Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме

Чукалова Нина Андреевна

КТП по литературному чтению 4 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie-literaturnoe_chtenie_4_klass.docx70.61 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»

                                                                           

                                                                                                                                                  УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                                                   протоколом педагогического совета

от ___  __________2012г. № ___          Директор МБОУ «СОШ №19»

                                                                                                               __________   Григорьев М.Ю.  

                                                                                                                                                          Введено приказом №_____

                                                                                                                                                  от ___  ________ 20___ г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

ДЛЯ 4Б  КЛАССА (1 час в неделю, 35 часов  в год)

Составитель:  Чукалова Нина Андреевна

(начальные классы, высшая кв. категория)

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора  ____________            Газизова Г.К.

РАССМОТРЕНО

на заседании МО, протокол от  ___     _______ 20___ г.   № __

Руководитель МО    ___________       Моргачева О.В.

Набережные Челны

2012г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (начальное общее образование) – утверждён приказом МО и Н РФ от 5.03.2004 №1089, примерных программ по учебным предметам, программы образовательной системы «Перспективная начальная школа» автора  Н.А.Чураковой.

Рабочая программа по литературному чтению ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Чуракова Н.А., Литературное чтение 4 класс: Учебник. В 2-х ч. - М.: Академкнига/Учебник, 2011г.

2. Малаховская О.В. Литературное чтение 2 класс: Хрестоматия - М.: Академкнига/Учебник, 2012г.

Цель курса «Литературное чтение» - сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.

Основная цель выражается в главных идеях:

сформировать грамотные представления о фольклорных жанрах и произведениях авторской литературы;

познакомить обучающихся с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и контрастом;

на материале произведений живописи и графики показать особенности художественного образа в изобразительном искусстве;

на музыкальном материале показать особенности художественного образа в музыкальном искусстве.

 Особенность четвертого года изучения литературы состоит в том, что этот год завершает формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров авторской литературы.

Итогом четвертого года обучения должны стать: начальные умения анализа литературного произведения, умения устного и письменного высказывания в рамках разных жанров (сочинение на свободную тему; сравнительный анализ двух произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении); первичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественной литературы; эстетическое переживание ценности художественных произведений.

Задачи:

1.развитие умения понимать нравственный смысл целостного произведения (разный жанр);

2.формирование умения видеть красоту прочитанного произведения;

3.формирование умения различать разные способы картины мира в художественных произведениях;

4.формирование умения ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом;

5. формирование умения пользоваться справочной литературой

Курс разработан в соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ. В 2012\2013 учебном году на изучение литературного чтения в 4 классе отводится 2 часа в неделю, 35 учебных недель. Всего за год – 70 часов. Разделы программы «Перспективная начальная школа» по литературному чтению автора Н. А. Чураковой соответствуют разделам стандарта.

Логика изложения и содержание авторской программы соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, в программу почти не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания. Программа 4-го класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствование техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Младшие школьники смогут обнаружить использование в авторской детской поэзии жанровых особенностей фольклора: сюжетно-композиционных особенностей кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбель ной песенки. В 3-м классе программа предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой Продолжающееся знакомство с авторской литературой не ограничивается авторской поэзией - младшие школьники знакомятся с жанром рассказа. Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки герое», их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма. Программа предусматривает включение литературных произведений в контекст других видов искусства на основе сравнения произведений литературы и живописи.

Основное содержание обучения представлено разделами: «КРУГ чтения И Опыт читательской деятельности», « ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Содержание тем учебного курса.

Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире

Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека.

Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости).

Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках.

Былина как эпический жанр (историческое повествование). Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торговлей или ратными подвигами — свое отечество).

Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).

Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке- интерес к миру чувств

Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

Жизнь жанров фольклора во времени

Взаимоотношения обрядов и праздников.

Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.

Народная и авторская сказка.

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.

Сказочная повесть. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.

Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.

Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.

Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.

Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).

Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас.

