Урок чтения в 4 классе по программе коррекционной школы VIII вида. Тема: «Народные приметы и загадки об осени».
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Урок позволяет уточнить и расширить представления учащихся о признаках осени; познакомить с народными приметами и загадками об осени; способствует активизации когнитивных процессов (памяти, внимания, мышления); воспитывает бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen.docx | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения в 4 классе по программе коррекционной школы VIII вида.
Тема: «Народные приметы и загадки об осени».
Волкова Елизавета Александровна учитель коррекционной школы – интерната №11 VIII вида г. Междуреченска, Кемеровской области.
Цели: уточнить и расширить представления учащихся о признаках осени; познакомить с народными приметами и загадками об осени; способствовать активизации когнитивных процессов (памяти, внимания, мышления); активизировать словарь; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: учебник «Чтение 4 класс», картинки на тему «Осень»; карточки с индивидуальными заданиями; музыка П. И. Чайковского «Времена года».
Ход урока.
Организационный момент.
- Ребята, скажите, когда начинается осень?
- Какое время было до осени?
- Назовите осенние месяцы.
Осень – одно из самых красивых времён года. Много хорошего принесла нам осень.
Изучение нового материала. Определение темы урока. Создание мотивационного настроения к изучению темы.
- Сегодня мы продолжим разговор об осени. Тема нашего урока «Народные приметы и загадки об осени». А кто знает, что такое примета?
У каждого народа есть свои приметы: яркие - неяркие, звонкие – тихие. Их давным - давно подмечали люди простые, сметливые: те, кто землю пахал, на охоту ходил, грибы – ягоды собирал. Короче, народ, живший в добром здравии с природой - матушкой. Люди русские умные, наблюдательные, сообразительные. Всё примечают, делают выводы.
Приметы – отличительные свойства, признаки, по которым можно узнать кого-либо, что-либо. Я буду читать вам загадку, а вы отгадайте, о каком месяце в ней говорится?
Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят.
И на южный край земли
Потянулись журавли
Распахнулись двери школ,
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)
А что вы знаете о сентябре? (Дети отвечают, а учитель подводит итог).
Сентябрь – это первый месяц осени. Он самый тёплый из всех осенних месяцев. Перелётные птицы собираются в стаи и покидают нас, т. к. ночи становятся прохладными, а день всё короче.
Доцветают последние цветы, увядают травы. В сентябре начинается листопад. Летит паутина.
В старину осень встречали трижды.
В Семен-день 14 сентября (1 сентября по старому стилю) — день памяти Симеона Столпника — Семена Летопроводца;
На рождество Богородицы 21 сентября (8 сентября по старому стилю) — праздник женщин и женских работ.
На день Феодоры 24 сентября (11 сентября по старому стилю).
В осени выделяют Бабье лето, которое начинается с 28 августа и длится до 21 сентября.
14 сентября – один из народных русских праздников - Семён Летопроводец. Этот праздник богат загадками, приметами. Я загадаю вам несколько загадок – примет, связанных именно с этим днем, а вы постарайтесь отгадать.
Итак, 14 сентября…
- Если в этот день будет ясная погода, то какое будет бабье лето? (теплое)
- Если в этот день будет тепло, то какая ожидается осень? (дождливая)
Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки – весна ранняя, а зажелтеют снизу – поздняя.
Гром в сентябре предвещает тёплую осень.
Много паутины на бабье лето – к ясной осени, холодной зиме.
А теперь следующая загадка.
Все мрачней лицо природы,
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился? (октябрь)
Октябрь в народе ещё называют грязником. Октябрь – грязник, ни колеса ни полоза не любит. Часто идут дожди. Становится холоднее. Дни всё короче. В зимовалые ямы залегают сазаны, сомы. Звери одеваются в тёплый мех, насекомые ложатся в спячку. Засыпает уж. Белка заготавливает грибы, орехи, жёлуди.
14 октября на Руси издавна праздновали праздник Покрова. На Руси говорили, что на Покрова до обеда осень жди, к вечеру зиму. В этот день россияне начинали готовиться к зиме. К этому дню укрепляли дома и сараи. «На Покров натопи хату без дров» - гласила русская пословица.
