Открытый урок по литературному чтению в 3 классе
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Открытый урок литературного чтения в 3 классе.
Тема: Образ Бабы Яги в русских народных сказках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_baby_yagi_v_rus.doc | 64.5 КБ |
prezentaciya4.ppt | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературного чтения в 3 классе.
Тема: Образ Бабы Яги в русских народных сказках «Баба Яга» и «Падчерица и мачехина дочка».
Цель: уточнение жанровых особенностей волшебной сказки.
Задачи: расширение читательского кругозора; развитие беглого чтения, навыка слушания; пополнение словарного запаса; развитие способности сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, умения правильно оценивать героев и выражать своё отношение.
Оборудование: презентация урока; портрет Бабы- Яги; карточки с пропущенными словами.
Ход урока
І. Орг. момент.
Сегодня у нас на уроке гости. Давайте постараемся показать себя только с хорошей стороны. Не бойтесь, отвечайте. Начать урок мне хотелось бы с загадки, она поможет определить, кто будет героем нашего урока.
Бабусю знает целый свет,
Ей от роду триста лет.
Там на неведомых дорожках
Дом ее на курьих ножках.
(Баба - Яга)
II. Сообщение темы урока.
- Правильно. Сегодня мы вновь поговорим о Бабе-Яге, побываем у нее в гостях. Какие задачи будут стоять перед нами на уроке? (мы должны познакомиться с новым произведением, узнать значения новых слов, учиться быстро, без ошибок, выразительно читать).
III. Проверка домашнего задания
1.Выразительное чтение
- Вы правы, но сначала предлагаю послушать стихотворение Г. Ладонщикова «В старой сказке». Дома вы готовили выразительное чтение этого стихотворения. (читают 2 ученика).
- Весёлое или грустное стихотворение?
- Почему у Яги тяжело на душе?
- Как автор предполагает развеять печаль старушки? (Сделать доброе дело).
2. Описание Бабы –Яги.
- С Бабой –Ягой мы знакомы с раннего детства. Ребята, давайте вспомним все, что мы знаем о ней. Где она живет? (В чаще, в лесу, в избушке на курьих ножках). А как передвигается Баба-Яга? (На ступе с помощью метлы). Молодцы! Все это верно.
Баба Яга – это образ хозяйки из иного мира. Её избушка на курьих ножках изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но вход в неё со стороны леса. Баба Яга представлялась как бы живым мертвецом – не видела пришедшего из мира человека. Отсюда: «Русский дух чую».
Яга – повелительница времени, ей служат утро, день и ночь. Граница царства мёртвых – река или церковь, за которые Яга попасть в мир живых не может. Подтверждение того, что Яга – живой мертвец, её имя – Баба Яга, костяная нога.
3. Работа в парах. Заполнение недостающих слов в отрывке из русской народной сказки «Баба Яга».
-Дома вы читали русскую народную сказку «Баба Яга». Проверим, как внимательно вы её читали.
- Вставьте пропущенные слова
Баба Яга, костяная нога, поскорей села в ступу, пестом погоняет, помелом след заметает, и пустилась в погоню за девочкой.
Вот девочка приклонила ухо к земле и слышит, что Баба Яга гонится, и уж близко, взяла да и бросила полотенце, сделалась река, такая широкая-широкая! Баба Яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела; воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке; быки выпили всю реку дочиста.
-Проверка (чтение «по цепочке»).
-Какой предстала перед нами Баба Яга? Какие прилагательные используем для того, чтобы описать Бабу Ягу? ( Жадная, хитрая, грубая, злая, косматая, сердитая…)
ІV. Изучение нового материала.
1. Подготовка к восприятию.
-Сегодня мы с вами вновь встретимся с этой незаурядной старушкой.
2.Словарная работа.
- Нам встретятся новые, пока еще непонятные нам слова. Внимание на экран. Нужно подобрать к каждому слову подходящее значение.
- Падчерица – неродная дочь одного из супругов.
- Решето – посуда для просеивания чего-либо.
-Давайте составим с этим словом словосочетания. (Бедная падчерица, новое решето…)
- Лытаешь – то же, что и прячешься.
- Куриться – выделять дымок.
-Эти слова часто встречаются в народных сказках. Вспомним, какие типы сказок мы знаем? (Сказки бывают волшебные, бытовые, богатырские, о животных и т.д.). Сегодня мы познакомимся еще одной русской народной сказкой «Падчерица и мачехина дочка». Слушайте внимательно подумайте к какому типу можно отнести данную сказку.
3.Чтение учителем.
4. Анализ содержания.
-Понравилась ли сказка? К какому типу отнесёте данную сказку? ( Волшебная сказка. Есть вымышленный персонаж Баба Яга, общающийся на человеческом языке воробей).
- Перечисли главных героев сказки. Кто из них положительные, кто отрицательные? (Положительные – падчерица, отец. Отрицательные – мачеха, дочка, Баба Яга.)
- К кому относятся эти качества: работящая, смелая, злая, грубая, добрая, бескорыстная, ленивая, невоспитанная, трудолюбивая, завистливая?
5. Выборочное чтение.
- Как девочка очутилась в лесу?(Ее отправила в лес мачеха).Найдите в тексте и прочитайте, что сказала мачеха, отправляя девочку на реку?
- Что нашла девочка в лесу? (избушку на курьих ножках). Какое заклинание нужно произнести, чтобы войти в избушку на курьих ножках? Прочитай эти слова выразительно, по-сказочному.
- Прочитайте, что сказала Баба-Яга, когда увидела девочку?
- Сколько заданий даёт Баба Яга падчерице? Какие это задания? (Три: баню затопить, воды наносить, детей искупать). Какой признак сказки мы видим? (троекратное повторение). А какие признаки русской сказки мы еще знаем? (зачин, концовка, добро всегда побеждает зло).
- Есть ли в сказке чудесный помощник? Как он помогает падчерице? (Воробей. Дает девочке советы). Воробей и нам решил помочь, советует немного отдохнуть. Тихо встали.
IV.Физкультминутка.
Воробей по лужице
Прыгает и кружится (прыжки на месте)
Перышки взъерошил он (корпус вправо-влево)
Хвостик распушил (покрутить нижней частью туловища)
Погода хорошая!
Чил - чив - чил! (помахать руками как крыльями)
6. Чтение сказки детьми.
1.Гимнастика для глаз.(слайд)
2.Артикуляционная гимнастика.
Читай внимательно
вошла – взошла
увидела – увидала
мать – мыть
курица – куриться
переварила – перепарила
отрыл – открыл
- На какие две части можно разделить сказку? (В первой сказке рассказывается о падчерице, во второй о мачехиной дочке). Найдите начало второй части. Сейчас вы еще раз перечитаете вторую часть сказки и подумаете, почему мачеха отправила свою родную дочку к Бабе – Яге? (позавидовала).
-А что такое зависть? (чувство досады, вызванное успехом другого человека). Приятно ли общаться с завистливым человеком? Нужно ли завидовать другим людям?
- Как закончилась сказка? (Добро победило зло). За что пострадали мачеха с дочкой? (за жадность, зависть).
-Вернемся к Бабе-Яге? Опишите ее. Какая она в этой сказке? (справедливая).
- Сказка – ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок. Сказки учат мудрости жизни. Чему учит сказка?
- Какие пословицы выражают главную мысль сказки?
1.)Бывает добро, да не всякому дано.
2.)Делай добро и жди добра.
3.)Доброе дело само себя хвалит.
4.)Добро не лихо – ходит тихо.
5.)Не хвались серебром, а хвались добром.
6.)Добрым словом и бездомный богат.
7.)Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
V. Итог урока.
- Что нового мы узнали сегодня на уроке? (познакомились с русской народной сказкой, узнали значения новых слов). Что повторили? (признаки русской сказкой, вспомнили кто такая Баба –Яга и ее роль в сказках). Чему учились? (Правильно, выразительно читать).
VІ. Выставление оценок.
-Молодцы!
VІІ. Домашнее задание.
- Выразительное чтение по ролям.
-Расставьте цифры рядом с предложениями по порядку, как они следовали в сказке.
- Падчерица вошла в лес и увидала избушку на курьих ножках.
- Старуха умерла, старик женился на другой.
- Баба –Яга заставила девочку топить баню.
- Старуха послала падчерицу на реку мыть нитки
- Девочка вымыла в бане детей Яги.
- Девочка пришла красный сундук и пришла домой к отцу.
- Девочка носила воду решетом.
-С обратной стороны цифр прочитайте слово.
М О Л О Д Ц Ы !
Расставьте цифры рядом с предложениями так, чтобы они располагались соответственно содержанию сказки.
- Потом пошла и говорит Бабе Яге, что она затопила баню.(4)
- Отец обрадовался, открыл сундук, а в сундуке были деньги.(6)
- Баба Яга заставила её топить баню.(3)
- Нитки доплыли до леса и утонули.(2)
- Пришла она из бани, Баба Яга послала её в подвал.(5)
- Старуха не любила падчерицу и всё старалась погубить её.(1)
Заполните пропуски подходящими по смыслу словами.
У меня ___________ позади бани! А эти дрова были человеческие _________ . Пошла девка__________ баню, натаскала_________ и положила их _________, но как не старалась, не могла их __________: кости только курились. Только она сидит да __________ и видит: к ней прилетел _____________ и говорит:
- Не плачь, ____________! А ты поди в __________ и набери там __________ и затопи ___________!
(дрова, кости, топить, костей, печь, зажечь, плачет, воробей, девушка, лес, дров, печь)
3/М
1/О
6/Д
4/Л
2/О
7/Ц
5/Ы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи познакомимся с новой сказкой; узнаем значения новых слов; Будем учиться читать быстро, выразительно и без ошибок.
Баба –Яга может быть Доброй Злой
Роль Бабы Яги в русских народных сказках Яга - дарительница Дарит предметы обладающие Волшебной силой Сама ничего не делает, но указывает, к кому обратиться за помощью Повелевает силами природы и животного мира Яга- советчица Яга - повелительница
Вставьте пропущенные слова Баба Яга, костяная _________ поскорей села в _________, пестом погоняет, помелом след ______________ и пустилась в _________ за девочкой. Вот __________ приклонила ухо к __________ и слышит, что Баба Яга гонится, и уж близко, взяла да и бросила _____________, сделалась _________, такая широкая - __________! Баба Яга приехала к реке и от _______ зубами ____________; воротилась домой, взяла своих ___________ и пригнала к реке; быки ___________ всю реку дочиста. нога ступу заметает погоню девочка земле полотенце река широкая злости заскрипела быков выпили
Словарная работа то же, что и прячешься посуда, употребляемая для просеивания неродная дочь одного из супругов выделять дымок Лытаешь Решето Падчерица Куриться
Три закона волшебной сказки Вымышленный персонаж Баба- Яга Общающийся на человеческом языке воробей Волшебные предметы
К кому относятся эти качества? Работящая Справедливая Ленивая Невоспитанная Злая Трудолюбивая Грубая Завистливая Добрая Бескорыстная
Читай внимательно! вошла – взошла увидела – увидала мать – мыть курица – куриться переварила – перепарила отрыл – открыл
Зависть – чувство досады, вызванные благополучием, успехом другого.
Сказка –ложь, да в ней намек… Сказки учат мудрости жизни. Не нужно быть завистливым. Надо делать людям только добро и оно к тебе вернется.
Какие пословицы выражают главную мысль сказки? 1. Бывает добро, да не всякому дано. 2. Делай добро и жди добра. 3. Доброе дело само себя хвалит. 4. Добрым словом и бездомный богат. 5. Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Сегодня на уроке мы познакомились с …; повторили …; учились …
Спасибо за внимание!
Презентацию подготовила учитель начальных классов Игнатьева Ю.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению,2 класс.
УМК "Гармония",2 класс. Автор учебника О.А.Кубасова. Тип урока: изучение нового материала. Урок по теме "Храбрый Клоун" С.А.Воронин.Цель урока : формирование познавательного чтения произведения....
Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.
Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема: С. Есенин. Поёт зима аукает....
Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Русские народные сказки"
На этом уроке дети повторят в игровой форме что такое сказки, их виды. Викторина по сказкам....
Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс "Братья Гримм "Звездные талеры"
Учить видеть красоту сказок и понять, почему до сих пор их сочиняют. Познакомить с притчей и ее назначением....
Открытый урок по литературному чтению 4 класс
Тема "Петушок и жерновцы"...
Открытый урок по литературному чтению 2 класс Образовательная система 2100
Данный открытый урок был показан в рамках городского семинара "Колейдоскоп открытый идей", который состоялся в апреле месяце....
Открытый урок по литературному чтению 3 класс программа Гармония "Сказки простого карандаша"
Открытый урок по литературному чтению 3 класс....