Технологическая карта урока литературного чтения "Сказки народов севера"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Урок внеклассного чтения. Способствует развитию умения коллективно инсценировать прочитанные сказки, формирует чувства прекрасного

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема: Сказки народов севера.

Класс: 3

Урок внеклассного чтения.

Педагогическая цель урока: Способствовать развитию умения коллективно инсценировать прочитанные сказки, формированию чувства прекрасного;

Создать условия для развития речи учащихся.

Тип урока: Решение учебной задачи

Планируемые результаты

Демонстрируют позитивное отношение к правильной устной речи, как показателя общей культуры и гражданской позиции человека

Личностные результаты

Осознают модель нравственного поведения и ценности, на основе изученного материала. Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапедметные учебные действия

Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной деятельности, оценивают их влияния на настроения человека

Познавательные: общеучебные – используют различные способы сбора, анализа. Организации, передачи и интерпретации информации;

Логические – строят рассуждения в форме простых суждений об объекте, анализируют произведения.

Коммуникативные – проявляют готовность слушать собеседника, вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения.

Основное содержание темы, понятия и термины

Сказки народов севера. Развитие речи. Коллективная инсценировка сказок «Почему дятел стучит клювом по дереву» и «Кукушка» (ненецкая сказка)

Образовательные ресурсы

Сказки народов севера. Заповеди Иты и Одё. Сазки «Почему дятел стучит клювом по дереву» и «Кукушка». Выставка книг.

Сценарий урока

Этапы урока

Формы и методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приёмы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Мотивирование к учебной деятельности

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся.

- сегодня у нас очень интересная тема урока. Мы с вами ознакомимся с бытующими у эвенков мифами о сотворении мира.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Проявляют готовность к работе на уроке.

Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Показ иллюстрации по теме на видеопроекторе

Звучит музыка.

Рассказ учителя.

-Слушайте, как была создана наша эвенкийская земля –средний мир Дулин Буга.

Слушают сведения учителя

Принимают учебную задачу.

Усвоение новых знаний

А) Ознакомление создателем среднего мира Сэвэки.

Б) Ознакомление с заповедями Иты.

В) работа над литературным материалом ненецкой сказки «Кукушка»

Фронтальная. Словесный, наглядный.

Работа видеопроектором.

Работа по группам. Коллективная инсценировка сказки.

Анализ прочитанного материала

- Давным-давно был только верхний мир Угу Буга, который имел несколько ярусов небес. В верхнем мире были свои реки, озёра, моря и океаны. Были там свои птицы и звери, были и свои жители, небесные люди –айыы. А под верхним миром простиралось огромное море-океан, и хозяином этого моря был сын Неба, Дух и хозяин – Сэвэки. Однажды Сэвэки решил создать средний мир, нашу землю Дугин Буга. Создав землю, растительность, птиц и зверей, Сэвэки решил создать и человека – эвенка. После он решил уйти от людей в свой верхний мир, а уходя он оставил им Иты и Одё- правила жизни людей, правила поведения человека и традиции.

-Живя на средней земле нашей Дулин Буга, эвенк должен помнить всегда 18 основных заповедей, которые и составляют то, что называют словом Иты и Одё.

-ребята, давайте познакомимся с этими заповедями, вы сейчас прочитаете про себя.

- Вы дома прочитали сказку «Кукушка» и первая группа по этой сказке подготовила театрализованное представление, а вторая группа должна подумать, к какой заповеди Иты и Одё подходит эта сказка и почему?

Беседа:

-Как вы думаете, какая заповедь больше подходит к этой сказке?

(Показ учителем на видеопроекторе заповеди «Тех, кто раньше тебя солнце увидел, слушайся»

-Почему вы так подумали?

-Чему учит нас эта сказка?

Итог: Вот поэтому наши предки придумали эту заповедь.

Слушают и воспринимают сведения учителя

Читают заповеди про себя

Театрализованное представление первой группы учащихся по прочитанной сказке «Кукушка»

Участие второй группы к беседе.

(высказывают свои мнения)

Принимают сведения.

Воспринимают заповеди. Усваивают материал.

Чтение, беседа по вопросам.

Физкультминутка. Движения под эвенкийскую мелодию.

Г) работа над литературным материалом эвенкийской сказки «Почему дятел стучит клювом по дереву»

- вы дома прочитали сказку «Почему дятел стучит клювом по дереву» и вторая группа по этой сказке подготовила театрализованное представление, а первая группа должна подумать к какой заповеди Иты и Одё подходит эта сказка.

Беседа:

-Как вы думаете, какая заповедь больше подходит к этой сказке?

(Показ учителем на видеопроекторе заповеди «Завистливому не подражай, хорошего человека в свои друзья – напарники ищи»

- Почему вы так подумали?

-Чему учит нас эта сказка?

Итог: -Ребята, мы сегодня работали над двумя сказками народов Севера.

Мы предлагаем вам прочитать эти книги.

Театрализованное представление второй группы учащихся по прочитанной сказке « «Почему дятел стучит клювом по дереву»

Дети из списка Иты и Одё выбирают подходящую заповедь к этой сказке.

