Обобщающий урок литературного чтения " Я и мои друзья " 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Вербицкая Ирина Анатольевна

Сам урок и карточки к уроку. Для индивидуальной работы и работа по группам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения во  2  Г классе

Вербицкая Ирина Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 4

Обобщающий урок по разделу:

"Я и мои друзья"

Обобщающий урок

по учебнику «Родная речь» авторы: Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова,

"Школа России"

2 класс.

Тема: «Я и мои друзья»

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Цели  урока:

Предметные :

  • формировать  умения работать с текстом;
  • создавать условия для формирование осмысленного читательского навыка: интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов;
  • формировать умение работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире;
  • создавать условия для формирования умения сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
  • формировать умение создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.
  • формировать умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде и неявном виде;
  • формировать умение определять тему и главную мысль текста;
  • создавать условия для формирования умения вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

Метапредметные:

  • создавать условия для аргументированного мнения;
  • умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения
  • находить сходство и различия используемых художественных средств;
  • способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Личностные:

  • обобщить полученные знания детей: выявить представление учащихся о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
  • формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах, группах;
  • работать над осознанием ответственности за общее дело.
  • прививать любовь к чтению;
  • воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем    окружающим людям.
  • способствовать формированию таких нравственных качеств учащихся как:          умение дружить, беречь дружбу;

примечание

Ход урока

Слайд №1

Слайд №2

(звучит песня «Мальчишки – девчонки»)

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою

Дружит с бабочкой цветок

Дружим мы с тобою

Слайд №3

(Аристотель)

На доске

Слайд №4

Слайд №5

Слайд№6

Портрет на доске и выставка книг В. Осеевой

Слайд №8

Слайд№9

Слайд №10

Слайд №11

Слайд№12

Слайд №13

Слайд №17

Слайд №18

  1. Организация класса.

(создание позитивного настроения, укрепление чувства принадлежности к группе)

Слева друг и справа друг,

А вместе это Дружбы круг,

Другу справа руку ты пожми,

Передай ему тепло твоей руки

Все участники группы стоят за партами. Один из членов группы протягивает руку другому, пожимает её и говорит: «Спасибо, что ты рядом!», каждый следующий делает то же самое.

Д  О  С  К  А

"Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага".
Аристотель

(древнегреческий философ и ученый)

"Что значит быть настоящим другом?"

Закончи  предложение.

  • - «Настоящий друг – это тот …» (кто тебя уважает, кто помогает в трудную минуту, кому ты доверяешь, кто не бросит в беде, кто умеет хранить тайны, на кого можно положиться, с кем ты можешь быть откровенным.
  • - «Друзья всегда …» (меня выручит, прийдет на помощь, поможет, поддержит, не предаст.)
  • -«Я могу дружить с такими людьми, которые …»          ( радуются за мои успехи, мне приятны, мне доверяют, с которыми мне легко и свободно, общаются со мной.)
  • - «Со мной можно дружить потому, что …» ( я хороший товарищ, друг, я дружу с ребятами, которые дружат со мной, уважаю людей, у меня мягкий характер, быстро завожу новых друзей, я любознательный и вежливый.)

Актуализация знаний. Постановка целей урока.

- Как вы думаете, о чему мы будем учиться  сегодня на уроке ?

Узнаем:  кто такой настоящий друг

Будем учиться: дружить и быть настоящими друзьями

 Научимся: правильно себя вести в различных ситуациях.

Во все времена дружба была ценностью человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки. Вот несколько из них. Они рассыпались есть начало, но нет конца соберите  пословицы(читаем слайд №4)

             «Крепкую дружбу и водой не разольешь.» ( какие бы трудности не было бы никто не сможет разрушить вашу дружбу.)

«Птица сильна крыльями, а человек дружбой.» ( то что главное у птиц  это крылья, с помощью их они могут улететь от опасности, ау человека главная дружба, которая тоже может поддержать и помочь ему.)

«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.» ( смысл в том, что далеко не во всех жизненных ситуациях тебе помогут деньги. А вот настоящие и верные друзья выручат тебя в любой ситуации.)

«Один за всех, все за одного.»  ( смысл заключается в том, что каждый должен поддержать своего ближнего, все должны помогать друг другу.)

