Литературное чтение, 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
рабочая программа учителя предполагает использование учебника О.В.Кубасовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_lit_chteniyu_4_klass.doc | 275 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программе начального общего образования по литературному чтению,
авторской программы О. В. Кубасовой.
Авторская программа О. В. Кубасовой входит в УМК «Гармония».
Тематическое планирование рассчитано на 102 учебных часа из расчета 3 часа в неделю.
При составлении рабочей программы использовался учебно-методический комплект:
Кубасова, О. В. Литературное чтение: любимые страницы : учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений : в 4 ч. / О. В. Кубасова. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2009.
Кубасова, О. В. Литературное чтение : рабочая тетрадь к учебнику «Любимые страницы» для 4 класса общеобразовательных учреждений / О. В. Кубасова. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2009.
Кубасова, О. В. Литературное чтение : тестовые задания к учебнику «Любимые страницы» для 4 класса общеобразовательных учреждений / О. В. Кубасова. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2009.
Кубасова, О. В. Методические рекомендации по литературному чтению / О. В. Кубасова. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2010.
1. 1. Общая характеристика предмета
Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Для того чтобы книга стала для детей другом, наставником, Необходимо прежде всего пробудить у них интерес к чтению, а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох. Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.
Сотворчество писателя и читателя состоится, если ребенок будет читать высокохудожественные произведения, способные затронуть его душу, и овладеет специальными читательскими умениями и навыками.
Концептуальные положения курса «Литературное чтение»
1. Активная направленность курса на формирование мировоззрения детей. Этому способствует не только систематизация отобранных произведений по темам духовно-нравственного содержания, но и характер вопросов и заданий, которые предлагаются в учебниках после текстов.
2. Развитие творческих способностей учащихся. Этому способствуют специальные задания, обучающие иллюстрированию (графическому, словесному, музыкальному), выразительному чтению и инсценированию, азам словесного творчества (подбору рифм, сравнений, творческому пересказу, сочинению небольшого высказывания по подобию и т.д.
3. Обогащение умственного потенциала детей, путем целенаправленного формирования у них типа правильной читательской деятельности, заключающегося в обдумывании предстоящего чтения, осмыслении читаемого в процессе и по окончании чтения. Это обеспечивается системой вопросов и заданий, развивающих умение прогнозировать читаемое (читательское качество антиципации), творчески интерпретировать полученную посредством чтения информацию, усваивая не только фактическое содержание литературного произведения, но также подтекст и идейный замысел (смысловое ядро).
4. Развитие эмоциональной сферы. Осознанию эмоций и чувств служат вопросы и задания, привлекающие внимание детей к авторским ремаркам, к анализу особенностей речи и поведения персонажей. Адекватному выражению эмоционального состояния способствует систематическая работа над выразительностью чтения и применение различных форм драматизации, которая направляется в учебниках специальными заданиями (анализ иллюстраций с точки зрения 'эмоциональных знаков', постановка 'живых картин', произнесение реплики персонажа с использованием мимики и пантомимики, чтение по ролям, развернутая драматизация и др.)
5. Развитие речи читателя. С этой целью в учебники включены задания по работе над заголовком, планом, всеми видами пересказа, над созданием собственных высказываний, по наблюдению над правильностью, точностью, богатством, выразительностью художественной речи. Определяющим для развития речи является формирование у школьников отношения к чтению как к процессу общения с автором. Этому способствует активизация методическими средствами мотивационной стороны чтения, акцент на внимании к личности писателя, к его 'присутствию' в произведении, развитие бережного отношения к авторскому замыслу и другие методические приемы.
6. Комплексный подход к формированию умений, обеспечивающих ребенку способность быть читателем - становление правильности, беглости, осознанности, выразительности чтения, умения работать с текстами разных жанров, умение ориентироваться в книге и в мире книг.
Программа построена на традиционных принципах изучения литературы и формирования навыка чтения в начальной школе. Учебный материал включат высокохудожественные произведения, способные затронуть душу ребенка и помогающие овладению специальными читательскими умениями и навыками.
Учебный материал подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в ее идейно-тематическом, видо-жанровом, эстетическом многообразии. Здесь собраны литературные произведения, соответствующие возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности на основе прочитанного. В учебные книги по чтению входит золотой фонд детской литературы: произведения русского и зарубежного фольклора, литературные сказки, басни, лирические и эпические стихотворения, рассказы и повести, произведения драматургической формы, познавательные статьи и очерки.
