Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме
УМК Школа ХХl века
Тематическое планирование
4 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематическое планирование | 107.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Тематическое планирование
№ п\п | Наименование раздела программы | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности учащихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата проведения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Устное народное творчество. | Былины. «Добрыня и змей», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» | 1 | Урок изучающего чтения | Повторение жанров фольклора. Самостоятельное чтение или слушание произведения. словарная работа. Определение времени и места событий, выделение описания портрета героя | Знать: – жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, былина; – особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; при-сказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом); – различия жанров. Уметь: – называть произведения и выделять их особенности; – определять тему и жанр произведения; | Былина, особенности былин. Понятия: былинный герой, сказитель. Сравнение былин | Хрестоматия, с. 7–15, чтение | ||
2 | Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Первый бой Ильи Муромца» | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение или слушание произведения. Словарная работа. Осознание последовательности и смысла событий. Пересказ текста | Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии) | Хрестоматия, с. 16–19, чтение |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
3 | Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Алеша Попович» | 1 | Урок изучающего чтения | – называть и сравнивать героев (положительных и отрицательных); – определять главную мысль сказки; – делить текст на части, озаглавливать части, составлять словесный или картинный план и пересказывать по плану произведение или отдельные эпизоды; – сравнивать сказки (былины) разных народов; – самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова; – характеризовать особенности речи сказителя; – использовать при чтении средства выразительности: | Выявление характера героя, его поступков и их мотивов | Хрестоматия, с. 20–23, чтение | ||||
4 | Былины. «Вольга и Микула» | 1 | Проверочный урок | Обобщение по теме; выставка книг, работа с книгой (выходные данные, аннотация), выполнение заданий в учебнике и тетради. Связь произведений литературы с произведениями изобразительного искусства | Тематический контроль. Литературная викторина | Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке | Дополнительное чтение из рекомендованного списка | |||
5 | Малые формы фольклора: загадки, пословицы, скороговорки | 1 | Урок изучающего чтения | Загадки, виды загадок. Пословица, темы пословиц, особенности построения. Общее понятие о скороговорке, особенности их построения и чтения | Хрестоматия, с. 3–5, чтение, выполнение заданий |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Упражнение в выразительном чтении | темп, пауза, интонация; – работать с книгой: пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией | |||||||||
6 | Русская народная сказка. «Самое дорогое» | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение сказки. Определение жанра. Особенности народной сказки: замедленность действия за счет повторов, наличие волшебных превращений, идея победы добра над злом. Определение главной мысли. Пересказ сказки | Вводный контроль | Присказка, зачин, концовка сказки. Выделение языковых средств художественной выразительности | Учебник, с. 28–31, пересказ | |||
7 | Русская сказка. «Про Ленивую и Радивую». Ненецкая сказка «Хозяин ветров» | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение или слушание сказки. Сравнение сказок разных народов: главная | Выявление характера героя, его поступков и их мотивов. Работа со спра- | Хрестоматия, с. 31–38, чтение, выполнение заданий |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
мысль, герои, события и их последовательность. Герои сказки: положительные и отрицательные. Поиск в тексте слов и выражений для характеристики героев | вочниками с целью толкования слов | |||||||||
8 | Сказки с загадками. Русские народные сказки. «Дочь-семилетка», «Елена Премудрая» | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение или слушание сказки. Выделение особенностей сказок с загадками. Наблюдение за развитием событий. Деление сказки на части по готовому плану, выразительное чтение по частям | Хрестоматия, с. 31–38, чтение, выполнение заданий | |||||
9 | Русская народная сказка. «Царевич Нехитер-Немудер» | 2 | Урок изучающего чтения | Слушание сказки. Герои сказки. Развитие событий и их | Учебник, с. 39–46, художественный пересказ |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
последовательность. Деление сказки на части и составление плана, выборочное выразительное чтение по частям. Обучение художественному пересказу | Подбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке | |||||||||
11 | Устное народное творчество | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Литературная игра. Вы-ставка прочитанных книг, работа с книгами: тип книги, выходные данные, аннотация | Тематический контроль. Самостоятельная работа | Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке | Чтение сказок из рубрики «Книжная полка» | |||
