Литературное чтение 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературному чтению
на 2012 – 2013 учебный год
4 «А» класс.
Разработала учитель
начальных классов
Ершова Т.А.
Программа составлена на основе программы под редакцией Л.Ф.Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации
Пояснительная записка
Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству к чтению художественных произведений.
Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся па основе двух принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.
Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, так как у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщении. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в среднем и последующем звеньях школы, вводится постепенно. Таким образом, литературное чтение в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в средней школе.
Цель уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица).
Дети получат первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся:
формировать умение воссоздавать художественные образы, развивать творческое воображение, ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения.
Требования к подготовке учащихся
Обучающиеся должны:
Владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чём оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
Передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
Вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
Знать названия, темы и сюжета 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей – классиков;
Знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
Знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;
Знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, то есть быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ. Какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Перечень основных средств обучения
Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Родная речь. Учебник для 4 класса в четырёх частях, М.: Просвещение, 2006.
С. В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс, М. «Вако», 2012 год
С. В. Кутявина. Поурочные разработки по внеклассному чтению 4 класс, М. «Вако», 2011год.
Календарно - тематический план учебного курса
102 часа - 3 часа в неделю
1 триместр – 27 часов
2 триместр–51 час
3 триместр – 24 часа
Название учебной темы | Содержание | Кол-во часов | Формы освоения материала |
Летописи. Былины. Жития | Откуда пошла Русская земля «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего», «Ильины три поездочки», «Житие Сергия Радонежского» (отрывок). | 8 | Ориентировка в учебной книге: по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника, вопросами и заданиями к тексту, сносками; ориентировка в понятиях «абзац», «подзаголовок», «красная строка». |
Чудесный мир классики | П.П.Ершов «Конёк – горбунок» (в сокращении),А.С.Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!»,«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…», М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» (отрывок), «Ашик –Кериб», Л.Н.Толстой «Детство»(отрывок), «Как мужик убрал камень», А.П.Чехов «Мальчики». | 15 | Подробный, выборочный и сжатый пересказ текста с опорой на самостоятельно составленный план или словесные иллюстрации; нахождение в тексте материала для составления рассказа на определённую тему. Коллективное, групповое и индивидуальное создание «картин», диафильмов, слайдов по прочитанным произведениям. Рисование портретов героев литературных произведений, словесное описание портретов. |
Поэтическая тетрадь | Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко», А.А. Фет « Весенний дождь », «Бабочка», Е.А. Баратынский « Весна, весна! Воздух чист! », « Где сладкий шепот », А.Н. Плещеев «Дети и птички »,И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями», Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки»,И.А.Бунин «Листопад», В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская», С.А.Есенин «Бабушкины сказки», «Лебёдушка», М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства», Б.Л.Пастернак Золотая осень»,С.А. Клычков «Весна в лесу», Д.Б. Кедрин «Бабье лето»,Н.М. Рубцов «Сентябрь». | 18 | Организация практикумов по выразительному чтению: а) проведение упражнений с элементами игры для тренировки дыхания («задувание пламени воображаемой свечи»), силы голоса, дикции; б) овладение правилами литературного произношения слов, словесным ударением; в) работа над интонацией (темпом, ритмом, логическим ударением, мелодикой речи и чтения) Произнесение стихотворных строк с различными смысловыми оттенками, с различными намерениями (с разным подтекстом): с осуждением, похвалой, одобрением. Слушание и заучивание наизусть стихотворений; -наблюдение над звукописью, звукоподражанием, аллитерацией. Нахождение в тексте средств выразительности. |
Литературные сказки | В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке», В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», П.П. Бажов «Серебряное копытце», С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» (в сокращении). | 12 | Составление творческих пересказов: от имени одного из героев (с изменением лица рассказчика), с вымышленным продолжением рассказа о судьбе героя; Составление рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с включением элементов описания или рассуждения. Сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу; Письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам. Практическое различение художественных и научно – популярных текстов. |
Делу время – потехе час | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени», В.Ю.Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка»,В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». | 7 |
Страна детства | Б.С.Житков «Как я ловил человечков», К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками», М.М.Зощенко «Ёлка», | 6 |
Природа и мы | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш», А.И.Куприн «Барбос и Жулька», М.М. Пришвин «Выскочка», Е.И. Чарушин «Кабан», В.П. Астафьев « Стрижонок Скрип». | 11 |
Родина | И.С. Никитин «Русь», С.Д.Дрожин «Родине», А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»,Б.А.Слуцкий «Лошади в океане». | 5 | Сравнение стихотворных произведений, написанных на одну тему разными поэтами. |
Страна Фантазия | Е.С.Велтистов «Приключения Электроника» (отрывок), К.Булычёв «Путешествие Алисы» (отрывок). | 5 | Коллективная драматизация художественных произведений; - введение игровых ситуаций, которые помогли бы детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя. Рассказ – импровизация на заданную тему. |
Зарубежная литература | Д. Свифт « Путешествие Гулливера» (отрывок), Г.Х.Андерсен « Русалочка », Марк Твен « Приключения Тома Сойера » (отрывок), С. Лагерлёф « Святая ночь », « В Назарете ». | 15 | Коллективное слушание литературно – художественных произведений, созвучных эмоциональному настроению школьников в определённых ситуациях. |
Повторение – 4 часа
Резерв учителя – 2 часа
Тематическое планирование уроков литературного чтения
№ п/п | Тема урока | Цели изучения | Стр. | Основные понятия темы | Сам – ная работа учащихся; Д/з | сроки |
1триместр – 27 часов |
Летописи, былины, сказания, жития (8 часа) |
1. | Ознакомление с учебником. Летописи. | -повторить правила обращения с книгой; - ознакомить с новым учебником; -ввести в новую тему «Летописи»; -развивать память, речь, мышление. | 3-9 | Летописи Летописание Летописец Летоисчисление Яства Гривна Паволоки Уроречье | Найти материалы о создании бумаги и о том, как рождается книга. | 1 Н |
2. | «И вспомнил Олег коня своего…» | - показать значение летописей для людей; -учить правильно, читать и понимать исторические произведения. | 10-11 | Волхвы Кудесник слыть | Найти и прочитать А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» |
3 | Былины «Ильины три поездочки» | -обобщить и обогатить знания детей о былинах; -учить правильно, читать их, понимать исторический текст; -работать над содержанием былины; -обучать правильному выразительному чтению, находить аналогии с реальными историческими событиями; -развивать память, речь, мышление, воображение. | 12-24 | Былины Старины Богатырь | Прочитать былину |
4 | Былины «Ильины три поездочки» | -обобщить и обогатить знания детей о былинах; -учить правильно, читать их, понимать исторический текст; -работать над содержанием былины; -обучать правильному выразительному чтению, находить аналогии с реальными историческими событиями; -развивать память, речь, мышление, воображение. | 12-24 | Булатная броня, сие, палица, яхонты, вертлюги, сажень, монах, витязь, амбар, целовальники, облатынивать, застава богатырская, смета, заподваливать, речи елейные, гнездовину разнёс, по ордам, не простофильтесь | Перечитать былину, разделить на смысловые части. |
5 | Былины «Ильины три поездочки» | -обобщить и обогатить знания детей о былинах; -учить правильно, читать их, понимать исторический текст; -работать над содержанием былины; -обучать правильному выразительному чтению, находить аналогии с реальными историческими событиями; -развивать память, речь, мышление, воображение. | 12-24 | Пересказать одну часть былины от лица Ильи Муромца | 2 Н |
