Литературное чтение, 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме
Рабочая программа по литературному чтению, учебник О.В. Кубасовой «Любимые страницы», 1 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_1_klass.doc | 222.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Селекционная средняя общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
Рассмотрено Принято
на заседании школьного педагогическим советом
методического объединения
протокол №___ протокол №____
от _______2012 г. от ______2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
на 2012- 2013 учебный год
1 класс
Составитель: Зайцева О. В.,
учитель высшей категории
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы ______Т. Б. Парчиев
Введено в действие
Приказ № ___от _____2012 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программе начального общего образования по литературному чтению, авторской программы О. В. Кубасовой - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
Авторская программа О. В. Кубасовой входит в УМК «Гармония».
Рабочая программа рассчитана на 44 учебных часа из расчета 4 часа в неделю.
Рабочая программа полностью соответствует авторской программе по литературному чтению О. В. Кубасовой Систематическое поурочное обучение литературному чтению начинается после изучения «Азбуки».
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:
1. Учебник (Кубасова О.В. «Любимые страницы», 1 класс. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011)
2. Книга для чтения к учебнику по литературному чтению (Кубасова О.В. «Я хочу читать», 1 класс. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2009),
3. Рабочая тетрадь (Кубасова О.В. Рабочая тетрадь по литературному чтению для 1 класса. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011),
4. Методические рекомендации (Кубасова О.В. Учим читать. Методические рекомендации по литературному чтению. 1класс. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009),
Общая характеристика предмета
Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Для того чтобы книга стала для детей другом, наставником, Необходимо прежде всего пробудить у них интерес к чтению, а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох. Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.
Сотворчество писателя и читателя состоится, если ребенок будет читать высокохудожественные произведения, способные затронуть его душу, и овладеет специальными читательскими умениями и навыками.
Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:
1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)
2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)
З. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)
4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.
5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)
6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)
7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.
8. Формирование умения представлять и характеризовать персонажей, в том числе выявлять их мотивацию.
9. Формирование способности замечать жанровые, языковые, композиционные особенности произведений.
10. Формирование умения понимать идею произведения, составлять план и делать пересказ.
11.Совершенствование техники чтения
12.Развитие воссоздающего воображения и способности к сопереживанию.
13.Формирование интереса к чтению.
Содержание изучаемого материала.
Круг чтения
Первоклассники читают отечественные и иноязычные (переводные) произведения, фольклорные и литературные, от Эзопа до современных авторов. Отбор произведений подчинен в первую очередь принципам художественности, тематической актуальности и литературного разнообразия.
Звенит звонок — начинается урок (7 ч.)
Л. Дьяконов «Первоклассникам»; А. Барто «Стали грамотными»; Г. Новицкая «Книжки»* (звездочкой отмечены произведения, рекомендуемые для заучивания наизусть); Р. Сеф «Учись читать!..»; Л. Пантелеев «Ау»; С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»; В. Голявкин «Болтуны»; С. Маршак «Угомон»; В. Орлов «Оправдался»; Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться…».
«Час потехи» (8 ч.)
В. Смит «Потехе час» (перевод Б. Заходера); побасенки; загадки; С. Маршак «Загадки» (отрывки); Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки…»; В. Берестов «Искалочка»; считалки*; В. Берестов «За игрой»; скороговорки; С. Маршак «Я видел»; С. Михалков «С нами смех!»; И. Жуков «Черт и торт»; С. Маршак «Пудель».
«Что такое хорошо и что такое плохо» (15 ч.)
Л. Толстой «Правда всего дороже»; С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»; В. Орлов «Кто первый»; Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!..»; Л. Толстой «Кто прав?»; В. Осеева «Все вместе»; Е. Пермяк «Для чего руки нужны»; Эзоп «Собрался старик помирать»; Л. Толстой «Два раза не умирать»; Л. Толстой «Два товарища»; В. Росин «Друзья познаются в беде»; С. Михалков «Ошибка», «Прививка»*; Л. Яхнин «Силачи»; М. Пляцковский «Добрая лошадь».
«Там чудеса...» (14 ч.)
А. Шибаев «Сказки просят…»; русская народная сказка «Лиса и рак»; русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»; ингушская сказка «Заяц и черепаха»; американская сказка «Вот он, вор!»; армянская сказка «Заказчик и мастер»; А. С. Пушкин «У лукоморья», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (отрывки); Х. К. Андерсен «Принцесса на горошине»; В. Орлов «Абрикос в лесу»; А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши»
Требования к уровню подготовки учащихся.
В процессе реализации рабочей программы будут формироваться следующие читательские умения:
НАВЫК ЧТЕНИЯ
Осмысленность чтения:
Работа над пониманием читаемого с помощью вопросов по содержанию;
Смысловая работа по определению того, что из описанного в тексте соответствует действительности, что – нет (небылицы);
Воссоздание литературного образа по совокупности его признаков (загадки);
Уточнение темы произведения путём выбора более точного заголовка из предложенных учебником;
Нахождение главной мысли, сформулированной в тексте;
Уточнение идеи произведения при выборе из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
Сравнение произведений на основе их содержательно-тематических особенностей.
Правильность чтения:
Работа над предупреждением искажения звуко-буквенного состава слов (скороговорки, специальные упражнения);
Обучение соблюдению орфоэпических норм;
Формирование плавного слогового способа чтения.
Скорость чтения:
К концу учебного года – 30-35 слов минуту (указан минимум для выставления учащимся высшей отметки)
Выразительность чтения:
Формирование умения интонационно оформлять предложения разных типов;
Работа над передачей основного эмоционального тона произведения;
Освоение по ролям небольших произведений.
Работа с текстом и книгой.
Формирование умения осознавать тот факт, что читаемое создано кем-то (народом, конкретным человеком), что способствует преодолению «наивного реализма» в восприятии литературы;
Озаглавливание прочитанного;
Работа по восстановлению деформированного картинного плана;
Составление картинного плана;
Пересказ с опорой на картинный план;
Обучение ориентировке в Содержании (оглавлении) книги;
Формирование умения понимать характер книги по её обложке.
Литературоведческая пропедевтика
Накопление, обобщение и систематизация жанровых и тематических литературных впечатлений;
Осознание принадлежности литературного произведения к народному или авторскому творчеству;
Выявление общности одножанровых народных и авторских текстов;
Введение в активный словарь терминов: персонаж, загадка, считалка, небылица, скороговорка, пословица, басня.
Развитие творческих способностей
Формирование основ воссоздающего и творческого воображения;
Творческая интерпретация читаемого посредством интонационной выразительности;
Освоение чтения по ролям;
Элементарное словесное творчество по подобию.
В процессе реализации рабочей программы будут формироваться следующие универсальные учебные действия:
Познавательные:
анализ;
синтез;
построение высказывания; ответы на вопросы;
работа с текстом;
поиск ответов на вопросы;
работа над выразительностью чтения.;
Выделение главного
Коммуникативные:
постановка вопросо и ответы на них;
умение рассказывать и пересказывать;
обмен мнением;
работа в парах;
Развитие идеологической речи.
Регулятивные:
Составление плана;
Оценивание мнений.
Личностные:
Формирование положительных эмоций от прочитанного.
Рабочая программа предусматривает следующую систему учета знаний:
проверочные работы -1;
устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика) текста, отрывка;
выразительное чтение текста художественного произведения;
заучивание наизусть стихов(15);
устный или письменный ответ на вопрос;
устное словесное рисование;
комментированное чтение;
определение принадлежности текста к тому или иному жанру;
анализ текста, выявляющий смысл автора.
Планируемые результаты изучения курса "Литературное чтение"
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения;
мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации;
эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;
эстетическое восприятие художественного произведения, произведений живописи, музыки;
первоначальные представления о нравственных понятиях (ответственность, доброта, сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных произведениях;
освоение семейных традиций, в том числе традиций семейного чтения;
формирование чувства любви к Родине; уважения к взрослым;
способность к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений).
ОБУчаЮщиеся 1 класса получат возможность научиться:
выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей;
стремиться к успешной учебной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся научатся:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя;
составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений под руководством учителя;
оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;
принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.
ОБУчаЮщиеся 1 класса получат возможность научиться:
понимать цель и смысл выполняемых заданий;
самостоятельно составлять план действий решения учебной задачи;
самостоятельно составлять план действий на основе заявленной в методическом аппарате учебника системы условных обозначений;
самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов.
