Методическая разработка урока
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Урок по программе УМК Планета знаний по литературному чтению. Посвящен изучению народного фольклора, знакомит учащихся с встречей весны на Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Встреча весны. Народные песни».
Цель: познакомить с традицией встречи весны на Руси, русскими весенними народными праздниками, разучивание песен-веснянок; развивать устное творчество детей, интерес к русскому народному фольклору; воспитывать уважение к истории своей страны и ее традициям.
Ход урока.
I. Подготовка к восприятию нового материала.
1. Музыкальная заставка
- Слушая музыку, представьте себе, что хотел нам изобразить композитор в этой мелодии.
Слушание музыкального отрывка «Апрель» из «Детского альбома» П.И. Чайковского.
(ответы детей)
- Как вы думаете, с какой темой будет связан наш урок?
(предположения детей)
Сообщение темы и цели урока.
- Да вы правы, сегодня мы узнаем о том, как встречали и зазывали Весну на Руси.
II. Изучение нового материала.
1. Чтение отрывка «Как дети узнали Весну».
2. Обращение к детской выставке в классе на доске по теме «Весна».
3. Анализ репродукций картин русских художников.
-Многие русские художники посвятили свое творчество этой теме. Перед вами представлены репродукции картин И.Левитана « Весна. Большая вода», «Март», Саврасов «Грачи прилетели», Б. Кустодиев «Весна». Обратите внимание, какие природные явления воодушевили к творчеству этих талантливых людей.
(ответы детей)
4.Слушание прозы о весне в произведениях русских поэтов.
- Послушайте, как воспевают приход весны в своем творчестве поэты русской классической литературы.
(Чтение наизусть стихотворений подготовленными детьми: Е.Баратынский «Весна», В. Жуковский «Жаворонок», В. Берестов «Жаворонок полевой», А. Майков «Ласточка», Плещеев «Весна наступает».)
5. Чтение отрывка из рассказа «Весна-Красна» Соколова-Микитова.
- Послушайте, как описывает приход весны автор рассказа «Весна-Красна».
(слушание детьми)
- Как автор называет весну?
- Почему именно Красна?
(предположения детей)
- Вспомните сочетания слов «красна-девица», «красный угол», «красная буква». В русской речи они имели большое значение, были символичны.
Поэтому смысл слов «весна-красна» следует понимать, как приближение чего-то радостного, долгожданного, особо почитаемого в народе.
III. Разучивание народных песенок-веснянок.
1. Зазывание Весны.
- На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Весну закликали несколько раз. Зачастую закличу Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Люди отмечают «Масленицу»- проводы зимы, обычно это гулянье проходит рядом по календарю с христианским православным праздником «Сретенье Господне».
Давайте и мы позовем Весну с лаской и вниманием, просьбой прийти к нам.
(чтение песенок детьми по группам хором)
2. Инсценирование диалога.
Ау-ау-аукаем,
Весну приаукиваем.
Март, март, солнцу рад.
Апрель, апрель - открой нам дверь.
Май, май – сколько хошь гуляй.
Ау-ау-аукаем.
Весна:
- Весна-весница, красная девица.
Я к вам пришла, я вам принесла,
Малым детушкам - по цветочку,
Красным девушкам - по веночку,
Молодым молодушкам – по серпочку,
Добрым молодцам – по плужочку
Дети:
-Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!
Дети:
- С черной смородиною,
С грушами, со яблочками!
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой
Дети: - Весна красна.
На чем пришла?
Весна:
– На жердочке,
На бороздочке,
На овсяном колосочке,
На пшеничном пирожочке.
Дети:
– А мы весну ждали
Клочки допрядали.
Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
– Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Теплое лето.
Дети:
- Весна, что ты нам принесла?
Весна:
- Принесла я вам три угодья:
Первое угодьюшко – животинушка в поле,
Другое угодьюшко – с сошкою в поле,
Третье угодьюшко – пчелки в полете
Да еще угодьица – миру на здоровьица.
- Кто из ребят еще готов позвать Весну?
(выступления учащихся)
3. Работа по учебнику.
- О том, как зазывали Весну второй раз, мы узнаем из учебника на странице 96 (чтение учащимися).
- О каком празднике говорится в учебнике? (ответы детей)
22 марта на Руси издавна отмечали день встречи весны. Звался этот день «Сороки». Сорок сороков. Сорок мучеников. Сорок святых. Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На Сороки день с ночью равняется и начинается настоящая весна. Были народные приметы в чести. Сороки тёплые – сорок дней будут тёплыми и ранняя весна придет. Если же холодные Сороки – жди сорок холодных утренников. Проверяла – и сейчас эти приметы действуют! По традиции, к началу этого праздника, отмечаемого в день весеннего равноденствия, выпекали из теста вешних птичек. Жаворонков, скворцов, куликов. Птички должны были быть аппетитные, с хрустящей поджаристой корочкой. Что же делали с этими птичками? Забирались на крыши домов, подбрасывали их вверх и пели песни-веснянки. Дети залезали на стога прошлогодней соломы, выкладывали там всех печёных птичек, плясали и припевали: Не зря же март в народе величают весновеем, протальником, грачевником. После веселых песен и танцев всех печёных жаворонков съедали, головки приносили матерям. Была примета – как высоко жаворонок летал – таким высоким в этом году будет лён. Какова голова у птички – таким головастым будет лён.
Сегодня и мы, как и прежде на Руси, будем зазывать птиц возле нашего праздничного дерева.
4. Чтение песенок-веснянок.
(дети поют по группам, парами.)
а) Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.
б) Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.
в) Синички – сестрички,
Чечетки – тетки,
Кулички – мужички,
Скворцы – молодцы,
Из-за моря к нам летите,
Весну красную несите!
С шелковой травой,
С жемчужной росой,
С теплым солнышком,
С пшеничным зернышком.
- Каких птиц зазывают дети?
- Какие птицы прилетают к нам первыми?
- Кто из ребят еще приготовил свои заклички?
(выступления ребят)
Чири-чири, ласточка,
Прилети, косаточка!
С носика – шильце,
С хвостика – вильце,
Спинка – соболина,
Грудка – холстина,
Крылышки – что шелк,
Клювиком – шелк, шелк!
Галки – вороны,
Все ли вы здоровы?
Одна галка наперед
Золоты ключи несет,
Коробочку отпирает,
Узоры вынимает.
Завтра воскресенье,
В лесу новоселье.
Пора галкам летать,
Пир пировать –
Одонья клевать.
5. Физ. минутка.
- Давайте и мы с птицами покажем их движения, произнесем их звуки. Я буду петь о летящих птицах, а вы повторяйте за мной и машите как птицы.
Грачи летят, на всю Русь кричат:
Гу-гу-гу, мы несем весну!
Воробьи летят, на всю Русь кричат:
Чи-вить, чи-вить – мы хотим полить.
Поросята летят, полосатые визжат:
Хрю – хрю, хрю – надоело нам в хлеву.
Журавли домовитые летят,
Чу-ви, чу-ви на всю Русь кричат!
- Молодцы те дети, которые были внимательны, выполняя движения.
IV. Знакомство с русской традицией Благовещения.
а) Рассказ учителя о традиции праздника.
- Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля, когда Весну звали в третий (последний) раз. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы.
- Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.
б) Чтение отрывка из книги «История культуры русского народа» автора А.В.Терещенко.
«Исстари на Руси заведено, чтобы в этот день освобождать птиц на волю. В Москве этот обряд совершался против Охотного ряда. Сюда с утра приходит народ, покупает птиц и своими руками выпускает их из клетки на волю. Прежде на исполнение этого обычая стекались со всех сторон, и только одна темная ночь прекращала сборище».
в) Выступление ребенка.
- Этот обряд имел символическое значение в жизни верующих людей. Послушайте, как об этом говорится в стихотворении Ф.Туманского «Птичка».
Вчера я растворил темницу
Воздушной пленницы моей:
Я рощам возвратил певицу,
Я возвратил свободу ей.
