Технологическая карта урока в 1 классе по теме "Многозначность слов. Что такое язык?"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Технологическая карта урока открытия нового знания в 1 классе по теме Многозначность слов. Что такое язык? Целью данного урока является расширение и обогащение речевого словаря обучающихся за счёт включения в него многозначных слов (без введения понятия)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока 1 класс обучение грамоте | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО: Ахмаева Ольга Анатольевна
Предмет: Обучение грамоте
Класс: 1 класс
Учебная тема: Многозначность слов. Что такое язык? (Развивающая система Л. В. Занкова)
Технологическая карта изучения темы «Многозначность слов. Что такое язык?»
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Дидактическая цель | Расширение и обогащение речевого словаря обучающихся за счёт включения в него многозначных слов, фразеологических оборотов (без введения понятий) |
Планируемые результаты | Личностные УУД: - Интерес к учебному материалу, представление о своей этнической принадлежности. Метапредметные: - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД). - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД). Предметные: - научатся первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств устного общения на уроке - Получат возможность на практическом уровне научиться различать многозначность слов (без введения понятий) |
Основные понятия | Слова имеют несколько значений, прямое и переносное значение слов |
Ресурсы: - основные -дополнительные | - Нечаева Н.В., Белорусец К.С.Азбука: Учебник по обучению грамоте и чтению. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011 -Жуков В.П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. Москва: Издательство «Просвещение», 2000 - презентация к уроку «Язык» - индивидуальные доски |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа |
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -установить тематические рамки; - уточнить тип урока; - наметить шаги учебной деятельности. | Организует проговаривание правил поведения на уроке. Организует проговаривание девиза урока. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. Устанавливает тематические рамки. | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока. Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. | -Поздоровайтесь с гостями. Вот и прозвенел звонок. Проверь, скорее, мой дружок: Всё ль на месте, всё ль в порядке? Ручка, «Азбука», тетрадка? - Садитесь. Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят?! Хором: Слушаем внимательно, Работаем старательно! На доске девиз, проговариваем: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай» Слайд № 1 -Какой у нас урок? Что мы делаем на уроках чтения? …Узнаём новое… - С чем мы работаем на уроках чтения? Звуки, буквы, слова… | Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД) Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии. Цели: -организует выполнение учащимися учебного действия; -организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения; | Организует актуализацию умений составлять целое из части. Организует выполнение учащимися учебного действия. Организует фиксирование индивидуального затруднения. | Угадывают зашифрованное слово Высказывают своё предположение. Фиксируют индивидуальное затруднение. | Слайды № 2, 3 - Что такое язык? Затрудняются сразу чётко объяснить | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД). |
III. Постановка учебной задачи Цели: -организовать постановку цели урока. - уточнить следующий шаг учебной деятельности; | Организует постановку цели урока. Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. | С помощью учителя ставят цель урока. Проговаривают следующий шаг учебной деятельности | - Что же сегодня узнаем? - Что для этого надо сделать? - Вспомнить, что знаем. - Посмотреть в учебнике с. 83 (слайды № 4-8) | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД) Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД) |
