Тематическое планирование по литературному чтению 4 класс. М.В.Голованова
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме
Тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе по учебнику Головановой, Климановой и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение для 2-4 классов
четырехлетней начальной школы.
Авторы: М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф.Климанова,
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования, программой М.В.Головановой, В.Г.Горецкого, Л.В.Климановой для общеобразовательных учреждений (1-4 классов).
Общая характеристика учебного предмета.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. По разделам круг детского чтения можно представить в таком соотношении: фольклор – 10-12%; русская литература ХІХ века – 15-20%, отечественная литература ХХ века – 40-45%, национальная литература (в переводе и на русском языке) – 10%, зарубежная литература – 20% учебного времени.
Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов.
Цели обучения:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
Задачи обучения:
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;
-развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Учебный план отводит в 4 классе 102 часа для обязательного изучения учебного предмета «Литературное чтение»
Формы организации образовательного процесса: -урок, -урок- путешествие, -урок- игра, - урок- зачёт, - интегрированный урок, -урок- отчёт.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: развивающее обучение, использование ИКТ, проблемное обучение, игровое обучение, творческая мастерская.
Формы контроля: устный фронтальный, индивидуальный, тестирование, зачет.
Виды контроля: вводный, текущий, итоговый.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Количество часов в год – 102.
Количество часов в неделю – 3.
Количество часов в I четверти – 27.
Количество часов во II четверти – 21.
Количество часов в III четверти – 30.
Количество часов в IV четверти – 24.
При организации обучения используется учебник: учебник ‘’Родная речь’’ в двух частях, 4 класс. Сост.М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.В.Климанова, Москва, ‘’Просвещение’’2005.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
по литературному чтению
(на основании Письма Минобразования России от 19 ноября 1998г. №1561/14 – 15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»)
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию;
полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;
самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе событий, герое);
знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;
делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;
составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), недостаточно выразительно, допускает от 3 до 5 ошибок;
передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план с помощью наводящих вопросов учителя;воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, допускает более 6 ошибок;
пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
тематическое планирование.
№ уро ка | Тема урока | Дата | Домашние задания | |
По плану | По факту | |||
1 | «Береги книгу!» Знакомство с учебником. Летописи. | Найти значение слов | ||
2 | «И вспомнил Олег коня своего…» | Подг.к выр.чтению | ||
3 | «Начали братья эти составлять славянскую азбуку…» | Пересказ текста | ||
4 | Былины. Ильины три поездочки | Иллюстр.к былине | ||
5 | Ильины три поездочки. | Выр.чтение | ||
6 | Ильины три поездочки | Выписать устаревшие слова | ||
7 | Былина «Садко» | Выписать устаревшие слова со значением | ||
8 | Былина «Садко» | Индивидуальное задание | ||
9 | «Повесть о Петре и Февронии» | Дочитать повесть | ||
10 | «Повесть о Петре и Февронии» | Отв.на вопр. | ||
11 | Житие Сергия Радонежского | Отв.письм.на вопр. | ||
12 | Житие Сергия Радонежского | Индивидуальное задание | ||
13 | Обощение по разделу «Летиписи, былины, сказания, жития» | Индивидуальное задание | ||
14 | Чудесный мир классики. В.А. Жуковский «Сказка о царе Берендее…» | Подг.пересказ | ||
15 | В.А. Жуковский «Сказка о царе Берендее…» | Подг.пересказ, иллюстр. | ||
16 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок» | Дочитать сказку до конца. Написать значение незнакомых слов | ||
17 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок» | Пересказ текста | ||
18 | А.С. Пушкин. Стихи | Выучить стих-е | ||
19 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | Выборочное чтение | ||
20 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | Нар.иллюстр. Выуч. наизусть отрывок сказки | ||
21 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | Дочитать сказку до конца | ||
22 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | Вопр.5 | ||
23 | Урок-обобщение | Индивидуальное задание | ||
24 | «Светлый край берез, моя Россия!». Тютчев, Фет, Бальмонт. Стихи. | Наизусть 1 стих-е | ||
25 | «Светлый край берез, моя Россия!». Тютчев, Фет, Бальмонт. Стихи. | Сочинить стих-е | ||
26 | В.Г. Бенедиктов «Москва», И.И. Козлов «Киев». Викторина о Москве. | Наизусть 1 стих-е | ||
27 | В.Г. Бенедиктов «Москва», И.И. Козлов «Киев». Викторина о Москве. | Выписать метафоры и олицетворения | ||
28 | Стихи о Родине русских поэтов | Выр.чтение | ||
29 | К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин» | Подг.к выр.чтению | ||
30 | Стихи русских поэтов 19 века о природе родного края. | наизусть | ||
31 | И.А. Бунин «Листопад» | Иллюстр. | ||
32 | Чудесный мир классики. Л.Н. Толстой. «Детство» | Подобрать к иллюстр. отрывок текста | ||
33 | Л.Н. Толстой. «Детство» | Составить рассказ о своем детстве и красиво его оформить | ||
34 | А.П. Чехов «Мальчики» | Написать значение незнакомых слов | ||
35 | А.П. Чехов «Мальчики» | Составление плана для пересказа. Пересказ. | ||
36 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | Проиллюстрировать эпизод | ||
37 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | Сочинить сказку | ||
38 | А.И. Куприн «Барбос и жулька» | Составить рассказ о своем друге | ||
39 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» | Перечитать рассказ. Составить пересказ. | ||
40 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | Разгадать кроссворд | ||
41 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | Творческий пересказ от лица розы | ||
42 | «Страна детства». А.Н. Плещеев «Детство» | Соотнести иллюстр. с текстом | ||
43 | А.Н. Плещеев «Былое», И.З. Суриков «В ночном» | