Технологическая карта урока в 1 классе по теме "Многозначность слов. Что такое язык?"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Ахмаева Ольга Анатольевна

Технологическая карта урока открытия нового знания в 1 классе по теме Многозначность слов. Что такое язык? Целью данного урока является расширение и обогащение речевого словаря обучающихся за счёт включения в него многозначных  слов (без введения понятия)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО:  Ахмаева Ольга Анатольевна

Предмет:  Обучение грамоте

Класс: 1 класс

Учебная тема: Многозначность слов. Что такое язык? (Развивающая система Л. В. Занкова)

Технологическая карта изучения темы «Многозначность слов. Что такое язык?»

Тип урока

Урок открытия нового знания

Дидактическая цель

Расширение и обогащение речевого словаря обучающихся за счёт включения в него многозначных слов, фразеологических оборотов  (без введения понятий)

Планируемые результаты

Личностные УУД: 

- Интерес к учебному материалу, представление  о своей этнической принадлежности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).

Предметные:

- научатся первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств устного общения на уроке

- Получат возможность на практическом уровне научиться различать многозначность слов (без введения понятий)

Основные понятия

Слова имеют несколько значений, прямое и переносное значение слов

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

- Нечаева Н.В., Белорусец К.С.Азбука: Учебник по обучению грамоте и чтению. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011

-Жуков В.П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. Москва: Издательство «Просвещение», 2000

- презентация к уроку «Язык»

- индивидуальные доски

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа


Технология проведения


Деятельность учителя


Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-установить тематические рамки;

- уточнить тип урока;

- наметить шаги учебной деятельности.

Организует проговаривание правил поведения на уроке.








Организует проговаривание девиза урока.


Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.


Устанавливает тематические рамки.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.





Проговаривают девиз урока.



Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.

-Поздоровайтесь с гостями.

Вот и прозвенел звонок.

Проверь, скорее, мой дружок:

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Ручка, «Азбука», тетрадка?

- Садитесь.

             Все ли правильно сидят,

             Все ль внимательно глядят?!

Хором: Слушаем внимательно,

              Работаем старательно!


На доске девиз, проговариваем:

«Знаешь – говори, не знаешь – слушай»


    Слайд № 1

-Какой у нас урок? Что мы делаем на уроках чтения?

…Узнаём новое…

- С чем мы работаем на уроках чтения? Звуки, буквы, слова…

Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)









Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии.

Цели:

-организует выполнение учащимися учебного действия;

-организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;

Организует  актуализацию умений составлять целое из части.

Организует выполнение учащимися учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.


Угадывают зашифрованное слово


Высказывают своё предположение.



Фиксируют индивидуальное затруднение.




Слайды № 2, 3  


- Что такое язык?




Затрудняются сразу чётко объяснить


Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД)

Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД). 

III. Постановка учебной задачи

Цели:  

-организовать постановку цели урока.

-  уточнить следующий шаг учебной деятельности;

 Организует постановку цели урока.


Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

С помощью учителя ставят цель урока.



Проговаривают следующий шаг учебной деятельности

-  Что же сегодня узнаем?

- Что для этого надо сделать?



- Вспомнить, что знаем.

 - Посмотреть в учебнике с. 83

 (слайды № 4-8)

               


   

                                 


                                     

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

(Регулятивные УУД)

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с

помощью учителя (Познавательные УУД)

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цели:

-организовать составление совместного плана действий;

- определить средства;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

Организует составление совместного плана действий















Организует определение средств 








Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.















Называют средства.

- Находят несколько значений слова «язык», приводят примеры предложений со словом «язык»

Вывод: слово может иметь несколько значений.

- Сколько же  значений у слова «язык»?

-Дима, повтори. – 5

-Катя, повтори. – 5

-Серёжа, повтори. -…- Почему ты молчишь? Ты что, ЯЗЫК ПРОГЛОТИЛ? – Проверим… Нет, на месте. Ребята, а почему я так спросила? Можно ли на самом деле проглотить язык? А почему же так говорят? (язык нужен когда мы произносим слова, если его нет – человек не может разговаривать, раз молчит – значит без языка)

- Верно, ребята. Люди это заметили и часто употребляют слово «язык» не в прямом, а в переносном  значении.