12 | Басни. (4 ч) | Эзоп. «Лисица и виноград». И. Крылов «Лиса и виноград» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание басен. Словарная работа. выделение главной мысли басни (мораль). Работа над жанром. Сравнение жанров: сказка, басня. Отличие басни от сказки. | Знать: – литературоведческие понятия: басня, мораль; – о структуре басни; – о художественных особенностях басни. Уметь: | Структура и художественные особенности басни (иносказание, аллегория, крылатые слова, устойчивые сочетания, | Учебник, с. 49–50, выразительное чтение |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Сравнение басен Эзопа и Крылова: персонажи, форма (стихотворная или прозаическая). Работа с внутритекстовой иллюстрацией. Выразительное чтение | – правильно называть басни из круга детского чтения; – различать сказку и басню; – сравнивать героев басни; – выделять особенности басен Эзопа и И. А. Крылова; – выразительно читать басни с листа и наизусть; – работать с книгами басен: выбирать, рассматривать, читать | меткость языка, юмор). Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке | ||||||||
13 | Эзоп «Ворон и лисица». И. Крылов «Ворона и лисица» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание басни. Словарная работа. Выделение главной мысли. Формулирование личной оценки героев басни. Упражнение в выразительном чтении (выбор темпа и тона, передача интонацией отношения к героям). Работа с внутритекстовой иллюстрацией | Учебник, с. 52, выразительное чтение наизусть |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
14 | И. А. Крылов «Петух и Жемчужное Зерно», «Волк и Ягненок» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание басни. Словарная работа. Выделение частей басни, главной мысли (морали). Выбор интонации для чтения диалога Волка и Ягненка. Упражнение в выразительном чтении | Учебник, с. 53, выразительное чтение | |||||
15 | Басни Эзопа, И. А. Крылова. А. Е. Измайлова | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. выставка прочитанных книг. Работа с книгами басен. Конкурс чтецов | Тематический контроль. Конкурс чтецов басен | Дополнительное чтение басен, составление аннотации к ним | ||||
16 | Произведения А. С. Пушкина. (8 ч) | А. С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…» | 1 | Урок изучающего чтения | Обобщение читательского опыта детей. Слушание. работа с текстом и текстовой иллюстрацией | Знать: – литературоведческие понятия: литературная сказка, стих, стихотворная строка, рифма, ритм | Иметь пред-ставление об эпитетах, устойчивые эпитеты | Учебник, с. 57–58, выразительное чтение |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Упражнения в выразительном чтении: определение задач чтения, наблюдение за употреблением знаков препинания, выбор тона и темпа чтения | Уметь: – находить сходство и различие литературной и народной сказки (герои, структура, язык произведения); – ставить задачу для выразительного чтения, использовать интонации, соответствующие смыслу текста; – находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи | |||||||||
17 | А. С. Пушкин «Бой Руслана с головой» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Связь произведений литературы с музыкой. Работа с текстом: чтение и деление на части, составление словесного плана. Словарная работа. Работа с текстовой иллюстрацией. Упражнение в выразительном чтении. Описание героев, их поведения, чувств | Поэма | Учебник, с. 60–68, выразительное чтение |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
18 19 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 2 | Урок изучающего чтения | Жанр произведения: литературная сказка в стихах. Сравнение с народной сказкой. Выявление главной мысли и системы событий. Работа с образами героев. Выразительное чтение | Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии) | Учебник, с. 68–86, выразительное чтение. Заучивание отрывка | ||||
20 – 21 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | 2 | Урок изучающего чтения | Слушание сказки. Словарная работа. Деление текста на части, составление плана. Выборочное выразительное чтение по частям. Вы-ставка книг «Сказки Пушкина». Работа с аппаратом книги, составление краткой аннотации к книге | Хрестоматия, с. 50–68, чтение. Хрестоматия, с. 68–75, чтение |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
22 | А. С. Пушкин. Стихи | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение или слушание стихотворений. Сравнение стихотворений: автор, жанр, тема, заглавие. Упражнение в выразительном чтении | Выделение языковых средств художественной выразительности (олицетворение). Поиск олицетворений | Учебник, с. 86–88, выразительное чтение или чтение наизусть (по выбору) | ||||
23 | Произведения А. С. Пушкина | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Литературная игра «Сказки Пушкина» | Тематический контроль. Самостоятельная работа | Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке | Дополнительное чтение из рекомендованного списка | |||
