уроки литературного чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
урок для воспитания духовно-нравственных основ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока Б.Житков Храбрый утенок | 43.5 КБ |
презентация к уроку Храбрый утенок | 44 КБ |
prezentatsiya_khrabryy_utenok.ppt | 699 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Н.Артюхова "Трусиха"
Задачи:
Образовательные:
Познакомить учащихся с рассказом Н.Артюховой “Трусиха”.
Учить понимать замысел автора, оценивать поступки героев посредством анализа произведения, ответов товарищей.
Воспитывать чуткость, умение придти на помощь в нужное время.
Воспитание смелости и решительности.
Оборудование и материалы:
Ход урока
1. Организационный момент. Постановка цели урока.
Сегодня на уроке чтения мы познакомимся с одним из рассказов Нины Михайловны Артюховой, а каким, узнаем чуть позже. Но сначала проверим пройденный материал.
2. Проверка домашнего задания
Прочитайте в режиме бегущей строки предложения и постарайтесь вспомнить, кто автор этих строк и как называется данный рассказ.
Покачала головой няня.
Вот если бы на няню напали волки, а я их бы застрелил.
И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
- Кто автор данного рассказа.
- Как называется данный рассказ?
- Почему данный рассказ называется «Хорошее»
- Чему учит данный рассказ?
3. Изучение нового материала
Вводная беседа
- Молодцы, а теперь посмотрите на слайд. Перед вами обложки книг.( “Маринка”, “Светлана”, сборники рассказов “Повести о детях”, “Новые соседи”, “Белая коза Альба”, “Саша-дразнилка”. ) Прочитайте названия этих книг.
- Кто сможет назвать автора?
Эта писательница Нины Михайловны Артюхова. В каждом рассказе Нины Михайловны есть поучительный момент.
- Чему учат рассказы этой детской писательницы.
Правильно, большинство её произведений о том, что важно для каждого человека: о честности, доброте, желании помочь слабому, об умении по-настоящему дружить. Сегодня мы познакомимся с одним из её рассказов “Трусиха”.
Словарная работа.
В рассказе встретятся слова и выражения, значение которых может быть не всем известно.
- Как вы понимаете слово калитка. Чтобы дать наиболее правильное объяснение этого слова воспользуемся словарем. Найдите в словаре значение этого слова.
- В тексте вам встретится такое выражение: оскаленная, клыкастая пасть. Как вы думаете, с такими словами, какое животное можно соотнести. Правильно, посмотрите на эту злую собаку.
Первичное чтение рассказа учителем.
А теперь перейдем к изучению новой темы. Рассказ называется «Трусиха».
- Если рассказ так называется, как вы думаете, о ком будет идти речь?
- Кого мы в жизни называем трусихой? (Девочку, которая всего боится)
Правы вы или нет, узнаем, прочитав данный рассказ. Откройте страницу… Я читаю, вы за мной следите.
- По прочтению этого рассказа, ответьте на вопрос, можно ли героиню этого рассказа назвать трусихой?
- Как вы считаете, была ли Валя трусихой?
- Почему вы так считаете?
Физминутка.
Анализ рассказа.
А теперь составим план данного рассказа. Что для этого нужно сделать (Прочитать, разделить на смысловые части, озаглавить каждую часть)
Прочитайте данный рассказ еще раз и разделите его на смысловые части.
На сколько частей вы его разделили ( 4 части)
Возьмите в руки карточку №1. На ней мы в ходе урока будем записывать заглавие каждой части.
Каким предложением заканчивается каждая часть. Подчеркните это предложение карандашом
Итак, о чем говорится в 1, 2, 3, 4 части?
Будем читать текст по частям и отвечать на вопросы. Прочитаем1 часть.(Кто-то читает)
1часть.
- Почему Валю считали трусихой?
- Как эту часть можно озаглавить? Запишите название в карточку.
2 часть. Прочитаем 2 часть по цепочке.
- Кого из детей не взяли играть в войну? Почему.
- Как вы догадались, что Андрюша был маленьким (Автор использовал выражение ходил на четвереньках)
- Чего же так испугались все дети? Какие слова употребляет автор, чтобы показать, что дети испугались? (Крики детей, бросились врассыпную и т.д.)
3 часть. Прочитаем 3 часть
- Каким вы себе представили Лохмача?
- Как автору удалось это показать? Прочитайте.
- Подчеркните в тексте эти слова, которые вам помогли представить Лохмача.