6 | «Житие Сергия Радонежского» | -ознакомление с отрывком из «Жития Сергея Радонежского»; -учить внимательно относится к слову, обогащать словарный запас; -развивать память, речь, мышление. | 25-33 | Найти и прочитать весь текст; рассказать о подвигах Сергия Радонежского |
7 | «Житие Сергия Радонежского» | -ознакомление с отрывком из «Жития Сергея Радонежского»; -учить внимательно относится к слову, обогащать словарный запас; -развивать память, речь, мышление. | 25-33 | Благородный, угодник, добродетель, праведный, обет, благочестивый, ангел, смирение, мошна, благодать, отрок | Найти материал к картинам на с.34, 36; ответить на вопросы 3, 4, 5, с.35 | 3 Н |
8 | Обобщающий. Игра «Летописи, былины, сказания, жития» | -обобщить знания учащихся по разделу; -учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения; -развивать речь, мыслительные операции и творческие способности. | 34-36 |
Чудесный мир классики (15 часов) |
9 | П. П. Ершов «Конёк – Горбунок» | - ознакомить учащихся с творчеством П. П. Ершова; -работать над содержанием сказки, данной в учебнике; -обучать правильному выразительному чтению; -развивать память, речь, мышление, воображение; -отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; -учить понимать поступки героев, давать им характеристики. | 37-63 | Классика | Прочитать с.41-45 до слов «Братья, то есть, испугались…» |
10 | П. П. Ершов «Конёк – Горбунок» | 37-63 | Дочитать сказку до конца, дать характеристику братьям. | 4 Н |
11 | П. П. Ершов «Конёк – Горбунок» | 37-63 | Читать произведения А. С. Пушкина |
12 | А. С. Пушкин. Стихи | -продолжить ознакомление с творчеством А. С. Пушкина; -учить понимать и правильно читать стихи поэта; -прививать любовь к природе, к поэзии; -развивать память, воображение, речь. | 64-71 | Акра Рампа Алчный Унылый Ликующий | Выучить любое стихотворение |
13 | А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». | -прочитать сказку А. С. Пушкина; -учить анализировать поступки героев; -обучать грамотному, выразительному чтению.; -развивать память, речь. | 72-93 | Перечитать сказку, нарисовать иллюстрацию. |
14 | А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». | 72-93 | Дочитать сказку до конца, подобрать синонимы и антонимы к данным словам, выписать 5 эпитетов. | 5 Н |
15 | А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». | 72-93 | Черница | Подробно пересказать одну из частей сказки |
16 | М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». | -ознакомить учащихся с творчеством М. Ю. Лермонтова; -отрабатывать навыки беглого, выразительного чтения, чтения без ошибок; -развивать память, речь, мышление. | 94-98 | Терек | Найти интересные факты из жизни поэта; выразительное чтение любого стихотворения | 6 Н |
17 | М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб» | -ознакомить учащихся со сказкой «Ашик – Кериб»; -обучать правильному выразительному чтению; -пополнять словарный запас учащихся; -развивать память, внимание, мышление; -учит анализировать поступки героев, правильно отвечать на вопросы. | 99-113 | Ашик, Кериб, пророк, газель, зарок, сааз, паша, намаз | Перечитать сказку, ответить на вопрос 2, с.113 |
18 | М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб» | 99-113 | Приготовить краткий пересказ сказки |
19 | Л. Н. Толстой «Детство». | -расширить знания учащихся о жизни Л. Н. Толстого; -обучать правильному чтению; -развивать речь, память. | 114-120 | Прочитать рассказ, ответить на вопросы; написать сочинение о маме. |
20 | Л. Н. Толстой «Как мужик убрал камень» (басня). | -вспомнить прочитанные произведения Л. Н. Толстого; -ознакомить с басней «Как мужик камень убрал»; -воспитывать любовь и уважение к маме; -развивать память, речь, мышление. | 121 | Найти и прочитать другие басни, приготовить выразительное чтение. | 7 Н |
21 | А. П. Чехов «Мальчики» | -ознакомить учащихся с творчеством А. П. Чехова; -отработать навыки правильного выразительного чтения; -учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев произведения; -воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми; -развивать память, речь, мышление. | 122-136 | Розвальни Башлык Сюртук Самоеды Бизон Пампасы Мустанг Индейцы Москит Термит Чечевица Плантации Флигель Приказчик урядник | Перечитать рассказ, объяснить непонятные слова. |
22 | А. П. Чехов «Мальчики» | 122-136 | Приготовить пересказ по составленному плану | 8 Н |
23 | Обобщающий. КВН по разделу «Чудесный мир классики». | -обобщить полученные знания детей по разделу; -развивать творческие способности учащихся; -воспитывать чувство коллективизма, ответственности за свои ответы к команде. | 137-138 |
Поэтическая тетрадь (8 часов) |
24 | Ф. И. Тютчев. Стихи. | -расширить знания детей о творчестве Ф. И. Тютчева; -обучать правильному чтении. Стихов; -развивать память, речь, мышление. | 139-142 | Воздвинуться Изнемочь Него | Выучить любое стихотворение. |
25 | А.А. Фет. Стихи. | -расширить знания учащихся о творчестве А. А. Фета; -учить видеть и замечать прекрасное в природе; -обогащать словарный запас; -развивать память, речь, воображение. | 143-144 | Завеса очертанье Бархат | Выучить любое стихотворение. Нарисовать рисунок. |
26 | Е. А. Баратынский. Стихи. | -ознакомить с жизнью и творчеством Е. А. Баратынского; -учить видеть прекрасное с помощью поэзии; -воспитывать любовь к природе, внимательное отношение к ней; -развивать речь, память, воображение. | 145-146 | Оглобля Варюха Древа Обнажены Ветхий Незримый | Найти другие стихи, приготовить выразительное чтение. Нарисовать иллюстрацию. | 9 Н |
27 | А. Н. Плещеев «Дети и птичка». | -познакомить с жизнью и творчеством А. Н. Плещеева; -обучать правильному выразительному чтению; -прививать любовь к природе; -воспитывать бережное отношение к ней; -развивать память, речь, мышление. | 147 | Выучить стихотворение наизусть. |
2 триместр – 21 час |
28 | И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» | -расширить знания детей о поэте, его жизни и творчестве; -пополнять словарный запас учащихся; -учить видеть прекрасное в окружении; -развивать память, речь, мышление. | 148 | Межа | Найти другие стихи И. С. Никитина, одно выучит наизусть | 10 Н |
29 | Н. А. Некрасов. Стихи. | -расширить знания детей о творчестве Н. А. Некрасова; -обучать правильному чтению стихов; -пополнять словарный запас; -развивать память, речь. | 149-151 | Сумерки Салазки | Найти другие стихи Н. А. Некрасова, приготовить выразительное чтение одного, нарисовать иллюстрацию. |
30 | И. А. Бунин «Листопад». | -ознакомить детей с жизнью и творчеством И. А. Бунина; -учить чувствовать поэтический мир; -пополнять словарный запас учащихся; -развивать речь, память, мышление, воображение. | 152-153 | Найти другие стихи И. А. Бунина, приготовить выразительное чтение одного, нарисовать иллюстрацию. |
31 | Обобщающий. Развивающий час по разделу Поэтическая тетрадь». | -обобщить знания детей по данному разделу; -развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей; -формировать умение работать в группах. | 154-156 |
Литературные сказки (12 часов) |
32 | В. Ф. Одоевский «Городок в Табакерке». | -ознакомить с жизнью и творчеством В. Ф. Одоевского; -изучить литературную сказку «Городок в Табакерке»; -пополнять словарный запас учащихся; -при помощи сказки ознакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки; Формировать навыки выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы; -обучать детей делить текст на смысловые части, составлять план; -учить передавать содержание прочитанного от имени героя. | 157-170 | Табакерка Пёстренькая Счесть нельзя Уверился Померкли Мудрено Затеплилась звёздочка Право Извольте С сими словами Учтиво Свод Камин Досадно Ни пяди Вымощена перламутром Индо Одинакие Опамятоваться | Перечитать сказку. | 11 Н |
33 | В. Ф. Одоевский «Городок в Табакерке». | 157-170 | Перечитать сказку, поделить на части. |
34 | В. Ф. Одоевский «Городок в Табакерке». | 157-170 | Ответить на вопросы 3, 4, с.170 | 12 Н |
35 | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». | - пополнять словарный запас учащихся; -воспитывать чувство сострадания к другим; -расширить знания детей о жизни и творчестве В. М. Гаршина; -отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; -учить анализировать поступки и характер героев. | 171-181 | Кол Пика Барбос Повилика Коровяк Пронизать Лань Тунь Линь | Найти сведения об авторе. |
36 | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». | 171-181 | Перечитать сказку, подумать сколько в ней сюжетов, ответить на вопрос 8, с.181 |
37 | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». | 171-181 | Сочинить и записать сказку о растении или животном, оформить в виде книжки. | 13 Н |
38 | П. П. Бажов «Серебряное копытце». | -ознакомить с жизнью и творчеством П. П. Бажова; -отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; -обогащать словарный запас учащихся; -развивать память, речь, мышление; -обучать чтении. По ролям, умению характеризовать поступки героев. | 182-194 | Барская рукодельня Взъесться Голбчик Пожитки Похлёбка Несподручно Пособник Покосные ложки Статочное ли дело | Перечитать сказку, приготовить выразительное чтение. |
39 | П. П. Бажов «Серебряное копытце». | 182-194 | Прочитать другие сказки П. П. Бажова, приготовить пересказ. |
40 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». | -ознакомить детей с жизнью и творчеством С. Т. Аксакова; -начать работу над сказкой; -обогащать словарный запас учащихся; -воспитывать любовь и уважение к родителям; -отрабатывать навыки выразительного чтения; -учить делить текст на части. | 195-216 | Именитый Заморский Не ведаю Парча Тувалет Венец Самоцветный Сажень Беспорочный Доподлинный Сходный Колода Почитай Торная Чертог Паче зеница ока Утешался Во единое ока мгновение Гвалт Пяльцы Почали Лебезить Рехнулся Заутра | Прочитать с.195-206 до слов: «Очутилась она во дворце зверя лесного…» | 14 Н |
41 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». | 195-216 | Дочитать сказку до конца, поделить текст на части, озаглавить их. |
42 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». | 195-216 | Подготовиться к обобщающему уроку. | 14 Н |
43 | Обобщающий. «Крестики – нолики». | -обобщить знания детей по изученному разделу; -учить работать сообща; -развивать память, творческие способности. | 217 |
Делу время – потехе час (7 часов) |
44 | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». | -ознакомить детей с жизнью и творчеством Е. Л. Шварца; -отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; -учить делить текст на части, выделять главное, составлять план; -отрабатывать навыки выразительного чтения; -учить анализировать характер и поступки героев; -развивать память, речь, мышление. | 3-16 | Окладистая Керосиновая лампа Ходики Пола. полы | Перечитать сказку, объяснить непонятные слова. | 15 Н |
45 | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». | 3-16 | Приготовить чтение по ролям, нарисовать иллюстрацию. |
46 | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». | 3-16 | Сочинить и записать свою сказку о том, как человек избавился от какого – нибудь недостатка. |
47 | В. Ю. Драгунский «Главные реки». | -расширить знания детей о творчестве В. Ю. Драгунского; -отрабатывать навыки выразительного чтения; -обогащать словарный запас учащихся; -учить детей учиться на основе рассказа В. Ю. Драгунского. | 17-23 | Подготовить пересказ от имени Дениса, найти сведения о жизни и творчестве драгунского. | 16 Н |
48 | В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка». | -расширить знания детей о творчестве В. Ю. Драгунского; -отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; -развивать память, речь, мышление. | 24-28 | Приготовить выразительное чтение рассказа. Читать другие рассказы Драгунского. |
3 четверть – 30 часов |
49 | В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». | -расширить знания детей о творчестве В. В. Голявкина; -помочь понять смысл произведения; -учить анализировать поступки героев; -отрабатывать навыки выразительного чтения; -развивать память, речь. | 29-34 | Патент | Написать мини – сочинение о прогульщике. | 17 Н |
50 | Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час». | -обобщить знания учащихся по данному разделу; -воспитывать трудолюбие, внимательное отношение к окружающим; -развивать память, творческие способности учащихся. | 35-36 |
Страна детства (6 часов) |
51 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». | -расширить знания детей о творчестве Б. С. Житкова; -обучать беглому, выразительному чтению; -раскрыть смысл содержания рассказа Б. С. Житкова; -учить характеризовать главного героя, его поступки; -развивать память, речь, мышление. | 37-46 | Корма Мачта Палуба Полировать Лакировать | Подготовить выразительное чтение рассказа. |
52 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». | 37-46 | Приготовить пересказ от имени главного героя. |
53 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | -расширить знания детей о творчестве К. Г. Паустовского; -помочь детям понять смысл произведения; -обучать правильному выразительному чтению; -учить видеть прекрасное вокруг, замечать, понимать окружающий мир; -развивать память, мышление, воображение. | 47-58 | Аккорд Симфонический Ботфорты Парча Фетровая шляпа | Перечитать текст, найти материал о жизни и творчестве писателя. | 18 Н |
54 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | 47-58 | Выписать из текста эпитеты и олицетворения. |
55. | М. М. Зощенко «Ёлка». | -ознакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко; -обогащать словарный запас учащихся; -учить анализировать поступки героев; -развивать речь, мышление, память и чувство юмора. | 59-64 | Золотушный | Приготовить пересказ от лица мамы или папы, нарисовать рисунок. | 19 Н |
56. | Обобщение по разделу «Страна детства». | -повторить и обобщить изученный материал; Развивать навыки сравнения, сопоставления, логического мышления. | 65-66 |
Поэтическая тетрадь (4 часа) |
57 | В. Я. Брюсов. Стихи. | -ознакомить с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова; -обучать правильному, выразительному чтению стихов; -развивать память, речь, мышление. | 67-70 | Дебри Гиппопотам | Выучить одно из стихотворений. |
58 | С. А. Есенин «Бабушкины сказки2. | -ознакомить учащихся со стихотворением «Бабушкины сказки» С. А. Есенина; -пополнить биографические знания о поэте; -обогащать словарный запас учеников. | 71 | Опостылеть | Читать другие стихи С. Есенина, одно из них выучить | 20 Н Я |
59 | М. И. Цветаева. Стихи. | -ознакомить с творчеством М. Цветаевой; -раскрывать мир поэзии, учить читать стихи выразительно; -развивать память, речь. | 72-73 | Приготовить выразительное чтение стихов. |
60 | Обобщающий. Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь». | -повторить и обобщить изученный раздел; -развивать память, мышление, творческие способности учащихся. | 74 | Выучить наизусть стихотворение любимого поэта. |
Природа и мы (11 часов) |
61 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «приёмыш». | -расширить знания детей о творчестве Д. Н. Мамина – Сибиряка4 -отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; -учить анализировать характер и поступки героев; -прививать любовь к природе, бережное отношение к ней; -развивать память, речь, мышление. | 75-84 | Доспехи Протока Сайма Муштровать Муштра | Подготовить выразительное чтение рассказа. | 21 Н |
62 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «приёмыш». | 75-84 | Придумать и записать, что случилось с Приёмышем дальше. |
63 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька» | -познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Куприна; -раскрыть смысл рассказа Куприна «Барбос и Жулька», смысл дружбы, верности; -учить анализировать поступки героев; -прививать любовь к животным; -отрабатывать навыки выразительного чтения; -обогащать словарный запас учащихся; -развивать речь, мышление. | 85-91 | Приземистый Сталактит Флирт Фестон Подпалина Лицемерный Лицемерие Лавры Карьер Триумфальный | Перечитать рассказ |
64 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька» | 85-91 | Приготовить пересказ от имени Барбоса, индивидуальное задание: приготовить рассказ о сороках. | 22 Н |
65 | М. М. Пришвин «Выскочка». | -расширить знания детей о творчестве М. М. Пришвина; -раскрыть смысл рассказа; -учить анализировать поступки и характер героев; -отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; -развивать память, речь, мышление. | 92-95 | Бдительность Радужный | Подготовить выразительное чтение рассказа. |
66 | М. М. Пришвин «Выскочка». | 92-95 | Написать свою историю из наблюдение за животными. |
67 | Е. И. Чарушин «Кабан» | -расширить знания детей о жизни и творчестве Е. И. Чарушина; -учить анализировать текст, пересказывать его; -отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; -развивать память, речь, мышление. | 96-99 | Марал Сопеть Гуськом Небоскрёб | Приготовить пересказ от имени автора. | 23 Н |
68 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | -познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. П. Астафьева; -отрабатывать навыки выразительного чтения; -учить детей анализировать поступки героев; -делить текст на части, озаглавливать каждую часть; -учить составлять сравнительное описание на основе текста; -расширить знания детей о стрижах и лебедях; -прививать любовь и бережное отношение к животным. | 100-110 | Бесцеремонно Заполошно Лепиться Яр | Перечитать рассказ |
69 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | 100-110 | Подготовить пересказ от имени Скрипа |
70 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | 100-110 | Ответить на вопрос 8, с.112 | 24 Н |
71 | Обобщающий. Конкурс знатоков «Природа и мы». | -повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела «Природа и мы2; -развивать речь, мышление, творческие способности учащихся. | 111-112 |
Поэтическая тетрадь (6 часов) |
