Конспект урока по литературному чтению "Диалог с автором".
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
В конспекте описана работа с произведением "Редкий случай" на основе прогнозирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_vo_2_klasse.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению по теме: «Диалог с автором». 2 класс
Цели и задачи
Обучающие: закрепить навык работы по прогнозированию содержания книги по её элементам
самостоятельно или с помощью учителя задавать вопросы по тексту и отвечать на них
продолжить работу, направленную на формирование умения понимать прочитанное, на основе диалога с автором
Развивающие: расширять кругозор учащихся
развивать умение школьников осуществлять поиск необходимой информации в справочно–энциклопедических изданиях
Воспитательные: выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу
Учитель
Каждый раз, беря в руки книгу, мы замираем в ожидании чуда. Куда позовёт нас автор на этот раз: может полюбоваться на первый весенний цветок или поплакать с грустным осенним дождиком, а может быть покатает на облаках. Или просто расскажет интересную историю про таких же, как вы мальчишек и девчонок, или пригласит порассуждать о том, например, откуда появился ветер, почему вода в море солёная?
Рассмотрите книги, представленные здесь.
Давайте попробуем предположить, о чём в каждой из них автор будет говорить с нами?
Дети
Пришвин, Бианки, Паустовский писали о природе, поэтому в этих книгах, скорей всего, будут рассказы о животных или растениях. Иллюстрации подтверждают наше предположение, потому что на обложках книг нарисованы лес, животные, да и названия говорят о том же.
Иван Андреевич Крылов писал басни, поэтому в этой книге мы, наверно, сможем прочитать басню.
Учитель
Как можно узнать: одна или несколько басен в этой книге?
Дети
Посмотреть на титульный лист или в содержание.
Аналогично дети анализируют представленные на выставке книги.
Учитель
Давайте перечислим всё, что нам помогло ориентироваться в книге, предположить её содержание.
Дети
Автор, название, иллюстрации, титульный лист, (содержание?)
Учитель
А вот сейчас нас ждёт задание потруднее.
Мы будем учиться разговаривать с автором, даже не зная его фамилии. Как же называется разговор двух лиц (мы и автор)?
Дети
Диалог.
Учитель
У этого текста известно только название – «Редкий случай».
Сможем ли мы предположить, о чём пойдёт речь в произведении, его жанр?
Дети
О содержании можно сказать только, что это будет что-то очень необычное, редкое, интересное. Скорей всего это будет рассказ, потому что автор использовал слово – случай, значит должно что-нибудь произойти, какое-то событие. Но так может называться и сказка, и басня и стихотворение.
(На доске появляется знак вопроса)
Учитель
Откроем первое предложение и прочитаем его.
Однажды на Волге произошёл исключительно редкий случай.
Учитель
Удалось ли как-то уточнить наши предположения?
Дети
Можно сказать, что речь пойдёт о событии, связанном с рекой Волгой.
Учитель
Каким условным значком можно её обозначить?
(На доске появляется знак волнистой линии)
Прочитаем следующее предложение.
Большой орёл быстро опустился на воду и что-то схватил.
Дети
Да, действительно, речь идёт о птице, которая опустилась на воду, как мы и предполагали.
Учитель
Как можно дополнить нашу схему?
(Над полосой появляется значок птицы)
Есть ли в этом предложении скрытый вопрос?
Дети
Да, что схватил орёл?
Учитель
Что бы это могло быть?
Дети
Это могла бы быть рыба, водяной зверёк или какой-то плывущий предмет.
Учитель
Давайте обозначим эти предположения условными значками.
(На доске появляются значки рыбы, животного, предмета)
Прочитаем следующее предложение.
Он попытался подняться на воздух и не смог.
Учитель
Удалось ли нам узнать, кого схватил орёл?
Дети
Нет.
Учитель
А, может быть, появились новые вопросы?
Дети
Непонятно, почему орёл не смог взлететь?
Учитель
Как вы думаете, что могло произойти?
Дети
Может быть, он зацепился за что-нибудь, или предмет, который орёл схватил, был слишком тяжёлым?
Учитель
Как можно обозначить наши предположения значками?
Дети
Крючком и гирькой.
Читаем следующее предложение.
Беспомощно махая крыльями, орёл поплыл по Волге.
Учитель
Как показать движение орла по воде?