Рассказ. Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:

а)  событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя;

б) сложность характера героя и развитие его во времени;

в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая «Бумажная победа»);

г) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;

д) выразительность художественного языка.

Пытаемся понять, как на нас воздействует красота.

Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):

роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;

участие воображения и фантазии в создании произведений;

диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.

Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда.

Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.

Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое  Отечество.

Библиографическая культура. Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация. сведения о художниках-иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений. Представление о собрании сочинений. Использование толкового и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов, встречающихся на страницах литературных произведений.

 Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.

Формирование умений выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее.

Умения и навыки чтения и говорения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.

Формирование культуры предметного общения:

умений целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;

способности критично относиться к результатам собственного творчества;

способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.

Требования к уровню подготовки учащихся

по курсу «Литературное чтение» к концу четвёртого года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

содержание основных литературных произведений, изученных в классе, их авторов и названия;

названия 1-2 детских журналов и их основное содержание (на уровне рубрик);

основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам.

Уметь:

читать осознанно и выразительно про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

 определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;

различать основные малые жанры фольклора; сказку о животных, волшебную сказку; басню, рассказ; отличать народные произведения от авторских;

характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;

читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них;

находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;

обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;

ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);

составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборник произведений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для самостоятельного выбора книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);

определения содержания книги по ее элементам («Оглавлению» или «Содержанию», аннотации, иллюстрациям);

самостоятельного чтения выбранных книг;

высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений;

работы с разными источниками информации (включая словари разного направления.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во часов

Календарные сроки

Фактичес-кие сроки

Предметные результаты

Контроль

знания

умения

ОУУН

1

Как люди в древности представляли себе окружающий мир. Древнегреческое сказание «Персей».

1

Иметь представление о том, как люди в древности представляли себе окружающий мир; о литературном жанре «древнегреческое сказание».

Уметь: определять вид сказки (сказка о животных, волшебная сказка); перечислять русские народные сказки; определять особенность волшебного мира в сказках (лес, подземное царство, подводное царство, небесно-заоблачное царство); называть народные праздники, в которых до сих пор участвуют деревья; находить подтверждения в тексте своим предположениям; анализировать волшебные предметы литературного произведения

Определение жанра литературного произведения. Умение работать с книгой

2

Древнегреческое сказание «Персей». Поход в «Музейный Дом». Икона «Христос спускается в ад».

1

Знать понятие «герой волшебной сказки».

Иметь представление о темах разных народов мира в разные времена.

Уметь: изучать композицию на иконе «Христос спускается в ад»; находить горизонтальную композицию; определять, какими животными обозначен Верхний мир и Нижний мир; объяснять значение слова «тотем»; отвечать на вопросы клуба «Ключ и заря»; называть сказки, где животные обладают чудесными способностями и становятся волшебными помощниками героев; подтверждать характеристики героя волшебной сказки на примере сказок Ш. Пьерро

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

3

Русская народная

сказка «Сивка-бурка»

1

Уметь: анализировать сказку; делить текст на смысловые части; высказывать предположения о дальнейшем развитии событий; объяснять название сказки; описывать внешний вид героя сказки; выбирать характеристики героя для Иванушки-дурачка; пользоваться библиотекой; сравнивать содержания якутской сказки «Приемыш-богатырь» с русской народной сказкой «Сивка-бурка»

Произведения устного народного творчества

4

Русская народная

сказка «Крошечка-Хаврошечка»

1

Уметь: объяснять имя главного героя; находить и отмечать характеристики, которые соответствуют понятию «герои волшебной сказки»; называть волшебных помощников в сказке (тотемное животное, тотемное растение); сравнивать содержание и прядок событий в сказках «Сивка-бурка» и «Крошечка-Хаврошечка».

Произведения устного народного творчества

5

Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»

1

Уметь: находить в сказке волшебные числа; пользоваться библиотекой; давать характеристику герою волшебной сказки; подтверждать свое мнение примерами из сказки; называть тотемное животное в сказке

Произведения устного народного творчества

6

Русская народная сказка «Морозко»

1

Уметь: определять в сказке волшебный мир, его хозяина; читать по ролям разговор Морозко со стариковой дочкой, а затем со старухиной; сравнивать двух дочерей; доказывать, что старикова дочь обладает чертами героя волшебной сказки; подтверждать логику, свойственную волшебной сказке

Произведения устного народного творчества

7

Русская народная

сказка «Финист - ясный сокол».

Слушаем музыку. Музыкальная пьеса Анатолия Лядова «Баба-яга».

1

Уметь: сравнивать героев сказки; называть черты героя волшебной сказки; подтверждать свое мнение словами из текста; называть черты тотемного животного в избушке бабы-яги; сравнивать описание леса; анализировать отношение волшебного мира к Марьюшке: называть волшебных помощников; пользоваться библиотекой; сравнивать изображение героев в литературном и музыкальном произведениях

Произведения устного народного творчества. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

8

Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк».

1

Уметь: находить признаки волшебных предметов; давать характеристику герою сказки; называть тотемных животных произведения; пользоваться библиотекой

Произведения устного народного творчества. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя

9

Башкирская народная сказка «Алтын-сака -

золотая бабка»

1

Уметь: работать с толковым словарем; доказывать, что эта сказка волшебная; называть волшебных помощников в сказке; сравнивать башкирскую сказку с русскими народными сказками; объяснять сходство мотивов в сказках и преданиях разных народов мира; доказывать, что сказка построена по всем сказочным законам

Сказки разных народов мира

10

Обобщение по теме «Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире». Тест.

1

Уметь создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанному произведению

Сказки разных народов мира. Произведения устного народного творчества

Тест.

11

Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М. Врубеля «Богатырь»

1

Уметь: читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо- юдо - получеловек- полуптица; выделять средства выразительности; доказывать, что богатырь и конь - это часть сказочного леса; сравнивать литературные произведения и произведения изобразительного искусства; пользоваться библиотекой; сравнивать богатырей и сказочных героев

Произведения устного народного творчества. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными

произведениями

12

Илья Муромец и Святогор.

Репродукция картины Виктора Васнецова «Богатырь»

1

Уметь: работать с фразеологическим словарем; подтверждать земное происхождение богатыря; сравнивать разговор Святогора с конем и разговор Ильи Муромца со своим конем; отвечать на вопросы строчками из былины; находить связь былины с авторскими сказками; определять, как художник показывает волшебную силу богатыря; сравнивать богатырей волшебного и земного происхождения

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

13

Былина «Садко».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция

картины Н. Рериха «Заморские гости»

1

Уметь: анализировать произведение изобразительного искусства; читать былины нараспев; пользоваться библиотекой; сравнивать отрывки (описание бури и описание подводного царства); указывать связь былины с русской народной сказкой

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

14

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

1

Знать творчество Г.-Х. Андерсена.

на

Уметь: сравнивать описание подводного царства Г.-Х. Андерсена с описанием подводного царства в русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» и в былине «Садко»; давать характеристику главному герою; сравнивать описание бури Г.-Х. Андерсена и в былине «Садко»; подтверждать свое мнение цитатами из текста; пользоваться библиотекой; рассказывать о творчестве Г.-Х. Андерсе

Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя

15

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

1

Зарубежные авторские сказки. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения

16

Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

1

Знать, что самое главное в народной сказке - способность героя выдержать испытания и восстановить нарушенную справедливость, а в авторской сказке - мир чувств и переживаний героя.

Уметь: работать с толковым словарем; называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев народных и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цитатами из текста; сравнивать концовку народной и авторской сказки

Различение жанров произведений. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя

17

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История первая, в которой рассказывается о зеркале и его осколках». «История вторая. Мальчик и девочка»

1

Уметь: отвечать на вопросы по содержанию сказки; цитировать нужный отрывок; выразительно читать диалог детей

Различение жанров произведений

18

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История пятая. Маленькая разбойница». «История шестая. Лапландка и финка» «История седьмая. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом».