24 | Произведения И. С. Тургенева. (4 ч) | И. С. Тургенев «Лес и степь» | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение. Жанр: рассказ-описание. Деление рассказа на смысловые части и составление плана. Аналитическое чтение каждой части: поиск описания картин природы. Выявление роли автора | Знать: – понятия: описание, рассказ-описание, рассказ- повествование, сюжет, композиция. Уметь: – участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое отношение к прочитанному; | Язык художественного произведения. Выделение языковых средств художественной выразительности | Учебник, с. 90–94, выбрать описание и нарисовать иллюстрацию к нему |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
25 | И. С. Тургенев «Воробей» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Самостоятельная работа с текстом: деление на части. Аналитическое чтение по сюжетно-композиционному треугольнику. Высказывание своего отношения к прочитанному и выявление авторской точки зрения | – понимать роль автора (автор-рас-сказчик, автор-герой); – определять свою точку зрения и понимать авторскую точку зрения; – различать рас-сказ-описание и рассказ-повествование; – перечитывать текст с целью переосмыслить и получить ответ на поставленный вопрос; – выделять в тексте описания картин природы (пейзаж); – определять главную мысль и осознавать последовательность событий; – делить текст на композиционные части и составлять простой план; – пересказывать по плану | Учебник, с. 95, наизусть, 9, 10 абзацы | ||||
26 – 27 | И. С. Тургенев «Перепелка» | 2 | Урок изучающего чтения | Слушание. Словарная работа. Жанр: рассказ-повествование. Работа с текстом: деление на части, составление плана, аналитическое чтение. Работа над образами: образ героя-рассказчика, образ отца | Учебник, с. 96–101, краткий пересказ. Хрестоматия, с. 117–118, чтение и выполнение заданий в тетради |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Сравнение сюжетов и определение темы рассказов И. С. Тургенева | ||||||||||
28 | Стихи русских поэтов. Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, А. А. Фет. (4 ч) | Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…» | 1 | Урок изучающего чтения | Обобщение читательского опыта. Слушание стихотворения. Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), упражнения в выразительном чтении | Уметь: – находить слова, выражающие чувства и мысли поэта; – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта); – самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности); – выразительно читать стихотворение; – давать оценку своему чтению | Выделение языковых средств художественной выразительности. Стихотворная строка. Строфа, рифма, ритм стиха | Учебник, с. 102–104, выучить наизусть стихотворение по выбору | ||
29 | А. Майков «Осень». И. Бунин «Листопад» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта). Поиск слов, выражающих чувства и мысли поэта. Упражнение в выразительном чтении. | Выбор книг в библиотеке по изучаемой теме, опираясь на данные обложки и титульного листа | Учебник, с. 104–105. Хрестоматия, с. 111–116, выразительное чтение наизусть понравившегося отрывка |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Сравнение стихотворений: строение, тема, содержание | ||||||||||
30 | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…» | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение. Сравнение текстов стихов А. Фета. Самостоятельная подготовка выразительного чтения одного из стихов, самооценка | Учебник, с. 106–107, выразительное чтение | |||||
31 | Стихи русских поэтов | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Выставка книг. Работа с книгой: тип книги, автор, заглавие. Оглавление, составление аннотации. Конкурс чтецов | Тематический контроль. Конкурс чтецов | Дополнительное чтение стихов русских поэтов о природе | ||||
32 | Произведения | Л. Н. Толстой. Сказка «Два брата». Басня «Белка и волк» | 1 | Урок изучающего чтения | Обобщение читательского опыта. Самостоятельная | Знать: – произведения | Учебник, с. 109–110, пересказ сказки по плану |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
работа со сказкой: чтение, определение жанра, деление текста на части, составление плана, выбор пословицы, выражающей главную мысль сказки. Слушание басни. Сравнение жанров, выделение их особенностей. Особенности басни в прозаической форме, выделение морали. Чтение по ролям | (в рамках программы). Уметь: – различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно-познавательные рассказы; – работать с научно-познавательным текстом (выделять факты и их описания); – называть героев произведения, понимать их эмоционально-нравственные переживания; – понимать содержания литературного произведения, выделять события или систему событий, составляющих основу художественного произведения, определять главную мысль; – делить текст на | |||||||||
33 | Л. Н. Толстой. рассказы. «Зайцы», «Лебеди» | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение. Работа с текстом: выявление сходства и различия. Научно-познавательные и художественные рассказы (сравнение жанров). Выделение | Учебник, с. 112–113, пересказ |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
в научно-познавательном тексте фактов и их описание | композиционные части; – участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое мнение; – рассказывать и пересказывать по готовому плану; – уметь представлять прочитанную книгу; – работать с книгами-справочниками (словарями, энциклопедиями) | |||||||||
