Комбинированный урок чтения и развития речи по произведению А. Толстого "Приключения Буратино"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Елистратова Эльза Талгатовна

При подготовке к данному уроку, обучающиеся разделились на микрогруппы и исследовали значение сердца в жизни человека с разных точек зрения: физики, химии, биологии, медицины. Каждая группа делится своими открытиями. На протяжении урока сравнивают свое сердце с сердцем Буратино, узнают причины "чудесного" превращения Буратино из капризного, вредного мальчишки в доброго и отзывчегого мальчугана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kombinirovannyy_urok_chteniya_i_razvitiya_rechi.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Комбинированный урок чтения и развития речи

по произведению А. Толстого « Приключения Буратино ».

Цели:

Пробудить интерес и внимание к слову «сердце» через приемы работы со словарями, энциклопедиями, компьютер, телепередачами, произведением и другими источниками информации.

Воспитывать культуру общения.

Развивать творческую фантазию, воображение.

Воспитывать уважение и любовь к окружающим людям.

Оборудование:

Мультимедийный аппарат

Энциклопедии, словари

Игрушки «сердечки»

Аудиозапись «Сердце»

Таблички: «физики», «химики», «биологи», «медицина»

Карточки-сердечки с заданиями

Выставка «сердец» Буратино

Тип урока: Комбинированный с мультимедиа-презентацией

                                  Ход урока

1.Организационный момент.

а)- Начнём урок с улыбки. Улыбнитесь друг другу, мне и нашим гостям. Цель нашего урока ребята – стать лучше, добрее и внимательнее друг к другу. Хочу посоветоваться с вами: каким бы вы хотели видеть наш урок?

- Угадайте  о чём сегодня на уроке мы будем говорить?

Загадка:

- Послушайте правильный ответ  и сами узнаете кто из вас верно определил тему нашего урока.

(Звучит отрывок из песни «Сердце»)

б) Чтение стихотворения учителем

Если бы сердце твоё не стучало,

Если б оно, как немое молчало,

Ты не увидел бы солнце и гор,

Луга весною цветистый ковер,

Рощи осенней, тенистого сада,

Шелест листвы и печаль снегопада,

Всё бы ушло навсегда, насовсем,

Хочешь поспорить – только зачем?

Ведь сердце пульсирует, сердце смеётся,

Без остановки бьётся и бьётся.

Жизнь охраняет Венер и Аврор.

Этот трудяга вечный мотор.

- О чём это стихотворение?( о сердце ) Слайд1.

- С чем сравнивает автор сердце? ( вечный мотор )

- А почему именно с мотором? ( вечно работает )

- Ребята, в мире очень много людей изучают, наблюдают, исследуют « сердце». Мы тоже исследовали, и сейчас мы узнаем много интересного и полезного о сердце.

2. Основная часть.

- Ещё 3 недели назад у нас начал работу проект «Сердце». Вы были разделены на группы, которые находили информацию о сердце с точки зрения разных наук: физика, химия, биология и медицина.

1 группа «физики» исследовали слово сердце в такой науке, как физика. Расскажите ребята, что вы узнали , какими интересными фактами вы поделитесь с нами.

Слайд 2.

( Мы узнали, что в физике сердце, подобно мотору, насосу. В нём есть двигатель, камеры и клапаны. Оно работает бесперерывно и перекачивает кровь. Если сердце перестанет гнать кровь, все остальные органы погибнут )

- Да ребята, в мире много учёных, но не одному ещё ученому не удалось заменить настоящее сердце на механизм. Слайд 3.

- Южноафриканскому медику Кристиану Борнарду впервые в 1967 году удалось сделать операцию по пересадке сердца. И сейчас, в России тоже делают такие же операции, чтобы спасти жизни людей, страдающих заболеванием сердца. Слайд 4.

- А что расскажет нам 2 – ая группа исследователей науки медицины? Послушаем их.

( Мы узнали, что в медицине сердце – одно важнейших органов нашего организма. Наше сердце никогда не должно останавливаться. Ведь кровь, которую оно несет другим органам, нужна всегда. Если сердце хотя бы на минуту перестанет гнать кровь, все остальные органы погибнут. Доктора утверждают, что сердце любит: спокойствие, кислород, калий. Сердце не любит: выхлопные газы, курение, алкоголь, стрессы и переживания.) Слайд 5.

- Молодцы! А сейчас мы узнаем, что «биологи» - 3 группа расскажет о сердце.

( Биологи утверждают, что сердце в первую очередь – орган, снабжающий кровью наш организм. Сердце бьётся всю жизнь и даже умирает последним. Сердце – слуга трёх господ – мозга, артериального давления и самого себя.) Слайд 6.

- 4 группа исследовали «сердце» в науке химии.

(Наука химия считает, что сердце  состоит из двух половинок. Через одну проходит артериальная кровь – несёт кислород, через другую – венозная – уносит углекислый газ и вредные вещества.)

- Молодцы ребята. Вы много интересного  и важного узнали о сердце, поделились между собой важнейшими фактами. Вы исследовали сердце с точки зрения четырёх наук. Но я вместе с Дашей хочу поделиться с вами новыми знаниями с точки зрения психологии и астрологии.  Слайд 7.

Люди считают, что все чувства заложены в сердце. Вспомните обсуждение на уроке чтения главного героя сказки А. Толстого Буратино. Почему Буратино стал человеком?