Слушаем музыку. Музыкальная пьеса «В пещере горного короля» Э. Грига

1

Знать, что в авторской волшебной сказке сила чувств важнее, чем сила волшебных предметов.

Уметь: анализировать содержание сказки; описывать внешний вид героини; сравнивать характеры Герды и маленькой разбойницы; называть географические названия мест, которые указывает автор

Сходство и различие авторской и народной сказки

19

Обобщение по теме «Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке - интерес к миру чувств». Тест.

1

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Сходство и различие авторской и народной сказки

Тест.

20

В. Жуковский «Славянка», «Весеннее чувство».

Поход в «Музейный Дом». Репродукции

картин И. Левитана «Тихая обитель», «Тропинка в лиственном лесу. Папороники»

1

Знать, что выражать любовь к природе можно по-разному.

Уметь: работать с толковым словарем; доказывать, что стихотворение написано 200 лет назад; находить звуковые впечатления, которые поэт отразил в стихотворении; читать текст по цепочке; сравнивать впечатления поэта и художника от заката; сравнивать настроение поэта в двух стихотворениях; определять, как автор передает праздничное весеннее освещение; определять время написания стихотворения; сравнивать впечатления и чувства художника в разных картинах о природе; называть средства художественной выразительности (композиция, цветовая гамма); определять, в каком музее хранятся картины

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

21

 Давид Самойлов «Красная осень». Николай Заболоцкий «Сентябрь». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М. Врубеля «Жемчужина» Николай Заболоцкий «Оттепель»

1

Уметь: определять, с помощью какого цвета поэт передает свое переживание красоты осени; объяснять, почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков - с полураскрытыми устами; делиться своими чувствами при чтении стихотворения; цитировать строчки, которые подтверждают высказывание; работать с толковым словарем; читать строки-описания непогоды; делиться своими впечатлениями при анализе произведения изобразительного искусства

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

22

Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды...», «Детство»

1

Уметь: определять, в каких двух строфах выражено главное переживание поэта; анализировать авторские сравнения; называть авторские главные жизненные ценности; определять героя стихотворения; подтверждать свое мнение строками из стихотворения

Произведения выдающихся представителей русской литературы

23

Владимир Набоков «Обида».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Эмили Шанкс «Наём гувернантки»

1

Уметь: выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники; сравнивать характеры героев, изображенных на картине

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

24

Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...» Юрий Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!».

Поход в «Музейный Дом».

Репродукция

картины С. Лучишкина «Шар улетел»

1

Уметь: сравнивать литературное произведение и произведение живописи; работать с толковым словарем; находить в стихотворении подтверждения того, что поэт подмечает малейшие подробности окружающего его мира; рассказывать о творчестве автора: работать с толковым словарем; объяснять название произведения; рассказывать о творчестве Юрия Коваля; определять жанр произведения

Произведения о взаимоотношениях людей. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героев

25

Виктор Драгунский «Красный шарик в синем небе»

1

Уметь: давать характеристику героям рассказа В. Драгунского; цитировать строки из произведения; объяснять приемы смешного; рассказывать о творчестве В. Драгунского

Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений

26

Борис Сергуненков «Конь Мотылек». Репродукция картины В. Батенина «Голуби в небе»

1

Уметь: сравнивать произведения живописи и литературные произведения; анализировать содержание произведения; определять жанр произведения; сравнивать переживания героев Юрия Коваля и Бориса Сергуненкова

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

27

Джералд Даррелл «Землянично- розовый дом» (отрывок из повести «Моя семья и другие звери»). Репродукции картин Г. Захарова «Зимние разговоры» и «Пейзаж с карасями»

1

Иметь представление об изготовлении офорта.