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
работать с учебником, ориентироваться в учебнике на основе системы условных обозначений;
читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои);
определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь;
представлять книги, группировать их на основе существенных признаков;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в пространстве библиотеки; в справочной литературе для детей;
использовать знаково-символические средства, в том числе словесные модели для создания высказывания.
ОБУчаЮщиеся 1 класса получат возможность научиться:
самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).
Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:
слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;
принимать участие в обсуждении прочитанного;
принимать различные точки зрения на прочитанное произведение;
работать в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий.
ОБУчаЮщиеся 1 класса получат возможность научиться:
задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
виды речевой и читательской деятельности (аудирование, чтение, слушание; работа с разными видами текстов, библиографическая культура, речевая культура);
круг детского чтения;
литературоведческая пропедевтика;
творческая деятельность.
Результатом формирования предметных действий(раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:
воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу;
читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);
читать выразительно, орфоэпически правильно, с сохранением интонации конца предложения;
самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
вычерпывать фактуальную информацию текста (герои, поступки героев, события);
участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;
пересказывать текст подробно с опорой на картинный план, на иллюстрацию; на основе опорных слов (словесная модель текста);
представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема выбранной книги).
ОБУчаЮщиеся 1 класса получат возможность научиться:
читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
самостоятельно определять главную мысль произведения;
задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам.
Результатом формирования предметных действий (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:
называть авторов и заголовки прочитанных или прослушанных произведений в классе;
находить в учебнике произведение в соответствии с заданными параметрами (тема, автор, название).
ОБУчающиеся 1 класса получат возможность научиться:
участвовать в организации выставки книг в классе;
находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.
Результатом формирования предметных действий (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:
ориентироваться в литературных понятиях: читатель, автор, художественное произведение, тема, герой, рифма;
различать жанры произведений: сказка, рассказ, стихотворение;
различать малые фольклорные жанры: потешка, песенка, загадка, пословица, поговорка;
находить слова в тексте, которые помогают услышать представляемых в произведении героев (звукопись).
ОБУчающиеся 1 класса получат возможность научиться:
определять особенности сказочного текста;
характеризовать героя произведения;
самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа.
Результатом формирования предметных действий (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:
создавать небольшое высказывание на основе прочитанных или прослушанных произведений;
придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными;
создавать свои собственные творческие объекты: фотогазета, плакат и др.;
иллюстрировать прочитанное или прослушанное произведение;
разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию под руководством учителя.
ОБУчающиеся 1 класса получат возможность научиться:
придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;
читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности.
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Рабочая программа предусматривает следующую систему учета знаний:
- письменные проверочные работы - 4
- чтение наизусть – 15, в т. числе
устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика) текста, отрывка;
выразительное чтение текста художественного произведения;
заучивание наизусть стихов;
устный или письменный ответ на вопрос;
устное словесное рисование;
комментированное чтение;
определение принадлежности текста к тому или иному жанру;
анализ текста, выявляющий смысл автора.
В соответствии с едиными требованиями учета знаний учащихся особое место отводится декламации стихотворных и прозаических произведений.
Напечатала
Тематическое планирование
содержание обучения | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Звенит звонок — начинается урок (7 ч.) |
Знакомство с литературными произведениями школьной тематики. Создание положительной мотивации к обучению в школе и, в том числе, к обучению чтению. Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Знакомство с русскими народными пословицами. Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Определение темы текста. Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть. Освоение чтения по ролям. Ориентировка в содержании (оглавлении) учебника. Выявление подтекста читаемого произведения. Участие в коллективном рассуждении о значении обучения и умения читать. Обучение выбору книги по заданной учителем теме. | Л. Дьяконов «Первоклассникам», А. Барто «Стали грамотными» Г. Новицкая «Книжки», Р. Сеф «Учись читать!..» Пантелеев «Ау», С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке» В. Голявкин «Болтуны» С. Маршак «Угомон, Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться...» | Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений и школьной жизни. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить пословицы с произведениями. Озаглавливать прочитанное. Заучивать стихотворения наизусть и декламировать их. |
Час потехи (8 ч.) |
Знакомство с литературными произведениями, раскрывающими тему организации досуга. Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Знакомство с фольклорными произведениями малых жанров: потешка, колыбельная песня, побасенка, загадка, считалка, путаница, небылица. Практическое освоение терминов «персонаж», «потешка», «песня», «колыбельная», «побасенка», «загадка», «считалка», «путаница», «небылица». Ориентировка в содержании (оглавлении) учебника. Выявление подтекста читаемого произведения. Знакомство с олицетворением (без термина). Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Чтение по ролям. Составление картинного плана. Освоение приема «музыкальное иллюстрирование». Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть. Составление небольшого рассказа по иллюстрации. Сочинение загадки, считалки, небылицы (по желанию). Участие в конкурсах загадок, скороговорок. Обучение выбору книги по заданной учителем теме. | В. Смит «Потехе час» «Потешки и колыбельные песни» «Побасенки» «Русские народные загадки», С. Маршак «Загадки» Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки...», В. Берестов «Искалочка» «Считалки», В. Берестов «За игрой» «Скороговорки, небылицы» С. Маршак «Я видел», А. Босев «С нами Смех» - урок С. Маршак «Пудель» | Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Развивать воссоздающее и творческое воображение. Сравнивать фольклорные произведения малых форм. Читать выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания. Читать по ролям, используя интонационные средства выразительности. Читать «про себя», осознавая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Ранжировать произведения по их тематике. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить фрагменты текста и иллюстрации. Озаглавливать прочитанное. Корректировать картинный план. Элементарно иллюстрировать текст. Составлять рассказ по иллюстрации и на основе собственных впечатлений. Заучивать стихотворения наизусть и декламировать их. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении конкурсов, а также игры «Радиотеатр». |
«Что такое хорошо и что такое плохо» (15 ч.) |
Знакомство с литературными произведениями нравственной тематики. Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательность, стремления прийти на помощь, смелости, скромности. Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения. Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Знакомство с жанром басни. Знакомство с эпитетом (без термина). Чтение по ролям. Составление картинного плана. Составление небольшого рассказа по иллюстрации. Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Ранжирование произведений по тематике, жанру. Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам. Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение выбору книги по заданной учителем теме. | Л. Н. Толстой «Правда всего дороже», С. Прокофьева «Сказка про честные уши» Л. Н. Толстой «Кто прав?», Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!» В. Осеева «Все вместе» Е. Пермяк «Для чего руки нужны», Эзоп «Собрался старик помирать» Л. Н. Толстой «Два раза не умирать», Л. Н. Толстой «Два товарища» В. Росин «Друзья познаются в беде» С. Михалков «Ошибка», «Прививка» Л. Яхнин «Силачи» М. Пляцковский «Добрая лошадь» | Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое. Определять собственное отношение к персонажу. Определять отношение автора к персонажу. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить пословицы с произведениями. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. Ранжировать небольшие произведения по тематике, жанровой принадлежности. Обобщать прочитанное. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». Осуществлять выбор книги по заданному параметру. |
«Там чудеса...» (14 ч.) |
Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими). Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения. Характеристика персонажа. Выявление подтекста произведения. Определение идеи произведения. Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу. Знакомство с сюжетной схемой. Составление картинного плана. Элементарное сравнение жанров: сказка, стихотворение, рассказ, басня. Озаглавливание прочитанного, иллюстраций. Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного. Освоение приема драматизации. Составление рассказа по иллюстрации. Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Книжные иллюстрации и их авторы. | А. Шибаев «Сказки просят...» Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» Ингушская сказка «Заяц и черепаха» Американская сказка «Вот он, вор!» Армянская сказка «Заказчик и мастер» А. С. Пушкин «У лукоморья», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (отрывки) X. К. Андерсен «Принцесса на горошине» В. Орлов «Абрикос в лесу» А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши» | Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Читать «про себя», осознавая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеризовать персонаж в опоре на текст. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Соотносить пословицы с произведениями. Определять тему, идею произведения. Озаглавливать прочитанное и иллюстрации. Корректировать картинный план. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из прочитанного текста. Составлять рассказ по иллюстрации. Иллюстрировать прочитанное. Участвовать в литературной викторине. Ориентироваться в книге по обложке, содержанию. |
НапечалалКалендарно-тематическое планирование
Типы уроков и их сокращения:
Урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;
Урок закрепления новых знаний и выработка умений – УЗНЗВУ;
Урок комплексного использования знаний – УКИЗ;
Урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ;
Урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ;
Комбинированный урок – КУ.
