Урок чтения во втором классе по теме "А.С.Пушкин - великий русский поэт."
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Мишина Ирина Николаевна

 

Открытый урок во втором классе.

'''Тема''':"А.С.Пушкин- великий русский поэт.

'''Цели''':-познакомить с некоторомы страницами биографии великого поэта;

     -пробудить интерес к творчеству поэта;

     -воспитывать умение видеть красоту родной природы,воссоздавать ее в своем воображении,слушая      и читая произведения поэта.  

'''Оборудование''':Портрет А.С.Пушкина:отдельные иллюстрации из альбома "А.С.Пушкин":портреты матери,отца,сестры Ольги,брата Льва, барельефы няни,маленького Пушкина;грамзаписи :"Фальс фантазия","бакарола","однозвучно гремит колокольчик";иллюстрации художников к сказкам А.С. Пушкина;рисунки детей на тему:"Моя любимая сказка";выставка книг;плакат"Я лиру посвятил народу своему.

На доске:

                                     План.

1.Детские годы поэта.

2.Значение няни и бабушки в жизни поэта.

3.Пушкин-сказочник

4.Пушкин всегда с нами.

                                   Ход урока.

1.Чтецы под мелодию песни "Однозвучно гремит колокольчик"читают стихотворение А.Плещеева "Памяти Пушкина

Мы чтить тебя привыкли с детских лет,

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк; но в памяти народной

Ты не умрёшь, возлюбленный поэт!

 

Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу;

 

Кто сердцем чист средь пошлости людской,

Средь лжи кто верен правде оставался

И кто берег ревниво светоч свой,

Когда на мир унылый мрак спускался.

 

И всё ещё горит нам светоч тот,

Всё гений твой пути нам освещает;

Чтоб духом мы не пали средь невзгод,

О красоте и правде он вещает.

 

Все лучшие порывы посвятить

Отчизне ты зовёшь нас из могилы;

В продажный век, век лжи и грубой силы

Зовёшь добру и истине служить.

 

Вот почему, возлюбленный поэт,

Так дорог нам твой образ благородный;

Вот почему неизгладимый след

Тобой оставлен в памяти народной!

 

Учитель: Александр Сергеевич Пушкин!

 Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Может быть в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки. Или лежа в кроватке, слушая дивные сказки мамы.

 Пушкин приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого русского поэта.

 Прошло более 170 лет после гибели поэта, а наша любовь к нему все не ослабевает.

 Сегодня мы лишь соприкоснемся с жизнью великого русского поэта, познакомимся с некоторыми страницами его биографии и повторим то, что уже знали.

 Великим быть желаю, Люблю России честь... -  так писал о себе А.С. Пушкин (у портрета А.С. Пушкина зажигаются свечи памяти).

 Прочитайте план, записанный на доске. Мы будем на уроке работать по этому плану, а на следующем уроке мы проведем экспресс-опрос, и я посмотрю, насколько внимательны вы были сегодня.

 Но это будет завтра, а сейчас мы вместе с вами пройдем дорогами жизни поэта, его творчества.

 

- Кто из вас скажет, где и когда родился Пушкин?

 

(6 июня 1799 г. в Москве на Немецкой улице в дворянской семье Пушкиных родился сын Александр.)

 Москва! Как много в этом звуке Для сердца русского слилось Как много в нем отозвалось!

 Москва пушкинского детства поражала нас странным смешеньем древнего и нового зодчества, нищеты и богатства. Рядом с великолепными башнями Кремля, золотыми куполами соборов ютились жалкие лачуги бедноты.

 В то время столицей был город Петербург, город новый, евро-пейский, а Москва была местом сбора для всего русского дворянства, которое съезжалось сюда на зиму.

 Приезжала молодежь и из Петербурга. Во всех концах древней Москвы гремела музыка. Москва жила по-своему, забавлялась, как хотела. Надменный Петербург смеялся над старушкой Москвой, но не вмешивался в ее затеи. Прослушивание «Баркаролы».

 (Девочка и мальчик танцуют "Вальс-фантазия".)

Но была еще и другая Москва, просвещенная. Знатные вельможи, оставив царский двор в Петербурге, селились в Москве и украшали ее великолепными дворцами.

 Москва гордилась университетом, библиотеками, театрами.

 Россия училась читать и писать по книгам, издаваемым в Москве.