72 | Б. Л. Пастернак «Золотая осень». | -ввести в раздел «Поэтическая тетрадь»; -познакомить с жизнью и творчеством Б. Л. Пастернака; -учить понимать язык поэзии; -читать поэтические произведения; -обогащать словарный запас учащихся; -развивать память, речь, мышление. | 113-115 | Чертог Каталог | Выучить стихотворение наизусть |
73 | С. А. Клычков «Весна в лесу». | -познакомить с жизнью и творчеством С. Клычкова; -учить видеть в природе прекрасное при помощи поэта и художника; -развивать память, речь, мышление. | 116-117 | Утренник Рудый Лом Никнуть Клохтать Сойка Свирелка | Приготовить выразительное чтение | 25 Н |
74 | Д. Б. Кедрин «Бабье лето» | -познакомить с жизнью и творчеством Д. Б. Кедрина; -рассмотреть такое явление природы, как «бабье лето»; -учить детей выражать свои мысли; -отрабатывать навыки выразительного чтения; -развивать речь, мышление. | 118 | Написать мини сочинение о бабьем лете. |
75 | Н. М. Рубцов «Сентябрь». | -ознакомить с жизнью и творчеством Н. М. Рубцова; -продолжить формирование навыка выразительного чтения, умения сравнивать; -развивать речь, мышление, память. | 119 | Выучить стихотворение наизусть |
76 | С. А. Есенин «Лебёдушка» | -ознакомить с новым произведением С. Есенина; -обогащать словарный запас учащихся; -обучать правильному выразительному чтению; -раскрыть красоту поэтического произведения; -развивать память, речь, воображение. | 120-126 | Выучить стихотворение наизусть, повторить раздел. | 26 Н |
77 | Обобщающий. Конкурс «Поэзии прекрасные страницы…» | -контроль усвоения материала раздела учащимися; -развитие творческих способностей, памяти, речи, мышления. | 126 |
Родина (5 часов) |
78 | И. С. Никитин «Русь» | -ознакомить со стихотворением «Русь» И. С. Никитина; -учить понимать поэтические произведения о родине; -воспитывать патриотические чувства; -развивать память, речь, мышление. | 127-132 | Мурава Казна Курган | Составить план стихотворения, подготовить выразительное чтение. |
4 четверть – 24 часа |
79 | С. С. Дрожжин «Родине» | -продолжить работу над поэтическим произведением о родине; -ознакомить с биографическими данными С. Д. Дрожжина; -воспитывать патриотические чувства; -развивать умение делить текст на части. | 133-137 | Молитвенно Чарующий Приветный | Выучить стихотворение наизусть | 27 Н. |
80 | А. В. Жигулин «О, Родина!» | -ознакомить с жизнью и творчеством А. В. Жигулина; -обучать выразительному чтению стихотворений; -воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину; -развивать память, речь, мышление. | 138 | Найти другие стихи Жигулина, приготовить выразительное чтение одного. | 27 Н |
81 | Б. А. Слуцкий «Лошади в океане». | -ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Б. А. Слуцкого; -формировать навыки правильного, выразительного чтения; -воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство сострадания. | 139-141 | Выучить наизусть |
82 | Обобщающий урок по разделу «Родина» | -повторить и обобщить изученный материал; -развивать память, речь, мышление. | 142 |
Страна фантазия (5 часов) |
83 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | -ознакомить с понятием научно – фантастической литературы, с жизнью и творчеством Е. С. Велтистовым; -проанализировать отрывок из повести «Приключения Электроника»; -учить находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев; -обогащать словарный запас учащихся; -развивать память, речь, мышление. | 143-149 | Научно – фантастическая литература | Перечитать отрывок, объяснить непонятные слова. | 28 Н |
84 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | 143-149 | Кибернетик Кибернетика Контрабас | Приготовить пересказ |
85 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | -ознакомить с жизнью и творчеством писателя – фантаста К. Былучёва; -заитерисовать учащихся его произведениями; -читать отрывок из повести «Путешествие Алисы»; -учить анализировать поступки героев, составлять картинный план к произведению, пересказывать по нему текст; -отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; - развивать память, речь, мышление. | 150-157 | Перечитать отрывок, нарисовать иллюстрацию. | 29 Н |
86 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | 150-157 | Приготовить пересказ, нарисовать иллюстрацию на космическую тему. |
87 | Обобщающий. Путешествие по «Стране Фантазии». | -обобщить знания по изученному разделу; -развивать память, речь, мышление, творческие способности учащихся. | 158 | Придумать и записать историю о путешествии на другую планету. |
Зарубежная литература (15 часов) |