- (Несся, не просто бежал, а летел с огромной скоростью, как ветер. Да и сама кличка, говорит о том, что Лохмач был грозный пес). Слышите ли вы его рычание? (Ог-р-р-ромный, кор-р-роткий, шир-р-рокий)
- Что делали в это время ребята?
- Как повела себя в этой ситуации девочка? Перечитайте действия Вали. (Взвизгнула, выбежала, схватила)
- Как можно озаглавить третью часть.
4 часть.
- Прочитайте, что было после того, как сторож увел собаку?
- Как вела себя Валя?
- Почему Валя плакала? Ведь опасность была позади. (Она только сейчас почувствовала страх)
- Подумайте, почему Валя выбежала из калитки навстречу грозному псу?
- Что заставило ее встать на защиту Андрюши? (Чувство ответственности, страх за маленького.)
- Как бы вы поступили на месте Вали?
- Как озаглавим эту часть.
А теперь возьмите в руки карточку №2
Перед вами черты характера человека. Прочитайте их. Все ли эти черты подходят к нашей героине? А вот теперь отметьте знаком + те черты характера, которые подходят к нашей героине.
смелая
чуткая
отзывчивая
робкая
боязливая
отважная
трусливая
доброе сердце
храбрая
мужественная
бесстрашная
7. Итог урока
- С каким рассказом сегодня познакомились?
- Кто автор?
- О каких человеческих качествах заставляет подумать? (О настоящей смелости, об ответственности за младших.)
Возьмите карточка №3. Прочитайте пословицы и выберите ту, в которой выражена главная мысль рассказ.
В заключении урока представьте, что мы находимся недалеко от места, где происходили все эти события, которые описаны в рассказе. Валя стоит сейчас перед нами. Что бы сейчас могли сказать Вале. Хотели бы вы дружить с валей.
8. Домашнее задание. Пересказать рассказ Н.М.Артюховой “Трусиха”, подобрать пословицы и поговорки о смелости, отваге, дружбе, взаимопомощи.
Предварительный просмотр:
Тема. Б. Житков «Храбрый утенок»
Цели:
- Постановка цели и проверка домашнего задания.
Прозвенел звонок. Начался урок литературного чтения.
Посмотрите на слайд, прочитайте названия рассказов и постарайтесь их запомнить.
(упражнение «Фотоглаз»)
Злое море.
Про слона.
Про обезьяну.
Морские истории.
Кто сможет перечислить названия рассказов. Какой писатель является автором этих рассказов? Перед вами на слайде книги Б. Житкова. Какие еще рассказы вы сможете вспомнить. И сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новым произведением Б. Житкова.
Но сначала повторим пройденный материал.
- Прочитайте загадки в режиме бегущей строки, и отгадайте, о ком идет речь? Уточка, петушок, собака, курица.)
- Героями какой сказки являются эти животные?
- Кто автор сказки?
- Перед вами герои этой сказки. Назови цифры в том порядке, как эти герои встречаются в сказке.
- Перескажем эту сказку с опорой с опорой на рисунки.
К доске выходит….. Он пересказывает, а остальные дети слушают внимательно. Я его остановлю, а кому- то из вас предложу продолжить пересказ. Поэтому слушайте внимательно.
(Сказку пересказывают 2 ученика). Выставление оценок.
- Изучение нового материала.
Вступительная беседа.
- Посмотрите на слайд. Перед вами портрет писателя.
- Кто-то сможет назвать его имя и фамилию. Это Борис Житков.
- Что вы знаете о жизни и творчестве этого писателя.
Он был механиком, капитаном, рыбаком, охотником, дрессировщиком. И, понятно, что человек с такой богатой биографией не мог не стать писателем.
Работа с текстом.
- Лексическая работа
Прежде чем прочитать новое произведение Б. Житкова, я предлагаю вам обратить внимание на слова на слайде. Они встретятся в тексте.
Объясним значение этих слов.
- Первичное знакомство
Каждый рассказ Б. Житкова является поучительным не только для детей, но и для взрослых. Поэтому прочитаем новый текст и ответим на вопрос: чему учит данное произведение.
Откройте стр 82.
Я прочитаю новое произведение, вы следите за мной.
- Чему учит это произведение?
- Работа по осмыслению текста
- Ребята, мы прочитали новое произведение Б. Житкова. А какое название оно имеет?
На странице учебника мы видим только фамилию автора, а на месте названия произведения мы видим только схему. Авторы учебника предлагают вам самим выбрать название из предложенных вариантов. Посмотрите на слайд.
- Какое название наиболее точно подходит для нашего произведения?