( У него появилась душа. В его сердце родились чувства. Он научился любить Вначале оно было пустое, белого цвета , а потом в нем зародились хорошие качества…)

-Да, и по вашим творческим работам ( Обращение к выставке сердец Буратино ) видно, как в сердце Буратино стали появляться хорошие качества человека, которые мы с вами договорились выделять алым цветом. Но ещё в в сердце Буратино я вижу много и других оттенков. Почему ребята?

      - Как вы думаете, сможет ли доброта, любовь вытеснить эти качества у Буратино со временем?

- Замечательно. Я тоже думаю и верю в это, и думаю, что со временем сердце его будет похоже на это сердце , которое говорит: «Я люблю тебя». (показ игрушки «Сердечко»)

- Ребята, каждый из вас рожден под знаком зодиака. Например, кто из вас Рыбы? Стрельцы?... Хочу предложить вам послушать Дашу, которая расскажет, что думает астрология про сердце.

( В астрологии сердце – аналог солнца. Астрологи  утверждают, что 12 знаков зодиака расположены на теле человека от головы до пяток. В районе сердца лежит пятый знак – Лев. Мне стало интересно, ведь я по знаку зодиака – Лев. И в этом знаке главное – Солнце, т. е. сердце человека. Знак Лей, который находится в сердце человека отвечает за здоровье моё, за любовь и творчество.) Слайд 8.

3. Обобщение по исследованию слова в разных науках.

- Ребята, посмотрите, сколько наук изучает «сердце».

-Что вы, дети, представляете,

Когда о сердце идет речь?

Одни мне скажут: « Орган знаете?

 Он помогает крови течь!»

Другие скажут: « Сердце – это

То, что способно полюбить

Символ любви, добра и света

Что может льдинку растопить!»

А третьи мне секрет откроют:

«Сердечко, как насос у нас.

О нем нам забывать не стоит.

Беречь его – людской наказ!»

Где истина, решайте сами.

Я ж помогу вам –буду с вами!

Исследование слова по словарям.

- Как вы думаете , ребята, а это какие науки ?

- Я считаю, что каждое слово несет в себе огром-

ное значение, смысл. И слово сердце не без

исключения. Это слово изучает и русский язык, и литература.

Давайте обратимся к словарям. Предлагаю так же поработать в группах. Каждая группа выбирает себе карточку, на которой записано задание и берет необходимый словарь для работы.

Найти лексическое значение слова сердца.

Найти в этимологическом словаре откуда произошло слово сердце.

Записать однокоренные слова слову сердце.

Вспомнить и записать пословицы и поговорки о сердце.

Работа над фразеологизмами.

- Слово сердце очень трудолюбивое, оно помогает сделать наш язык ярче, красивее, выразительнее. Найдите фразеологизмы с словом сердце в фразеологическом словаре по заданным каждой группе картинкам.

                                                        - «Золотое сердце»  

                                                    - «Камень на сердце»

     

                                         

                                                - «Кошки скребут на сердце»

                                                   

                                    - «Открытое сердце»

- Вы тоже подготовили к уроку свои «сердца».(Выставка сердец детей.) И все они у вас разные, посмотрите. Каждый из вас сзади своих сердец написал свои положительные качества. Но также как и у Буратино, я вижу , что и у вас  имеются на сердцах другие цвета. Что они обозначают?

- А может ли человек помочь себе, своему сердцу быть хорошим и верным другом, стать добрее и лучше?

- Как?

-Скажите, а если вы будете постоянно применять все эти предложенные советы ежедневно, превратятся ли ваши сердца в такое сердце, которое полно любви, тепла?

- Очень хочется сказать вам, ребята, что если у человека нет сердца – это не человек. Нужно всем нам стараться учиться любить не только себя, но и все живое, всё, что нас окружает. Ведь подумайте сами, если люди будут  любить друг друга, тогда на нашей земле что произойдет?

5. Заключение.

- К концу подходит наш урок. Что же нового, интересного узнали вы о слове сердце?

- Получился ли у нас с вами урок таким, каким вы его захотели увидеть в начале занятия?

- Станете ли вы теперь относится к своему сердцу и к слову «сердце» внимательнее?

- Помогли ли вам наши исследования, разбор произведения А. Толстого «Приключения Буратино», сегодняшний урок стать добрее, внимательнее друг к другу?

- Итогом нашего проекта «Сердце» будет праздник для наших родителей «Наши сердца стучат в унисон».

- Спасибо вам, ребята, за работу и каждому я дарю частичку своего сердца, которая говорит , что я люблю каждого из вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Урок чтения и развития речи «Составление и чтение слогов ау, уа», 1 класс

Урок комплексного применения знаний и умений обучающихся, воспитанников 1 класса....

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение и анализ стихотворения Р.Рождественского «Послевоенная песня».

Цели:·        формирование умения определять главную мысль поэтического произведения;·        обучение выразительному чтению стихо...

Урок чтения и развития речи в 4 классе школы VIII вида по теме " А. Барто «В театре». Работа над выразительным чтением: соблюдение логического ударения, необходимо интонации.

Данный материал  урока чтения и развития речи может быть использован учителями специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках чтения и развития речи....

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение рассказа Е.Кононенко «Резеда»

Цели:- продолжить работу над формированием навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;- учить детей выделять главную мысль в тексте;- обогащать речь учащихся определениями, учи...

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"

Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;-  учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...