34 | Л. Н. Толстой «Лев и собачка» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Определение жанра, темы, главной мысли произведения. Выражение личного отношения к героям произведения, аргументация позиции с привлечением текста произведения. Сравнение произведений И. С. Тургенева «Воробей» и Л. Н. Толстого «Лев и собачка» | Учебник, с. 113–115, пересказ | |||||
35 | Л. Н. Толстой «Прыжок» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Обсуждение произведения: понимание переживаний героев, | Работа со справочно-энциклопедической литературой | Дополнительное чтение произведений Л. Толстого, составление |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
формулирование личной оценки героя, аргументация своего мнения. Определение главной мысли. Деление текста на части, составление плана. Выразительное чтение по частям | аннотации. Составление справки об авторе | |||||||||
36 | Произведения Л. Н. Толстого | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Работа с книгами | Тематический контроль. Самостоятельная работа | Хрестоматия, с. 78–90, само-стоятельное чтение по выбору | ||||
37 | Произведения | Н. Некрасов «Крестьянские дети». К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Словарная работа. Определение темы чтения. Введение понятия | Знать: – имя, отчество и фамилию поэта; | Учебник, с. 122, выразительное чтение отрывка наизусть |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
лирический герой, поиск слов, выражений, показывающих отношение автора к герою (выборочное чтение). Упражнение в выразительном чтении | – произведения Н. А. Некрасова (в рамках программы); – понятие лирический герой сказочный и реальный. Уметь: – находить справку о поэте в книгах-справочниках; – использовать языковые средства художественной выразительности для понимания содержания стихотворения; – самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения; – читать выразительно подготовленные тексты стихов, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию; – выражать свое отношение к прочитанному; | |||||||||
38 | Н. Некрасов «Славная осень», «Зеленый шум». К. И. Чуковский «Зеленый шум» | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение, работа над стихотворением «Славная осень». Слушание стихотворения «Зеленый шум» и статьи К. И. Чуковского. Работа над содержанием | Выделение языковых средств художественной выразительности (сравнения, звукопись). Поиск сравнений в тексте стихотворения | Учебник, с. 124–126, наизусть (по выбору) | ||||
39 | Н. Некрасов «Мороз воевода» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Словарная работа. Создание словесного образа Мороза-воеводы. Упражнение в выразительном чтении песни Мороза | Учебник., с. 127–129, выразительное чтение |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
40 | Произведения Н. Некрасова. К. И. Чуковский «О стихах Н. А. Некрасова» | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Работа с книгами Н. Некрасова. Составление справки об авторе | – работать с аппаратом книг стихов Н. А. Некрасова | Тематический контроль. Самостоятельная работа | Работа со справочно-энциклопедической литературой | Хрестоматия, с. 124–126, выразительное чтение; тетрадь № 1, с. 53 | ||
41 | Произведения (5 ч) | А. П. Чехов «Степь» | 1 | Урок изучающего чтения | Введение в круг чтения произведений А. П. Чехова. Слушание. Определение жанра рассказа, выборочное чтение (выбор описания в тексте), деление текста на части, составление плана. Самостоятельная подготовка выразительного чтения любой части. Обучение художественному пересказу. | Знать: – имя, отчество и фамилию писателя; – произведения А. П. Чехова (в рамках программы). Уметь: – сравнивать и различать рассказ-описание и рассказ-повествование; – находить в тексте описания портрета героя, интерьера, пейзажа; – понимать главную мысль, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
42 – 43 | А. П. Чехов «Белолобый» | 2 | Урок изучающего чтения | Слушание, выявление главной мысли, комментирование заглавия. Определение жанра рассказа. Аналитическое чтение по частям: образы героев, отношение автора к героям. Подготовка собственных высказываний по заданным темам | объяснять заглавия (заглавие-жанр, заглавие-имя героя, заглавие-главная мысль); – участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое отношение к прочитанному; – передавать краткое содержание изученного произведения и пересказывать текст, сохраняя его художественные особенности; – читать выразительно подготовленное произведение или эпизод; – пользоваться предисловием и послесловием в книгах | Промежуточный контроль техники чтения | Учебник, с. 133–139, составить план. Краткий пере-сказ по плану | |||
44 | А. П. Чехов «Ванька» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Определение жанра. Словарная работа. Перечитывание и выделение главной мысли, композиционных частей, комментирование заголовка. Выборочное чтение: поиск описания героя, отношения автора к герою произведения | Учебник, с. 140–146, составление рас-сказа о Ваньке по готовому плану |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
45 | Рассказы А. П. Чехова. Н. Шер «О рассказах А. Чехова» | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Рассказы детей об | Тематический контроль. Самостоятельная работа | Хрестоматия, с. 132–140, чтение, выполнение заданий в тетради | ||||