В 4 классе при сохранении тенденции к формированию навыка чтения и умений работы с текстом больше внимания уделяется литературному образованию младших школьников. Это достигается благодаря соответствующим вопросам и заданиям к текстам, а также в силу систематизации учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному роду, виду и жанру литературы. В каждый раздел учебника включены произведения одного литературного вида (жанра), что позволяет педагогу научить детей выбирать адекватный способ чтения и соответствующие особенностям текстов творческие и практические виды освоения прочитанного. Упорядоченное накопление литературных представлений, которое происходит при этом, является непременным условием последующих литературных обобщений, являющихся базой для дальнейшего (в средней школе) литературного развития и образования учащихся.
2. Ценностные ориентиры содержания учебной программы
Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:
1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)
2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)
3. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста, (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)
4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.
5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)
6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)
7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.
Цели обучения:
- развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог; выразительно читать и рассказывать и импровизировать;
- овладение осознанным, правильным и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова: совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение основным, правильным и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы, обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Цель программы:
литературное развитие на основе упорядочивания литературных впечатлений в рамках видо-жанровых особенностей.
В связи с этим произведения учебника группируются по видо-жанровым особенностям. Такая систематизация позволяет целенаправленно изучать литературу в многообразии жанров, дает возможность сосредоточиться на специфике того или иного жанра.
Задачи программы:
Формирование умения представлять и характеризовать персонажей, в том числе выявлять их мотивацию;
Формирование способности замечать жанровые, языковые, композиционные особенности произведений;
Формирование умения понимать идею произведения, составлять план и делать пересказ;
Совершенствование техники чтения;
Развитие воссоздающего воображения и способности к сопереживанию;
Формирование интереса к чтению.
1. 3. Место учебного предмета в учебном плане
В Базисном учебном плане 2004 г. на литературное чтение отводится 102 часа, из них 14 часов - на внеклассное чтение в соответствии с авторской программой и 2 урока – проводятся в форме урока–отчета. Планирование этих уроков составлено на основе указаний методического пособия Кубасова О. В. «Методические рекомендации к урокам литературного чтения в 4 классе». – Ассоциация ХХ1 век, 2010. Обобщение прочитанных произведенийпроводится после чтения каждого и разделов; Уроки контрольного чтения проводятся в конце каждого полугодия года с целью проверки правильности, осознанности и выразительности чтения.
Рабочая программа предусматривает следующую систему учета знаний:
- письменные проверочные работы - 4
- чтение наизусть – 15, в т. числе
стихотворения – 13
проза – 2
устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика) текста, отрывка;
выразительное чтение текста художественного произведения;
заучивание наизусть стихов;
устный или письменный ответ на вопрос;
устное словесное рисование;
комментированное чтение;
определение принадлежности текста к тому или иному жанру;
анализ текста, выявляющий смысл автора.
В соответствии с едиными требованиями учета знаний учащихся особое место отводится декламации стихотворных и прозаических произведений.
4. Планируемые результаты изучения литературного чтения
(базовый уровень):
к концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
а) предметные:
заинтересованно, осмысленно, правильно, выразительно читать минимум 90 слов в минуту (вслух), если позволяет характер текста; при чтении про себя — на 15—20 слов быстрее;
полноценно воспринимать и осмысливать доступные возрасту литературные произведения разных жанров.
практически освоить особенности лирики, эпоса и драмы в сравнении: сказка — рассказ, басня— сказка, рассказ — повесть, сказка — сказочная повесть, рассказ - стихотворение, пьеса — рассказ, пьеса — сказка, былина — сказка, миф — сказка;
уметь элементарно классифицировать сказки;
иметь представления о различных рассказах (о животных, о детях, философские, юмористические, исторические); иметь представления о своеобразии лирики: пейзажной,
юмористической, философской, романтической;
уметь отличить художественную литературу от познавательной на основе их практического сравнения;
знать некоторые приемы художественной композиции (без термина) в процессе анализа текста;
составлять первоначальное представление о наиболее известных писателях (А. Пушкин, Л. Толстой, Х.К. Андерсен, И. Крылов, С. Маршак, К. Паустовский и др.) на основе знания их творчества;
выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста;
составлять личное мнение о литературном произведении; составлять план и пересказ прочитанного текста (подробный, выборочный, краткий, творческий);
выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию;
организовывать собственную читательскую деятельность по ознакомлению с большим по объему произведением;
воспринимать произведения в соответствии с их видо-жанровыми характеристиками;
характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом;
различать произведения художественной и познавательной литературы и овладеть разными способами их освоения;
составлять представление о писателе на основе его произведения;
пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпоритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме уст
ной речи характера произведения и особенностей его персонажей;
использовать дополнительные средства выразительности (пластика, мизансцена, реквизит) при инсценировании литературных произведений;
иллюстрировать литературное произведение в словесной, графической, музыкальной формах;
- составлять творческий пересказ литературного произведения посредством дополнения текста;
- создавать небольшие сочинения на основе литературных впечатлений.