№ урока | Тема урока, тип урока | Элементы содержания | Вид контр | Да- та |
1 | «Звенит звонок – начина-ется урок» (7) Знакомство с учебником. Л.Дьяконов «Первоклассникам», А. Барто «Стали грамотными» УИПЗЗ | Знакомство с литературными произведениями школьной тематики. Создание положительной мотивации к обучению в школе и, в том числе, к обучению чтению. | Инд. |
2 | Г.Новицкая «Книжки»*, Р.Сеф «Учись читать!..» УИПЗЗ | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. | Груп. |
3 | Л.Пантелеев «Ау». УИПЗЗ | Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Определение темы текста. | Инд. |
4 | Л.Пантелеев «Ау»; С.Погореловский «Ох, и неполадки в Мишкиной тетрадке». УКИЗ | Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть. | Груп. |
5 | В.Голявкин «Болтуны. УЗНЗВУ | Выявление подтекста читаемого произведения. | Инд. |
6 | С.Маршак «Угомон». УПОКЗ | Освоение чтения по ролям. | Инд. |
7 | В.Орлов «Оправдался»,Э.Мошковская «Можно всему-всему научиться…»; пословицы. УЗНЗВУ | Создание положительной мотивации к обучению в школе и, в том числе, к обучению чтению. | Инд. |
8 | Час потехи (8) В.Смит «Час потехи». УКИЗ | Знакомство с литературными произведениями, раскрывающими тему организации досуга.Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. | Инд. |
9 | Русские народные побасёнки. УЗНЗВУ | Чтение по ролям. | Груп. |
10 | Загадки. УКИЗ | Сочинение загадки, считалки, небылицы (по желанию). Участие в конкурсах загадок, скороговорок. | Груп. |
11 | Г.Циферов «В среду решили они играть в прятки…». КУ | Обучение выбору книги по заданной учителем теме. | Инд. |
12 | В.Берестов «Искалочка»; русские народные считалочки*. В.Берестов «За игрой» УИПЗЗ | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. | Инд. |
13 | Словесные игры: скороговорки, небылицы; С.Маршак «Я видел». УИПЗЗ | Освоение приема «музыкальное иллюстрирование». Обогащение словарного запаса. | Инд. |
14 | С.Михалков «С нами смех!», И.Жуков «Черт и торт», УЗНЗВУ | Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Составление картинного плана. | Инд. |
15 | С.Маршак «Пудель». УПОКЗ | Выявление подтекста читаемого произведения. | Инд. |
16 | «Что такое хорошо и что такое плохо»(15) Л.Толстой «Правда всего дороже» УИПЗЗ | Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательность, стремления прийти на помощь, смелости, скромности. | Инд. |
17 | С.Прокофьева «Сказка про честные ушки». УКИЗ | Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательность, стремления прийти на помощь, скромности. | Инд. |
18 | В.Орлов «Кто первый». УИПЗЗ | Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. | Инд. |
19 | Э.Мошковская «Не надо больше ссориться!.»; Л.Толстой «Кто прав?». КУ | Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. | Инд. |
20 | В.Осеева «Всё вместе». УЗНЗВУ | Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения. Определение отношения автора к персонажу. | Инд. |
21 | Е.Пермяк «Для чего руки нужны». УКИЗ | Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. | Инд. |
22 | Эзоп «Собрался старик помирать…» УИПЗЗ | Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. | Инд. |
23 | Л.Толстой «Два товарища» УЗНЗВУ | Чтение по ролям. Составление картинного плана. Составление небольшого рассказа по иллюстрации. | Инд. |
24 | Л.Толстой «Два раза не умирать» УКИЗ | Чтение по ролям. Составление картинного плана. Составление небольшого рассказа по иллюстрации. | Инд. |
25 | В.Росин «Друзья познаются в беде». УКИЗ | Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. | Инд. |
26 | С.Михалков «Ошибка» УИПЗЗ | Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения. Определение отношения автора к персонажу. | Инд. |
27 | С. Михалков «Прививка» УИПЗЗ | Чтение по ролям. Составление картинного плана. Составление небольшого рассказа по иллюстрации. | Груп. |
28 | Л.Яхнин «Силачи». УЗНЗВУ | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.Характеристика персонажа. | Груп. |