Почему вы так считаете?
Почему не выбрали название «Хвастливый утёнок»? (утёнок делом доказал свои слова)
Именно так свой текст назвал Б. Житков. Как вы считаете, «Храбрый утенок» - это сказка или рассказ? Почему.
- Вторичное чтение.
- Прочитаем эту сказку и ответим на вопрос: на сколько частей её можно разделить.
(чтение хорошо читающими учениками)
На сколько частей можно разделить эту сказку. О чем говорится в первой части, во второй части, в третьей части. Посмотрите на иллюстрации на слайде. Давайте расположим их в правильной последовательности. Под каким номером иллюстрация соответствует первой части, второй части, третьей части. Перечитайте эту сказку еще раз шепотом и карандашом обозначьте границы частей. (Учитель ходит по классу и смотрит, как дети работают). Каким предложением заканчивается первая часть, вторая часть?
- Анализ сказки
Теперь прочитаем данную сказку по частям и ответим на вопросы.
1 часть (читаем по цепочке)
- Почему утята боялись стрекозы? Как Б. Житкову удалось донести читателям о том, что стрекоза была страшная? Какими словами он описывает стрекозу? Подчеркните эти слова. Итак, какие слова вы подчеркнули. А что бы изменилось, если бы вместо слова кружилась автор употребил бы слово порхала? Вместо слов «страшно стрекотала» было бы «стрекоза издавала звуки»? А такими словами автор усиливает тот ужас, который испытывали утята при виде стрекозы. Она для них была словно коршун, который может их съесть.
- А какими вам представляются утята. Вам их жалко? А как автору удалось это показать: что утята маленькие, беззащитные. Найдите эти слова и подчеркните их двумя чертами.
Вот так с помощью слов можно передать и образ, и чувства героев.
2 часть. (Чтение с учителем)
Перечитаем 2 часть все вместе со мной в моем темпе.
- Как повел себя Алеша, когда услышал страшный рассказ про стрекозу?
- Почему Алеша не испугался стрекозы?
Алеша просто был наблюдательней всех, он, наверное, заметил, что взрослые утки не прочь полакомиться стрекозой, поэтому он храбро вступил в бой со злой стрекозой.
3 часть.
Перечитайте 3 часть самостоятельно.
- Сумели ли утята отблагодарить Алешу?
А теперь возьмите в руки карточку. Перед вами три предложения. Расположите их в том порядке, в котором они встречаются в тексте.
Они не только ели сами, но и угощали храброго Алешу за то, что он спас их от стрекозы.
Однажды к утятам пришел в гости их сосед, маленький утенок Алеша.
Утята хотели убежать, но Алеша не испугался.
- Каким представился вам вначале Алеша? Почему автор в описании Алеши употребил слово маленький Алеша? Какое слово автор использует в конце сказки? Почему именно такие слова использовал автор: маленький и храбрый ? (Да потому что, именно так, выглядел Алеша в глазах утят. Он сначала был маленьким, таким же, как они, но затем он в их глазах стал храбрым. Настоящим героем.)
Подведение итогов.
С какой новой сказкой вы познакомились на этом уроке. Понравилась ли вам эта сказка. Почему она вам понравилась. Какую пословицу можно соотнести с этой сказкой.
У страха глаза велики.
Друзья познаются в беде.
Кончил дело - гуляй смело.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
(К какой части сказки можно отнести первую пословицу?)
Домашнее задание.
Составить план к сказке, т.е озаглавить каждую часть, и по желанию нарисовать свои рисунок к этой сказке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Книги Бориса Житкова
Клохчет, квохчет, домой созывает, всех под крыло собирает
С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком
Пёстрая крякушка ловит лягушек, ходит вразвалочку спотыкалочкой.
Поёт на заре, поёт во дворе. На голове - гребешок. Кто это?
Помоги установить порядок в сказке. Назови цифры в том порядке, как эти герои встречаются в сказке. 1 4 3 2
Моряк, зоолог, инженер, химик, художник, человек с огромным жизненным опытом. Борис Степанович Житков
Тарелка рубленых яиц Рубить, рублю, рубишь, рубленый- ударять чем-нибудь острым, разделять на части, размельчать .
Стрекотать Издавать звук, стрекот.
Выбери из трех заглавий одно: Хвастливый утёнок; Утёнок Алёша; Храбрый утёнок .
У страха глаза велики. Друзья познаются в беде. Кончил дело - гуляй смело. Без труда не выловишь и рыбку из пруда .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....