IV. Построение проекта выхода из затруднения Цели: -организовать составление совместного плана действий; - определить средства; - уточнить следующий шаг учебной деятельности. | Организует составление совместного плана действий Организует определение средств | Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Называют средства. | - Находят несколько значений слова «язык», приводят примеры предложений со словом «язык» Вывод: слово может иметь несколько значений. - Сколько же значений у слова «язык»? -Дима, повтори. – 5 -Катя, повтори. – 5 -Серёжа, повтори. -…- Почему ты молчишь? Ты что, ЯЗЫК ПРОГЛОТИЛ? – Проверим… Нет, на месте. Ребята, а почему я так спросила? Можно ли на самом деле проглотить язык? А почему же так говорят? (язык нужен когда мы произносим слова, если его нет – человек не может разговаривать, раз молчит – значит без языка) - Верно, ребята. Люди это заметили и часто употребляют слово «язык» не в прямом, а в переносном значении. - Рассмотрим примеры в учебнике. – Сможем ли мы сами объяснить? Наших знаний не хватит. - Я заранее попросила ребят найти значения этих выражений, послушаем. - Расскажите, где Вы брали информацию? ОСТРЫЙ НА ЯЗЫК НАЙТИ ОБЩИЙ ЯЗЫК ЯЗЫК ДО КИЕВА ДОВЕДЁТ ДЕРЖИ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ! КАК КОРОВА ЯЗЫКОМ СЛИЗАЛА - А ещё, есть «Словарь фразеологических оборотов», в котором так же можно найти объяснения многих высказываний. Физкультминутка «Как живёшь?» | Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: - организовать усвоение учениками нового знания с проговариванием во внешней речи. | Организует усвоение учениками нового знания с проговариванием во внешней речи. Даёт представление об этнической принадлежности | Выполняют задание, проговаривая новые понятия. Осознают свою этническую принадлежность | - Продолжаем узнавать новое, опираясь на полученные знания. В каком значении слово «язык» употребляется в следующем рассказе (с. 83) - Все ли люди говорят на одном языке? (1предложение) - Какие вы знаете языки? - На каком языке мы с вами разговариваем? В какой стране мы живём? Кто мы по – национальности? - Что ещё вы узнали из рассказа? (2 предложение) - Прочитайте об особенностях русского языка. (3-5 предложение) - Послушайте песню и скажите, где живёт героиня: в Москве или в Вологде (Звучит песня в исполнении А. Пугачёвой «Посидим, поокаем») - А теперь представьте, что вы житель прекрасного русского города Вологды и прочитайте песенку Лисы из известной сказки. А теперь как москвич (кто это? Житель Москвы) - Молодцы. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -организовать самопроверку по эталону; -организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы в группах Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников | Выполняют задание самостоятельно в группах из 4х человек Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «+», «–». Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. | - Вернёмся к началу урока. О каком слове мы с вами говорили? В чём его особенность? Как вы думаете, много ли подобных слов в русском языке? - Да, и многие из них вам хорошо знакомы. Сейчас вы будете работать в группах. Вспомним правила работы в группе (слайд № 9) Задание: каждая группа получит слово, про которое надо рассказать по плану (слайд № 10) Каждая группа рассказывает о значениях одного слова (ЗВЕЗДА, КОЛОКОЛЬЧИК, КОСА, РУЧКА,ЛИСТ, КИСТЬ) В ходе выступлений ребята добавляют, исправляют ответы участников группы. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку на индивидуальных досках | - Что узнали нового? А что хотели бы ещё узнать? Какое задание понравилось? Почему? - С каким настроением заканчиваем урок? Нарисуйте на индивидуальных досках. А дома найдите ещё слова, которые имеют несколько значений. Завтра обсудим и добавим в наш словарик. Урок окончен. Слайд № 11 . | Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока 3 класс "Главные части слово и словосочетания"
Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК Планета Знаний "Главные части слово и словосочетания"с презентацией урока....
Технологическая карта урока. 3 класс. УМК "Школа России". Тема: "Что такое основа слова?"
УМК «Школа России», учебник «Русский язык 3 класс» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. "Что такое основа слова?"Технологическая карта урока....
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: «Что такое деньги?» 3 класс
Технологическая карта...
Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Что такое родина?" 1 класса с использованием образовательной платформы Учи.ру
Данный урок был составлен в целях повышения квалификации по теме "Цифровая грамотность: базовый курс по развитию компетенций XXI века" с использованием образовательной платформы Учи.ру....
Технологическая карта урока литературного чтения "Картины родной природы. Что такое творчество?" (3 класс, УМК "Перспектива")
Тема: "Картины родной природы. Что такое творчество?"Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности младших школьников...
Технологическая карта урока Окружающего мира "Среда обитания-что это такое?" (2 класс, УМК "Начальная школа XXI века")
Цель урока: формирование знаний о понятии «среда обитания», в котором живая и неживая природа взаимосвязаны и понятие «цепь питания».Задачи урокаДидактические:1. Знать понятие ...