88 | Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера» | -ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Дж. Свифта; -отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; -обогащать словарный запас учащихся; -развивать память, речь, воображение; -развивать умение пересказывать текст от имени героя, составлять картинный план; -привить интерес к зарубежной литературе. | 159-166 | Колчан Врассыпную Мальчик - паж | Перечитать текст, нарисовать иллюстрацию. | 30 Н |
89 | Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера» | 159-166 | Придумать и записать рассказ о том, что произошло, когда ты на время стал великаном. |
90 | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | -расширить знания детей о жизни и творчестве Г. Х. Андерсена; -отрабатывать навыки чтения; -читать и анализировать сказку «Русалочка»; -учить находить ответы на вопросы по тексту, пересказывать его, делить текст на части, озаглавливать их; -отрабатывать навыки выразительного чтения; -развивать память, речь, мышление. | 167-193 | Кораллы Янтарь Сан Фейерверк Вал | Перечитать прочитанную в классе часть, поделить её на части, озаглавить. |
91 | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | -расширить знания детей о жизни и творчестве Г. Х. Андерсена; -отрабатывать навыки чтения; -читать и анализировать сказку «Русалочка»; -учить находить ответы на вопросы по тексту, пересказывать его, делить текст на части, озаглавливать их; -отрабатывать навыки выразительного чтения; -развивать память, речь, мышление. | 167-193 | Перечитать страницы, которые читали в классе, поделить на части, озаглавить. |
92 | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | -расширить знания детей о жизни и творчестве Г. Х. Андерсена; -отрабатывать навыки чтения; -читать и анализировать сказку «Русалочка»; -учить находить ответы на вопросы по тексту, пересказывать его, делить текст на части, озаглавливать их; -отрабатывать навыки выразительного чтения; -развивать память, речь, мышление. | 167-193 | Перечитать страницы, которые читали в классе, поделить на части, озаглавить, нарисовать иллюстрацию. | 31 Н |
93 | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | -расширить знания детей о жизни и творчестве Г. Х. Андерсена; -отрабатывать навыки чтения; -читать и анализировать сказку «Русалочка»; -учить находить ответы на вопросы по тексту, пересказывать его, делить текст на части, озаглавливать их; -отрабатывать навыки выразительного чтения; -развивать память, речь, мышление. | 167-193 | Дочитать сказку, поделить на части, озаглавить. |
94 | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | 167-193 | Читать сказки Г. Х. Андерсена | 32 Н |
95 | Марк Твен «приключения Тома Сойера» | -ознакомить с жизнью и творчеством М. Твена; -отрабатывать навыки беглого выразительного чтения, чтения по ролям; -учить пересказывать текст от имени героя; -прививать интерес к зарубежной литературе; -развивать память, речь, мышление. | 194-200 | Перечитать отрывок, приготовить выразительное чтение. |
96 | Марк Твен «приключения Тома Сойера» | 194-200 | Приготовить пересказ от имени Тома Сойера. |
97 | Сельма Лагерлеф «Святая ночь» | -ознакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Лагерлеф; -раскрыть содержание произведения С. Лагерлеф; -учить анализировать характер и поступки героев; -обогащать словарный запас учащихся; -отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; -развивать память, речь, мышление. | 201-208 | Приготовить выразительное чтение. |
98 | Сельма Лагерлеф «Святая ночь» | 201-208 | Приготовить пересказ от имени пастуха. | 33 Н |
99 | Сельма Лагерлеф «В Назарете» | -ознакомить учащихся с новым произведением С. Лагерлеф; -расширить знания детей по данной теме; -отрабатывать навыки выразительного чтения текста; -учить анализировать характер и поступки героев; -развивать умение работать с иллюстрацией; -обогащать словарный запас учащихся. | 209-216 | Околок Жбан для ванны Исподтишка | Перечитать текст, найти материал об Иисусе и Иуде. |
100 | Сельма Лагерлеф «В Назарете» | 209-216 | Подготовить ответы на вопросы 1, 2, с.217 | 34 Н |
101 | Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература» | -повторить и обобщить изученный раздел; -учить работать в коллективе, прислушиваться к чужому мнению, отстаивать свою точку зрения; -развивать память, речь, логическое мышление. | 217 |
102 | Обобщающий. Игра «Литературные тайны». | -повторить и закрепить знания, полученные в 4 классе; -развивать память, речь, мышление и творческие способности учащихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....