Уметь: анализировать картины Г. Захарова «Зимние разговоры» и «Пейзаж с карасями»; заканчивать высказывание героев учебника; называть средства художественной выразительности; анализировать содержание произведения

Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

28

Обобщение по теме «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека». Тест.

1

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по изученным произведениям

Тест.

29

Леонид Андреев «Петька на даче»

1

Уметь: работать с толковым словарем; высказывать свое мнение о главных героях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

30

Леонид Андреев

«Петька на даче».

Репродукции картин Н. Богданова- Бельского «Ученицы», «У дверей школы»

1

Уметь: цитировать строки из произведений; давать характеристику героям; анализировать содержание произведения; рассматривать и анализировать репродукции двух картин Н. Богданова-

Бельского «Ученицы», «У дверей

школы»

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

31

Антон Чехов «Ванька».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Н. Богданова- Бельского «Визитеры», «Дети за пианино»

1

Уметь: работать с фразеологическим словарем; описывать внешний вид героя; доказывать ответы строками из произведения; анализировать содержание произведения; сравнивать отрывки из писем героя; определять тему и основную мысль картины; сравнивать произведения живописи и литературные произведения

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

32

Антон Чехов «Мальчики»

1

Уметь: делить текст на смысловые части; пересказывать рассказ; определять главную мысль литературного произведения

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Участие в диалоге при

обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения

33

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

1

Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать ответы строчками из текста; находить в тексте конкретно- исторические приметы времени; сравнивать рассказы А. Чехова «Ванька», Л. Андреева «Петька на даче», А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

Высказывание оценочных суждений. Определение жанра литературного произведения

34

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

1

Уметь: доказывать, что Чернушка не простая курочка, а персонаж волшебной сказки; отвечать на вопросы по содержанию

Высказывание оценочных суждений

35

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

1

Уметь: анализировать описание внешнего вида героя произведения; доказывать свое мнение; делить текст на смысловые части

События, составляющие основу произведения

36

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

1

Уметь: анализировать характеры героев произведения; подтверждать свое мнение цитатами из текста

Восприятие и понимание переживаний героев

37

Обобщение по теме «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас» Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде. Проверочная работа.

1

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

Связь названия с темой текста, мысль текста Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях

Проверочная работа.

38

Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы»

1

Уметь: делить текст на смысловые части; пересказывать рассказ; определять главную мысль литературного произведения

Восприятие и понимание переживаний персонажей

39

Людмила Улицкая «Бумажная победа»

1

Уметь: делить текст на смысловые части; пересказывать рассказ; определять главную мысль литературного произведения

Восприятие и понимание переживаний персонажей

40

Сергей Козлов  «Не улетай, пой птица!», «Давно бы так, заяц!»

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Ван Гога «Огороженное поле»

1

Знать: произведения Сергея Козлова для детей; что красота способна творить чудеса - преображать душу, делать ее Свободной и красивой.

Уметь: выразительно читать; работать с иллюстрацией; выделять средства художественной выразительности; сравнивать сказки С. Козлова; выделять в литературном произведении силу красоты; зачитывать строки из текста

Восприятие и понимание переживаний персонажей. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

41

Владимир Соколов «О умножение листвы на золотеющих дорожках!»

1

Уметь: читать наизусть; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; анализировать, какое чувство вызывает у героя сочетание золотой осени и наступающей зимы; читать, соблюдая знаки препинания; объяснять крылатые выражения

Произведения о детях и для детей. Восприятие и понимание их переживаний. Герои

произведения

42

Борис Пастернак «Опять весна» (отрывок) Владимир Соколов «Все чернила вышли, вся бумага, все карандаши»

1

Знать понятия «ритм», «звукопись», «повторы слов», «строфа».