46 | Сказки зарубежных писателей. (3 ч) | Ш. Перро «Подарки Феи» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание, выявление сходства сказок народов мира, отечественных и зарубежных писателей. Выделение главной мысли, комментирование заглавия. Характеристика героев, данная автором (выборочное чтение). Деление текста на части, составление плана | Знать: – имена зарубежных писателей-сказочников и названия произведений (в рамках программы). Уметь: – различать сказки народные и литературные; – определять героев положительных и отрицательных, определять отношение автора | Учебник, с. 148–151, рас-сказ о фее по плану |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
47 | И. Топелиус «Солнечный луч в ноябре», «Зимняя сказка» | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение сказки. Выявление особенностей сказки. Выборочное чтение: описание земли, трав, волн, Солнечного луча. Выразительное чтение по ролям отрывка. Деление текста на части по готовому плану | к героям и выражать свое отношение к ним; – передавать сюжет сказки, находить его части; – сравнивать сказки народов мира (видеть их сходство и различие), а также сказки отечественных и зарубежных писателей | Хрестоматия, с. 236–247, чтение, выполнение заданий в тетради | ||||
48 | «В мире сказок». Сказки Г. Х. Андерсена и Бр. Гримм | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Выставка книг, работа с книгой. Литературная игра | Тематический контроль. | Хрестоматия, с. 226–236, чтение, выполнение заданий в тетради | ||||
49 | Стихи русских поэтов. (5 ч) | И. Никитин «Русь» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Словарная работа. Определение | Знать: – имена русских поэтов и их произведения; | Выделение языковых средств | Учебник, с. 4–7, выразительное чтение |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
темы и содержания стихотворения. Деление на части, выразительное чтение, подготовленной части | – понятия: тон, темп, ритм стихотворения. Уметь: – выделять языковые средства художественной выразительности; – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства автора); – самостоятельно готовить стихотворения для выразительного чтения; – передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение (с листа и наизусть) | художественной выразительности | ||||||||
50 | И. Никитин «Утро» | 1 | Урок изучающего чтения | Чтение и работа со справочной статьей об авторе. Слушание. Словарная работа, выявление главной мысли и содержания стихотворения. Выразительное чтение стихотворения | Работа над логическим ударением, выделение слов, на которые падает логическое ударение | Хрестоматия, с. 9–12, выразительное чтение наизусть любой части | ||||
51 | И. Суриков «Детство» | 1 | Урок изучающего чтения | Чтение и работа со справочной статьей об авторе. Слушание. Словарная работа, выявление главной мысли и содержания | Учебник, с. 9–12, выразительное чтение наизусть любой части |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
стихотворения. Деление текста на части по готовому плану, выделение описания картин, выразительное чтение по частям | ||||||||||
52 | С. Дрожжин «Привет», «Зимний день» | 1 | Урок изучающего чтения | Чтение. Объяснение заглавия стихотворения. Сравнение тем стихотворений и их интонационных рисунков. Подготовка к выразительному чтению. Справка об авторе | Учебник, с. 12–13, наизусть по выбору | |||||
53 | Стихи русских поэтов | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Работа с книгами стихов русских поэтов. Конкурс «Выразительное чтение стихов русских поэтов» | Тематический контроль. Творческая работа «Мой любимый поэт» | Хрестоматия, с. 127–128, выразительное чтение |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
54 – 56 | Произведения Д. Н. Мамина-Сибиря-ка. (8 ч) | Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш» | 3 | Урок изучающего чтения | Выявление читательского опыта детей. Справка об авторе. Слушание. Словарная работа. Определение жанра. Обсуждение прослушанного, высказывание собственного мнения. Выделение главной мысли, авторской позиции, построение сюжета. Озаглавливание частей. Аналитическое чтение по частям: обучение краткому пересказу. Работа над образом Тараса: портрет, особенности речи, поступки | Знать: – фамилию, имя, отчество, литературный псевдоним автора; – произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка разных жанров. Уметь: – работать с сюжетом и планом; – пересказывать по плану подробно и кратко; – рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных особенностей текста; – определять авторскую позицию (находить в тексте слова, подтверждающие позицию автора), выделять главную мысль; – читать вслух и про себя быстро и правильно (не менее | Учебник, с. 15–21, работа со словарем | |||
Учебник, с. 15–21, выразительное чтение диалога автора и Тараса | ||||||||||
Учебник, с. 15–21, краткий пересказ |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
57 – 58 | Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех» | 2 | Урок изучающего чтения | Слушание. Выявление авторской позиции, формулирование личной оценки. Повторное чтение по частям и озаглавливание. Работа над образами героев. Сравнение жанров: сказка, басня, рассказ | 60–70 слов в минуту); – читать выразительно самостоятельно подготовленный эпизод или произведение | Учебник, с. 21–30, выразительное чтение сказки | ||||
Выполнение заданий в тетради | ||||||||||