знать основные особенности литературных жанров (произведения малого фольклора, народные и литературные сказки, рассказы, басни, былины, мифы, сказания, повести, пьесы, стихотворения, познавательные статьи и очерки); — основные средства языковой выразительности (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение, звукопись, художественный повтор).
ориентироваться в детских книгах, используя для этого определенные программой элементы книг, а также средства библиографической помощи;
пользоваться справочной литературой и периодической печатью для детей.
б) метапредметные:
составлять план и пользоваться им при пересказе;
составлять краткий и другие виды пересказа;
- работать с познавательной литературой: находить необходимую информацию, систематизировать и узнавать ее;
- ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру, теме, собственным возрастным возможностям и интересам, опираясь при этом на весь комплекс вне текстового аппарата книги;
читать значительные по объему рассказы, сказки, сказочные повести; пользоваться приемами заучивания стихотворений (с опорой на ключевые слова) и выразительно читать их.
в) личностные:
- освоить все используемые в начальной школе творческие виды интерпретации текста, уметь выбрать их в соответствии со спецификой произведения;
принимать участие в конкурсах чтецов;
писать небольшие сочинения разных типов (повествование, описание, рассуждение) на основе читаемой литературы.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
выпускника начальной школы:
а) предметные
К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
- осмысленно, правильно и выразительно целыми словами минимум 90 слов в минуту, про себя — 110 слов в минуту;
- прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия;
- воссоздавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику;
- воспринимать произведения в соответствии с их видо-жанровыми характеристиками;
- характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом;
- различать произведения художественной и познавательной литературы и овладеть разными способами их освоения;
- воссоздавать образ писателя на основе его произведения;
выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста;
- знать основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных форм, народные и литературные сказки, рассказы, басни, былины, мифы, сказания, повести, пьесы, стихотворения, познавательные статьи и очерки);
- знать основные средства языковой выразительности (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение, звукопись, художественный повтор).
б) метапредметные:
- излагать личное мнение о литературном произведении;
составлять план и пересказ прочитанного текста (подробный, выборочный, краткий, творческий);
- выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию;
- организовывать собственную читательскую деятельность по ознакомлению с большим по объему произведением;
- ориентироваться в детских книгах, используя для этого определенные программой элементы книг, а также средства библиографической помощи;
- пользоваться школьным толковым словарем, справочной литературой и периодической печатью для детей.
- иметь базу необходимых для дальнейшего обучения разнообразных литературных впечатлений.
В) личностные:
- пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпоритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей;
- использовать дополнительные средства выразительности (пластика, мизансцена, реквизит) при инсценировании литературных произведений;
- иллюстрировать литературное произведение словесной, графической, музыкальной формах;
- составлять творческий пересказ литературное: произведения посредством изменения и дополнения текста, а также от другого лица;
- создавать небольшие устные сочинения на основе литературных впечатлений.
- понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
- работать с толковым словарем;
- использовать в речи средства интонационной выразительности;
- составлять образ слова по его элементам;
- овладевать способом чтения «по догадке»;
делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
- определять тему и главную мысль произведения;
- соотносить содержание произведения с языковыми средствами, с помощью которых оно выражено автором;
- озаглавливать иллюстрации и тексты;
- составлять простой план произведения;
- пересказывать подробно, частично, выборочно, творчески;
- выделять главное и второстепенное в более насыщенных информацией текстах;
ставить вопросы к прочитанному;
самостоятельно делать подборку книг на заданную тему;
- выделять такие языковые средства, как сравнение, эпитет, олицетворение, повтор, звукопись, и определять их функции в художественной речи;
- выделять художественные особенности сказок, их структуру;
- уметь подготовить графическую, музыкальную или словесную иллюстрацию, овладеть приемом словесного рисования сюжетного и пейзажного фрагментов текста;
- освоить формы драматизации: чтение по ролям, живые картины, произнесение реплики героя с использованием мимики, развернутой драматизации;
- уметь подготовить творческий пересказ;
- уметь составить диафильм к небольшому тексту;
- принимать участие в конкурсе чтецов;
- составлять собственные высказывания на основе прочитанного.
2. Основное содержание обучения
Учебный материал книг для чтения подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в ее идейно-тематическом, видо-жанровом, эстетическом многообразии. Здесь собраны литературные произведения, соответствующие возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности на основе прочитанного. В учебные книги по чтению входит золотой фонд детской литературы: проведения русского и зарубежного фольклора, литературные сказки, басни, лирические и эпические стихотворения, рассказы и повести, произведения драматургической формы, познавательные статьи и очерки.
Круг чтения.
Учащиеся 4 класса читают произведения разных видов и жанров: сказки (народные и литературные), былины, басни, рассказы, мифы и библейские сказания, пьесы, стихотворения, познавательную литературу, повести.
Перечень изучаемого материала
Что за прелесть эти сказки!.. (20 ч).
И. Токмакова, «В чудной стране»*; русские народные сказки «Все у нас, слава Богу, хорошо!», «Петр I и мужик», «Петр и Петруша», «Марья и ведьмы», «Василиса Прекрасная»; сербская сказка «Почему у месяца нет платья»; бразильская сказка «Жизнь человека»; Х.К. Андерсен, «Русалочка»; А. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Джекобс, «Рыба и кольцо»; С. Маршак, «Отчего у месяца нет платья»; В. Берестов, «Сказка: Корнею Ивановичу Чуковскому»*; К. Чуковский, «Приключения белой мышки»; А. Линдгрен, «Крошка Нильс Карлсон»; Дж. Родари, «Эти бедные привидения»; К. Драгунская, «Лекарство от послушности».
О доблестях, о подвигах, о славе... Былины (5 ч).
«Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева); «Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова); «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (обработка В. Аникина).
Уж сколько раз твердили миру... Басни (4 ч).
Х.К. Андерсен, «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп, «Лисица и козел»; И. Крылов, «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две бочки»; С. Михалков, «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе»; Л. Толстой, «Лев и лисица».
Оглянись вокруг. Рассказы (24 ч).
М. Пришвин, «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока»; Н. Сладков, «В норе»; К. Паустовский, «Заячьи лапы»; Р. Фраерман, «Девочка с камнем»; Ю. Ермолаев, «Иголка с ниткой»; Ю. Яковлев, «Полосатая палка»; А. Платонов, «Цветок на земле»; К. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками»; Н. Носов, «Огородники», «Клякса»; Ю. Ермолаев, «Жарко»; М. Зощенко, «Елка»; О. Григорьев, «Две трубы»; С. Алексеев, «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придет»; А. Чехов, «Ванька»; Г. Сенке-вич, «Янко-музыкант»; Д. Мамин-Сибиряк, «Вертел»; Л. Кассиль, «У классной доски»; В. Лидин, «Завет».
Золотая колесница. Мифы Древней Греции (4 ч).
«Персей»; «Орфей и Эвридика»; «Дедал и Икар».
В начале было слово, и слово было Бог... Библейские сказания (7 ч).
«Семь дней творения», «Бог сотворил первого человека», «Жизнь первых людей в раю», «Первый грех...», «Моисей»; С. Лагерлеф, «Святая ночь», «В Назарете»; А. Мень «Милосердие Иисуса».
Мир — театр, люди — актеры... Пьесы (6 ч).
С. Маршак, «Про козла»; Н. Носов, «Витя Малеев в школе дома» (глава), «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома»); С. Козлов, «Снежный цветок».
Мир волшебных звуков. Поэзия (12 ч).
