Урок чтения В.Л.Дуров "Наша Жучка"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Урок дан по методике обучения литературному чтению средствами субъективизации. Демонстрируется слайд-шоу о Дуроке В.Л. (сайт www.nachalka.com/sid)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_v_3_klasse_nasha_zhuchka.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения. 3 класс
Тема: Рассказ В.Л. Дурова «Наша Жучка»
Урок дан по методике обучения литературному чтению средствами субъективизации и включает в себя следующие этапы урока:
1. Мобилизующий.
2. Формирование учащимися темы и цели урока.
3. Подготовительный (сообщение об авторе, словарная работа, аннотация темы чтения на основе названия произведения, новых слов и по другим признакам).
4. Первичное восприятие текста.
5. Анализ.
6. Обобщение по произведению.
7. Просмотр учебного слайд-шоу «Владимир Леонидович Дуров»
8. Итог урока и домашнее задание.
Методика предусматривает непосредственное активное и осознанное участие школьников в уроке, мобилизацию их внимания, развитие мышления, обогащение словарного запаса и речемыслительной деятельности.
Цели:
- развить умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы;
- развить навыки беглого, осознанного, выразительного чтения;
- развивать творческое воображение, выявлять нравственную позицию ученика в его отношении с животными;
- формировать способность формулировать нравственные суждения;
- воспитывать сочувствие, доброту, отзывчивость к четвероногим друзьям, стремление совершать добрые дела.
Оборудование:
портрет В.Л. Дурова, лента времени, карточки с фамилиями авторов (Пришвин, Толстой, Кутузов, Драгунский, Ушинский), картинки (носорог, акула, шмель, аист, жираф, утка, черепаха, кролик, антилопа), карточки для составления плана (для всех учеников), карточки с новыми словами, учебник «Родная речь» для 3 класса начальной школы (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горец-кий, М.В. Голованова) М. 2006.
Ход урока.
I. Мобилизующий этап.
Учитель (У). Сегодня мы познакомимся с неизвестным для нас автором и его произведением. Прочитайте фамилии авторов
Дети (Д). М. Пришвин, Л. Толстой, О.Кургузов, В.Драгунский, К. Ушинский.
Р М.Пришвин 1873 1954
У Л.Толстой 1828 1910
В О. Кургузов 1962
О В.Драгунский 1913 1972
Д К. Ушинский 1824 1910
II. Формулирование учащимися темы и цели урока.
У. Расположите карточки с фамилиями на ленте времени, учитывая год рождения писателя, и вы узнаете фамилию автора, с произведением которого мы будем работать на уроке. (Дуров)
Вы правильно определили. Сформулируйте первую часть темы урока.
Д. Произведение В.Л. Дурова.
У. Узнаем название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. Рассмотрите картинки. Назовите животных, которые изображены на них.
Д. Носорог, акула, шмель, аист, жираф, утка, черепаха, кролик, антилопа.
У. Подумайте, что надо сделать с названиями этих животных?
Д. Нужно по первым буквам составить слово.
У. Правильно. Что получилось?
Д. Получилось «Наша Жучка».
У. Сформулируйте тему нашего урока полностью.
Д. Тема урока; В.Л. Дуров и его произведение «Наша Жучка».
У. Сформулируйте цель нашего урока, пользуясь опорой:
- Познакомиться с …..
- Развивать технику ….
- Выражать свое …..
- Узнать, что хотел….
III. Подготовительная работа.
У. Приступим к работе.
Что вы знаете об авторе произведения — В.Л. Дурове?
Послушайте биографию автора по частям. Внимательно слушая, составьте план рассказа. Каждый пункт плана должен быть озаглавлен с помощью одного слова.
Д. (работают с карточками – семья, учеба, дрессировка, театр).
ПЛАН
1.
2.
3.
4.
У. 1) В.Л. Дуров — знаменитый русский дрессировщик и ученый. Он родился в Москве в 1863 году в дворянской семье. Его родители рано умерли.
2) Его и брата Анатолия воспитывал крестный. С детства Володю тянуло к животным, он мечтал о цирке. Но крестный отдал Володю и его брата в военную гимназию. Там их учили маршировать, стрелять. Но гимназию они не закончили.
3) Когда Володя подрос, он убежал из дома и поступил в балаган к циркачу Ринальдо. Мальчик завел себе собаку Бишку, гуся Сократа. Володя дрессировал их не побоями, а терпеливо приручал к себе. О дрессировке зверей позднее он написал книгу.
4) В 1912 году в Москве он открыл уголок зверей, который позднее стал Театром зверей. Звери в театре показывали сказку «Терем-теремок», басни Крылова. Мыши представляли аттракцион «Мышиная железная дорога». В спектаклях участвовали дрессированные медведи, морские львы, обезьяны, лисы и другие животные.
Проверим, какой план у вас получился.
Д. ПЛАН
Семья
Учеба
Дрессировка
Театр
Словарная работа
У. В новом произведении вам встретятся новые или малознакомые слова. Рассмотрите внимательно запись на доске.
Надзиратель — лицо, которое занимается надзором над кем-нибудь (наблюдатель).
Приговор — решение суда после слушания судебного дела.
Откройте страницу 98 учебника, назовите слова, значения которых учебник предлагает узнать по толковому словарю.
Д. Жребий.
Прочитайте значение этого слова по толковому словарю.
Предположение, предварительный прогноз.
- Зная, кто такой В.Л. Дуров, название его произведения и значения трудных слов из текста, попытайтесь определить, о чем в нем пойдет речь.(Ответы детей)
У. Давайте проверим, насколько правильны ваши мысли.
Послушайте внимательно произведение «Наша Жучка» В.Л. Дурова.
IV. Первичное восприятие. Учитель читает рассказ.
V. Проверка предположений.
-Чье предположение оказалось более точным?
-Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?
Д. Чувство страха и тревоги за Жучку.
У. К какому жанру относится это произведение? Назовите его признаки.
Д. Это рассказ, так как присутствуют признаки рассказа:
- повествовательность,
- небольшой объем,
- небольшое количество героев,
- описание одного сюжета.
V.ФИЗМИНУТКА
проводится за компьютерами «Электронная физминутка»
VI.Чтение произведения вслух учащимися
VII. Анализ произведения.
У. Что вы узнали об учащихся военной гимназии?
Д. Их учили стрелять, маршировать, отдавать честь, брать на караул.
Учитель поясняет значение некоторых слов.
Отдавать честь — приветствовать, прикладывая руку к головному убору.
Брать на караул — отдавать честь ружейным приемом.
Плац — площадь для военных парадов, строевых занятий.
Самосуд — самочинная расправа над кем-нибудь без ведома суда, властей.
У. После какого события надзиратель изменил отношение к любимой собаке гимназистов и в чем это проявилось?
Д. Надзиратель изменил отношение к собаке после того, как завел себе свою собаку. Он ее жестоко бил, мучил, плеснул на нее кипятком.
У. Что задумали ребята? С какой целью?
Д. Ребята задумали отомстить надзирателю, проучить его, чтобы он так больше не делал.
У. Правильно ли поступили гимназисты, решив казнить собаку надзирателя?
Д. Неправильно, так как собака надзирателя ни в чем не виновата.
У. Вы правы. Любое проявление жестокости нельзя считать правильным поступком.
У. Как вы оцениваете действие палача?
Д. Володя поступил неправильно. Нельзя быть жестоким.
У. Давайте прочитаем этот отрывок.
VIII.Чтение отрывка «...Я накинул Жучке на шею веревку...».
У. Какие качества Володи взяли верх?
Д. В нем боролись жалость и то, что он должен это сделать, но Володя все равно совершил казнь.
IX.Вывод:
Когда в человеке борются противоречивые чувства, то предпочтение следует отдавать гуманным чувствам. Как вы считаете, почему собака не была озлобленной?
Д. Она ничего не поняла, восприняла все как игру.
У. Как этот случай повлиял на дальнейшую жизнь Володи?
Д. Володя понял, что нужно быть гуманным по отношению к животным. Он решил посвятить свою жизнь дрессировке животных только с помощью любви и ласки.
V. Нужно правильно оценить свой поступок, переосмыслить свои действия и, учась на своих ошибках, строить дальнейшую жизнь правильно.
X. Обобщение по произведению.
У.Какова идея этого произведения? Что хотел сказать автор этим произведением?
Д. Быть жестоким нельзя, это плохо. Когда в человеке борются противоречивые чувства, то предпочтение следует отдавать гуманным чувствам, которые помогают в проявлении любви, а не жестокости. Учись на ошибках и строй дальнейшую жизнь правильно!
XI. Просмотр учебного слайд-шоу «Владимир Леонидович Дуров»
XII.Итог урока
У. Назовите автора и произведение, с которым мы сегодня познакомились?
Д. Мы сегодня познакомились с произведением В.Л. Дурова «Наша Жучка».
XIII.Домашнее задание..
Составьте дома рассказ о В.Л. Дурове по плану,
Приготовить выразительное чтение рассказа «Наша Жучка».
XIV.Рефлексия
Какие впечатления остались после этого урока?
Используемая литература:
1.Разработка урока Г.Д. ДЕГТЕРЕВОЙ, учителя начальных классов, школа №10 К.Э. Циолковского, г. Кирова из журнала «Начальная школа» №7 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения Тема: В. Л. Дуров. Наша Жучка.
Задачи урокаПознакомить с рассказом В.Л. Дурова «Наша Жучка».Совершенствовать навыки работы с текстом: ответы на вопросы, акцентное вычитывание.Учить решать нравственные проблемы на основе текста худо...
Урок чтения . Тема урока: Владимир Леонидович Дуров. «Наша Жучка».
Разработка открытого урока чтения по теме "Наша Жучка". В.Л.Дуров...
Технологическая карта урока литературного чтения «В.Дуров «Наша Жучка» 3 класс
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.Дуров «Наша Жучка»Цели урока: - Воспитание нравственных качеств учащихся, любви к живому пробуждение сострадания и милосердия к братьям нашим меньш...
Конспект урока по литературному чтению В.Дуров "Наша Жучка"
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 «А»Тема урока: В. Дуров «Наша Жучка»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Дурова; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое...
Разработка урока чтения во 2 классе "В.Л. Дуров "Наша Жучка"".
Разработка урока. Презентация....
Конспект урока литературного чтения В. Дуров «Наша жучка»( УМК "Школа России ",3 класс )
Цели урока: ознакомить учащихся с произведением В.Л.Дуров “Наша Жучка”; создать условия для формирования читательских умений и навыков (умения выразительно читать, анализировать текст худо...
Урок чтения "Сказка про маленького жучка" По О.Иваненко
Конспект урока чтения для обучающихся 4 класса (УО)...