Дети
Стрелочкой.
Наверно, плыть орлу было страшно, ведь он – птица. Значит, его что-то держало, да ещё плыло с ним вместе. Но «таинственный корабль» не мог утащить орла под воду.
Учитель
Давайте прочитаем следующее предложение.
Люди на берегу, наблюдавшие охоту орла, заспорили: одни думали, что птица от удара о воду повредила себе крылья.
Учитель
Могло такое случиться?
Дети
Да, могло, но автор не стал бы обращать наше внимание на то, что орёл что-то схватил. Это было бы не важно.
Учитель
Что же подскажет нам следующее предложение?
Другие говорили, что орла кто-то схватил из воды.
Учитель
Какое предположение кажется вам вероятным? Почему?
Дети
Скорей всего орла, действительно схватили или он за что-то зацепился.
Учитель
Как обозначить знаком, что орла могли схватить?
Дети
Нарисованной рукой.
Учитель
Давайте проверим.
Рыбаки изловили орла и вот, что оказалось: орёл вкогтился в огромную белугу.
Учитель
Кто такая белуга?
Дети
Это рыба.
Учитель
Вернёмся к нашей схеме. Какое из первоначальных предположений подтвердилось?
Дети
Орла держала рыба.
Учитель
А как вы понимаете слово – вкогтился?
Дети
Значит, зацепился когтями.
Учитель
Ребята, неужели рыба может быть такой огромной, что даже большой орёл не смог её поднять? Кто знает, сколько килограммов может поднять в воздух большой орёл? А сколько весит крупная белуга?
А смогут ли книги, представленные на выставке, помочь нам в ответе на эти вопросы? Какие?
Дети
Можно посмотреть в энциклопедиях.
Дети ищут интересующие их сведения в книгах парами.
Учитель
Теперь прочитаем следующее предложение.
Хищная птица и рыба оказались равными по силе.
Дети
Всё правильно, мы нашли подтверждение этому в энциклопедии.
Учитель
Прочитаем ещё два предложения.
Орёл не был в состоянии ни поднять рыбу из воды, ни вытащить из неё свои крючковатые когти. Не лучше было и белуге: она не могла ни освободиться от орла, ни утащить его в воду.
Учитель
В чем же заключается главная мысль текста?
Дети
Главная мысль в том, что орёл и белуга оказались равными по силе.
Учитель
Дочитаем текст.
Оба хищника стали добычей рыбаков.
Учитель
Часто ли можно наблюдать такое в жизни животных?
Дети
Нет, это действительно редкий случай.
Учитель
К какому жанру можно отнести это произведение? Докажите.
Дети
Это – рассказ, потому что автор рассказывает о реальных событиях, происходит смена действий.
Учитель
Есть ли среди книг, представленных на выставке такая, в которую мы могли бы поместить этот рассказ?
А теперь, давайте подведём итог сегодняшнего урока. На доске схемой мы отразили всю нашу работу с текстом. Попробуйте, опираясь на неё, восстановить наш диалог с автором.
Домашнее задание.
Нарисуйте к рассказу иллюстрацию, но перед началом работы ответьте на вопросы:
Как показать, что орёл пытается, но не может взлететь?
Нарисуете ли вы спину рыбы над водой? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема:"Дети и война. А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста". УМК "Планета знаний" Автор Э.Э.Кац
Урок проводится в 4 классе по теме: "Прошла по земле война". Этот урок расширяет знания детей о ВОв, развивает чувства патриотизма....
Конспект урока окружающего мира 3 класс (автор А.А.Плешаков) "Организм человека"
Цель урока: познакомить детей с организмом и органами человека, органами чувств и их значением для человека, учить беречь органы чувств. Задачи урока:Обучающие: - познакомить уч...
План - конспект урока по литературному чтению по теме: В.А. Осеева «Волшебное слово». Проникновение в замысел автора. Способ передачи настроения героев с помощью средств языка.
Данный урок способствует обеспечению полноценного восприятия текста детьми посредством предлагаемого литературного произведения....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
Конспект урока по литературному чтению, 4 класс Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова
Конспект урока по литературному чтению, 4 классАвторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова...
Конспект урока "Слова с двойными согласными". Автор: Попова Татьяна Николаевна, учитель МБОУ Кашарской СОШ.
Материал по русскому языку для 2 класса....