59 – 60 | Д. Мамин-Сибиряк «Постойко» | 2 | Урок изучающего чтения | Слушание. Беседа по содержанию прочитанного, определение главной мысли. Чтение по частям, выделение описания приюта, образа героя через его речь, озаглавливание частей. Комментирование заглавия | Работа со справочной литературой | Составление справки о породах собак | ||||
Учебник, с. 30–42, выразительное чтение последней части |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
61 | Рассказы Д. Мамина-Сибиряка | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Выставка книг, представление выбранной книги, составление аннотации | Тематический контроль. Самостоятельная работа | Дополнительное чтение из рекомендованного списка «Книги о животных» | ||||
62 – 63 | Произведение А. Куприна. (5 ч) | А. Куприн «Барбос и Жулька» | 2 | Урок изучающего чтения | Введение в круг детского чтения произведения А. Куприна. Слушание. Выделение главной авторской мысли, отношение автора к героям. Высказывание собственного мнения о произведении. работа над сюжетом. Деление на части, озаглавливание. Работа над образами героев | Знать: – произведения А. И. Куприна разных жанров (в рамках программы). Уметь: – различать основные жанры произведений А. И. Куприна и их темы; – делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану; – выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи; | Учебник, с. 43–49, подробный или краткий пере-сказ | |||
Творческая работа: рассказ от лица одного из героев |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
64 – 65 | А. Куприн «Собачье счастье» | 2 | Урок изучающего чтения | Слушание. Работа с текстом: комментирование заголовка, определение главной мысли, деление на части, чтение по частям и составление плана, выделение описания, рассуждения. Упражнение в выразительном чтении | – самостоятельно работать с текстами произведений (читать вслух и молча, определять главную мысль); – выразительно читать (в лицах), передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам | Учебник, с. 49–59, рассказ о фиолетовом псе | ||||
Хрестоматия, с. 140–155, выбрать и пересказать описание кошки | ||||||||||
66 | Рассказы А. Куприна | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Выставка книг о животных: представление выбранной книги, составление аннотации. Составление устных рассказов-описаний животных | Тематический контроль. Самостоятельная работа | Сочинение с элементами описания «Мой четвероногий друг» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
67 | Стихи С. Есенина. (4 ч) | Есенин. Стихи о Родине | 1 | Урок изучающего чтения | Обобщение читательского опыта. Слушание. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Упражнение в выразительном чтении | Знать: – стихотворения С. Есенина, вошедшие в круг детского чтения; – наизусть 2–3 стихотворения С. Есенина Уметь: – определять тему и содержание стихотворения (мысли и чувства автора); – находить языковые средства художественной выразительности; – передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение | Выделение языковых средств художественной выразительности | Учебник, с. 61–62, выучить наизусть стихотворение по выбору | ||
68 | С. Есенин. Стихи о природе | 1 | Урок изучающего чтения | Чтение. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Сравнение стихов: темы, заглавия, содержания. выразительное чтение, работа над интонацией | Учебник, с. 63, выучить наизусть | |||||
69 | С. Есенин. «Бабушкины сказки» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта) | Учебник, с. 64–65, выразительное чтение наизусть |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Повторение: стихи русских поэтов И. Сурикова, И. Никитина, А. Пушкина о детстве. Выразительное чтение | ||||||||||
70 | Стихи С. Есенина | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Составление справки о поэте. Выставка книг, работа с аппаратом книги | Тематический контроль. Конкурс чтецов | Хрестоматия, с. 130–132, выразительное чтение | ||||
71 – 73 | Произведения К. Г. Паустовского. (8 ч) | К. Паустовский «Стальное колечко» | 3 | Урок изучающего чтения | Слушание. Работа с произведением: чтение, выявление главной мысли, деление на смысловые части, со-ставление плана. Работа над образом Вари, отношение автора к девочке (поисковое чтение). Подготовка выразительного чтения диалога Вари и бойца. Работа над жанром | Знать: – произведения К. Г. Паустовского разных жанров (в рамках программы). Уметь: – читать правильно не менее 60 слов в минуту вслух и не менее 80 слов в минуту про себя; – различать художественные и научно-познавательные рассказы; – различать рас-сказ-повествование, | Учебник, с. 66–74, подробный пересказ части «Поиск колечка» | |||
Краткий пере-сказ | ||||||||||
Хрестоматия, с. 209–216, чтение |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
74 – 75 | К. Паустовский «Заячьи лапы» | 2 | Урок изучающего чтения | Слушание. Обсуждение, ответы на вопросы по содержанию текста. Комментирование заголовка. Деление текста на части, аналитическое чтение: выявление позиции автора, структура текста. Выделение описания летнего дня, грозы, переживаний Вани. Составление отзыва о прочитанном произведении | рассказ-описание, юмористический рассказ; – работать с научно-познавательным рассказом (выделять факты и их описания); – самостоятельно работать с текстом: прочитать, разделить на смысловые части, составить план; – пересказывать по плану (подробно и кратко); – понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения; – выражать свою точку зрения о произведении, о героях и поступках; | Учебник, с. 74–80, краткий пересказ Хрестоматия, с. 155–165, чтение, составление отзыва по плану | ||||
