Литературное чтение 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_4_klass.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Катайская средняя общеобразовательная школа №1

 

Программа одобрена

на заседании цикла учителей

начальных классов

Протокол №___ от «__»_______20__г.

Согласовано:                                                                    Утверждаю:

Заместитель директора по УВР                                      Директор школы

___________________________                                     ___________________________

«___»_________________  20__г.                                  «___» ________________ 20__г.

Рабочая программа

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

4 класс

Составитель программы: Кокшарова Н.В.,

учитель начальных классов

МКОУ Катайская средняя

общеобразовательная школа №1

2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

       Примерная программа курса «Литературное чтение» создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и  авторской программы по литературному чтению УМК «Перспективная начальная школа». Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по разделам курса третьего класса. Примерная программа служит планом работы в четвертом классе начальной школы.

Общая характеристика учебного предмета

       Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

       Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка.

       Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьника, позволяющего сформировать определенный круг чтения, развивать интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность.

       Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки.

     

Основные содержательные линии

круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуют для детского чтения в начальной школе;

техника чтения определяет основное содержание формирования процесса чтения;

первоначальное литературное образование раскрывает основные литературоведческие термины и понятия;

формирование умений читательской деятельности характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения;

виды речевой деятельности обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.

Цель обучения

       Сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования.

Задачи обучения:

развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в ощени с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Место предмета в базисном учебном плане

     В федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения в четвертом классе отводится 102 часа, 3 часа в неделю.

   

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(102 ч)

       Устное народное творчество - 33 часа

       Формирование общего представления о «мифе» (3 ч) как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представление о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представление о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека.

        Волшебная сказка (9 ч). Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости).

     Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и  русских народных сказках.

       Былина как эпический жанр (историческое повествование) (7 ч). Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями – торговлей или ратными подвигами – свое отечество).

     Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).

       Авторская сказка (10 ч). Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы – к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

       Жизнь жанров фольклора во времени (4 ч).

       Взаимоотношения обрядов и праздников.

       Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексической сходство.

       Народная и авторская сказка.

       Учащиеся должны знать:

- содержание основных литературных произведений, изученных в классе, их авторов и названия;

- основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам.

        Уметь:

- читать осознанно и выразительно про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

- определять тему и главную  мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;

- различать основные малые жанры фольклора; сказку о животных, волшебную сказку; басню, рассказ; отличать народные произведения от авторских;

- обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения.

 

        Рассказ - 30 часов

        Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:

     а) событие в рассказе – яркий случай, раскрывающий характер героя;

     б) сложность характера героя и развитие его во времени;

     в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая «Бумажная победа»);

     г) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;

     д) выразительность художественного языка.

       Учащиеся должны знать:

  - содержание основных литературных произведений, изученных в классе, их авторов и названия.

        Уметь:

- читать осознанно и выразительно про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

- определять тему и главную  мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;

- характеризировать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;

- обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения.

        Сказочная повесть - 9 часов

        С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

        Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживания героя.

        Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превращения. Подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.

        Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в области нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.

        Учащиеся должны знать:

 - содержание основных литературных произведений, изученных в классе, их авторов и названия.

        Уметь:

- читать осознанно и выразительно про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

- определять тему и главную  мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно.

 

        Особенности поэзии - 30 часов

        Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.

Формирование представлений о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.

        Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).

       Учащиеся должны знать:

 - содержание основных литературных произведений, изученных в классе, их авторов и названия.

        Уметь:

- читать осознанно и выразительно про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

- определять тему и главную  мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;

- читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них;

- находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;

- обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения.

       Биография автора художественного произведения (сквозная тема). Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):

     а) роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;

     б) участие воображения и фантазии в создании произведений;

     в) диалоги с современным детям писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.

       Учащиеся должны уметь:

 - составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборник произведений.

 

      Литература в контексте художественной культуры (сквозная тема). Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.

     Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).

         Библиографическая культура (сквозная тема). Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация, сведения о художниках – иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений. Представление о собрании сочинений. Использование толкового и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов, встречающихся на страницах литературных произведений.

        Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.

        Формирование умений выбирать книги в библиотеке на основе рекомендательного списка.

         Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);

- составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборник произведений.

        Умения и навыки чтения и говорения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.  

        Формирование культуры предметного общения:

     а) умений целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;

     б) способности критично относиться к результатам собственного творчества;

     в) способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

     

№ п/п

Тема

Количество

часов

В том числе на

уроки

Внеклассное

чтение

1.

Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире

14

13

1

2.

Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес  к истории, а в авторской сказке – интерес к миру чувств

11

10

1

3.

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека

15

14

1

4.

Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас. Выясняем, насколько мы с ними похожи

11

10

1

5.

Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА

9

8

1

6.

Приближаемся к разгадке ТАЙНЫ ОСОБОГО ЗРЕНИЯ. Выясняем, что помогает человеку стать человеком

9

8

1

7.

Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда

17

16

1

8.

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество

16

15

1

Итого

102

94

8

     

     ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ  ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

       Учащиеся должны знать/понимать:

- содержание основных литературных произведений, изученных в классе, их авторов и названия;

- названия 1-2 детских журналов и их основное содержание (на уровне рубрик);

- основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам.

  Уметь:

- читать осознанно и выразительно про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

- определять тему и главную  мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;

- различать основные малые жанры фольклора; сказку о животных, волшебную сказку; басню, рассказ; отличать народные произведения от авторских;

- характеризировать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;

- читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них;

- находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;

- обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;

- ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);

- составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборник произведений.

