Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Умел ошибиться, умей и поправиться» по рассказу Н. Носова «На горке»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Структура урока соответствует жанру изучаемого произведения, его размерам, теме читаемого произведения. На уроке реализовывался познавательно – образовательный аспект. У детей формировалось умение анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения. На уроке ребята также учились сопоставлять фольклорные жанры и самостоятельно отбирать материал, отделяя литературные жанры от фольклорных. Во время урока также реализовывался развивающий аспект. Развитие речи учащихся прослеживалось, начиная с самого первого этапа урока. Дети при помощи критериев оценки чтения приучаются оценивать чтение своих друзей и собственное чтение. Развивается и эмоциональная сфера учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_po_rasskazu_n.nosova.docx | 765.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Умел ошибиться, умей и поправиться» по рассказу Н. Носова «На горке»(1 урок).
Педагогическая цель урока: на основе литературного произведения формировать у учащихся умения отличать хорошие поступки от плохих; давать нравственно-этическую оценку героям рассказа, высказывать при этом своё отношение, мнение и позицию к событиям, происходящим в тексте; вырабатывать стремление к самоизменению.
Планируемые результаты:
Предметные: Совершенствовать читательские умения работы с текстом: учиться задавать вопросы по тексту, определять литературный жанр произведения.
Личностные: проявлять позитивное отношение к чтению, к книге и осознанное желание читать.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.
Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.
Образовательные ресурсы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2-х частях, Москва «Просвещение» 2015 год
Предварительная подготовка: выставка книг «Рассказы для детей Н.Н.Носова».
Цели | Ход урока | Планируемые результаты |
Цели: - вызвать интерес к работе на уроке; - настроить на восприятие материала | 1.Эмоциональный настрой. Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Как гостеприимные хозяева вначале окажем нашим гостям внимание. Мы рады приветствовать вас в нашем классе! Возможно, есть классы и лучше, и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло Пусть будет уютно и очень легко. А нам ребята пора начинать урок. Девизом нашего урока станет пословица. Давайте её прочитаем “Упустишь минутку – потеряешь час”. Так давайте же не потеряем ни одной минутки нашего драгоценного времени! Каким бы вы хотели видеть наш урок? Что вы пожелали бы своим товарищам? Памятка работы в группе и в классе есть у каждого ученика: - нужно уважительно относиться друг к другу -уметь выслушивать чужое мнение - не перебивать - выполнять задания дружно -обсуждать ответы в полголоса Работая на каждом этапе уроке, ребята оценивают свой результат и вносят его в листок - приложение №1. | Личностные умения: - освоение личностного смысла учения, желания учиться. Регулятивные умения: -определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Познавательные умения: - выбрать вариант выполнения ситуативного задания; - использовать различные источники информации; - использовать приобретённые знания для составления правил добрых взаимоотношений |
Цель: расширять и совершенствовать речь учащихся, мыслительную деятельность, эмоциональную сферу. Расширять кругозор, пополнять словарный запас. | 2. Актуализация знаний. Повторение изученного и выявление затруднений для открытий нового. В стране литературы Сегодня снегопад. По воздуху снежинки Лёгкие летят. Они помогут нам узнать, Что будем мы делать и читать. На доске: (Снежинки, в центре каждой слово) - сказка считалка загадка потешка закличка скороговорка пословица небылица - Что объединяет все эти слова? (Это жанры фольклора) Работа в паре: Игра «Путаница» (Приложение 2) В течение 1 минуты соотнесите фрагмент произведения с жанром. ( У детей на парте лежат жёлтые листочки с заданиями. Надо линиями соединить текст с жанром. Пара, которая закончит раньше - поднимает руки. 1 человек называет правильные ответы. Все проверяют и оценивают свою работу на данном этапе. На первой линеечке в Приложении 1 выбирают и отмечают Х свой ответ.) 3. Речевая разминка. Какое слово придает скороговорке веселое настроение? Д. – Весело. У.- А сейчас давайте подготовимся к чтению скороговорки,
У.- Как можно прочитать скороговорку от лица человека, который насмехается над Марусей? Прочитайте. (1-2 человека). У. - Мы встретили вежливого человека. Он пожалел Марусю. Как он прочитает этот стишок? (1-2 человека). У.- Мы не зря читали скороговорки разными интонациями, это нам пригодится для чтения произведений. | Регулятивные умения: - ориентироваться в разных способах выполнения задания; - выполнять задания в соответствии с целью. Коммуникативные умения: - использовать речевые средства для представления результата деятельности Предметные умения: -участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку на события, поступки - уметь ориентироваться в своей системе знаний; строить речевые высказывания в устной форме. |
Цель: знакомство с биографией и творчеством Н.Н.Носова | 3. Постановка задачи. - Просмотрите и скажите, какой фрагмент лишний? Почему? (РАССКАЗ) - А что такое рассказ? (Рассказ- это не жанр фольклора, а литературный жанр. В рассказе мало героев. Это небольшое литературное произведение. В нём чаще всего описаны реальные, правдивые события. В рассказе обычно 1 главное событие) - А вы узнали, из какого рассказа этот отрывок? («Живая шляпа») - А кто написал этот рассказ? (Н.Н.Носов) -Вы ,наверное, догадались, кому будет посвящён сегодня урок? (Творчеству Н.Н.Носова) ВЫСТАВКА КНИГ Н.НОСОВА Посмотрите, сколько на выставке книг с его именем. - Что можно рассказать о книгах Н.Н. Носова только по заглавиям, иллюстрациям? Какие они? (- Его книги весёлые, смешные, поучительные) -А сейчас самое время узнать об авторе. А что мы знаем о самом авторе? Каким он был человеком? Для этого возьмите листочки зелёного цвета и за 1 минуту прочитав текст, подчеркните в нём то, что вы считаете главным для себя. Обсудите это с товарищами по парте и подготовьте ответ. Тексты у детей 1 ряда : Н.Н.Носов родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве, в семье киноактера.В детстве у него были разные увлечения. Он занимался музыкой, пением и любительским театром,увлекался химией,электротехникой,шахматами,фотографией. Закончив школу, поступил работать на завод, а затем поступил в Московский университет кинематографии. Н.Н. Носов работал кинорежиссером, постановщиком мультфильмов и учебных фильмов. Для 2 ряда: О том, чтобы стать писателем, Носов не думал. Подрастал сын и просил все новых и новых сказок. И вот Н.Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые мы так полюбили. Н.Н. Носов начал писать в 1938 году, это было 77 лет назад. Первый его рассказ для детей «Затейники» появился в журнале «Мурзилка». Первый сборник рассказов Носова «Тук – тук - тук» вышел в год окончания Великой Отечественной войны в 1945 г. Для 3 ряда: Н.Н. Носов – автор всем нам хорошо известных произведений: «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Фантазёры», «Витя Малеев в школе и дома». Заслуженную славу писателю принесла роман-сказка «Приключения Незнайки и его друзей» и два его продолжения «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Н.Н. Носов умер в 1976 году. Его вклад в детскую литературу очень велик. Дети и взрослые с удовольствием читают рассказы Н.Н. Носова. Они смешные, добрые, поучительные. К 100 - летию со дня рождения писателя в 2008 году были выпущены серебряная монета и конверт. Спустя минуту, дети рассказывают , а учитель показывает слайды. (дети оценивают себя) - Спасибо. Про автора мы узнали много интересного. А кто же герои рассказов Носова? (Герои-ребята. Автор рассказывает забавные истории из их жизни) - Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А как оно называется, мы узнаем из анаграммы этого слова. Название состоит из двух слов. - «На горке» . Верно. А как вы думаете, о чём будет этот рассказ? ( О каком-нибудь случае на горке) | Предметные умения: Уметь находить информацию из текста, самостоятельно отбирать материал, расширять кругозор, пополнять словарный запас. Коммуникативные умения: уметь работать в паре; уметь слушать и понимать других. Личностные умения: поддерживать познавательный интерес к изученному материалу |
Цель: расширять и совершенствовать речь учащихся. Расширять кругозор, пополнять словарный запас. | 4. Подготовка к первичному восприятию. - Прежде чем мы начнем знакомиться с произведением Н Носова «На горке», давайте прочитаем слова, которые встретятся в тексте. 1.Словарная работа. Работа над чтением трудных слов и толкование их лексического значения. У. - Для правильности и скорости чтения читаем плавно, по слогам, а затем целым словом. Д. - Сгре-ба-ли сгребали. У. -Подберите синоним к слову«сгребали». Д. – Собирали. Д. - Сва-ли-ва-ли сваливали. Д. - Тру-дя-тся трудятся. У. - А сможете ли вы подобрать антоним к этому слову? Д. – Ленятся. Д. - Скольз-ка-я скользкая. Д. - На-пор-тил напортил. У. - Подберите синоним к этому слову. Д. – Сломал. Д. - Чет-ве-рень-ки четвереньки. У. - Как вы думаете, что значит « на четвереньках»? Четвереньки - поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги. Опуститься на четвереньки. На четвереньках стоять, ходить. Подняться с четверенек. Д. - Двор-ниц-ка-я дворницкая. У. - Что, по вашему мнению, называется «дворницкой»? От какого слова оно произошло? Дворницкая – помещение для дворника. ОЦЕНИВАНИЕ СВОЕЙ РАБОТЫ 5. Физминутка. Мы с горы съезжали дружно – Раз, два, три! (хлопки) А потом мы дружно встали На коньки! Мы снежки лепили вместе – Раз, два, три! (хлопки) Не хотим сидеть на месте – Раз, два, три! (хлопки) 6. Прослушивание рассказа в аудиозаписи. - Понравился рассказ? Что особенно понравилось? | Предметные умения: расширять кругозор, пополнять словарный запас. |
Цель: организовать усвоение нового материала, предоставив возможность проверить себя самим. | 7. Первичное закрепление. Аудирование Проверим, как вы внимательно слушали рассказ. Прочитайте вопросы, выберите правильные ответы. ( Дети самостоятельно работают на листочках).
Уч-ль. – Проверим работу. (самопроверка. Слайд на доске) ОЦЕНИТЕ СЕБЯ | Личностные умения: поддерживать учебно-познавательный интерес к новому рассказу Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, сотрудничать с целью выполнения задания |
Цель: -Выразительно читать рассказ - анализировать его при помощи вопросов - развивать речь - способствовать умению выражать свои мысли | 8. Работа над произведением Н.Носова «На горке». Вторичное чтение. Анализ произведения.Уч-ль. - Кто главный герой рассказа? Уч-ль. - Почему Котька не пошел с ребятами строить горку? Уч-ль. - Найдите эту часть и прочитайте только те предложения, которые подтверждают эту мысль. Уч-ль. - Да, мы видим, что Котька действительно был хитрым, наверное, и ленивым. А кататься ему хотелось. Уч-ль. - Назовите причину, по которой он не смог прокатиться с горки. Уч-ль. - Что же придумал Котька, чтобы влезть на горку? Уч-ль. - Почему возмутились ребята? - Как на это отреагировали ребята? ( Ребята стали ругать Котьку и заставили посыпать горку снегом). - Чем заканчивается рассказ? Почему так? (Ребята дружно закончили работу, а Котьке так понравилось работать, что он лопаткой ступеньки сделал). 9. Работа над характеристикой главного героя. Давайте опишем образ Котьки. Вам в этом помогут слова-определения. Выберите нужные. РАБОТА В ПАРЕ. На столе карточки розового цвета.2 человека работают на доске. Хитрый, заботливый, маленький, честный,догадливый, вредный, злой, терпеливый, трудолюбивый, ленивый, , добрый, - Распределите данные слова на 2 группы, каким был Котька в начале рассказа, и каким мы видим его в конце? - Спорит ли Котька с ребятами? Почему?( Так как он понимает свою вину перед ними). 10. Установить степень освоения данного материала Чтение отрывка из рассказа в лицах. - Подготовим чтение диалога Котьки и ребят в лицах для радиоспектакля. - Чем отличается спектакль на сцене от спектакля по радио? (- Во время радио-спектакля мы не видим декораций, костюмов героев, их мимики, жестов) - Что помогает всё это представить? (- Голос, выразительное чтение) - Как надо читать слова ребят? Котьки? - Возьмите карточку №2. Отметьте в тексте слова каждого из действующих лиц. Карточка №2 - Это кто здесь напортил? - закричали они. - Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька? - Нет, - говорит Котька, - я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на нее взобраться. - Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он - песком! Как же теперь кататься? Котька говорит: - Может быть, когда-нибудь снег пойдет, он засыплет песок, вот и можно будет кататься. - Так снег, может, через неделю пойдет, а нам сегодня надо кататься. - Ну, я не знаю, - говорит Котька. - Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату! Работа в микрогруппах по 4 человека. Дети сами определяют, кто какую роль будет исполнять. -Может ли слова ребят читать один исполнитель? Почему? - Я предлагаю вам выбрать ещё одного артиста для озвучивания роли ребят. (чтение фрагмента) Оценивают себя. | Коммуникативные умения: - использовать речевые средства для представления результата деятельности Предметные: -выразительно читать рассказ -анализировать рассказ при помощи вопросов Регулятивные: - ориентироваться в разных способах выполнения задания; - выполнять задания в соответствии с целью |