 К образованной Москве относился и дом Пушкиных.

 Отец поэта - Сергей Львович был потомком знатного рода. Он любил литературу, был дружен с известными тогда русскими писателями, собрал богатую библиотеку.

 Мать поэта - Надежда Осиповна, была образованна, остроумна, хороша собой, любила светскую жизнь и развлечения, блистала на балах.

 В семье Пушкиных было трое детей: старшая дочь Ольга (первый слушатель и критик ранних стихов поэта), два сына - Александр и Лева.

 Мать больше любила младшего сына Льва. Александр рос молчаливым и замкнутым.

 Маленький Александр с детства пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество.

 "Чтение - вот лучшее учение", - любил говорить Пушкин.

 (Дети отвечают на вопросы.)

 

- Всегда ли Саша рос таким замкнутым и молчаливым?

 - Что произошло в его жизни, что переменило его?

Да, когда Саше было 5 лет, его бабушка купила маленькое подмосковное село Захарове. Березовая роща, пруд, лес, речка. Впервые дети попали в деревню, в лес. И дичок Саша развеселился, расшумелся. Теперь он читал на берегу реки, перед сном слушал бабушкины сказки.

 Благодаря книгам, он с детства в совершенстве знал французский язык и литературу. Разыгрывал перед сестрой маленькие комедии. Эта любовь к театру сохранилась в нем на всю жизнь.

 - Понравилась ли пьеса, написанная Пушкиным на французском языке, сестре?

 - Расстроило ли это его?

 Первая пьеса сестре не понравилась, но это Сашу не разоча-ровало. Настоящую обиду он испытал позже.

 Когда ему было 10 лет, он написал поэму-сказку. Тетрадь попала к воспитателю французу, который стал читать поэму и грубо надсмехаться над мальчиком. "Делом надо заниматься, а не бумагу марать". Саша заплакал от обиды и бросил свою первую поэму в печь.

 Зато дядя заметил талант племянника и стал помогать ему в этом.

 

2. Лицей.

 Прошло детство, дорога отрочества привела его в Лицей (Слайды)

 И, вспоминая детство, он писал:

 Мне видится мое селенье,

 Мое Захарова.

 На холмах домик мой;

 С балкона

 Могу сойти в веселый сад...

 Где старых кленов темный ряд

 Возносится до небосклона,

 И глухо тополи шумят.

3. Значение няни и бабушки.

 Раньше в дворянских семьях детям нанимали гувернеров-иностранцев. Были они и в семье Пушкиных, но не оставили доброй памяти в сердце мальчика. Настоящими воспитательницами и самыми близкими его сердцу людьми стали бабушка поэта и крепостная няня Арина Родионовна.

 Ах, умолчу ль о мамушке моей,

 О прелести таинственных ночей,

 Когда в чепце, в старинном одеянье,

 Она, духов молитвой уклоня,

 С усердием перекрестит меня

 И шепотом рассказывать мне станет

 О мертвецах, о подвиге Вовы.

 От ужаса не шелохнусь бывало,

 Едва дыша прижмусь под одеяло,

 Не чувствуя ни ног, ни головы,

 Учитель: Пушкин называл няню мамушкой, она и вручила Пушкину свирель.

 В вечерней тишине

 Являлася веселою старушкой

 И надо мной

 Сидела в шушуне,

 В больших очках и с резвою гремушкой

 Ты, детскую качая колыбель,

 Мой юный слух напевами пленила

 И меж пелен оставила свирель,

 Которую сама заворожила.

 Работа с текстом.

 • Арина Родионовна - простая русская женщина, мастерица народной речи, хранительница неисчерпаемых запасов народных песен, русских былин и пословиц. Она первая познакомила Пушкина с русской поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Сюжеты многих из них он использовал в своих сказках, в романе "Евгений Онегин" и в поэме "Руслан и Людмила", которые мы будем изучать в старших классах. Особенно сроднился Пушкин с няней в селе Михайловском. В длинные, зимние вечера, в ветхом доме Арина Родионовна рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено, и сказочный народный мир расцветал вокруг поэта. Она была тогда единственным собеседником Пушкина. Сейчас в Михайловском есть домик-музей Арины Родионовны.

 - Задайте друг другу вопросы по содержанию прочитанного текста.

 

III. У каждого возраста свой Пушкин. Для маленького читателя Пушкин прежде всего поэт-сказочник.

 (Обращаюсь к стенду.)

