Урок литературного чтения: Русская народная сказка "Снегурочка"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Урок литературного чтения по теме
«Русская народная сказка «Снегурочка»
для учащихся 2 класса
Цель: Выделять признаки сказки, сравнивать авторскую и народную сказки, научить составлять план пересказа, пересказывать по плану.
Задачи урока:
- средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах, уважение и любовь к устному народному творчеству;
- учить самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;
- способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за выразительными средствами языка;
- совершенствовать психологический климат на уроке с целью укрепления и развития эмоционально – волевой сферы учащихся.
Оборудование: репродукция картины В. Васнецова «Снегурочка», запись с отрывком из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка», оформление для Снегурочки, портреты В. Даля,
Н. А. Римского – Корсакова, В. Васнецова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_snegurochka.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения по теме
«Русская народная сказка «Снегурочка»
Цель: Выделять признаки сказки, сравнивать авторскую и народную сказки, научить составлять план пересказа, пересказывать по плану.
Задачи урока:
- средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах, уважение и любовь к устному народному творчеству;
- учить самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;
- способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за выразительными средствами языка;
- совершенствовать психологический климат на уроке с целью укрепления и развития эмоционально – волевой сферы учащихся.
Оборудование: репродукция картины В. Васнецова «Снегурочка», запись с отрывком из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка», оформление для Снегурочки, портреты В. Даля,
Н. А. Римского – Корсакова, В. Васнецова
Ход урока
Этапы урока | Содержание | Примечание |
Организационный момент | Ребята, на улице декабрь. Зима. Покажите, что вы замерзли и съежились. Наигрались в снежки, накатались на санках, а теперь пришли веселые в класс отогрелись, расслабились, раскраснелись и с отличным настроением начали урок. |
Проверка домашнего задания | Вам нужно было прочитать сказку В. Даля «Девочка Снегурочка». Знание сказки нам понадобиться на уроке. Проведем цифровой диктант
А теперь проверим На улице выпало много снега. А не хотели бы вы слепить девочку из снега? Я вам помогу. Как мы ее назовем? Давайте подберем однокоренные слова к слову «Снегурочка» А оказывается к слову «Снегурочка» можно подобрать 42 однокоренных слова. Пусть будет, что мы уже слепили первый ком, это проверка домашнего задания. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? А как сформулируем тему урока? А кто автор сказки «Снегурочка»? Сказка «Девочка Снегурочка» авторская. Ее написал В. Даль. А сказка «Снегурочка» - русская народная. Сейчас мы будем читать эту сказку. Нам встретятся следующие слова Экий день – какой (разговорный); Приладили – приделать, приспособить; Смышленая – сообразительная, понятливая; Сколько песен переняла – подражая, усвоить, заимствовать; Души не чаяли – К студеному – к очень холодному; Затормошили – утомили, дергая, тормоша, теребя, замучить надоедливыми просьбами; Перекликаются – кричать, давать знать о себе друг другу; Разбрелись – разойтись в разные стороны; По перелескам – небольшой лесок, отделенный полянками или редкий лес; Лиловый – цвет сирени или фиалки, фиолетовый; | Задание дано неделю назад Открывают тетради, записывают число, тему. С правилами написания цифрового диктанта дети знакомы. Да – 1, нет – 0. На обратной стороне доски заранее записан ключ. 0110010011 Дети подбирают Ответы детей Написаны на доске |
Знакомство с текстом сказки Физкультминутка | А сейчас начнем читать Вместе с девочками мы войдем в лес: Солнце светит высоко высоко, Мы идем по лесу далеко далеко, Много встретим мы чудес И больших и маленьких до свиданья, скажем лес из травки зайчик прыг с зайчиком подружимся с белочкой покружимся волку пальцем погрозим от медведя убежим нашли ягодку, съели, и тихонько сели Вот слепили второй ком, познакомились со сказкой. | Дети читают цепочкой Физкультминутка |
Работа по содержанию, сравнению сказок Работа в группах | Понравилась ли вам сказка? Сравним сказки и найдем отличия сказок. Назовите главных героев, которых добавил В. Даль. Как появились Снегурочки в сказках? Что произошло в сказках в лесу? Что произошло со Снегурочками? Как закончились сказки? | Дети сравнивают содержание сказок, один из группы выступает |
| А хотите, я помогу вам составить план пересказа. Вам даны планы, но не в том порядке, в котором происходит действие в сказке
Вы же сейчас построите план согласно содержанию, переставляя пункты плана Теперь вы сможете дома подготовить подробный пересказ сказки. Снегурочка пока у нас не получилась. Давайте нарядим ее Снегурочка получилась нарядная, красивая, но личико безликое. Как вы думаете, Снегурочка довольна нашей работой? Пусть она нам улыбается Снег, снег белый снег, Кружит падает на всех Мы из снега ком слепили, А потом и куклу смастерили Снег, снег, белый снег Вышла кукла лучше всех Я тоже вам рада, ведь сегодня вы помогли мне, а вы рады тому, что . . . Чему вы рады? Снегурочка исчезла, превратилась в облачко, но она к нам может вернуться? Как? (снежинками из облачка, которое превратятся в снежные комочки, летом – дождиком, после которого распустятся белые цветочки как снежинки). Образ Снегурочки творчески вдохновлял поэтов, писателей, художников, композиторов. Васнецов представлял Снегурочку вот так (показать) и написал ее образ к опере Римского - Корсакова «Снегурочка». Полотно находиться в Третьяковской галерее в Москве. Опера Римского – Корсакова состоялась 29 января 1882 г. в Петербурге. Отрывок из этой оперы вы послушаете на уроке музыки. | Детям розданы листочки с планами На доске строится план Наряжают Приложить улыбающееся лицо Снегурочки Ответы детей Ответы детей |
Домашнее задание: А как вы представляете образ Снегурочки, попробуйте нарисовать ее образ и описать его, составьте пересказ сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....