Вечера становились длинными и холодными, с Покрова начинали заниматься ремеслом и собирались на посиделки. Девушки прядут, вышивают, а парни лапти плетут, сети чинят, на гармошке играют, песни поют. На посиделках парни наблюдали за девчатами, кто и как работает, невесту себе выбирали.
В октябре сложились такие приметы.
Поздний листопад – к продолжительной и суровой зиме.
Снег после выпадения останется на деревьях – останется и на земле.
Поздний грибок – поздний снежок.
Морозный иней на траве – к дождю.
Листья осины лежат на земле кверху лицом – зима будет холодная, кверху изнанкой - тёплая.
Поле черно – белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц подскажи? (ноябрь)
В ноябре наибольшее количество народных примет. В ноябре праздновали 04.11. – Казанская 08. 11. – Дмитрий Солунский.
До Казанской – не зима, с Казанской – не осень.
На Казанскую дождь лунки нальет – зиму скоро приведет.
Дмитрий на снегу – весна поздняя.
В ноябре зима с осенью борется.
Ноябрь – месяц слякоти и пороши.
Дневной снежок нележок, первый прочный снег выпадает ночью.
Если лист с дерева начисто упадёт – будет холодная зима.
Осенние ночи до снега темны.
С приметами мы познакомились. А кто знает, что такое загадка?
Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде прямого или скрытого вопроса.
На доске. Загадка не отгадывается сама,
надо попробовать силу ума.
- Вы, конечно, догадались ребята, что загадки у нас будут об осени. На разгадывание вам даётся одна минута. (Ученикам раздаются карточки с загадками. Они читают их и называют отгадку, указывая признаки, которые помогли им узнать предмет. Последняя загадка прочитывается учителем).
Загадки про осень
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Лес разделся,
Неба просинь,
Это время года — …(Осень)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (Осенний лист)
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (дождь)
Крупно, дробно зачастило, и всю землю намочило. (дождь)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется,
Во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет. (Ветер)
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно …(Листопад)
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь. (Ветер)
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …(Листопад )
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан …
(Иней)
Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней)
Итог урока.
-Ребята, сегодня мы с вами говорили о …..?
- Какие же народные приметы осени вы теперь знаете?
- Какие приметы вы запомнили? Откуда берутся приметы?
- Кто запомнил, что такое загадка?
- Кто составляет загадки?
Не забывайте беречь и охранять природу, с уважением относитесь к прошлому нашего народа.
Вывод делает учитель.
Чтобы много знать,
надо ко всему присматриваться.
Если, что непонятно,
ответ искать в книгах.
Домашнее задание: с. 32.
Список использованной литературы.
1. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985. - 160 ил,.
2. Смирнова З. Н., Гусева Г. Н. Книга для чтения. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение.
3. Худенко Е. Д., Тетехова И. А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: АРКТИ, 2004. - 152 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и план-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Тема: "Разговор о маме" Н. Саконская.
План-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида на тему "Разговор о маме" Н. Саконская". Прилагается презентация "Помогаем маме"....
Конспект урока по чтению во 2 классе коррекционной школы VIII вида, тема «Лиса, заяц и петух"
Конспект урока по чтению во 2 классе коррекционной школы8 вида, тема "Лиса, заяц и петух"...
Урок чтения в 3 классе коррекционной школы VIII вида
Конспект занятия по чтению в 3 классе специальной (коррекционной) школы №4 г. Хабаровска.Тема: «Посмотри, как день прекрасен!»Цель урока: Учащиеся получат возможность совершенствовать умение чит...
Конспект урока чтения в 3 классе коррекционной школы VIII вида "Потешка (Русская народная)"
Данный конспект урока может быть использован в работе учителями начальных классов как коррекционных школ 8 вида, так и учителями массовых школ....
Конспект урока по чтению в 4 классе коррекционной школы VIII вида, тема «Медвежонок" Скребицкий
Конспект урока по чтению в 4 классе коррекционной школы VIII вида, тема «Медвежонок" Скребицкий...
Конспект урока по чтению в 4 классе коррекционной школы VIII вида, тема «Огородники" 1ч Н.Носов
Конспект урока по чтению в 4 классе коррекционной школы VIII вида, тема «Огородники" 1ч Н.Носов...
Конспект урока по чтению во 2 классе коррекционной школы VIII вида, тема "Первая рыбка " Е.Пермяк
Конспект урока по чтению "Первая рыбка" Е.Пермяк...