76 | К. Паустовский. «Кот-ворюга» | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное чтение рас-сказа. Беседа по содержанию, объяснение заголовка. Определение главной | Учебник, с. 81–85, рас-сказ от имени кота |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
мысли. Работа над жанром: юмористический рассказ. Самостоятельная работа над образом кота: внешний вид, поведение, отношение к людям. | – различать героев (главных и второстепенных), воссоздавать их образ (внешний вид, поступки, отношение автора); – работа с книгой (в том числе и со справочной книгой). | |||||||||
77 | К. Паустовский. «Какие бывают дожди». | 1 | Урок изучающего чтения. | Самостоятельное чтение. Работа над жанром: научно-познавательный рассказ; сравнение рассказов «Заячьи лапы», «Какие бывают дожди» (чувства и отношение автора), выделение фактов и их описания. | Учебник. с. 85–87, найти описание, сделать иллюстрацию. | |||||
78 | Рассказы К. Паустовского. | 1 | Проверочный урок. | Обобщение по разделу. Знакомство с выставкой книг о животных и приро- | Тематический контроль. | Выбор книг на основе рекомендованного списка | Составление отзыва о прочитанной книге по плану. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
де: рассматривание, сравнение художественного оформления, группировка по авторской принадлежности. Выбор книг для чтения | Самостоятельная работа | в библиотеке | ||||||||
79 | Произведения С. Маршака. (2 ч) | С. Маршак. «Урок родного языка» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Словарная работа. Работа над содержанием стихотворения. Упражнение в выразительном чтении | Знать: – и называть произведения С. Я. Маршака. Уметь: – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта); – самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности); | Выделение языковых средств художественной выразительности | Учебник, с. 88, наизусть | ||
80 | С. Маршак. «Ландыш». В. Субботин. «С Маршаком» | 1 | Урок изучающего чтения | Учебник, с. 89–90, наизусть |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
– выразительно читать стихотворение (передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам); – давать оценку своему чтению | ||||||||||
81 – 82 | Рассказы Л. Пантелеева. (6 ч) | Л. Пантелеев «Честное слово» | 2 | Урок изучающего чтения | Обобщение читательского опыта детей. Слушание. Определение главной мысли произведения. Работа над образом героя. Деление текста на части, составление плана. Чтение по частям. Упражнение в выразительном чтении диалогов | Знать: – рассказы Л. Пантелеева (в рамках программы); – понятия: автор-рассказчик, автор-герой произведения, фантастический рассказ, исторический рассказ. Уметь: – различать исторические и фантастические рассказы; – выделять смысловые части рассказа, составлять план, рассказывать по плану подробно и кратко; | ||||
83 – 84 | Л. Пантелеев «Камилл и учитель» | 2 | Урок изучающего чтения | Слушание. Беседа по выявлению первичного | Учебник, с. 91–98, рас-сказ о герое |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
восприятия, словарная работа. Знакомство с жанром: исторический рассказ. Работа с сюжетным треугольником. Чтение по частям | – рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям произведения; – определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения; – читать вслух и про себя доступный текст бегло и правильно; – составлять отзыв о прочитанном. | |||||||||
Краткий пересказ по плану | ||||||||||
85 | Л. Пантелеев. «Фенька» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Беседа по содержанию. Определение темы произведения, главной мысли. Работа над образом героя. Выделение особенностей рассказа: описание, юмор, волшебное в реальной жизни. Жанр: фантастический рассказ | Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке | Хрестоматия, с. 165–189, чтение, составление отзыва | ||||
86 | Рассказы Л. Пантелеева | 1 | Проверочный урок | Обобщение по теме. Работа с книгами Л. Пантелеева. Составление отзыва о прочитанной книге | Тематический контроль. Самостоятельная работа | Работа со справочной литературой: составление справки об авторе |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
87 – 88 | Произведения (4 ч) | С. Михалков «Аркадий Гайдар». А. Гайдар «Горячий камень» | 1 | Урок изучающего чтения | Чтение. Справка об авторе. Работа с сюжетом рассказа по сюжетно-композиционному треугольнику: деление на части, чтение по частям, составление плана. Работа над образом Ивашки: выборочное чтение слов, показывающих отношение автора и высказывание своего отношения к герою. Сравнение героев рас-сказа | Знать: – произведения А. П. Гайдара, вошедшие в круг детского чтения. Уметь: – работать с сюжетом и планом; – определять авторскую точку зрения и выражать свое отношение к произведению и его героям; – рассказывать эпизоды с сохранением художественных особенностей произведения; – читать вслух со скоростью не менее 75 слов в минуту и про себя не менее 95 слов в минуту; – читать выразительно подготовленный текст | Находить справку о писателе в книгах-справочниках | Учебник, с. 104–110, краткий пересказ по плану | ||
