конспект урока Н. Сладков "Апрельские шутки"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Барсукова Татьяна Станиславовна

      В рамках модернизации российского образования перед школой стоят новые приоритетные цели. Современное общество нуждается в воспитании самостоятельного, ответственного, думающего человека. Для достижения этой цели необходимо следующее: уважение к личности ребёнка, соответствие образовательного процесса возрасту, внедрение мультимедийных технологий, охрана здоровья детей.

        С каждым годом растёт всё больше и  больше требование  общества в компьютеризации и информации . Особенно  это  ощущают на себе  образовательные учреждения. Детям становится неинтересен урок, на котором учитель использует  только мел и доску. Да это и понятно, ведь почти  каждый ребёнок в той или  иной  степени  умеет пользоваться компьютерной техникой.

          Создание оптимальных условий для формирования развития каждого ребенка в условиях современных технологий приводит нас к созданию мультимедийных уроков.

          «Литературное чтение» - предмет особый, многогранный. Он направлен на решение важных педагогических задач: развитие личности ребенка, формирование интеллекта и общей культуры, а также учебной деятельности, учёт индивидуальных возможностей каждого ученика и построение на этой основе дифференцированного обучения.

                   Именно поэтому я выбрала урок литературного чтения. Работая по программе Н. Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века», я разработала и провела урок во 2 классе на тему: Н. Сладков «Апрельские шутки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc47 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_master_-_klass.ppt1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение 2 класс.

«Начальная школа XXI»

Тема урока: Сказка Н Сладков  « Апрельские шутки»

Цель урока: научить учащихся самостоятельно применять ЗУН и осуществлять их перенос в новые условия.

Задачи:

  1. образовательные: отрабатывать читательские умения (находить описание явлений природы, предметов, учить сочинять сказку , рассказ или стихотворение по заданной теме);
  2. развивающие: развивать эмоционально - интеллектуальные способности, посредством читательских умений и учебной деятельности.
  3. воспитательные:посредством данного текста прививать любовь  к природе;

Учебные умения:

• выражать при чтении своё отношение к весенней природе;

• подмечать приметы и краски весны.

Характеристика деятельности учащихся:

• воспринимать на слух в исполнении учителя художественные тексты.

• отвечать на вопросы п содержанию прослушанного;

• объяснять смысл заглавия произведения;

• характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев;

• читать про себя: осознавать прочитанный текст, отвечать на вопросы, используя текст;

• читать выразительно произведение, используя интонацию, паузы;

• находить в тексте сравнения, олицетворения;

• создавать устно небольшой рассказ

• сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказываниепо поводу произведения;

Методы обучения: словесный, дедуктивный, самостоятельная работа.

Формы работы: индивидуальная, творческая, включение каждого ученика в активную деятельность по достижению цели.

Оборудование: компьютер, экран проектор.

 

Ход  урока

I. Организационный момент

Учитель. – Прозвенел опять звонок.

                     Ты готов начать урок?

Речевая разминка

( показ слайда)

                       Кто хочет разговаривать

                       Тот должен выговаривать

                       Всё правильно и внятно

                       Чтоб было всем понятно.

Учитель. – Читаем медленно, выговариваем каждое слово.

                  - О чём скороговорка?

Учащиеся: - Скороговорка о том, как правильно говорить.

Учитель.  - Прочитайте скороговорку в ускоренном темпе.

II. Работа над темой

Учитель. - На уроке мы прикоснемся к творчеству Н. Сладкова, с рассказами которого мы уже знакомились в 1 и во 2 классах.

( показ слайда)

 Тема урока: Н Сладков  « Апрельские шутки».

Учитель:       - Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

Учащиеся:     - Научиться выразительно читать произведение, находить в нем красивые слова…

Учитель:   - Для чего это вам нужно?

Учащиеся: - Нам это нужно, для того чтобы уметь красиво и правильно говорить.

«Погружение в урок»

Подготовка к восприятию текста

                                               

Учитель: - Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит яркое солнышко. В это время года прилетают перелетные птицы. И вдруг в эту радостную картину врывается  холодный ветер со снегом.

Первичное восприятие текста

Первоначальное чтение произведения учителем.

Учитель:  - Я прочитаю произведение, а вы постарайтесь представить картину, описанную автором, и ответьте на вопрос. Почему Сладков так озаглавил своё произведение?

Обмен впечатлениями после чтения

Учитель:  - Кому понравилось произведение?

                   - Почему автор его так озаглавил?

Учащиеся высказывают свои предположения

Моделирование обложки

Учитель. Откройте учебники на стр. 99. Найдите и прочитайте фамилию автора и заголовок. На листочках, попытайтесь, сделайте модель обложки этого произведения.

Учащиеся выполняют модель обложки

Учитель.- Проверьте свою работу по образцу, которую предложил автор.

(показ слайда)

Учитель:    - Назовите произведение с которым работали.

Учащиеся: Сказка о природе Н. Сладкова «Апрельские шутки».

 Учитель: - Почему вы считаете, что это сказка?

Учащиеся:- Месяц не может думать и говорить.

Учитель: - Зачем Сладкову нужен такой «разговорчивый» месяц?

Вывод: Чтобы привлечь внимание читателя к произведению.

Словарь. Смысл непонятных слов.

Учитель: - В тексте встретились слова: юннаты и морозом ударил. Объясните их смысл. 

Дети высказывают свои предположения.

Учитель: - Сравните свои ответы с образцом.