«Нет друга – ищи, а нашел – береги.» ( о том что без хорошего, верного друга очень трудно, поэтому друзей нужно искать и заводить.)

  1. Работа по теме урока.

Сегодня на уроке мы с вами ещё раз поговорим о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.

Мы изучили много произведений, сегодня мы вспомним  некоторые из них

Итак, начнем нашу работу с такого задания. На листочках у вас записаны пословицы и названия произведений, изученных на уроках. К каким из перечисленных рассказов можно отнести следующие пословицы.

Проверим как вы соотнесли пословицы и рассказы

«Доброе слово путь к сердцу человека»

«Совет хорош, а дело лучше»

«Не мил и свет, когда друга нет»

«Скупой глядит, как бы другому не дать»

«Синие листья»

«Анна, не грусти!»

«Волшебное слово»

«Три товарища»

- Кто автор данных рассказов?  (Валентина Александровна Осеева, Н. Булгаков, )

- Кто из героев, прочитанных нами произведений, оказался настоящим другом? Почему вы так считаете? ( Я и Вовка, Анна, не грусти!) Анну можно назвать хорошей подругой.

Не стой в стороне равнодушно,

когда у кого-то беда.

Равняться на выручку нужно

в любую минуту, всегда.

А сейчас давайте проведем Поэтическую игру «Словарь вежливых слов»

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…(Спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышишь…(Добрый день)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…(Здравствуйте)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят…(До свидания)

- Спасибо, здравствуйте, добрый день, до свидания это вежливые слова. А как бы мы назвали их по другому? (волшебные)        

   - А какое Волшебное слово узнал Павлик из рассказа Валентины Осеевой «Волшебное слово»?

- В чем заключается секрет этого волшебного слова?

- Как его надо произносить ? Найдите эти строчки в тексте и зачитайте.

- Как вы думаете, помогает ли вежливость дружбе?

(Конечно, же помогает. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И у него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.)

- От чего зависит сила волшебных слов?

( Сила «волшебных слов» зависит о того, как ты их скажешь: вежливо, глядя на того, к кому обращаешься, или резким тоном, отвернувшись в сторону)

Слова: «До свиданья!»

«Спасибо», «Простите»,

«Пожалуйста», «Здравствуйте» -

Щедро дарите!

Дарите прохожим,

Друзьям и знакомым.

Слова эти очень

И очень важны.

Они человеку

Как воздух нужны.

Без них невозможно

На свете прожить.

Слова эти надо

С улыбкой дарить.

- А теперь послушайте, какие «Законы дружбы» составил великий педагог Василий Александрович Сухомлинский.

  • Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе - значит, делить с
    другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь.
  • Дружба - это прежде всего вера в человека, требовательность к нему.
  • Дружба учит чело
    века отдавать другу духовные силы, проявлять о нем заботу.
  • Дружба испытывается в беде и опасности.

У вас распечатаны на листочках некоторые правила дружбы, но в них пропущены некоторые слова, постарайтесь дополнить их подходящими по смыслу словами. (работа в группах)

Прочитайте еще несколько полезных советов

Правило  5 "НЕ"
- не ссорься с друзьями; старайся работать и играть с ними дружно,

- не спорь по пустякам;

 -не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается;

 -не завидуй товарищам - надо радоваться их успехам;

-если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

- Как вы думаете нужны ли вам эти правила? Зачем они вам нужны?

-Кому еще можно порекомендовать эти правила?


(Эти правила, мы хотим передать ребятам других классов, чтобы они тоже учились быть хорошими друзьями. )

Физ. минутка

- Итак, давайте продолжим нашу работу. На доске картинка догадайтесь,  к какому рассказу относится данный рисунок.

Я наблюдала за ребятами нашего класса и увидели, что в нашем классе есть дети, которые дружат между собой. Вы учитесь быть хорошими друзьями, но, к сожалению это у вас не всегда пока ещё получается. Я думаю этот урок поможет вам стать настоящими друзьями.

  1. Итог урока. Рефлексия.

-Что же значит быть настоящим другом?

Чему вы учились на уроке?

 Сегодня на уроке вы учились быть хорошими друзьями, так как только настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь.

Сейчас я предлагаю вам подвести итог нашей работе.