   

        Использовать приобретенные знания и  умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  - самостоятельного выбора книг  в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендательному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);  

- определения содержания книги по ее элементам («Оглавлению» или «Содержанию», аннотации, иллюстрациям);

- самостоятельного чтения выбранных книг;

- высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений;

- работы с разными источниками информации (включая словари разного направления).    

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Нормативные документы

1. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования.

2. Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования – Москва, 2005.

Учебно-методическая литература для педагога

1.Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» / Р.Г.Чуракова, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, А.Л.Чекин, Г.В.Трафимова, А.А.Гринева, Т.М.Рагозина, И.Б.Мылова, Е.П.Бененсон, А.Г.Паутова, Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков; Сост. Р.Г.Чуракова. – Изд. 4-е, испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2007.

2. Борисенкова,  О. В. Литературное чтение [Текст]: 4 кл.: Методическое пособие / О. В. Борисенкова, О. В. Малаховская – 3-е, изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

Учебные пособия для учащихся

1. Чуракова Н. А. Литературное чтение [Текст]: Учебник : 4 кл.: в 2 ч. / Н. А. Чуракова. –  М.: Академкнига/Учебник, 2011.

2. Малаховская О. В. Литературное чтение [Текст]: 4 кл : Тетрадь для самостоятельной работы: в 2 ч. / О. В. Малаховская, Н. А. Чуракова– М.: Академкнига/Учебник, 2011.  3.Малаховская О. В. Литературное чтение [Текст]: Хрестоматия: 4 кл. / О. В. Малаховская; под ред. Н. А. Чураковой. - 2-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2009.

     

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата

Тема урока

Стр.

учебника

Стр.

тетради

Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире (14 ч)

1

Древние представления о Мировом дереве, соединяющем Верхний, Средний и Нижний миры.

2

Персей. Древнегреческое сказание.

3

4

Отражение древних представлений о красоте и порядке в земном мире в трехчастной композиции.

5

Древние представления о животных – прародителях, знакомство с понятием «тотем».

6

Особенности героя волшебной сказки.

7

8

Русская сказка «Сивка – Бурка».

9

10

Русская сказка «Крошечка – Хаврошечка».

11

12

Русская сказка «Морской царь и Василиса Премудрая».

13

14

Внеклассное чтение. Русская сказка «Финист – ясный сокол».

Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес  к истории, а в авторской сказке – интерес к миру чувств (11 ч)

15

Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник».

16

17

18

19

20

Былина «Садко».

21

22

Ганс Христиан Андерсен «Русалочка».

23

24

25

Внеклассное чтение. Ганс Христиан Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека

(15 ч)

26

Василий Жуковский «Славянка».

27

28

Василий Жуковский «Весеннее чувство».

29

30

Давид Самойлов «Красная осень».

31

Николай Заболоцкий «Сентябрь».

32

Николай Заболоцкий «Оттепель».

33

Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды…», «Детство».

34

 Владимир Набоков «Обида».

35

36

37

Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренне жалею…».

38

Юрий Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!»

39

Борис Сергуненков «Конь мотылек».

40

Внеклассное чтение. Виктор Драгунский «Красный шарик в синем небе».

Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас. Выясняем, насколько мы с ними похожи (11 ч)

41

Леонид Андреев «Петька на даче».

42

43

44

Антон Чехов «Ванька».

45

46

47

Антон Чехов «Мальчики».

48

49

Внеклассное чтение. Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».

50

51

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде.

Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА (9 ч)

52

Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы».

53

Людмила Улицкая «Бумажная победа».

54

55

Зинаида Серебрякова «Катя с натюрмортом», Пабло Пикассо «Девочка на шаре».

56

Сергей Козлов «Не улетай, пой, птица!»

57

Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!».

58

Владимир Соколов «О умножение листвы…», Борис Пастернак «Опять весна».

59

Владимир соколов «Все чернила вышли, вся бумага…».

60

Внеклассное чтение. Сергей Козлов «Лисичка».

Приближаемся к разгадке ТАЙНЫ ОСОБОГО ЗРЕНИЯ. Выясняем, что помогает человеку стать человеком (9 ч)

61

Сельма Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

62

63

64

65

66

67

Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц».

68

69

Внеклассное чтение. Константин Паустовский «Теплый хлеб».

Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда (17 ч)

70

Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)».

71

Знакомство с настоящим писателем.

72

Мария Вайсман «Шмыгимышь».

 

73

74

Особый язык художников и поэтов.

75

76

Анна Ахматова «Тайны ремесла».

77

Анна Ахматова «Перед весной…».

78

Александр Кушнер «Сирень».

79

Владимир Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

80

Афанасий Фет «Это утро, радость эта…».

81

Федор Тютчев «Как весел грохот…».

82

Михаил Лермонтов «Парус».

83

Максимилиан Волошин «Зеленый вал…».

84

Самуил Маршак «Как работала зима…».

85

86

Александр Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки).

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество (16 ч)

87

Алексей Пантелеев «Главный инженер».

88

89

90

Анна Ахматова «Памяти друга».

91

Николай Рыленков «К Родине».

92

Николай Рубцов «Доволен я буквально всем…».

93

94

Дмитрий Кедрин «Все мне мерещится…».

95

Гимн природе.

96

Государственный гимн Российской Федерации.

97

Карл Брюллов «Последний день Помпеи»

98

Плиний Младший «Письму Тациту».

99

Александр Пушкин «Везувий зев открыл…».

100

Внеклассное чтение. Путешествие в Казань. В мастерской художника.

101

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Олимпиада.

102

Итоговое повторение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...