В. Жуковский, «Песня»; А. Пушкин, «Птичка»*, «Няне», «Зимняя дорога»; М. Лермонтов, «Горные вершины»* (изИ.В. Гете), «Утес», «Молитва»; И. Суриков, «Весна»; К. Бальмонт, «Золотая рыбка»; А. Блок, «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...»*; С. Есенин, «С добрым утром!»; М. Волошин, «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»; В. Маяковский, «Тучкины штучки»; С. Маршак, «Пожелания друзьям»; Саша Черный, «Зеленые стихи»; Ю. Владимиров, «Чудаки»*; Д. Хармс, «Очень страшная история»; В. Хотомс-кая, «Два гнома», «Три сестрицы»; О. Высоцкая, «Весенние рубашки»; Э. Мошковская, «Песня»; Ю. Мориц, «Чтоб летали мы все и росли!»; В. Высоцкий, «Песня Кэррола».
Когда, зачем и почему? Познавательная литература (13 ч).
Н. Кун, «Олимп», «Царство мрачного Аида»; Ю. Яковлев, «О нашей Родине»; М. Пришвин, «Моя Родина» (из воспоминаний); И. Соколов-Микитов, «Русский лес», «Крещение Руси» (из книги «Крещение Руси»); Н. Соловьев, «Сергей Радонежский»; В Губарев, «В открытом космосе»; Л. Яхнин, «Метро»; М. Ильин и Е. Сегал, «Что из чего»; М. Константи-новский, «Что такое электрический ток?»; Н. Надеждина, «Лук от семи недуг»; А. Дитрих и Г. Юрмин, «Какая книжка самая интересная?» (отрывок); К. Паустовский, «Великий сказочник» (в сокращении); Я. Смоленский, «Как научиться читать стихи»; К. Паустовский, «Сказки Пушкина».
Самого главного глазами не увидишь. Повесть-сказка
А. Сент-Экзюпери «Маленький Принц» (7 ч).
4. Материально – техническое обеспечение предмета:
Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009
Супердетки: Чтение с увлечением. Увлекательные развивающие игры для детей CD-ROM Издатель: Новый Диск, Разработчик: MultiSoft 2007 г.
Электронное учебное пособие к Учебнику литературного чтения О. В. Кубасовой для 1-4 классов 2.4«Марко Поло», - Екатеринбург: 2009г.
Интернет ресурсы:
Презентации:
http://www.school.edu.ru | Российский общеобразовательный портал где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней |
http://www.viki.rdf.ru | Детские электронные книги и презентации |
http://school-collection.edu.ru/ | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
http://www.solnet.ee | Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных |
http://www.prazdnik.by | Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям. |
http://www.it-n.ru/ | Сайт творческих учителей. Разные сообщества. |
http://mail.redu.ru | Исследовательская работа школьников |
http://festival.1september.ru | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» |
http://kid. nashcat.ru | Все для детей. Детский портал, детские сайты. |
http://edu.rin.ru | Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе. |
№ | Содержание | Кол-во часов | Оборудование | Дата | При меча ние | Знания, умения, навыки. |
1 | Гимн Российской Федерации | 1 |
1 четверть. I. Что за прелесть эти сказки (19 ч) |
2 | И. Токмакова «В чудной стране»; Р.н.с. «Всё у нас, слава Богу, хорошо!» | 1 | Знать основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных форм, народные и литературные сказки) Уметь иллюстрировать литературное произведение в словесной, графической, музыкальной формах, составлять творческий пересказ литературного произведения посредством изменения и дополнения текста, а также от другого лица. |
3 | Р.н.с. «Пётр I и мужик» | 1 |
4-5 | «Пётр и Петруша» рус. нар. ск. | 2 |
6 | Р.н.с.«Марья и ведьмы» , | 1 |
7-8 | Р.н.с.«Василиса Прекрасная».Обобщение. | 2 |
9 | «Почему у месяца нет платья» сербская сказка; «Жизнь человека» бразильская сказка | 1 |
10-12 | Х.К. Андерсен «Русалочка» | 3 |
13-14 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 2 |
15 | Д. Джекобс «Рыба и кольцо». С. Маршак «Отчего у месяца нет платья» | 1 |
16 | В. Берестов «Сказка». К. Чуковский «Приключения Белой Мыши» | 1 |
17-18 | А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон» | 2 |
19 | Д. Родари «Эти бедные приведения» | 1 |
20 | К. Драгунский «Лекарство от послушности» | 1 |
