Урок литературного чтения
методическая разработка (чтение, 3 класс) на тему
Литературное чтение 3 класс.
Тема: Георгий Алексеевич Скребицкий «Лебеди».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение 3 класс
Тема: Георгий Алексеевич Скребицкий «Лебеди».
Цели:
1. Познакомить с произведением Г. А. Скребицкого «Лебеди», рассказать его содержание.
2. Подготовка к краткому пересказу текста.
3. Продолжить знакомство с животным миром : с лебедями.
4. Воспитание бережного отношения к природе.
Оснащение урока:
1. Портрет автора.
2. Выставка его книг.
3. Иллюстрация художника А. Рылова «В голубом просторе».
4. Иллюстрации «Жизнь лебедей».
5. Пластинка «Лебединая верность».
6. Запись на доске (трудные слова и выражения, эпиграф к уроку).
7. Картину (Белое море, Прибалтика, Причерноморье).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Вступительная беседа.
- Прочитайте стихотворение (на доске).
Как лес хорош, разбуженный весною!
Поют ручьи, поет сама земля.
Картины прошлого встают передо мною,
С далекой юностью встречаюсь снова я.
Кругом разлив, в лицо мне веет ветер,
Весны привет повсюду нахожу,
И нет счастливее меня на целом свете,
Когда в лесной дали, на солнечном рассвете
К своей весне - я к детству ухожу.
- Таким стихотворением Г.А. Скребицкий начинает повесть о своем детстве « От первых проталин до первой грозы».
Он писал: « Начнешь вспоминать свое детство, юность… и перед тобой, как наяву, поплывут одна за другой картины далекого прошлого. Будто сидишь у окна дальнего подъезда, подъезжаешь по родным, дорогим сердцу местам, по тем местам, где не был уже давным-давно.»
Г.А. Скребицкий – русский, советский писатель, писал рассказы, сказки, стихи, в основном для детей. Он сам является главным героем всех своих произведений.
/Рекомендация книг для дополнительного чтения/.
- В своих произведениях Г.А. Скребицкий рассказывает о той скромной природе, которая сразу не бросается человеку в глаза своими яркими красками, она, как тихая песня, постепенно закрадывается в душу и остается в ней на всю жизнь. Он с детских лет знакомится с родной природой и потом всей душой полюбил ее и какое счастье, какую радость в жизни принесла ему эта любовь. Он надеялся своими рассказами зародить хоть искру этой любви и в ваши юные сердца.
2) Объяснение темы урока:
- Сегодня будем читать рассказ Г.А. Скребицкого «Лебеди» /Работа с иллюстрациями/.
3) Рассказ учащегося о лебедях.
Лебеди – эту птицу воспевали в былинах и сказаниях. Одна из самых крупных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поёт перед своей гибелью. Такой песни лебедь, конечно, не поёт. Он вообще не относится к певчим птицам: лебедь – шипун может неторопливо гоготать, а лебедь – кликун – издавать гулкие и торжественные трубные звуки. Их хорошо слушать по весне, когда лебеди, возвратившиеся с южной зимовки, парами величаво пролетают в поднебесье. Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озерам, в густейших камышах. Это исключительно чуткие и осторожные птицы. Заботы о воспитании лебедят делят между собой мать и отец. Лебедь - прекрасное и теперь редкое создание природы, охота на него в нашей стране запрещена.
III. Чтение рассказа «Лебеди» учителем.
- Какие чувства появились у вас?
- Почему так автор назвал рассказ?
IV. Чтение рассказа детьми.
- Отметить трудные слова, словосочетания, выражения.
- обогнали весну
- два раза встретить весну
- день прибывает «на воробьиный скок»
- ночь словно тает, как остатки льда (сравнительный оборот).
- Да, природе есть куда торопиться.
- летний круглосуточный день
- в небе разливались прозрачные сумерки
- край неба начинали розоветь
ликует – радуется (восторженно), торжествует
палисадник – небольшой огороженный садик перед домом
рыбачий поселок
словили – (синоним) поймали
слобода (в слободу) – поселок около города, пригород
ставная сеть
на мели (мель) – мелкое место
верхние ячеи
чулан – помещение в доме, служащее кладовой
сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом (в деревне)
чуток
оглашая (глас – голос)
отмель – мель, идущая от берега (песчаная)
пологие острова – (антоним) крутые.
Прочитайте слова, выражения, сравните с теми, что отметили вы.
Объяснение.
V. Беседа по содержанию.
- Как случилось, что автор два раза в году встретил весну?
- Где происходят события? (Белое море) – показать на карте.
- Как писатель пишет о северной природе?
- Как он выразил свое отношение к ней? Прочитайте.
- Какое очень важное событие происходит в живой природе с наступлением весны? (Прилет птиц.)
- Прочитайте.
- Почему лебедь был один? Эта осторожная птица была рядом с рыбацким поселком?
- Кто поймал лебедку?
1) – Каким он показан в рассказе (этот простой рыбак Иван Васильевич)?
А) Внешний вид,
Б) его действия после разговора с писателем;
- внимательно слушал;
- заторопился : не доел кашу, не оделся;
- сожалел: «Эх, дружище …»;
- «Вот это хорошо!...» – обрадовался;
- осторожно развязал крылья.
2) - Кого он напоминал писателю? Чем?
- Найдите эти строки в тексте.
- С каким чувством говорит автор о рыбаке? (с чувством теплоты).
3) Перечитайте, как лебеди страдали в одиночестве.
- Как вы назовете такую дружбу? (верная, верность).
VI. Прослушивание пластинки (песни « Лебединая верность»).
- Как вы думаете, как и почему появилась эта песня?
VII. Вывод.
Надо беречь и охранять природу (лебедей – этих осторожных птиц).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....