( показ слайда)

Юннат – юный натуралист, любитель природы.

Морозом ударил – наступили морозы.

Дыхательная гимнастика перед чтением

Учитель: - Представьте себя апрельским ветерком. А теперь подуйте сильно, чтобы разогнать весь снег. А теперь рывками, чтобы сдуть последние снежинки.

Вторичное восприятие текста

Учитель: Прочитайте сказку про себя. Сделайте для себя пометки, где Сладков рисует образ Апреля.

Самостоятельное чтение сказки детьми.

Учитель: Прежде, чем прочитать вспомним правила выразительного чтения.

(показ слайда)

Правила выразительного чтения:

•читайте внимательно;

•передайте голосом восклицательную и вопросительную интонацию;

• постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

Выборочное чтение.

Учитель – Прочитайте,  при  помощи каких слов автор передает образ Апреля.

Учащиеся: - Любит пошутить этот Апрель. Услыхал про это Апрель и перетрусил. Не серьёзный это месяц, весенний. Апрель тоже не одни шутки шутит, но и дело делает. Большое дело. Нешуточное.

Учитель – Прочитайте обращение Апреля к птицам.

Анализ сказки

 Учитель:- Как вы считаете, с какой целью автор написал эту сказку?

Дети высказывают свои предположения.

Учитель: А я, ребята так сформулировала с какой целью. Я предполагала, что вы можете ответить по-разному. Какой из моих вариантов совпадает с вашим выводом?

(показ слайда « С какой целью автор написал эту сказку»)

( выбор варианта)

• чтобы сообщить, что пришла весна;

•чтобы привлечь внимание читающего к приметам и краскам весны;

•чтобы вызвать взаимное переживание.

Учитель:- Каждый автор, чтобы сделать своё произведение красивым и интересным подбирает речевые обороты. Найдите и прочитайте выражения, которые на ваш взгляд украсили сказку.

Выборочное чтение детьми.

Физминутка. 

Учитель:- А сейчас мы отдохнем. Представьте, что мы в весеннем  лесу. Тишина. Поднимите руки вверх, потянитесь – это солнышко взошло. А теперь покачайте руками – это весёлый ветерок пробежался среди деревьев. Пошевелите пальчиками – это листочки на деревьях радуются теплу. Тишина. Сели на свои места. 

Работа по развитию речи

(показ слайда)

Учитель: - Переставьте слова в предложении.

Любит пошутить этот Апрель.

      Скворцы и грачи прилетели с юга.

                 

                  - Дополни предложение.

Апрель любит.

Учитель: - Для чего мы выполняли эти задания?

Учащиеся: Чтобы наша речь была яркой и красивой.

Творческая работа.

Учитель:- Сядьте удобно, можете закрыть глаза. Предлагаю вам побыть писателями. С помощью фантазии создайте свой образ Апреле. Придумайте сказку, рассказ или стихотворение об Апреле.

(Выслушивание творческих работ)

Учитель: - Я надеюсь, что вам понравилось сочинять и желаю, чтобы фантазия никогда не покидала вас, а творчество было частью вашей жизни.

У вас обязательно получится.

III. Итог урока.

Учитель:  - Так что же Сладков называет апрельскими шутками?

Учащиеся: Перемену погоды.

Учитель: Кто может легко шутить?

Учащиеся: - Человек.

Учитель: Зачем же Сладков одушевил образ Апреля?

Учащиеся: - Чтобы было интересно слушателям.

Учитель: - Какие приметы весны вы узнали?

Учащиеся: - В апреле всё возможно в природе: и снег, и ветер, и солнце.

Учитель: - Пригодятся ли вам в жизни знания, полученные на уроке? 

Рефлексия.

Учитель: - Ребята, а сейчас я вам предлагаю оценить себя, если вы узнали для себя что-то новое и хорошо поработали на уроке, то прикрепите на лесную полянку птичку, которая летает, а если вы мало поработали – то птичку, которая ходит по земле. Комментируете, почему вы взяли именно эту птичку.

IV. Домашнее задание

(показ слайда)

- Задания в тетради

По желанию:

подготовить выразительный пересказ текста

или

выучить наизусть стихотворение А. Барто  «Апрель».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 1 класс «С песней, шуткой и в игре изучаем ПДД». (УМК "Система Л.В.Занкова")

Данный урок построен в форме Конкурса внимательных и находчивых по правилам дорожного движения....

Конспект урока русского языка "И в шутку и всерьез"

Конспект к уроку-творческому проекту. Защита проекта проходит в командной игре. Дети ,готовясь к уроку, искали ответ на вопрос,помогают ли занимательные задания изучать русский язык. Урок с презентаци...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс «Шутки- прибаутки»

Технологическа карта урока по УМК "Планета Знаний"...

Конспект урока литературного чтения «И в шутку и в серьёз» (2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство обучающихся с новым разделом «И в шутку и в серьёз»Планируемые  результаты:Предметные:знать особенности юмористических произведений;уметь пр...

Конспект урока по литературному чтению "Обобщение раздела. И в шутку и всерьез"

Тема: «Обобщение к разделу «И в шутку, и всерьез»» Цели деятельности учителя: повторение и обобщение знаний учащихся по пройденному материалу. Планируемые результаты:...

Конспект урока по литературе "И в шутку, и в серьез", 2 класс.

В данном документе представлен конспект по литературе, 2 класс, УМК: "Школа России"....