Она исчезла, утопая,
В сиянье голубого дня.
И так запела, улетая,
Как бы молилась за меня.
(Демонстрация рисунков праздника)
- А теперь давайте мы прочитаем те слова, которые произносили дети, выпуская птиц из клетки:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
V. Знакомство с историей праздника «Егорьев день».
а) Рассказ учителя.
- «Егорьев день» был одним из самых любимых праздников христиан Руси. Георгий, Егорий, Юрий – землепашец, земледелец – таково значение этого имени. Этот праздник отмечают 6 мая. Георгий Победоносец – один из самых добрых святых. Его изображение мы можем видеть на наших монетах. Легенды наделяли его многими достоинствами. Егорию подчинялись домашние животные, дикие звери.
б) Выступления детей.
Святой Егорий проезжаючи,
Святую веру утверждаючи,
Наезжал Егорий на стадо звериное,
На серых волков рыскучих.
- Вы, волки, волки рыскучие!
Разойдитеся! Разбредитися!
По два, три, по единому,
По глухим степям,
По темным степям.
А ходите вы повременно,
Пейте, вы, ешьте повеленное
От свята Егория благовения.
(Русская народная былина)
- Послушайте, как зазывали Егория, просили о его покровительстве домашнему скоту.
Батюшка Егорий!
Спаси нашу скотинку,
Всю животинку.
Пастух выйдет на лужок,
Заиграет во рожок.
Телоньки, телитесь!
Свинки, пороситесь!
Курочки, неситесь!
Овечушки, ягнитесь!
А за все это поплатитесь!
Егорий – батько храбрый,
Макарий Преподобный,
Спаси нашу скотину,
Всю животинку.
Солнышко выйдет,
Скотинушка пойдет.
Нашей скотинушке –
Травка-муравка,
Зеленый лужок.
Волк удаляйся от нашей скотинки!
Наша скотинка добра и здорова.
Волку, медведю, лесному зверю –
Пень да колода,
Белая береза.
в) Чтение заклички группой ребят.
- Давайте попробуем и мы зазвать святого Георгия, чтобы он стал покровителем нашего станичного стада.
Юрий, вставай рано,
Отмыкай землю,
Выпускай росу,
На теплое лето,
На буйное житье,
На ядреное,
На колосистое!
г) Давайте прочитаем приметы народной мудрости к этому празднику.
«Егорий храбрый – земле враг лютый,
Пришел Егорий и весне не уйти»,
«Чего-чего боится зима, а теплого Егория больше всего»,
«Егорий весну из-под спуда выпускает, зеленую траву выгоняет».
VI. Работа с афоризмами и пословицами.
- Давайте объясним смысл русских пословиц о весне:
«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»,
«Старого воробья на мякине не проведешь»,
«Всяк кулик - свое болото хвалит»,
«Лучше синица в руке – чем журавль в небе»,
«Глупа та птица, которой свое гнездо не мило»,
«Зоркий, как сокол»,
«Первые ласточки».
(Объяснения детей).
VII. Закрепление изученного материала.
- Скажите, сколько раз на Руси было принято зазывать Весну?
- С какими календарными праздниками совпадают эти даты?
(Ответы детей)
Давайте закончим наш урок русской народной песней.
Весна-Красна да по Заречью шла,
О-ой ли, ой, люли, да по Заречью шла!
Да по Заречью шла, что ж ты нам несла,
О-ой ли, ой, люли, что ж ты нам несла?
А я вам несла ой да три вестушки,
О-ой ли, ой, люли, да три вестушки:
Первая вестушка — Ясно Солнышко,
О-ой ли, ой, люли, Ясно Солнышко;
Другая вестуишка — тепло летечко,
О-ой ли, ой, люли, тепло летечко;
Третья вестушка — соловей поёт,
О-ой ли, ой, люли, да с перепёлкою!
- А теперь примите праздничное угощение, которое пекут на праздник «Сороки» - жаворонков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)
Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...