Сказки водят хоровод. Открытый урок по литературному чтению
методическая разработка по чтению на тему
К уроку дети подготовили два мини-спектакля: "Яичко золотое" и "Сказка о рыбаке и рыбке (экологическая)" Данный урок можно провести как внеклассное мероприятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_vodyat_horovod_avtosohranennyy.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЧТЕНИЮ
«СКАЗКИ ВОДЯТ ХОРОВОД»
ИГРА – КВН
Цели: повторение и обобщение знаний учащихся о русских народных сказках, воспитание стремления совершать добрые дела; развитие самооценки. Учить различать русские народные сказки и авторские. Познакомить с экологической сказкой. Прививать интерес к сказкам и литературе в целом. Развивать образное мышление детей, речь, память.
Ход урока.
1 Сообщение темы урока.
- Сегодня мы с вами совершим интересное, увлекательное
путешествие в сказку. Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям. А те передавали сказку дальше, и шагала она по свету из уст в уста, яркая, умная, весёлая. Так, не раз перед сном рассказывали вам сказки ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Это русские народные сказки.
Нам очень нравятся сказки А.С Пушкина, Г.Х Андерсена, Ш. Перро. Это авторские сказки.
- Давайте узнаем, различаете ли вы сказки?
Работа с выставкой книг. ( Авторская сказка или русская народная сказка?)
Современные дети стали меньше верить в сказки, в чудеса. Об этом мы сейчас услышим из песенки «Спор Маши и Вити о сказках».
2. Музыкальная полянка.
Слушание песни «Спор Маши и Вити о сказках».
- Подумайте и скажите: чьё мнение (Маши или Вити) вам ближе?
3 Мудрые мысли.
…Русские сказки – память нашего давно минувшего, хранилище русской мудрости.
Н.А. Некрасов
Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.
А.С. Пушкин
4. Конкурсная программа.
Конкурс 1. «Сказки водят хоровод».
Узнайте сказку.
2. В некотором царстве, в некотором государстве, жил да был царь с царицею; у него было три сына – все молодые, холостые, удалые такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать…»
(Русская народная сказка «Царевна – лягушка»).
«Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.
И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками…»
(Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»)
«В некотором царстве в давние времена жили-были в маленькой избушке дед да баба, да дочка, и была у неё кукла…»
(«Василиса Прекрасная»)
«Жил – был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были щеголеваты, а младший Иван - дурак, был так себе - любил в лес ходить по грибы, а дома всё больше на печи сидел. Пришло время старику умирать…»
(«Сивка – бурка»)
5. Конкурс «Сказочный переполох».
Перепутались названия сказок. Начался переполох. Царевна стала Хаврошечкой, Кощей – Ясным Соколом. Не должно беспорядка в сказках быть. Получите карточки с названиями сказок и соедините начало и конец названий сказок.
«Царевна Хаврошечка»
«Иван царевич и Василиса Царевна»
«Крошечка- Лягушка»
«Финист Бессмертный»
«Жар – птица и Серый волк»
«Кощей Ясный сокол»
6. Учитель читает стихотворение.
О чем-то скрипят деревья,
И птицам опять не спится.
В лесной чащобе звери
Затеяли мудрый спор.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски,
Тихонько скрипят деревья,
По лесу ходят сказки.
7. Сказка о рыбаке и рыбке.
СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ (экологическая)
Действующие лица:
Автор.
Старик.
Старуха.
Золотая рыбка.
Автор.
Жил старик со своею старухой
У самой Москвы реки,
Они жили в новом коттедже
Ровно 30 дней и 3 ночи.
Старик ловил сеточкой рыбу,
Старуха на рынок ходила,
Там рыбу она продавала
И деньги домой приносила.
Вот пошёл раз старик рыбачить,
И поставил он в реку сети.
А когда стал улов смотреть он,
Оказалось там банки и склянки.
Он в другой раз поставил сети,
Но улов – лишь бутылки пустые.
Взял старик динамита две пачки
И закинул их в воды речные.
Но и тут не увидел рыбы
И в слезах воротился к старухе.
Старуха.