Уметь: находить и перечитывать первую строфу; выделять средства художественной выразительности (ритм, звукопись, повторы слов)

Различение жанров литературных произведений Восприятие на слух художественного произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

43

Сергей Козлов «Лисичка»

1

Уметь: работать с толковым словарем; определять, чьими глазами автор смотрит на школьников, улицы и дома; называть имена героев; цитировать произведение; определять литературный прием, который использует автор с целью передать переживания героини

Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге о прочитанном произведении Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения

44

Обобщение по теме «Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА»

1

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания

45

Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

1

Уметь: анализировать содержание текста; объяснять прозвище героя; высказывать свое отношение к героям; определять жанр произведения

Связь названия с темой текста, мысль текста

46

Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

1

Уметь: давать характеристику героям произведения; пользоваться библиотекой; выразительно читать текст; пересказывать по плану

Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания

47

Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц»

1

Уметь: объяснять выделенные в тексте

слова; ориентироваться в тексте; подтверждать, что автор использует приемы олицетворения, сравнения и повтора, чтобы описание было выразительным; давать характеристику цветка

Произведения о детях. Герои произведения

48

Константин Паустовский «Теплый хлеб»

1

Уметь: пользоваться толковым словарем; определять историческое время, описываемое в рассказе; объяснять поступки героев; находить в тексте описание метели; отвечать на вопросы по содержанию текста; выделять основную мысль

Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам

49

К. Паустовский «Теплый хлеб».

Поход в «Музейный Дом». Репродукции рисунков углем

В. Серова «Портрет Елизаветы Карзинкиной», «Портрет Клеопатры Обнинской». Слушаем музыку «Шутка» из Оркестровой  сюиты си-минор И.С. Баха

1

Уметь: доказывать снос мнение; объяснять название произведения; определять, если в названии произведения переносный смысл; выделять в рассказе реальные события; называть главную мысль произведения; работать с иллюстрацией; сравнивать портреты двух людей; анализировать музыкальные произведения

Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

50

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)». Заседание клуба «Ключ и заря», на котором присутствовал бы настоящий писатель

1

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

Осмысление цели чтения. Различение жанров произведений Построение небольшого монологического высказывания

51

Мария Вайсман «Шмыгимышь».

Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала «День рождения» Репродукция картины Франца Марка «Птицы». В. Хлебников «Кузнечик»

1

Уметь: пользоваться библиотекой; анализировать поведение героев; объяснять свою точку зрения; работать с толковым словарем; сравнивать живописные работы П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала «День рождения» анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; сравнивать стихотворные произведения; работать с иллюстрациями

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

52

А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни такие...». А.Кушнер «Сирень».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Натана Альтмана «Портрет Анны Ахматовой» Репродукция картины П. Кончаловского «Сирень»

1

Уметь: сравнивать стихотворные произведения; цитировать произведения; анализировать живописные произведения: сравнивать литературное произведение Л. Кушнера «Сирень» и живописное произведение П. Кончаловского «Сирень»; доказывать свое мнение; находить и читать необходимые строфы; цитировать произведения

Связь названия с темой текста, мысль текста. Герои произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

53

В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

1

Уметь: выделять средства художественной выразительности; объяснять название стихотворения; выразительно читать

Построение небольшого монологического высказывания

54

Афанасий Фет «Это утро, радость эта...» Федор Тютчев «Как весел грохот летних бурь...»

1

Знать понятие «рифма».

Иметь представление о кольцевой и охватной рифме

Уметь: выделять средства художественной выразительности; перечитывать стихотворение; находить необходимые строфы; цитировать

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие и понимание их переживаний

55

М. Лермонтов «Парус»

1

Уметь: находить необходимые строфы; читать, соблюдая знаки препинания; подтверждать свою точку зрения

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

56

Максимилиан Волошин «Зеленый вал отпрянул и пугливо умчался вдаль...». Самуил Маршак «Как поработала зима!»

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины И. Айвазовского «Девятый вал»

1

Уметь: работать с толковым словарем; сравнивать литературное произведение и произведение живописи; выделять средства художественной выразительности

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь

произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

57

А. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки): «В тот год осенняя погода», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...» Обобщение по теме «Обнаруживаем, что у искусства есть своя, особенная, правда». Тест.

