урок литературного чтения в 3 классе "Пуськи бятые"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

 

Цель урока:  на примере текста Л.Петрушевской дать возможность учащимся «поработать» переводчиками.

 

Задачи урока:

-формировать мыслительную деятельность учащихся; совершенствовать навыки чтения через анализ произведения. Максимально выявить и использовать индивидуальный опыт ребенка.

-развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого ученика.

-воспитывать внимательное отношение к слову; уверенность в своих силах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по  литературному  чтению в 3  классе.

Учитель  начальных  классов

муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Печора

Ковешникова  Татьяна Александровна.

Цель урока:  на примере текста Л.Петрушевской дать возможность учащимся «поработать» переводчиками.

Задачи урока: 

-формировать мыслительную деятельность учащихся; совершенствовать навыки чтения через анализ произведения. Максимально выявить и использовать индивидуальный опыт ребенка.

-развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого ученика.

-воспитывать внимательное отношение к слову; уверенность в своих силах.

Оборудование: 

- Учебник «Литературное чтение», часть 2, автор Н.А.Чуракова,  Издательский Дом «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», Самара, 2007 год.

- Рисунки  фантастических  животных.

- Карточки- памятки.

- Карточки  со  словами (лаборатория,  зелюки,  мюмзики)

- Контур  «курицы».

- Магниты.

- Книги  Л.Петрушевской.

Ход урока:

I .Мотивационно-целевой  блок.

   1)Организационный  момент.

   2)Мотивация.

На  доске   слово      Лаборатория.

-Знакомо   ли  вам  это   слово?

-Откуда  вы  его  знаете?

                 Это   отдел,  учреждение,   где    проводят   опыты,   исследования, эксперименты.

Мы  тоже   проводим   опыты,  занимались   исследовательской   деятельностью.

3)Актуализация   знаний

-По  каким   разделам   науки   можно   проводить   исследования?

                                       (химии,   биологии,  окружающему  миру   и   др.)

а) Вы   приготовили   рисунки   фантастических   животных.

Продемонстрируйте    их.  (название   животного,   почему  так   назвали)

-Как  мы   назовём   эту   лабораторию?   Вы  ведь   экспериментировали.

Лаборатория     изобразительного    искусства.

 б) Проведём  опыт.   Стакан  с  водой.   Опускаем  несколько   гранул  марганцовки.

-В  какой   лаборатории   можно   провести   такой  опыт?

                                             Лаборатория   химии.

в) Сообщение   о  динозаврах,   подготовил   Сальников  Слава.(1мин.)

      -В  какой   лаборатории   занимаются   изучением  животных?

                                             Лаборатория   биологии.

Проверка  домашнего  задания.

Зелюки -   зелёные   индюки.

Мюмзики -   какие-то   зверьки.

-Откуда   к  нам   могли   попасть   эти   слова?

   Из   рассказа   Льюис   Кэррол   «Разговор   Алисы   и   Шалтай-Болтая»?

-Как    можно   назвать   эту   лабораторию,   в  которую   входят   эти  слова?

(зелюки,   мюмзики).

                                               Лаборатория   литературы.

4)Тема  и  целеполагание.

     На  доске  слова   «Пуськи  бятые»

-Что  об  этом  можете  сказать?

-Какой  автор   мог  придумать   такие  слова?

М.Пришвин

И.Крылов                        О  чём   они   пишут?

Л.Петрушевская

 

Возможно -  Л.Петрушевская.

-Где  об  этом   можно  узнать?

                                                 (в  учебнике)

-Откройте  учебник.  Стр.53

-Какая  тема  урока?

-Как  мы  можем  поработать  с  текстом?

                                  1.узнать  об  авторе.

            2.прочитать  текст

        3.объяснять  непонятные  слова

        4.поработать  со  словом

        5.поработать  переводчиками

        6.самим  придумать  текст

2.Исполнительский  блок.

   а)знакомство  с  автором

-Что  знаете  об  авторе,  Л.Петрушевской?

Выставка   книг.

- Юные читатели! Я приглашаю вас в Страну Фантазий. Для того чтобы придумать свой мир, совсем непохожий на другие, писатели используют разные средства. Одни ищут «помощи» у сказки, в которой возможны любые чудеса и превращения. Другие погружаются в мир приключений. А есть такие писатели, произведения которых не укладываются в рамки известных жанров. Эти авторы пользуются необычным, порой «неправильным» словом, чтобы выразить то, что сотворила их буйная фантазия. Они как будто делают странные опыты, эксперименты с художественным словом и с художественным миром.

