Рабочая программа по литературе
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме
Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению на 2012-2013 учебный год.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Е.И.Матвеева «Литературное чтение» для 3 класса в двух книгах, 9-е издание, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, издательство « Вита – Пресс», Москва, 2011г.
2. Е.И. Матвеева. «Тетрадь по литературному чтению», части 1,2 Издательство « Вита – Пресс», Москва, 2011г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_3_klass_literatura.docx | 36.16 КБ |
tematicheskoe_planirovanie_po_literature_3kl.docx | 45.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 3 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
- ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785)
- Примерной программы по литературному чтению:
-«Примерные программы по учебным предметам» Начальная школа. Часть1, Москва, «Просвещение», 2011г.
- «Сборник программ для начальной общеобразовательной школы, Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, Издательство «Вита – Пресс», Москва, 2011.
3. Программы к завершённой предметной линии учебников «Литературное чтение» для 3 класса начальной школы в двух частях, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации (9-е издание), издательство «Вита-Пресс», Москва, 2011 год, Е.И.Матвеевой.
Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.
Литературное чтение является фундаментом для всего последующего обучения читателя, способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным умением – умением учиться. Этот предмет закладывает основу формирования учебной деятельности – систему учебно-познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат.
Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова способствует реализации в ребенке скрытых возможностей, росту творческого потенциала. В качестве системообразующей задачи развивающего обучения в начальной школе указывается формирование учебной деятельности учащегося, создание условий для превращения ученика в субъект учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Задачи курса:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста;
- воспитание интереса к книге и к чтению;
- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
- воспитание этического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;
- формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса учащихся; понимание духовной сущности произведений;
- формирование установки на здоровый образ жизни.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского языка в 3 классе в объёме 136 годовых часов, значит 4 урока в неделю.
Тематический план курса
№ | основные разделы | количество часов | количество | ||
сочинений | проверочных работ | инсценирований | |||
1 | Рождение замысла | 24 | 2 | 1 | |
2 | В царстве словесного пейзажа | 16 | 1 | ||
3 | «И сразу стало всё не так…» | 28 | 1 | 1 | 3 |
4 | Доброе слово и кошке приятно | 16 | 1 | 1 | |
5 | «О всякой живности» | 21 | 1 | 1 | 1 |
6 | Каждый сам о себе | 13 | 2 | 1 | |
7 | Необычные уроки письма | 18 | 2 | 1 | |
Итого: | 136 часов | 9 | 6 | 5 | |
1 полугодие | 68 ч. | 3 | 3 | 3 | |
2 полугодие | 68 ч. | 6 | 3 | 2 | |
Резерв времени: |
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
- видеть в поступках литературных персонажей соответствие или несоответствие нравственным ценностям;
- понимать общечеловеческий характер нравственных ценностей при многообразии народов, культур и эпох;
- следовать этическим нормам поведения в коллективе, в паре, в группе при чтении, слушании и обсуждении художественных произведений;
- проявлять взаимопомощь в случае затруднения собеседников во время исследования произведений;
- понимать изменение эмоций в художественном произведении и эмоций, проявляющихся при чтении, слушании и обсуждении художественного произведения;
- проявлять интерес к самостоятельному выбору книги для чтения.
Метапредметные результаты:
- правильно читать словосочетаниями, интонировать в соответствии с пунктуацией незнакомые тексты разных жанров;
- самостоятельно придумывать заглавия к тексту объемом около 200 слов (выбором ключевого словосочетания);
- в устной и письменной форме давать развернутый ответ на вопрос по самостоятельно прочитанному тексту;
- иметь представление о таблице и схеме как способе предъявления информации;
- структурировать самостоятельно прочитанный текст в соответствии с заданным количеством микротем;
- составлять модели жанров и изобразительных средств языка;
- иметь представление о библиотеке: ее назначении и устройстве;
- в диалоге и коллективном обсуждении выступать с развернутым ответом;
- оценивать ответ одноклассника по предложенным учащимися критериям.
- пользоваться школьным толковым словарем и детскими энциклопедиями под руководством учителя;
- выступать в роли редактора собственного текста с целью коррекции недочетов.
Предметные результаты:
обязательный минимум содержания | максимальный объем содержания учебного курса |
ученик научится: | ученик получит возможность научиться: |
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы (микротемы); основные события и устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде); использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактам и, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет, определяющие отношение автора к герою, событию; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного); участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт; читать по ролям литературное произведение; создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта | воспринимать художественную литературу как вид искусства; предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; выделять не только главную, но и избыточную информацию; осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам; отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения; оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос; высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста; творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; создавать иллюстрации по содержанию произведения; работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты; создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя) |
Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса
Результаты образовательного процесса | формы контроля |
Личностные | Индивидуальный контроль (беседа, наблюдение, анкетирование) |
Метапредметные | Индивидуальный, групповой, фронтальный контроль (устный опрос, наблюдение, кроссворд, шарады, викторина и т.п.). |
Предметные | Словарная работа, развитие речи, тестирование, проверочные работы сочинения, изложения, рассуждения, описания, инсценирования, создание фильма и мультфильма, прогнозирование. |
Перечень учебно-методического и программного обеспечения образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников | Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова |
Учебник, учебное пособие | Учебник: Е.И.Матвеева «Литературное чтение» для 3 класса в двух книгах, 9-е издание, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, издательство « Вита – Пресс», Москва, 2011г. |
Рабочая тетрадь для обучающихся | Е.И. Матвеева. «Тетрадь по литературному чтению», части 1,2 Издательство « Вита – Пресс», Москва, 2011г. |
Электронное приложение к УМК | Методическое пособие на диске |
Дидактический материал | |
Материалы для контроля (тесты и т.п.) | Тесты, тексты для проверки техники чтения |
Методическое пособие с поурочными разработками | Е.И. Матвеева. Обучение литературному чтению в начальной школе. Издательство « Вита – Пресс», Москва, 2010 |
Список используемой литературы | |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы |
|
Основные формы организации деятельности обучающихся
на учебных занятиях:
- фронтальная,
- индивидуальная,
- групповая,
- самостоятельная работа,
- беседа,
- взаимопроверка обучающимися,
- дидактические игры,
- урок-состязание,
- урок-путешествие и др.
Распределение часов по четвертям
Четверть | Количество часов |
1 четверть | 32 часа |
2 четверть | 32 часа |
3 четверть | 40 часов |
4 четверть | 20 часов |
5 четверть | 12 часов |
Итого | 136 часов |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе .Р.Н.Бунеев.2 класс.
Программа содержит разделы:пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры, результаты освоения учебной программы,...
Рабочая программа по литературе
"Литературное чтение" 1 класс по программе "Школа 2100" с учетом ФГОС...
Рабочая программа по литературе
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного ра...
рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова)
рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова) с ОУД...
Рабочая программа по литературе 2 класс.
Рабочая программа составлена к УМК "Школа России" Климанова, Горецкий (4 часа в неделю)...
Рабочая программа по литературе Республики Коми в 3 классе
Рабочая программа содержит пояснительную записку, КТП....
Рабочая программа по литературе 1-4 классы по программе ПЕрспектива
Рабочая программа разработана на курс начальной школы по программе Перспектива...