Подготовить справку о писателе | ||||||||||
89 – 90 | К. Паустовский «Об аркадии Петровиче Гайдаре». А. Гайдар «Тимур и его команда» (отрывок) | 2 | Урок изучающего чтения | Представление книги. Чтение отрывка. знакомство с персонажами. Выразительное чтение диалогов. Знакомство с жанром: повесть | Знакомство с жанром: повесть. Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке | Самостоятельное чтение. А. Гайдар «Тимур и его команда» |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
91 | Произведения М. Пришвина. (5 ч) | М. Пришвин «Моя Родина» | 1 | Урок изучающего чтения | Обобщение читательского опыта детей. Чтение. Тема произведения. Упражнение в выразительном чтении | Знать: – произведения М. Пришвина разных жанров. Уметь: – различать художественные и научно-познавательные рассказы; – находить в тексте описания картин природы, внешнего вида героя, их переживаний; – определять главную мысль, комментировать значение заглавия произведения; – уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного) | Жанр: очерк (небольшой документальный рассказ) | Учебник, с. 119–120, выучить наизусть последние два абзаца | ||
92 | М. Пришвин «Двойной след» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Работа над жанром: художественный рассказ. Выделение главной мысли, комментирование заглавия. Наблюдение за развитием сюжета. Описание героя | Учебник, с. 121–126, краткий пересказ | |||||
93 | М. Пришвин «Выскочка» | 1 | Урок изучающего чтения | Самостоятельное ознакомительное чтение. Ответы на вопросы по содержанию. Аналитическое чтение по частям, составление плана. | Учебник, с. 126–129, рас-сказ о герое |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Работа над образами Вьюшки и Выскочки (внешний вид, повадки, отношение автора, высказывание своего мнения) | ||||||||||
94 | М. Пришвин «Жаркий час». В. Чалмаев «Воспоминания о М. М. Пришвине» | 1 | Урок изучающего чтения | Слушание. Жанр: рассказ-описание. Выделение описания картин природы, поведение зайца в тексте. Отработка навыка выразительного чтения | Выбор книг по рекомендованному списку | Дополнительное чтение: «Писатели-натуралисты» | ||||
95 | Книги писателей-натуралистов | 1 | Проверочный урок | Обобщение по разделу. Выставка книг писателей-натуралистов: представление самостоятельно прочитанной книги. | Итоговый контроль техник чтения | Хрестоматия, с. 200–209, чтение и выполнение заданий в тетради |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
96 – 98 | Произведения зарубежных писателей. (7 ч) | Дж. Лондон «Волк» | 3 | Урок изучающего чтения | Ознакомительное чтение. Беседа по прочитанному. Работа над сюжетом, образом волка. Аналитическое чтение (поиск и чтение описаний). Сравнение (схожесть главной мысли, сюжета. Темы) произведений Дж. Лондона. А. Чехова, А. Куприна | Знать: – произведения зарубежных писателей (Дж. Лондона, Э. Сетона-Томпсона, Дж. Чиарди). Уметь: – называть произведения зарубежных писателей из круга детского чтения; – сравнивать (находить схожесть главных мыслей, сюжетов, тем) произведения зарубежных и отечественных писателей; – работать с текстом произведения (делить на смысловые части. Выделять эпизоды описаний героев и их поступков, составлять план); | Тематический контроль.. Самостоятельная работа | Работа со справочной литературой | Составление справки зарубежных писателей | |
Учебник, с. 133–148, выразительное чтение эпизода «Решение волка» | ||||||||||
99 – 100 | Э. Сетон-Томпсон «Чинк» | 2 | Урок изучающего чтения | Слушание. Чтение по частям и озаглавливание. Выделение описания Чинка (внешний вид, его повадки, характер) | Учебник, с. 149–157, со-ставление плана. Хрестоматия, с. 248–253, чтение и выполнение заданий в тетради |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
101 | Произведения зарубежных писателей | 1 | Проверочный урок | Сравнение стихотворений Дж.. Чиарди с басней Крылова «Стрекоза и Муравей». Обобщение по разделу. Работа с книгами зарубежных писателей | – правильно, бегло и осознанно читать текст; – самостоятельно выбирать книгу по заданной теме; – уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного); – писать отзыв о прочитанной книге | Тематический контроль. Самостоятельная работа | Работа со справочной литературой | Составление справки о зарубежных писателях | ||
102 | Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений | 1 | Контрольный урок | Итоговый контроль. Комплексная контрольная работа | Чтение книг из рекомендованного списка «Летнее чтение» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 3 класс
Развернутое календарно - тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса в соответствии с УМК "Школа России "...
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 4 класс
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд....
календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС
календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...
Тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса , составленное на основе предметной линии учебников "Литературное чтение"Л. Климанова, Бойкина 1 -4
Наименование учебного предмета Литературное чтение Класс 3 Срок реализации программы, учебный год 201...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...