Людмила Стефановна Петрушевская современная писательница. Она родилась 26 мая 1938 года в Москве, в семье профессора МГУ. Окончила Московский университет, в середине 1960-х годов начала писать рассказы. В 1996 году московское издательство "АСТ" совместно с харьковским издательством "Фолио" выпустило пятитомное Собрание сочинений писательницы.

Сказки ее удивительны и непонятны на первый взгляд. Чего только стоят знаменитые «Пуськи бятые»! Чтобы расшифровать их загадочные образы, нужно хорошо разбираться в русском языке, да к тому же обладать незаурядной фантазией.

б)Чтение   текста   Л.Петрушевской

    -Какие  мысли  появились   после  чтения?

    -Что  можете  сказать?

Физминутка.

Упражнения   проводит  дежурная  группа.

Людмила Стефановна Петрушевская

Пуськи бятые

Сяпала Калуша с калушатами по напушке. И увазила бутявку, и волит:

 - Калушата! Калушаточки! Бутявка!

 Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.

 А Калуша волит:

 - Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!

 Калушатa бутявку вычучили.

 Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

 А Калуша волит калушатам:

 - Не трямкайте бутявок, бутявки любые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок

дудонятся.

 А бутявка волит за напушкой:

 - Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи

бятые!

Мы  поставили  несколько  задач.       А  как  быстрее   справиться  с  выполнением   поставленных   задач?

в) Работа  в  группах

   -Давайте  попробуем  работать  в  группах.

   -Деление  на  группы   (по  интересам)

   -Представьте,   что  вы   переводчики,  перескажите   текст,   не  пропуская   ни   одного  слова,  используя   вместо  неизвестных  слов   всем  понятные   слова.

   -Вспомним  правила  работы  в  группах.

Памятки  (На  партах  у  каждой  группы   лежат   памятки  на  карточках) .

Роли.

1.Ведущий.(1)

2.Протоколист.(1)

3.Аналитик.(2)

4.Эксперт(2)

       

План    работы.

1.Читаем.

2.Составляем  перевод.

3.Объясняем  слова.

4.Используем  словари.

5.Фантазируем.

Самооценка.

1.Как  я  работал.

2.Дружно  ли   работали.

3.Полезно  ли  было.

4.Получилось  ли.

Оценка  группы.

1.Все  приняли  участие.

2.Интересно  слушать.

-Успешной  вам  работы!

Самостоятельная  работа  учащихся   в  группах.

г) Проверка переводов.   Каждая  группа  представляет  свой  перевод.

д)Работа  со  словом.

Давайте   поработаем   со  словом.

-Как  лучше   перевести  слово?

Калуша и Калушата - это живые существа?_____________________________

Кто из них старше- Калуша или Калушата?_____________________________

Калуша с Калушатами - мама с детьми?________________________________

Где гуляли Калушата?_______________________________________________

Бутявка - существо больше или меньше Калушат?_______________________

Почему Калушата подудонились?_____________________________________

Вычучили - что это значит?__________________________________________

Чему учила Калушат Калуша?________________________________________

Как дразнила Калушат Бутявка?______________________________________

Вывод:   -Легко  ли  быть   переводчиком?

               Видите,   как   заразительно   пробовать   объяснять    смысл

               незнакомых  слов!

               Зато  каждый  из  вас   теперь  понимает,   какой   это   тяжкий   труд-                 труд   переводчика.

          -Где  эти  знания  пригодятся?

                (В  исследованиях,   в  разных  областях)

3.Контрольно- оценочный  компонент.

         1).Самооценка  групп.

У  каждой  группы  карточка   со  ступеньками.

Поставить   знак   +  на  нужную  ступеньку.

1ступенька  - было  неинтересно,  трудно.

2ступенька-   было   трудно,  но  интересно.

3.ступенька -   многому  научились,  было  интересно.

2).Рефлексия.

_-Кому  было   тяжело?

  -Кому  интересно?

            -В  чём  испытали    трудности?

            -Как  себя  оценим?

На  доске   контур  курицы . Ученики  на  контур   прикладывают  магниты.

Красные-  было  интересно.

Зелёные-   я  работал  творчески.

Жёлтые-    мне  было  трудно,  неинтересно.

Эта  птица  интересная.

_-Кому  захотелось   узнать  об  этой   птице?

Демонстрация  книги  Л.Петрушевской(на  обложке  -курица)

         

3).Подведение  итогов (обращаемся  к   задачам)

                -Что   осталось   невыполненным?

4)Домашнее  задание.   Творческая   работа.

    Попробуйте   продолжить  сказку.

    Попробуйте сочинить сказку, похожую на «Пуськи бятые».

-В  какой   лаборатории   мы   сегодня  работали?

                  (лаборатории  литературы)

         -Кто  у  нас  Л.Петрушевская?

      переводчик

      писатель

      экспериментатор

Писатель-  экспериментатор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...