Цель: создать условия, чтобы дети сумели отличать хорошие поступки от плохих | 11. Творческая работа.Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказаПоспешишь – людей насмешишь. Семь раз отмерь, а один отрежь. Умел ошибиться, умей и поправиться-Какова же основная мысль рассказа? Уч-ль. - Вы правы. Каждый человек должен сам исправить то, что он испортил. А не обременять этой работой других. При этом выполнять работу надо аккуратно, красиво, вкладывая в работу душу. Чем больше человек проявляет самостоятельности в хорошем деле, тем лучше для него и для окружающих. 12. Итог урока.Уч-ль. - Если человек сделал неправильно, надо признать свою ошибку и постараться исправиться. Главное – уметь отличать хорошее от плохого, некрасивый поступок товарищу простить, помочь ему впредь такого не совершать. А если вы ошиблись – старайтесь сразу исправить ошибку, постарайтесь стать лучше. | Познавательные умения: -использовать приобретённые знания для правила доброго взаимоотношения в коллективе Коммуникативные умения: уметь работать в паре; уметь слушать и понимать других. Личностные умения: поддерживать познавательный интерес к изученному материалу |
Цель: оценивать результат учебной деятельности | 13.Рефлексивная деятельность. А сейчас соедините все снежинки, которыми вы оценивали свою работу на уроке. Что у вас получилось? (Горка) У вас тоже получилась горка. У каждого своя. Но вы её строили тоже вместе, помогая друг другу советом. | Регулятивные умения: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
Дом.задание. 1)Стр.119-121 выраз .чтение 2) Придумать своё продолжение рассказа |
Приложение 2.
Задание: соотнесите фрагмент произведения с жанром.
В лесу есть ворота.
Филины и совы берегут засовы. Пословица
В каждой щёлке бродят злые волки.
Кто боится ходить – тому водить.
При солнышке – тепло, при матери – добро. Потешка
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая: Рассказ
Ножками топ-топ!
Глазками –хлоп,хлоп! Считалка
Шляпа лежала на комоде, а котёнок Васька сидел на полу и ловил мух. Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки.
Дождик, дождик, пуще, Сказка
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка. Скороговорка
Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка.
Было весело на горке
Сане, Соне и Егорке,
А Маруся не каталась- Закличка
В снег упасть она боялась.
Приложение 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. 2 класс. Н.Н.Носов "На горке"
Урок литературного чтения по программе "Школа России" во 2 классе. Тема: "Писатели - детям". Н.Н.Носов "На горке". Урок второй. Цели урока: Продолжить работу над произведением Н.Н.Носова “На горк...
Н.Носов "На горке". Конспект урока литературного чтения (2 класс)
Н.Носов "На горке". Конспект урока литературного чтения (2 класс)...
Н.Носов "На горке". Презентация урока литературного чтения (2 класс)
Н.Носов "На горке". Презентация урока литературного чтения (2 класс)...
Урок литературного чтения 2 класс по теме : «Весна в прозаических произведениях» (на основе рассказа Н.Сладкова «Весенние ручьи»)
Цели и задачи урока : 1. Познакомить учащихся с произведением Н.Сладкова «Весенние ручьи» расширяя читательский кругозор и обогащая сло...
Презентация к уроку литературного чтения (2 класс) Н.Н.Носов "На горке"
Работа по развитию речи на уроке литературного чтения на основе изучения рассказа Н.Н.Носова "На горке"...
Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс по произведению Н.Н. Носова "Затейники".
Данный урок является уроком открытия новых знаний. Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере произведения Н.Н. Носова «Затейники». Урок построен с использованием на ур...
Урок литературного чтения 2 класс по теме Н.Н.Носов "На горке"
Технологическая карта урока С УУД...