 - Какие сказки Пушкина вы знаете?

 Специально для детей Пушкин сказок не сочинял, но все сказки его стали любимы русским народом и детьми.

 "Что за прелесть эти сказки, - говорил он. - Каждая есть поэма." Поэт брызгал гусиным пером, торопливо записывая нянины сказки, некоторые из них превращались в певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им богатства русской поэзии.

 Действительно, кто из нас не знает: У Лукоморья дуб зеленый...

 (Чтение хором.)

 Пушкин перенес в свои сказки чудесные образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, золотого петушка, белочку. И вместе с народом Пушкин жестоко высмеял и осудил глупых царей, жадных попов. Каждый, кто прочитает эти сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.

 Викторина по сказкам Пушкина (слайды)

 А теперь посмотрим, хорошо ли вы знаете сказки Пушкина.

 Вот мы и подошли к последнему пункту нашего плана.

 Прочитаем его.

 

VI. Пушкин всегда с нами.

 Очень рано погиб Пушкин: в 37 лет он был убит на дуэли фран-цузом Дантесом и похоронен в ограде Святогорского монастыря. Многие люди приходят сюда поклониться могиле великого русско¬го поэта.

 Еще при жизни А. С. Пушкин получил всенародное признание, это был первый поэт, который получал жалованье за свои ли-тературные произведения. Его имя носит город, площади, улицы, именем Пушкина названы библиотеки, школы, парки. Во всех местах, куда приводила Пушкина судьба, созданы музеи, воздвигнуты памятники.

 В Москве, на Пушкинской площади, стоит бронзовый памятник великому поэту. У памятника всегда цветы. Памятник создан архитектором Опекушиным на средства, собранные народом.

 Мы видим Пушкина, он склонив голову, в задумчивости, как бы идет по родному городу. Пророческими

стали строки стихотворения:

 Я памятник себе воздвиг нерукотворный К нему не зарастет народная тропа...

 (Слайды ) Знакомство с детьми а. С. Пушкина.Сын А. А. Пушкин. Праправнучка Усова Галина Северьяновна.

 Имя Пушкина никогда не забудется, он всегда с нами, наш живой, наш любимый, наш великий Пушкин.

 Великим быть желаю, Люблю России честь!..

 Так оно и есть,

 Ежегодно в начале июня, в день рождения поэта во всех пушкинских местах (Москва, Санкт-Петербург, Михайловское, Болдино, Одесса) проходит праздник пушкинской поэзии, на котором звучат стихи великого поэта

 Представим себя участниками одного из таких праздников и еще раз насладимся пушкинскими стихами.

 (Дети читают стихи.)

Учитель: Мне остается сказать: "Спасибо всем за урок".

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения во втором классе

В.В. Бианки «Музыкант». Открытый урок во втором классе по программе "Школа России"Познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки....

Конспект урока чтения в 3 классе коррекционной школы VIII вида "Потешка (Русская народная)"

Данный конспект урока может быть использован в работе учителями начальных классов как коррекционных школ 8  вида, так и учителями массовых школ....

Урок литературного чтения во втором классе. "Обобщение по разделу "Люблю природу русскую. Осень".

Урок по литературному чтению к УМК Л.Ф.Климановой (Школа России). "Обобщение по разделу "Люблю природу русскую.Осень".Презентация к уроку....

Конспект урока чтения в 3 классе СКШИ 8 вида на тему: русская народная сказка «Два Мороза»

Цель: Познакомить с новой сказкой.Задачи: 1. Учить правильному, выразительному чтению. Умению отвечать на...

Урок чтения во втором классе

Конспект урока по чтению во втором классе. Тема урока : Обобщение к разделу "Буду делать хорошо и не буду плохо"....

Конспект урока литературного чтения для 3 класса по теме: "Осень в стихах русских поэтов" УМК "Гармония"

Конспект урока литературного чтения для 3 класса на тему: "Осень в стихах русских поэтов" можно провести как обобщающий урок по любой учебной программе. Разработка урока сопровождается пошаговой навиг...

Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе по теме «Осень в стихотворениях русских поэтов»

Цели урока:1. Продолжить работу по формированию навыков выразительного чтения стихотворного текста.2. Обучать пониманию смысла стихотворного текста, умению определять настроение лирического героя, вид...