II. О доблестях, о подвигах, о славе… Былины (5 ч) |
21 | «Добрыня и Змей» (Пересказ А. Нечаева) | 1 | 158-165 | Знать основные особенности литературных видов и жанров (былины, сказания). Уметь создавать небольшие устные сочинения на основе литературных впечатлений. |
22 | «Добрыня и Змей» (отрывок в обработке Ю. Круглова) | 1 | 165-167 |
23 | Болезнь и исцеление Ильи Муромца | 1 | 168-173 |
24 | «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (Пересказ А. Нечаева) | 1 | 174-178 |
25 | Муромец и Соловей Разбойник» (отрывок в обработке В. Аникина) Контрольное чтение | 1 | 179-181 |
2 четверть. III. Уж сколько раз твердили миру… Басни (4 ч) |
26 | Х.К. Андерсен «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп. «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор и его мать», «Лисица и Козел» | 1 | 4-9 | Знать основные средства языковой выразительности. Уметь пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпо-ритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей. |
27 | И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две бочки». Л. Толстой «Лев и Лисица» | 1 | 10-15 |
28 | С. Михалков «Просчитался», «Услужливый» | 1 | 16-17 |
29 | С. Михалков. «Заячье горе»; И. Демьянов. «Валерик и тетрадь» | 1 | 18-20 |
IV. Оглянись вокруг. Рассказы (24 ч) |
30 | М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока», Н. Сладков «В норе» | 1 | 22-28 | Уметь прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия; воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику; воспринимать произведения в соответствии с их видо - жанровыми характеристиками; характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом. |
31-32 | К. Паустовский «Заячьи лапы» | 2 | 29-37 |
33 | Р. Фраерман «Девочка с камнем» | 1 | 38-40 |
34-35 | Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой» | 2 | 41-50 |
36 | Ю. Яковлев «Полосатая палка» | 1 | 51-59 |
37 | А. Платонов «Цветок на земле» | 1 | 60-65 |
38-40 | К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 3 | 66-77 |
41 | Н. Носов «Огородники» | 1 | 78-87 |
42 | Н. Носов «Клякса» | 1 | 89-93 |
43 | Ю. Ермолаев «Жарко»; М. Зощенко «Елка»; О. Григорьев «Две трубы» | 1 | 93-100 |
44 | С. Алексеев «Капитан бомбардирской роты»; «Радуйся малому, тогда и большое придет» | 1 | 101-106 |
45-46 | А. Чехов «Ванька» | 2 | 107-113 |
47-48 | Г. Сенкевич «Янко-музыкант» | 2 | 115-121 |
49-50 | Д. Мамин – Сибиряк «Вертел» Контрольное чтение | 2 | 122-146 |
51-52 | Л. Кассиль «У классной доски» | 2 | 147-160 |
53 | В. Лидин «Завет» | 1 | 161-166 |
3 четверть. V. Золотая колесница. Мифы Древней Греции (4 ч) |
54-55 | «Персей» | 2 | 5-14 | Знать: - понятие «миф»; - содержание мифа. Уметь: - осмысливать доступную литературу; - работать с текстом; - делить текст на части и составлять план; - пересказывать миф. |
56 | «Орфей и Эвридика» | 1 | 16-22 |
57 | «Дедал и Икар» | 1 | 23-26 |
VI. «В начале было слово…» (7 ч) |
58 | Библейские сказания: «Семь дней творения», «Бог сотворил первого человека», «Жизнь первых людей в раю», «Первый грех», «Обещание Спасителя. Изгнание из рая» | 1 | 28-33 | Уметь различать произведения худ. и познавательной лит-ры и овладеть разными способами их освоения; организовывать собственную читательскую деятельность по ознакомлению с большим по объему произведением; выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста; излагать личное мнение о литературном произведении. |
59 | «Всемирный потоп» | 1 | 34-38 |
60-61 | «Моисей» | 2 | 39-58 |
62 | С. Лагерлеф «Святая ночь» | 1 | 59-66 |
63 | С. Лагерлеф «В Назарете» | 1 | 67-73 |
64 | А. Мень «Милосердие Иисуса» | 1 | 73-74 |
VII. «Мир – театр, люди – актёры…» Пьесы (6 ч) |
65 | С. Маршак «Про козла» | 1 | 76-91 | Уметь пользоваться осн. средствами интонационной выразительности для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей. |
66 | Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» | 1 | 92-103 |
67-68 | Н. Носов «Два друга» | 2 | 104-119 |
69-70 | С. Козлов «Снежный цветок» | 2 | 120-138 |
VIII. Мир волшебных звуков ( 12 ч) |
71 | В. Жуковский «Песня» | 1 | 140-141 | Уметь использовать дополнительные средства выразительности (пластика, мизансцена, реквизит) при инсценировании литературных произведений; иллюстрировать литературное произведение в словесной, графической, музыкальной формах; ориентироваться в детских книгах, используя для этого определенные программой элементы книг, а также средства библиографической помощи. |
72 | А. Пушкин «Птичка»; «Няне»; А. Пушкин «Зимняя дорога» | 1 | 143-144 |
73 | М. Лермонтов «Горные вершины»; «Утес»; «Молитва» | 1 | 145-148 |
74 | И. Суриков «Весна»; К. Бальмонт «Золотая рыбка» | 1 | 149-152 |
75 | А. Блок «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...» | 1 | 153-154 |
76 | С. Есенин «С добрым утром!» | 1 | 155 |
77 | М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»; В. Маяковский «Тучкины штучки» | 1 | 156-157 |
78 | С. Маршак «Пожелания друзьям»; Саша Черный «Зеленые стихи» | 1 | 158-159 |
79 | Ю. Владимиров «Чудаки»; Д. Хармс «Очень страшная история» Контрольное чтение | 1 | 160-161 |
80 | В. Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы» | 1 | 162-163 |
81 | О. Высотская «Весенние рубашки»; Э. Мошковская «Песня» | 1 | 164-167 | Уметь работать с поэтическим произведением. |
82 | Ю. Мориц «Чтоб летали мы все и росли»; В. Высоцкий «Песня Кэрролла» | 1 | 168-172 |
4 четверть. IX. Когда, зачем и почему? Познавательная литература (13 ч) |
83 | Н. Кун «Олимп» | 1 | 4-9 | Уметь составлять подробный и творческий пересказ по измененному плану; прогнозировать тему, жанр, характер текста. Уметь: - различать виды информации, опираясь на внешние показатели книги; - отвечать на поставленные вопросы; - работать с познавательным текстом. |
84 | Н. Кун «Царство мрачного Аида» | 1 | 10-12 |
85 | Ю.Яковлев «О нашей Родине»; М.Пришвин «Моя Родина» | 1 | ИКТ, НРК | 13-15 |
86 | И. Соколов-Микитов «Русский лес»; Ю. Дмитриев «Зеленое и желтое» | 1 | 16-23 |
87 | «Крещение Руси» | 1 | 24-26 |
88-89 | Н. Соловьев «Сергий Радонежский» | 2 | 27-45 |
90 | В. Губарев «В открытом космосе»; Л. Яхнин «Метро» | 1 | 45-50 |
91 | М. Ильин, Е. Сегал «Что из чего», М. Ильин «Сто тысяч почему». | 1 | 51-64 |
92 | Н. Надеждина «Лук — от семи недуг»; М. Констатиновский «Что такое электрический ток?» | 1 | 65-70 |
93 | В. Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог» | 1 | 71-76 |
94 | А. Дитрих, Г. Юрмин «Какая книжка самая интересная?»; К. Паустовский. «Великий сказочник» | 1 | 77-85 |
95 | Я. Смоленский. «Как научиться читать стихи», К. Паустовский «Сказки Пушкина»; К. Чуковский «Признания старого сказочника» | 1 | 86-96 |
X. «Самого главного глазами не увидишь» ( 7 ч) |
96 | Контрольное чтение | 1 | Уметь воссоздавать в воображении образы и картины, сответствующие литературному источнику; воспринимать произведения в соответствии с их видо - жанровыми характеристиками; характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом. |
97-102 | А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | 6 | 99-181 |
ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений: Литературное чтение:«Любимые страницы» О.В. Кубасова. В 4 ч.-Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
Дополнительная литература:
Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений: Литературное чтение:«Любимые страницы» О.В. Кубасова. -Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
Кубасова О. В. Методические рекомендации к урокам литературного чтения в 4 классе. – Ассоциация ХХ1 век, 2010.
Карина Л. П. Самостоятельная работа на уроках чтения как средство развития познавательной активности. – М. Просвещение, 2008.
Бондаренко Л. Н. Литература и природа. - М. Дрофа, 2007.
Свиридова Е. В. Волшебный сказки и приёмы их анализа на уроках литературного чтения. М, Просвещение, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....