Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению по теме

Калюжная Елена Валентиновна

Урок проводится с целью воспитания любви к братьям нашим меньшим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuprin.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - презентация: «А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

Цель: отрабатывать навыки правильного выразительного чтения.

Задачи: расширить знания детей о творчестве А.И. Куприна;

              учить анализировать характер и поступки героев;

              познакомить обучающихся с рассказом А.И. Куприна

              «Барбос и Жулька";

              раскрыть смысл дружбы и верности;

              обогащать словарный запас детей;

              развивать  речь, мышление;

              прививать любовь к животным.

Оборудование:

               карточки с текстом для речевой разминки;

               рисунки детей к понравившимся эпизодам из рассказа;

               Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»;

               карточки с пословицами;

               портрет А.И. Куприна;

               фотовыставка «Пестрое разнообразие собачьих пород;

               аудиокассета с записью песни «Давайте все вместе…»;

               выставка книг А.И. Куприна.

Ход урока.

1. Организационный момент.

-Долгожданный дан звонок,

 Начинается урок.

2. Речевая разминка.

На  партах у каждого ученика лежит карточка с текстом.

                     Подарили мне собаку

                     Нет, не просто подарили,

                     В день рожденья подарили

                     Очень славного щенка.

                     Он малюсенький пока!

                                            ( И. Токмакова.)

-Прочитайте шепотом.

-Прочитайте птичьим базаром.

-Прочитайте с ускорением.

-Прочитайте с замедлением.

-Прочитайте с интонацией удивления.

-Прочитайте с интонацией восхищения.

-Прочитайте выразительно.

3. Проверка домашнего задания.

1.Характеристика героев.

-С чего начинается рассказ «Приемыш»?

-Что вы узнали о Собольке?

-Охарактеризуйте Тараса. Каким он вам представляется?

-Почему Тарас решил приютить птицу?

-Какие слова помогают понять, как Тарас относился к Приемышу?

-Какие отношения сложились между Тарасом, Соболькой и лебедем?

-Почему он отпустил лебедя?

-Что было правильнее?

а) поступить так, как это сделал Тарас;

б) подрезать лебедю крылья и сделать его ручным;

в) силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в

    избушке, а весной подпустить к прилетающей стае.

2.Иллюстрации детей, к понравившимся эпизодам из рассказа  Д.Н. Мамина-

  Сибиряка «Приемыш».  

3.Дети рассказывают истории, которые придумали как продолжение рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка.

4.Введение в тему. Актуализация знаний.

1.Работа с пословицами и поговорками.

-Прочитайте пословицы и поговорки, написанные на доске. Объясните их

смысл.

          Легко подружиться, тяжело разлучиться.

          Кто не испытал дружбы, тот не жил.

          Будь верен до смерти.

          При верном псе и сторож спит.

2.Просмотр мультимедийного фильма  «Многообразие собачьих пород».

   

         Собака вот уже многие  тысячелетия живет рядом с человеком. Верно служит ему, сопровождает всюду.

        Человек всегда старался вырастить таких собак, которые соответствовали его вкусам и нуждам, поэтому сегодня мы можем видеть породы собак любого размера, формата и окраски.

         Собаки помогают охранять границы. Например, немецкая овчарка. Она неприхотлива, сильна, отважна, обладает отличным слухом и обонянием, прекрасно поддается обучению.

          Собаки ловят преступников. От ротвейлера веет спокойствием и осмотрительностью, поэтому он стал отличной сторожевой собакой, а также поводырем слепых.

           Среди охотничьих собак различают: легавых, гончих, борзых, норных.

           Такса – это охотничья собака на барсуков, лис и др. норных  зверей. Короткими мощными лапами такса разрывает вход, пробирается в узкие норы  и способна вытащить оттуда лису или барсука. Постепенно такса превратилась в домашнего пса.

           Чаще всего в квартирах живут декоративные и карликовые собаки: болонки, карликовые пинчеры, пудели, пекинесы. Они живут рядом и просто радуют людей своим присутствием.

            Впрочем, совсем необязательно заводить породистую собаку. Помеси и дворняжки едва ли не здоровее и понятливее многих чистопородных, они, как иногда утверждают, сильнее привязаны к хозяевам. Помните, что есть собаки, которые ждут, не дождутся, когда кто-нибудь приютит их и потом всю жизнь испытывают и выказывают огромную благодарность.

5. Сообщение темы и целей урока.                

-Сегодня мы почитаем рассказ о дружбе… собачьей. Написал его  Александр

 Иванович Куприн.

6.Рассказ учителя о писателе.

     Куприн Александр Иванович родился  7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии. В годовалом возрасте потерял отца, умершего от холеры. Мать в 1874 году приехала в Москву и из-за  тяжелого материального положения была вынуждена отдать сына в сиротское училище.

      Первые литературные опыты  Куприн предпринял во время учебы в кадетском корпусе Московского Александровского училища. В 1890 – 1894 гг. Куприн в чине подпоручика проходил службу  в Подольской губернии. Выйдя в отставку, поселился  в Киеве, в 1901г. перебрался в Петербург, а затем в Севастополь. Был женат, имел двух дочерей: Лидию и Ксению. Дружил с И.А.Буниным, А.П.Чеховым и М.Горьким.

        Осенью 1919 года, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом. Постоянная материальная нужда, тоска по Родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на Родину, тепло встреченный своими почитателями. Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться.  25 августа 1938г. Куприн умер в Ленинграде от рака.

(Дети рассматривают книжную выставку «Куприн  - детям».)

6.Знакомство с рассказом А.И.Куприна «Барбос и Жулька».

1.Словарно-лексическая работа.

-Объясните значение слов:

ПРИЗЕМИСТЫЙ – малорослый и низкий по сложению.

СТАЛАКТИТ – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры,                     известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

ФЛИРТ -  любовная игра, кокетство.

ФЕСТОН – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья.

ПОДПАЛИНА – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

ЛАВРЫ – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. Пожинать лавры – пользоваться плодами успеха.

КАРЬЕР – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

ТРИУМФАЛЬНЫЙ – триумф – блестящий успех, торжество.

-Объясните выражение  «бывал  унизан колючими «репяхами»…

-Подберите синоним к словам: льстивый (вкрадчивый, ласкательный);

 мучение (страдание, терзание, пытка).

-Подберите антонимы к словам: сходство (различие, разница); взволнован  

(спокоен).

2.Чтение рассказа учителем.

7. Физкультминутка. 

     Звучит песня «Давайте все вместе…». Под музыку дети выполняют гимнастические упражнения.

8.Продолжение чтения рассказа А.И.Куприна «Барбос и Жулька».

Тест читают заранее подготовленные дети.

(После паузы учитель задает вопрос.)

-Ваши впечатления от  прочитанного?

(Дети делятся своими впечатлениями.)

9.Итог урока.

-Какие из пословиц, рассмотренных в начале урока, можно отнести к нашему                                рассказу?

-На уроке внеклассного чтения мы прочитали рассказ Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц». Вспомните строки из этого рассказа.

                     Не забывай,

                     ты всегда

                     В ответе за всех,

                     кого приручил.

                                     Антуан де Сент-Экзюпери.

10.Выставление оценок.

11.Домашнее задание.

Перечитать рассказ, подготовиться к работе над его содержанием на следующем уроке; индивидуальное задание – подготовить рассказ о своем питомце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...