Каждая группа постарается оценить всю проделанную работу, а также результат этой работы. Все ли у вас получилось, понравилось вам ваше выступление или что-то получилось не очень хорошо?

  - А теперь оцените работу других групп. Выступление какой группы вам понравилось больше всего?

- Ну а сейчас каждый оценит конкретно только свою работу.

 Урок закончим также как и начинали. Пожмите друг другу руку и скажите: «Спасибо что ты рядом».

   

«Доброе слово путь к сердцу человека»

«Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось»

«Не мил и свет, когда друга нет»

«Остёр на язык, да к делу не привык»

«Хорошее»

«Анна, не грусти!»

«Волшебное слово»

« Я и Вовка»

Соотнеси пословицу и рассказ

                                 

ЧТОБЫ У ТЕБЯ ВСЕГДА БЫЛО МНОГО ДРУЗЕЙ.

1.ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Чтобы у тебя всегда было много друзей

Никогда не _____________ своим товарищам. Не _________________ обидными словами.

Не __________________ им прозвищ.

2.ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Чтобы у тебя всегда было много друзей

Помогай _______________. Если умеешь что-то делать_________________  своего друга. Если товарищ попал в беду  ___________________________, чем можешь.

3.ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Дружить можно и нужно и с _________________, и с большими ребятами, и с _______________

и с  девочками.

4.ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Если ты обиделся на своего друга, постарайся __________________ ему свою обиду. Не злись!

5.ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или книгу __________________. Не жадничай!

6.ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Останови товарища, если он делает что- то ______________________. Если друг в чем-то не прав      ___________________  ему об этом.

Список использованной литературы


Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. Литературное чтение. 2 часть. 2 класс. Москва «Просвещение», 2012.

Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь 2 класс. Москва «Просвещение», 2012.

Л.Ф. Климанова. Уроки Литературного чтения. Поурочные разработки.2 класс. Москва «Просвещение», 2021.

Большой энциклопедический словарь. М: Сов. энциклопедия. 1991.

Войнова Л.А., Жуков В.П., Молотков А.П. Фразеологический словарь русского языка. Санкт-Петербург: Вариант. 1994.

Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И. Детские писатели. Справочник. М: С-Инфо. Баллас. 1997.

 Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь М: Русский язык 1990.

 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М: 2008.

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. Литературное чтение. 1,2 часть. 1 класс. Москва «Просвещение», 2011.

 Л.Ф. Климанова. Уроки Литературного чтения. Поурочные разработки.1 класс. Москва «Просвещение», 2011.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 классы, "Вако", Москва 2003.

Мозаика Детского Отдыха Внеклассные мероприятия 1 класс. "Вако", Москва 2005.

Сухих И.Г. Занимательные материалы для начальной школы. М.: ВАКО 2004

 Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. М: 1997.

 Волина В. Учимся играя. Занимательное азбуковедение, веселая грамматика, в гостях у слова. Москва. Новая школа.1994

http://n-shkola.ru/subscription.html

http://www.nachalka.com/

http://1september.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок литературного чтения для 2 класса "Устное народное творчество"

Цели и задачи: ¾              Сформировать устойчивое представление об устном народном творчестве. ¾...

Методическая разработка обобщающего урока литературного чтения в 4 классе "Урок-путешествие по былинам-старинам с вопросами-загадками и отгадками"

В урок включены отрывки из былин о русских богатырях, дано много интересного дополнительного материала о богатырях, богатыршах. Урок проходит с презентацией (картины Васнецова, Билибина)....

Обобщающий урок литературного чтения в 3 классе "Басни И.А. Крылова"

Этот урок разработан по УМК "Перспективная начальная школа", но можно материал использовать и для другого УМК....

Обобщающий урок литературного чтения по теме "Басни" 3 класс

Интересная, нестандартная форма проведения обобщающего урока литературного чтения в 3 классе с использованием метода ученического проекта "Эзопов язык" Дети готовились к этому уроку на протяжении двух...

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения"Природа и мы" 4 класс

Презентация подготовлена  к  обобщающему уроку литературного чтения"Природа и мы" 4 класс (УМК "Школа России"). Урок проводится в виде конкурса знатоков. Ребята пройдут 5  интересных эт...

Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения в 4 классе по теме "Литературные сказки" УМК "Школа России"

Данная презентация содержит материал по сказкам, а также сведения об авторах сказок....