Технологическая карта урока литературного чтения "Сказки народов севера"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок внеклассного чтения. Способствует развитию умения коллективно инсценировать прочитанные сказки, формирует чувства прекрасного
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya.docx | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения
Тема: Сказки народов севера.
Класс: 3
Урок внеклассного чтения.
Педагогическая цель урока: Способствовать развитию умения коллективно инсценировать прочитанные сказки, формированию чувства прекрасного;
Создать условия для развития речи учащихся.
Тип урока: Решение учебной задачи
Планируемые результаты | Демонстрируют позитивное отношение к правильной устной речи, как показателя общей культуры и гражданской позиции человека |
Личностные результаты | Осознают модель нравственного поведения и ценности, на основе изученного материала. Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
Метапедметные учебные действия | Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной деятельности, оценивают их влияния на настроения человека Познавательные: общеучебные – используют различные способы сбора, анализа. Организации, передачи и интерпретации информации; Логические – строят рассуждения в форме простых суждений об объекте, анализируют произведения. Коммуникативные – проявляют готовность слушать собеседника, вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Сказки народов севера. Развитие речи. Коллективная инсценировка сказок «Почему дятел стучит клювом по дереву» и «Кукушка» (ненецкая сказка) |
Образовательные ресурсы | Сказки народов севера. Заповеди Иты и Одё. Сазки «Почему дятел стучит клювом по дереву» и «Кукушка». Выставка книг. |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы и методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приёмы контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
Мотивирование к учебной деятельности | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. - сегодня у нас очень интересная тема урока. Мы с вами ознакомимся с бытующими у эвенков мифами о сотворении мира. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. | Проявляют готовность к работе на уроке. | |
Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Показ иллюстрации по теме на видеопроекторе | Звучит музыка. Рассказ учителя. -Слушайте, как была создана наша эвенкийская земля –средний мир Дулин Буга. | Слушают сведения учителя | Принимают учебную задачу. | |
Усвоение новых знаний А) Ознакомление создателем среднего мира Сэвэки. Б) Ознакомление с заповедями Иты. В) работа над литературным материалом ненецкой сказки «Кукушка» | Фронтальная. Словесный, наглядный. Работа видеопроектором. Работа по группам. Коллективная инсценировка сказки. Анализ прочитанного материала | - Давным-давно был только верхний мир Угу Буга, который имел несколько ярусов небес. В верхнем мире были свои реки, озёра, моря и океаны. Были там свои птицы и звери, были и свои жители, небесные люди –айыы. А под верхним миром простиралось огромное море-океан, и хозяином этого моря был сын Неба, Дух и хозяин – Сэвэки. Однажды Сэвэки решил создать средний мир, нашу землю Дугин Буга. Создав землю, растительность, птиц и зверей, Сэвэки решил создать и человека – эвенка. После он решил уйти от людей в свой верхний мир, а уходя он оставил им Иты и Одё- правила жизни людей, правила поведения человека и традиции. -Живя на средней земле нашей Дулин Буга, эвенк должен помнить всегда 18 основных заповедей, которые и составляют то, что называют словом Иты и Одё. -ребята, давайте познакомимся с этими заповедями, вы сейчас прочитаете про себя. - Вы дома прочитали сказку «Кукушка» и первая группа по этой сказке подготовила театрализованное представление, а вторая группа должна подумать, к какой заповеди Иты и Одё подходит эта сказка и почему? Беседа: -Как вы думаете, какая заповедь больше подходит к этой сказке? (Показ учителем на видеопроекторе заповеди «Тех, кто раньше тебя солнце увидел, слушайся» -Почему вы так подумали? -Чему учит нас эта сказка? Итог: Вот поэтому наши предки придумали эту заповедь. | Слушают и воспринимают сведения учителя Читают заповеди про себя Театрализованное представление первой группы учащихся по прочитанной сказке «Кукушка» Участие второй группы к беседе. (высказывают свои мнения) | Принимают сведения. Воспринимают заповеди. Усваивают материал. | Чтение, беседа по вопросам. |
Физкультминутка. Движения под эвенкийскую мелодию. | |||||
Г) работа над литературным материалом эвенкийской сказки «Почему дятел стучит клювом по дереву» | - вы дома прочитали сказку «Почему дятел стучит клювом по дереву» и вторая группа по этой сказке подготовила театрализованное представление, а первая группа должна подумать к какой заповеди Иты и Одё подходит эта сказка. Беседа: -Как вы думаете, какая заповедь больше подходит к этой сказке? (Показ учителем на видеопроекторе заповеди «Завистливому не подражай, хорошего человека в свои друзья – напарники ищи» - Почему вы так подумали? -Чему учит нас эта сказка? Итог: -Ребята, мы сегодня работали над двумя сказками народов Севера. Мы предлагаем вам прочитать эти книги. | Театрализованное представление второй группы учащихся по прочитанной сказке « «Почему дятел стучит клювом по дереву» Дети из списка Иты и Одё выбирают подходящую заповедь к этой сказке. Хором читают выбранную из списка заповедь. Высказывают свое мнение по содержанию сказки. Выставка книг | |||
Рефлексия учебной деятельности | - Что нового узнали на этом уроке? -Как вы думаете. Для чего нужны Иты и Одё? Итог: В сказках народов Севера мы видим правила нравственного поведения, отношения к людям разного возраста, отношения к природе, животным, ко всему, что окружает человека. Эти правила у эвенков собраны как заповеди и запреты, называемыми Иты и Одё. | Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения. | |||
Домашнее задание | - Залание на следующем уроке: Выбрать каждый по одной заповеди и найти сказки, в которых выражены эти правила поведения. -Спасибо, за урок. |
Приложение к уроку: Текст Иты и Одё.