- Рассмотрим примеры в учебнике. – Сможем ли мы сами объяснить? Наших знаний не хватит.

 - Я заранее попросила ребят найти значения этих выражений, послушаем.

 - Расскажите, где Вы брали информацию?


ОСТРЫЙ НА ЯЗЫК

НАЙТИ ОБЩИЙ ЯЗЫК

ЯЗЫК ДО КИЕВА ДОВЕДЁТ

ДЕРЖИ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ!

КАК КОРОВА ЯЗЫКОМ СЛИЗАЛА


- А ещё, есть «Словарь фразеологических оборотов», в котором так же можно найти объяснения многих высказываний.

Физкультминутка    «Как живёшь?»                                                                                          

Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- организовать усвоение учениками нового знания с проговариванием во внешней речи.

Организует усвоение учениками нового знания с проговариванием во внешней речи.


Даёт представление  об этнической принадлежности

Выполняют задание, проговаривая новые понятия.



Осознают свою этническую принадлежность

- Продолжаем узнавать новое, опираясь на полученные знания. В каком значении слово «язык» употребляется в следующем рассказе (с. 83)

- Все ли люди говорят на одном языке? (1предложение)

- Какие вы знаете языки?


- На каком языке мы с вами разговариваем?  В какой стране мы живём? Кто мы по – национальности?

- Что ещё вы узнали из рассказа? (2 предложение)

- Прочитайте об особенностях русского языка.

(3-5 предложение)

- Послушайте песню и скажите, где живёт героиня: в Москве или в Вологде (Звучит песня в исполнении А. Пугачёвой «Посидим, поокаем»)

- А теперь представьте, что вы житель прекрасного русского города Вологды и прочитайте песенку Лисы из известной сказки. А теперь как москвич (кто это? Житель Москвы)

- Молодцы.

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-организовать самопроверку по эталону;

-организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы в группах











Организует самопроверку по эталону.



Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников

Выполняют задание самостоятельно в группах из 4х человек




















Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «+», «–».


Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.

- Вернёмся к началу урока. О каком слове мы с вами говорили? В чём его особенность? Как вы думаете, много ли подобных слов в русском языке?

- Да, и многие из них вам хорошо знакомы.

Сейчас вы будете работать в группах. Вспомним правила работы в группе (слайд № 9)

                 

      Задание: каждая группа получит слово, про которое надо рассказать по плану

(слайд № 10)

                   

Каждая группа рассказывает о значениях одного слова (ЗВЕЗДА, КОЛОКОЛЬЧИК, КОСА, РУЧКА,ЛИСТ, КИСТЬ)



В  ходе выступлений ребята добавляют, исправляют ответы участников группы.





Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).













Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование нового содержания.



Организует рефлексию.



Организует самооценку учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.





Делают самооценку на индивидуальных досках

- Что узнали нового? А что хотели бы ещё узнать?




Какое задание понравилось? Почему?




- С каким настроением заканчиваем урок? Нарисуйте на индивидуальных досках.


                       

А дома найдите ещё слова, которые имеют несколько значений. Завтра обсудим и добавим в наш словарик.

Урок окончен.

Слайд № 11                .                            

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).


Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 3 класс "Главные части слово и словосочетания"

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК Планета Знаний "Главные части слово и словосочетания"с презентацией урока....

Технологическая карта урока. 3 класс. УМК "Школа России". Тема: "Что такое основа слова?"

УМК «Школа России», учебник «Русский язык 3 класс» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. "Что такое основа слова?"Технологическая карта урока....

Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Что такое родина?" 1 класса с использованием образовательной платформы Учи.ру

Данный урок был составлен в целях повышения квалификации по теме "Цифровая грамотность: базовый курс по развитию компетенций XXI века" с использованием образовательной платформы Учи.ру....

Технологическая карта урока литературного чтения "Картины родной природы. Что такое творчество?" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тема: "Картины родной природы. Что такое творчество?"Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока:  формирование читательской компетентности младших школьников...

Технологическая карта урока Окружающего мира "Среда обитания-что это такое?" (2 класс, УМК "Начальная школа XXI века")

Цель урока: формирование знаний о понятии «среда обитания», в котором живая и неживая природа взаимосвязаны и понятие «цепь питания».Задачи урокаДидактические:1. Знать понятие ...