Дурачина ты, простофиля,
Вот возьми телефон мобильный
Позвони Золотой рыбке,
Попроси у неё улова.
Автор.
Вот пошёл старик опять к речке,
Стал звонить он Золотой рыбке.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
Золотая рыбка.
Чего тебе надобно, старче?
Автор.
Ей с обидой старик отвечает:
Старик.
Слушай, ты, государыня рыбка,
Что-то речка сегодня вздурилась,
Не даёт старику мне улова.
Покупать хотел я машину,
А без рыбы какое ж богатство?
Автор.
Разозлилась Золотая рыбка
И хвостом по воде плеснула.
Золотая рыбка.
Хочешь рыбы? Ну что же, попробуй –
На часок стань ты тоже рыбкой.
Автор.
Не успел старик оглянуться,
В карася в тот же миг превратился,
Очутился в речных он водах,
И поплавать решил в глубине он.
Не успел проплыть он и метра,
Увидал над собою сети,
Еле жив наш карась остался.
А вода-то в реке не простая,
Загрязнённая, еле живая.
Годом час старику показался,
Наконец, дома он оказался.
Старуха его увидела:
Старуха.
Ну как, помогла тебе рыбка?
Старик.
Да, помогла Золотая,
Помогла понять нашу жадность!
Оглянись вокруг – стонет природа,
Беднеет она год от года!
Беречь мы её забываем,
Животных кругом убиваем?
Растения стонут и воды!
Старуха.
Прости, если сможешь, природа!
Исправим свои мы ошибки,
Попросим прощенья у Рыбки.
И станем её мы друзьями,
А чудо свершм мы и сами.
Золотая рыбка.
Ведь вовсе не надо волшебником быть,
Чтоб Землю родную беречь и любить!
Учитель.
- Давайте, ребята, повторим все вместе (хором)
слова Золотой рыбки:
Ведь вовсе не надо волшебником быть,
Чтоб Землю родную беречь и любить!
Это золотые слова. Их всегда надо помнить!
- Как вы будете вести себя в природе?
- Ребята, подумайте ,почему эта сказка экологическая?
- Чему нас учит эта сказка?
8. Конкурс «Волшебные предметы».
- Сейчас я буду называть предмет, а вы скажите, как они связаны с героями сказок.
Волшебная игла ( На конце той иглы была смерть Кощея.)
Уздечка. ( Волшебная уздечка, когда до неё дотрагивались, издавала звук: трубы трубили, барабаны били, и сторожа от того звука пробуждались.)
Серебряное блюдце. ( Показывало города и поля, леса и моря, гор высоту и небес красоту, всю Русь – матушку.)
Зёрнышко заветное. ( Бросила его Марьюшка, и явился к ней её жених, Финист – ясный сокол.)
Горошины (Принцесса на горошине)
Санки. ( Кай, Снежная королева.)
Скорлупа грецкого ореха. (Дюймовочка)
Бумажный кораблик (Стойкий оловянный солдатик.)
Утиное яйцо. (Гадкий утёнок)
9. А сейчас сказка «Золотое яичко».
Литературный сюрприз.
» МИНИ – СПЕКТАКЛЬ «ЯИЧКО ЗОЛОТОЕ»
Баба. Эй, старик! Проснись скорей!
Дед. Волки, что ли, у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба. Да гляди, что я нашла!
Наша курочка Пеструха
Под кустом яйцо снесла!
Дед. Ну, снесла! Какое дело!
Что ты, баба, обалдела?
Чтоб будить в такую рань.
Баба. Да яйцо-то не простое,
А гляди-ка - золотое!
Дед. Вправду, дивные дела!
Золотое! В самом деле!
Мы с тобой разбогатели!
Баба. Погляди – горит как жар!
Дед. Не случился бы пожар!
Баба. Ох, блестит! Слепит глаза!
Дед. Чудеса!
Баба. Чудеса!
Дед. Может вор его украсть.
Баба. В самом деле! Вот напасть!
Дед. Ты в сундук запри его!
Кто-то стучится в дверь.
Баба. Нету дома никого!
Ишь, соседей, как назло,
Ненароком принесло.