- Земли и Неба благословением живёт человек. Небо – родитель дает, Небо – родитель кормит. Противного ему не задумывай, противного ему не делай.
- Всех и все земля растит, человек тоже его соринка.
- Всё, что даруется Небом-родителем, не жалей для людей Делись безвозмездно, соблюдая обычай Нимат. Ещё ни один человек не умер от того, что накормил сироту, поэтому Небо-родитель, благославляя, даст пищу тебе.
- Жизнь прожить – ни один горный перевал перевалить. Ещё никто на свете, не испытав невзгод, не жил.
- Всяк живущий пару себе находит, всяк свой корень имеет. Без женщины-матери как бы ты родился? Женщина семейство своё трудом рук своих содержит. Матери родителей и предков тропу тропя, по следу их следи, живи.
- Как люди достойные живи, не обрубая тропы их. Сокровенные мысли друг друга узнавая, душой внимая друг другу и понимая, люди жить должны. Тех, кто раньше тебя солнце увидел, слушай.
- Ветвью самостоятельной у дерева став, «Сам себе хозяин», -говоря, не думай. Доброе из себя снаружу выпускай, а плохое подавляй.
- Недобрыми мыслями далеко не уйдёшь, дорога их коротка и обрывочна. Лишь благими мыслями дорогу удлинишь жизненную. Добром движимая мысль длинный и долгий путь проходит.
- Желание и страсть унизить человека из всех грехов греховнее, невиновному вину находить – самый тяжкий грех. И самый невзрачный из людей гордостью людей стать может…
- Не радуйся плохому, даже если от этого тебе нечаянная польза выйдет: ведь только ногти и волосы радуются смерти человека, ибо неудержимо расти на мертвом теле начинают.
- Грехи невидимо приходят к человеку, поэтому не возгордись: лицом к лицу своё же худо повстречаешь, сзади внезапно настигнут будешь тем, что сам плохого сделал, ведь если захочешь под землёй скрыться – земля тверда, если захочешь на небо улететь – небеса высоко слишком.
- Доброе и справедливое слово вечно, от ребёнка твоего к потомству шагать будет. Недоброе слово вполуха слушай, через другое выпускай, не оставляя в нутре своем.
- Слов своих на землю не роняй, не разбрасывай.
- Сам свой рот кормя и воспитывая, живи.
- День длинен, год долог, говоря, не живи. Срок человеческой жизни на земле знай.
- Двуногому ни в чем не уступай (то есть будь не хуже других людей), завистливому не подражай, хорошего человека себе в напарники-друзья ищи.
- Очаг свой разожги, ребёнка роди, скотину расти – корнем человека будь.
- Традиции Иты, запреты Одё, выполняя, живи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира "На севере Европы", 3 класс (УМК «Школа России», А. А. Плешаков)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о северных европейских государствах.Задачи урокаДидактические:уметь дать краткое описание стр...
Технологическая карта урока окружающего мира «На севере Европы» 3 класс УМК «Школа России»
Цель урока: формирование представления о странах, границах северной Европы.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учеников с границами стран северной Европы и их столицами;2....
Технологическая карта урока окружающего мира "На Севере Европы" (3 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: урок «открытия» нового знания Цель деятельности учителя: формирование представлений учащихся о странах Европы, культуре и традициях народов.Задачи урокаДидактические:Познак...
Технологическая карта урока окружающего мира «На севере Европы»(УМК Школа России , 3 класс)
Тема урока: «На севере Европы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о северных европейских государствах.Задачи урокаДид...
Технологическая карта урока окружающего мира "На севере Европы" 3 класс УМК "Школа России"
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с северными европейскими государствами; формирование умения ориентироваться по карте; развитие познавательного интереса, кругозора...
Технологическая карта урока окружающего мира "На Севере Европы" (3 класс), УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя: формирование представлений учащихся о странах Европы, культуре и традициях народов.Задачи урокаДидактические:Познакомить со странами Европы;Познакомить с культурой и традици...
Технологическая карта урока литературного чтения «Фольклор народов зарубежных стран. Американская и английская народные песни» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: формирование знаний об устном народном творчестве, народных песенках зарубежных писателей для детей.Задачи урока Дидактические:1.Познакомить с английскими и американской народной...