29 | М.Пляцковский «Добрая лошадь». УКИЗ | Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательность, стремления прийти на помощь, смелости, скромности. | Инд. |
30 | Итоговая комплексная работа. УПОКЗ | Контроль сформированности читательских навыков. | обобщ |
31 | ТАМ чудеса (14 ч.) А.Шибаев «Сказки просят…». УИПЗЗ | Обучение художественному пересказу прочитанного. Освоение приема драматизации. Составление рассказа по иллюстрации. | Груп. |
32 | Русские народные сказки «Лиса и рак» УКИЗ | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения. | Инд. |
33 | «Петушок и бобовое зернышко». УИПЗЗ | Обучение художественному пересказу прочитанного. Освоение приема драматизации. Составление рассказа по иллюстрации. | Груп. |
34 | Ингушская сказка «Заяц и черепаха». УИПЗЗ | Составление картинного плана. Элементарное сравнение жанров: сказка, стихотворение, рассказ, басня. | Груп. |
35 | Американская сказка «Вот он, вор!». УКИЗ | Характеристика персонажа. Выявление подтекста произведения. Определение идеи произведения. Определение отношения автора к персонажу. | Инд. |
36 | Армянская сказка «Заказчик и мастер». УКИЗ | Характеристика персонажа. Выявление подтекста произведения. Определение идеи произведения. Определение отношения автора к персонажу. | Груп. |
37,38 | «Сказки Пушкина» Викторина «Сказки А.С.Пушкина». УПОКЗ | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения. | Груп. |
39,40 | Х.К.Андерсен «Принцесса на горошине». Викторина «Сказки Х.К.Андерсена». УПОКЗ | Обучение художественному пересказу прочитанного. Освоение приема драматизации. Составление рассказа по иллюстрац | Груп. |
40 | В. Орлов «Абрикос в лесу». УИПЗЗ | Характеристика персонажа. Выявление подтекста произведения. Определение идеи произведения. Определение отношения автора к персонажу. | Инд. |
41,42 | А.Курляндский «Первое сентября попугая Кеши». УЗНЗВУ | Составление картинного плана. Элементарное сравнение жанров: сказка, стихотворение, рассказ, басня. | Инд. |
43 | Проверка техники чтения УПОКЗ | Проверка техники чтения | Обобщ |
44 | Обобщающий урок УКИЗ | Воспитание талантливого читателя. Рекомендации на лето. | Обобщ |
УУД
Познавательные:
анализ;
синтез;
построение высказывания; ответы на вопросы;
работа с текстом;
поиск ответов на вопросы;
работа над выразительностью чтения.;
Выделение главного
Коммуникативные:
постановка вопросо и ответы на них;
умение рассказывать и пересказывать;
обмен мнением;
работа в парах;
Развитие идиологической речи.
Регулятивные:
Составление плана;
Оценивание мнений.
Личностные:
Формирование положительных эмоций от прочитанного;
Перечень учебно-методических средств:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.- 31с. (Стандарты второго поколения).
Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2009. -317с. - (Стандарты второго поколения).
Программы общеобразовательных учреждений. Образовательная область «Литературное чтение» 1-4 классы: программа и поурочно-тематическое планирование: / Кубасова О.В. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Под редакцией М. С. Соловейчик. – Москва: АcademА, 2000
М.С. Соловейчик, О.В. Кубасова Русский язык в начальных классах. Сборник методических задач.- Москва: АcademА, 2000Нравственно-этическое оценивание ситуации
Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. Методическое пособие.- Тула: «Родничок»,-Москва: АСТ «Астрель», 2004
Кубасова О.В. «Выразительное чтение». Метод. пособие. – Москва: АcademА, 1998
Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 1 класс. - М.: «Вако», 2007
Карина Л. П. Самостоятельная работа на уроках чтения как средство развития познавательной активности. – М. Просвещение, 2008
Бондаренко Л. Н. Литература и природа. - М. Дрофа, 2007.
Свиридова Е. В. Волшебный сказки и приёмы их анализа на уроках литературного чтения. М, Просвещение, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....