Хором читают выбранную из списка заповедь. Высказывают свое мнение по содержанию сказки.

Выставка книг

Рефлексия учебной деятельности

- Что нового узнали на этом уроке?

-Как вы думаете. Для чего нужны Иты и Одё?

Итог: В сказках народов Севера мы видим правила нравственного поведения, отношения к людям разного возраста, отношения к природе, животным, ко всему, что окружает человека.

Эти правила у эвенков собраны как заповеди и запреты, называемыми Иты и Одё.

Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения.

Домашнее задание

- Залание на следующем уроке:

Выбрать каждый по одной заповеди и найти сказки, в которых выражены эти правила поведения.

-Спасибо, за урок.

Приложение к уроку: Текст Иты и Одё.

  1. Земли и Неба благословением живёт человек. Небо – родитель дает, Небо – родитель кормит. Противного ему не задумывай, противного ему не делай.
  2. Всех и все земля растит, человек тоже его соринка.
  3. Всё, что даруется Небом-родителем, не жалей для людей Делись безвозмездно, соблюдая обычай Нимат. Ещё ни один человек не умер от того, что накормил сироту, поэтому Небо-родитель, благославляя, даст пищу тебе.
  4. Жизнь прожить – ни один горный перевал перевалить. Ещё никто на свете, не испытав невзгод, не жил.
  5. Всяк живущий пару себе находит, всяк свой корень имеет. Без женщины-матери как бы ты родился? Женщина семейство своё трудом рук своих содержит. Матери родителей и предков тропу тропя, по следу их следи, живи.
  6. Как люди достойные живи, не обрубая тропы их. Сокровенные мысли друг друга узнавая, душой внимая друг другу и понимая, люди жить должны. Тех, кто раньше тебя солнце увидел, слушай.
  7. Ветвью самостоятельной у дерева став, «Сам себе хозяин», -говоря, не думай. Доброе из себя снаружу выпускай, а плохое подавляй.
  8. Недобрыми мыслями далеко не уйдёшь, дорога их коротка и обрывочна. Лишь благими мыслями дорогу удлинишь жизненную. Добром движимая мысль длинный и долгий путь проходит.
  9. Желание и страсть унизить человека из всех грехов греховнее, невиновному вину находить – самый тяжкий грех. И самый невзрачный из людей гордостью людей стать может…
  10. Не радуйся плохому, даже если от этого тебе нечаянная польза выйдет: ведь только ногти и волосы радуются смерти человека, ибо неудержимо расти на мертвом теле начинают.
  11. Грехи невидимо приходят к человеку, поэтому не возгордись: лицом к лицу своё же худо повстречаешь, сзади внезапно настигнут будешь тем, что сам плохого сделал, ведь если захочешь под землёй скрыться – земля тверда, если захочешь на небо улететь – небеса высоко слишком.
  12. Доброе и справедливое слово вечно, от ребёнка твоего к потомству шагать будет. Недоброе слово вполуха слушай, через другое выпускай, не оставляя в нутре своем.
  13. Слов своих на землю не роняй, не разбрасывай.
  14. Сам свой рот кормя и воспитывая, живи.
  15. День длинен, год долог, говоря, не живи. Срок человеческой жизни на земле знай.
  16. Двуногому ни в чем не уступай (то есть будь не хуже других людей), завистливому не подражай, хорошего человека себе в напарники-друзья ищи.
  17. Очаг свой разожги, ребёнка роди, скотину расти – корнем человека будь.
  18. Традиции Иты, запреты Одё, выполняя, живи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "На севере Европы", 3 класс (УМК «Школа России», А. А. Плешаков)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о северных европейских государствах.Задачи урокаДидактические:уметь дать краткое описание стр...

Технологическая карта урока окружающего мира «На севере Европы» 3 класс УМК «Школа России»

Цель урока: формирование представления о странах, границах северной Европы.Задачи урокаДидактические:1.     Познакомить учеников с границами стран северной Европы и их столицами;2....

Технологическая карта урока окружающего мира "На Севере Европы" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: урок «открытия» нового знания Цель деятельности учителя: формирование представлений учащихся о странах Европы, культуре и традициях народов.Задачи урокаДидактические:Познак...

Технологическая карта урока окружающего мира «На севере Европы»(УМК Школа России , 3 класс)

Тема урока: «На севере Европы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о северных европейских государствах.Задачи урокаДид...

Технологическая карта урока окружающего мира "На севере Европы" 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с северными европейскими государствами; формирование умения ориентироваться по карте; развитие познавательного интереса, кругозора...

Технологическая карта урока окружающего мира "На Севере Европы" (3 класс), УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: формирование представлений учащихся о странах Европы, культуре и традициях народов.Задачи урокаДидактические:Познакомить со странами Европы;Познакомить с культурой и традици...

Технологическая карта урока литературного чтения «Фольклор народов зарубежных стран. Американская и английская народные песни» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: формирование знаний об устном народном творчестве, народных песенках зарубежных писателей для детей.Задачи урока Дидактические:1.Познакомить с английскими и американской народной...