Дед. Ты пойди, задвинь засов,
Да спустить бы надо псов!
Баба. Лучше нам его продать –
Груду денег могут дать.
В среду в город я поеду –
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там –
Им яичко и продам!
Как дадут мне денег груду,
Накидают мне рублей,
На салоп себе добуду
Я сибирских соболей!
Тонких кружев накуплю я,
Разных юбок сорок штук,
Шаль, в цветочках, голубую,-
До краёв набью сундук!
Дед. Что ты мелешь небылицы?
Ишь, сыскалась молодица –
Наряжаться в разный хлам!
Нет уж!
Если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трёхэтажные палаты
И беседки по углам!
Баба. Наказанье с глупым мужем!
Что ты, старый, не блажи!
Мы живём других не хуже,
Ни к чему нам этажи.
А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки.
Дед. Пусть смеются.
Стучит кулаком по столу.
Мне не жалко.
Баба. Да уймись ты, не кричи!
Вон упала на пол скалка,
Чугуны звенят в печи.
Ох, не мил мне белый свет…
Дед. Я хозяин али нет? (Топает ногой)
Баба. Ах, яичко покатилось!..
Дед. Покатилось! И разбилось!..
Баба. Ох, лишились мы всего,
Из-за спора твоего!
Села на скамейку и заплакала.
Дед. Ну, чего мы затужили?
От чудес одна беда!
Будем жить, как прежде жили,
И работать, как всегда!
Баба. И шубёнку справить можно…
Дед. И подправить можно дом…
Баба. Только то, видать, надёжно,
Что даётся нам трудом!
Дед. Да, нежданное богатство
Нам с тобой пошло не впрок.
Баба. Стали мы гостей пугаться,
Запираться на замок.
Дед. Размечтались, как глупцы…
Баба. Про наряды и дворцы!
Дед. Нам бы надо не браниться,
Глупых ссор не заводить,
А с друзьями поделиться…
Баба. Всем подарков накупить.
Дед. Отворяй, старуха, дверь!
Что нам прятаться теперь?
Открыли дверь, стали приглашать гостей.
- Вам понравилась сказка?
- Кто вам больше понравился: дед или баба ? Почему?
- Чему учит нас эта сказка?
10.Подведение итогов.
Сказка по лесу идёт –
Сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка,
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка умница и прелесть
С нами рядышком идёт
Чтобы,
Чтобы.
Чтобы снова
Добрый злого победил!
Чтобы добрый,
Чтобы злого
Стать хорошим убедил!
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит
Сказка – умница и прелесть!
Ей повсюду путь открыт.
( Ю. Мориц )
11.Музыкальная полянка.
Послушайте песню « В мире много сказок»
12. Работа с учебником.
13. Задание на дом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе по программе "Школа 2100" на тему "Что высмеивают сказки. Сатирическая японская сказка "Ивовый росток. ""
Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе по программе "Школа 2100" на тему "Что высмеивают сказки. Сатирическая японская сказка "Ивовый росток. ""...
Открытый урок по литературному чтению Ю.Коваль "Вода с закрытыми глазами"
Тип урока: Формирование предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.Планируемые результаты:- Предметные: провести сравнительный анализ двух рассказов Ю.Коваля с общими героями - «Б...
Открытый урок по литературному чтению "Сказка –цепочка. Русская народная сказка «Репка»
На данном уроке учащиеся познакомились с русской народной сказкой "Репка" и учились ее инсценировать....
открытый урок по литературному чтению "Уроки истины в сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" 4 класс Школа России
конспект открытого урока по литературному чтению с использованием парной и групповой работы согласно требованиям ФГОС....
Открытый урок по литературному чтению "Сказки авторские и народные. Русская народная сказка «Рукавичка».
Открытый урок по литературному чтению, в котором прослеживается связь авторских и народных сказок....
"Урок цифрового контента". Открытый урок по литературному чтению на родном (русском) языке по теме: "Сказки А.С. Пушкина. Краткий пересказ".
Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков....
Открытый урок по литературному чтению по теме«Литературные сказки».
Форма проведения: урок-игра.Тип: урок развивающего контроля.Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «...