Урок чтения во втором классе по теме "А.С.Пушкин - великий русский поэт."
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Открытый урок во втором классе.
'''Тема''':"А.С.Пушкин- великий русский поэт.
'''Цели''':-познакомить с некоторомы страницами биографии великого поэта;
-пробудить интерес к творчеству поэта;
-воспитывать умение видеть красоту родной природы,воссоздавать ее в своем воображении,слушая и читая произведения поэта.
'''Оборудование''':Портрет А.С.Пушкина:отдельные иллюстрации из альбома "А.С.Пушкин":портреты матери,отца,сестры Ольги,брата Льва, барельефы няни,маленького Пушкина;грамзаписи :"Фальс фантазия","бакарола","однозвучно гремит колокольчик";иллюстрации художников к сказкам А.С. Пушкина;рисунки детей на тему:"Моя любимая сказка";выставка книг;плакат"Я лиру посвятил народу своему.
На доске:
План.
1.Детские годы поэта.
2.Значение няни и бабушки в жизни поэта.
3.Пушкин-сказочник
4.Пушкин всегда с нами.
Ход урока.
1.Чтецы под мелодию песни "Однозвучно гремит колокольчик"читают стихотворение А.Плещеева "Памяти Пушкина
Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт!
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу;
Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.
И всё ещё горит нам светоч тот,
Всё гений твой пути нам освещает;
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.
Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовёшь нас из могилы;
В продажный век, век лжи и грубой силы
Зовёшь добру и истине служить.
Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный;
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!
Учитель: Александр Сергеевич Пушкин!
Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Может быть в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки. Или лежа в кроватке, слушая дивные сказки мамы.
Пушкин приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого русского поэта.
Прошло более 170 лет после гибели поэта, а наша любовь к нему все не ослабевает.
Сегодня мы лишь соприкоснемся с жизнью великого русского поэта, познакомимся с некоторыми страницами его биографии и повторим то, что уже знали.
Великим быть желаю, Люблю России честь... - так писал о себе А.С. Пушкин (у портрета А.С. Пушкина зажигаются свечи памяти).
Прочитайте план, записанный на доске. Мы будем на уроке работать по этому плану, а на следующем уроке мы проведем экспресс-опрос, и я посмотрю, насколько внимательны вы были сегодня.
Но это будет завтра, а сейчас мы вместе с вами пройдем дорогами жизни поэта, его творчества.
- Кто из вас скажет, где и когда родился Пушкин?
(6 июня 1799 г. в Москве на Немецкой улице в дворянской семье Пушкиных родился сын Александр.)
Москва! Как много в этом звуке Для сердца русского слилось Как много в нем отозвалось!
Москва пушкинского детства поражала нас странным смешеньем древнего и нового зодчества, нищеты и богатства. Рядом с великолепными башнями Кремля, золотыми куполами соборов ютились жалкие лачуги бедноты.
В то время столицей был город Петербург, город новый, евро-пейский, а Москва была местом сбора для всего русского дворянства, которое съезжалось сюда на зиму.
Приезжала молодежь и из Петербурга. Во всех концах древней Москвы гремела музыка. Москва жила по-своему, забавлялась, как хотела. Надменный Петербург смеялся над старушкой Москвой, но не вмешивался в ее затеи. Прослушивание «Баркаролы».
(Девочка и мальчик танцуют "Вальс-фантазия".)
Но была еще и другая Москва, просвещенная. Знатные вельможи, оставив царский двор в Петербурге, селились в Москве и украшали ее великолепными дворцами.
Москва гордилась университетом, библиотеками, театрами.
Россия училась читать и писать по книгам, издаваемым в Москве.
К образованной Москве относился и дом Пушкиных.
Отец поэта - Сергей Львович был потомком знатного рода. Он любил литературу, был дружен с известными тогда русскими писателями, собрал богатую библиотеку.
Мать поэта - Надежда Осиповна, была образованна, остроумна, хороша собой, любила светскую жизнь и развлечения, блистала на балах.
В семье Пушкиных было трое детей: старшая дочь Ольга (первый слушатель и критик ранних стихов поэта), два сына - Александр и Лева.
Мать больше любила младшего сына Льва. Александр рос молчаливым и замкнутым.
Маленький Александр с детства пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество.
"Чтение - вот лучшее учение", - любил говорить Пушкин.
(Дети отвечают на вопросы.)
- Всегда ли Саша рос таким замкнутым и молчаливым?
- Что произошло в его жизни, что переменило его?
Да, когда Саше было 5 лет, его бабушка купила маленькое подмосковное село Захарове. Березовая роща, пруд, лес, речка. Впервые дети попали в деревню, в лес. И дичок Саша развеселился, расшумелся. Теперь он читал на берегу реки, перед сном слушал бабушкины сказки.
Благодаря книгам, он с детства в совершенстве знал французский язык и литературу. Разыгрывал перед сестрой маленькие комедии. Эта любовь к театру сохранилась в нем на всю жизнь.
- Понравилась ли пьеса, написанная Пушкиным на французском языке, сестре?
- Расстроило ли это его?
Первая пьеса сестре не понравилась, но это Сашу не разоча-ровало. Настоящую обиду он испытал позже.
Когда ему было 10 лет, он написал поэму-сказку. Тетрадь попала к воспитателю французу, который стал читать поэму и грубо надсмехаться над мальчиком. "Делом надо заниматься, а не бумагу марать". Саша заплакал от обиды и бросил свою первую поэму в печь.
Зато дядя заметил талант племянника и стал помогать ему в этом.
2. Лицей.
Прошло детство, дорога отрочества привела его в Лицей (Слайды)
И, вспоминая детство, он писал:
Мне видится мое селенье,
Мое Захарова.
На холмах домик мой;
С балкона
Могу сойти в веселый сад...
Где старых кленов темный ряд
Возносится до небосклона,
И глухо тополи шумят.
3. Значение няни и бабушки.
Раньше в дворянских семьях детям нанимали гувернеров-иностранцев. Были они и в семье Пушкиных, но не оставили доброй памяти в сердце мальчика. Настоящими воспитательницами и самыми близкими его сердцу людьми стали бабушка поэта и крепостная няня Арина Родионовна.
Ах, умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвиге Вовы.
От ужаса не шелохнусь бывало,
Едва дыша прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы,
Учитель: Пушкин называл няню мамушкой, она и вручила Пушкину свирель.
В вечерней тишине
Являлася веселою старушкой
И надо мной
Сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Работа с текстом.
• Арина Родионовна - простая русская женщина, мастерица народной речи, хранительница неисчерпаемых запасов народных песен, русских былин и пословиц. Она первая познакомила Пушкина с русской поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Сюжеты многих из них он использовал в своих сказках, в романе "Евгений Онегин" и в поэме "Руслан и Людмила", которые мы будем изучать в старших классах. Особенно сроднился Пушкин с няней в селе Михайловском. В длинные, зимние вечера, в ветхом доме Арина Родионовна рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено, и сказочный народный мир расцветал вокруг поэта. Она была тогда единственным собеседником Пушкина. Сейчас в Михайловском есть домик-музей Арины Родионовны.
- Задайте друг другу вопросы по содержанию прочитанного текста.
III. У каждого возраста свой Пушкин. Для маленького читателя Пушкин прежде всего поэт-сказочник.
(Обращаюсь к стенду.)
- Какие сказки Пушкина вы знаете?
Специально для детей Пушкин сказок не сочинял, но все сказки его стали любимы русским народом и детьми.
"Что за прелесть эти сказки, - говорил он. - Каждая есть поэма." Поэт брызгал гусиным пером, торопливо записывая нянины сказки, некоторые из них превращались в певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им богатства русской поэзии.
Действительно, кто из нас не знает: У Лукоморья дуб зеленый...
(Чтение хором.)
Пушкин перенес в свои сказки чудесные образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, золотого петушка, белочку. И вместе с народом Пушкин жестоко высмеял и осудил глупых царей, жадных попов. Каждый, кто прочитает эти сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.
Викторина по сказкам Пушкина (слайды)
А теперь посмотрим, хорошо ли вы знаете сказки Пушкина.
Вот мы и подошли к последнему пункту нашего плана.
Прочитаем его.
VI. Пушкин всегда с нами.
Очень рано погиб Пушкин: в 37 лет он был убит на дуэли фран-цузом Дантесом и похоронен в ограде Святогорского монастыря. Многие люди приходят сюда поклониться могиле великого русско¬го поэта.
Еще при жизни А. С. Пушкин получил всенародное признание, это был первый поэт, который получал жалованье за свои ли-тературные произведения. Его имя носит город, площади, улицы, именем Пушкина названы библиотеки, школы, парки. Во всех местах, куда приводила Пушкина судьба, созданы музеи, воздвигнуты памятники.
В Москве, на Пушкинской площади, стоит бронзовый памятник великому поэту. У памятника всегда цветы. Памятник создан архитектором Опекушиным на средства, собранные народом.
Мы видим Пушкина, он склонив голову, в задумчивости, как бы идет по родному городу. Пророческими
стали строки стихотворения:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный К нему не зарастет народная тропа...
(Слайды ) Знакомство с детьми а. С. Пушкина.Сын А. А. Пушкин. Праправнучка Усова Галина Северьяновна.
Имя Пушкина никогда не забудется, он всегда с нами, наш живой, наш любимый, наш великий Пушкин.
Великим быть желаю, Люблю России честь!..
Так оно и есть,
Ежегодно в начале июня, в день рождения поэта во всех пушкинских местах (Москва, Санкт-Петербург, Михайловское, Болдино, Одесса) проходит праздник пушкинской поэзии, на котором звучат стихи великого поэта
Представим себя участниками одного из таких праздников и еще раз насладимся пушкинскими стихами.
(Дети читают стихи.)
Учитель: Мне остается сказать: "Спасибо всем за урок".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения во втором классе
В.В. Бианки «Музыкант». Открытый урок во втором классе по программе "Школа России"Познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки....
Конспект урока чтения в 3 классе коррекционной школы VIII вида "Потешка (Русская народная)"
Данный конспект урока может быть использован в работе учителями начальных классов как коррекционных школ 8 вида, так и учителями массовых школ....
Урок литературного чтения во втором классе. "Обобщение по разделу "Люблю природу русскую. Осень".
Урок по литературному чтению к УМК Л.Ф.Климановой (Школа России). "Обобщение по разделу "Люблю природу русскую.Осень".Презентация к уроку....
Конспект урока чтения в 3 классе СКШИ 8 вида на тему: русская народная сказка «Два Мороза»
Цель: Познакомить с новой сказкой.Задачи: 1. Учить правильному, выразительному чтению. Умению отвечать на...
Урок чтения во втором классе
Конспект урока по чтению во втором классе. Тема урока : Обобщение к разделу "Буду делать хорошо и не буду плохо"....
Конспект урока литературного чтения для 3 класса по теме: "Осень в стихах русских поэтов" УМК "Гармония"
Конспект урока литературного чтения для 3 класса на тему: "Осень в стихах русских поэтов" можно провести как обобщающий урок по любой учебной программе. Разработка урока сопровождается пошаговой навиг...
Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе по теме «Осень в стихотворениях русских поэтов»
Цели урока:1. Продолжить работу по формированию навыков выразительного чтения стихотворного текста.2. Обучать пониманию смысла стихотворного текста, умению определять настроение лирического героя, вид...