1

Произведения выдающихся представителей русской литературы Различать жанров произведений. Герои произведения

Тест.

58

Алексей Пантелеев «Главный инженер».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины А. Дейнеки «Окраина Москвы»

1

Уметь: работать с иллюстрациями; анализировать средства художественной выразительности; делить текст на смысловые части; пересказывать произведение; определять жанр произведения

Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств:

с живописными и музыкальными произведениями

59

Алексей Пантелеев «Главный инженер».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины П. Пикассо «Герника»

1

Уметь: анализировать произведения живописи; доказывать свое мнение; выбирать приемы и средства художественной выразительности

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

60

Анна Ахматова «Памяти друга» Н.Рыленков «К Родине»

1

Знать понятие «контраст».

Иметь представление о том, что контраст бывает цветовой и звуковой.

Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать строками из текста; описывать пейзаж; определять главного героя стихотворения; выделять средство художественной выразительности - контраст

Герои произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события

61

Николай Рубцов «Доволен я буквально всем!».

Слушаем музыку С. Рахманинова «Концерт № 2, Сочинение 18»

1

Уметь: делить стихотворный текст на смысловые части; цитировать строки; анализировать точку зрения героя; анализировать музыкальное произведение

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

62

Дмитрий Кедрин «Все мне мерещится поле с гречихою...».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины В. Попкова «Моя бабушка и ее ковер»

1

Уметь: определять главную мысль стихотворения; анализировать переживания героя; анализировать произведение живописи; определять главного героя стихотворения

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

63

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Б. Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот». Репродукция картины К. Брюллова «Последний

день Помпеи». Плиний Младший «Письмо Тациту»

 Древнегреческий гимн природе. Государственный гимн Российской Федерации

1

Знать, что гимн - это древний вид стихотворного текста, адресованный силе, от которой люди чувствуют зависимость.

Уметь: сравнивать современную фотографию с видом Спасской башни и репродукцию картины Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот»; сравнивать два гимна: древнегреческий и современный российский; определять, кому обращен каждый гимн; сравнивать первые строфы в обоих гимнах; сравнивать содержание последних строк; объяснять значение выделенных слов

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

64

А. Пушкин «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом...»

1

Уметь: объяснять строки литературного произведения; определять, какой рифмой связаны первые две строчки стихотворения; рассказывать о творчестве А.Пушкина

Произведения выдающихся представителей русской литературы

65

Обобщение по теме «Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество». Проверочная работа.

1

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

Развитие сюжета произведения. Выразительное чтение. Произведения классиков детской литературы

Проверочная работа.

66

В мастерской художника. Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин И. Колмогорцевой «Мост через Казанку», «Улица Муссы Джалиля», «Казанский кремль», «Ивановский монастырь», «Петропавловский собор»

1

Иметь представление о работе художника; о гравюрах на металле, которые называют офортами.

Уметь: пересказывать; анализировать и сравнивать репродукции картин Ирины Колмогорцевой; выделять средства художественной выразительности

Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

67

Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее»

1

Знать выдающихся представителей русской литературы, классикой детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие внутреннего мира героя

68

М.Яснов «Снизу вверх посмотрел…»

1

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

69

А.Пушкин «Сквозь волнистые туманы…», «Гонимы вешними лучами…»

70

Итоговое заседание клуба «Ключ и заря»

1

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС

календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...

Календарно-тематический план по предмету "Литературное чтение. 1 класс" ОС "Школа 2100".

Документ содержит темы уроков, типы уроков, требования к уровню подготовки учащихся, виды контроля, УУД....

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Рабочая программа, календарно-тематическое планорование по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" УМК О.М. Александровой,2 класс

В рабочей программе представлена пояснительная записка,основные разделы содержания предмета, планируемые результаты освоения программы, календарно-тематический план для 2 класса....