(Угадай сказку и её мудрость).

Сказка Мудрость Пословица

1. «Сестра Алёнушка Слушать взрослых , «Друг познаётся и братец Иванушка» приходить на помощь в беде»

2. «Теремок» Сплочённость, дружба, «Артель – дружбою трудолюбие крепка»

3. «Царевна-лягушка» Не по одежде встречают «По одежде встречают, а по уму провожают»

4. «Коза-дереза» Нельзя быть всем «По Сеньке и шапка» недовольным

5. «Волк и семеро козлят Слушаться старших «Почитай учителя и родителя»

6. «Колобок» Не зазнавайся, «Сам себя губит, кто не хвастайся других не любит»

7. «Лиса и Журавль» Показывает, как не нужно «Не рой яму другому, поступать с друзьями сам упадёшь»

8. «Деревянные колёса» Толерантность

Толерантность – открытость, жизнь без конфликтов и войн

Толерантность – умение любить и уважать самого себя, положительное отношение ко всем окружающим.

Толерантность – это единство разных

9. «Репка» Дружба «Один в поле не воин»

Продолжение работы с буклетами

Во второй части буклета нужно собрать правильную последовательность событий, происходящих в сказке «Репка», а домашним заданием для вас будет аналогичное название для сказок «Колобок» и  «Теремок».

Премьера сказки «Репка»

Для того чтобы попасть в зрительный зал нужно приобрести билеты, т.е. ответить на мои вопросы.

Исправьте ошибки в названиях сказок Дополни имя

- «Коробок» Елена-(Прекрасная)

- «Кепка» Мальчик-(С пальчик)

- «Петушок – золотой пастушок» Фенист – (Ясный сокол)

- «Царевна-индюшка» Братец – (Иванушка)

В названиях героев Змей – (Горыныч)

- Кощей Бесстрашный Крошечка – (Хаврошечка)

- Крошечка-Горошечка Марья – (Моревна)

- Сестрица-Гулёнушка Марья – (Искусница)

- Илья Царевич и Серый волк Василиса – (Премудрая)

Молодцы! Все ребята приглашаются на встречу со старой сказкой на новый лад.

«РЕПКА»

Автор.

Возле дома огород, бабка с внучкой у ворот.

Жучка - хвост колечком, дремлет под крылечком.

На крыльцо выходит дед, он в большой тулуп одет.

Из открытого окна деду музыка слышна:

«На зарядку, на зарядку становись!»

Дед- У меня здоровье крепкое, посажу-ка лучше репку я.

Автор. Лопату берет, идет в огород.

Бабка. И у бабки без зарядки, слава Богу, все в порядке.

Автор. Рот разевает, сладко зевает.

Внучка. Клонит бедную ко сну, с понедельника начну!

Автор. На лавку садится, заплетает косицу.

Выходят Жучка и кошка.

Жучка. Поиграем лучше в прятки!

Кошка. Обойдемся без зарядки!

Автор. Жучка за кошкой, кошка - в окошко.

Выходит мышка в Схюртивных штанишках.

Майка на теле, в лапках гантели.

Мышка. Раз и два! И три - четыре! Стану всех сильнее в мире! - Физминутка

Буду в цирке выступать, бегемота поднимать! Автор. Бегает, прыгает, лапками дрыгает. Дед. Ох, умаялся с утра... Бабка. Да и мне на печь пора.

Уходит и садится на лавочку. Звучит музыка, слышны слова: «На зарядку, на зарядку становись!»

Автор. На крылечке снова дед, видит репу в огороде, и себе не верит вроде.

Встал он возле репки - репка выше кепки.

Из открытого окна та же музыка слышна.

Дед. Эх, бульдозер бы сюда, без него совсем беда!

Автор. Тянет-потянет - вытянуть не может.

Дед. Где ты, бабка?

Бабка. Я сейчас! Ай да репка удалась!

Автор. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянуть не могут. Дед. Как тянуть, с какого боку? Внучка, выйди на подмогу!

Автор. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянуть не могут.

Внучка. Ломит спину, ноют ручки, нет, не справиться без Жучки.

Автор. Жучка за...

Жучка. Разбудить придется кошку, пусть потрудится немножко!

Автор. Кошка за...

Бабка. Мышку кликнуть бы на двор.

Кошка. Мышку звать? Какой позор! Мы пока и сами, кажется, с усами!

Автор. Тут из норки мышка - прыг, ухватилась за турник.

Мышка. Чем топтать без толку грядку - становитесь на зарядку.

Чтоб задело браться, надо сил набраться!

Автор. Все выходят по порядку, дружно делают зарядку.

Дед и бабка. Влево - вправо, влево - вправо, получается на славу!

Мышка. Встали! Выдохнуть, вдохнуть! А теперь пора тянуть!

Автор. Мышка за.. .Тянут - потянут, вытянули репку!

В чём отличие сказки на новый лад от русской народной сказки «Репка»?

Итог урока

Понравился урок?

Удалось вам разобраться в тайнах сказок?

Итак, чему же учат сказки? (Учат творить добро, помогать слабым, быть честным, правдивым, осуждать ложь)

Сказительница. Клип - стих

Теперь мы можем заглянуть внутрь и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке (подхожу к каждому и в зеркале, которое лежит на дне шкатулки каждый видит себя).

Вы удивлены?

Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы! Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?

Рефлексия

Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (Открываю доску).

Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим. У каждого есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое).

Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки - прикрепите красное яблоко.

Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается - желтое.

Если вам было сложно разобраться, есть трудности - зеленое, надо немного созреть.

Урок заканчивается песней «Волшебная страна»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

Угадай название сказки Определи её мудрость

Слайд 7

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Слайд 8

«Теремок»

Слайд 9

«Царевна-лягушка»

Слайд 10

«Коза-Дереза»

Слайд 11

«Волк и семеро козлят»

Слайд 12

«Колобок»

Слайд 13

«Лиса и журавль»

Слайд 14

Сказка на «Репка» новый лад


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

Сказки народные и литературные. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение «Средняя  общеобразовательная  школа №2»Шелеховского района  Иркутской области...

Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».

Литературное чтение.Тема: Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».Цели:Продолжить работу по ознакомлению учащихся с устным народным творчеством на примере данного произвед...

Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива". Мир народной сказки. Русская народная сказка "Воробей и лиса".

Урок составлен в технологии "Чтение с остановками". Подготовка к уроку требует распечатывания текста на каждого ученика. Текст должен быть разрезан на части (согласно конспекту). Для достижения лучшег...

Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение африканской народной сказки «О том, как лиса обманула гиену».

Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение африканской народной сказки «О том, как лиса обманула гиену»....

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.

Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...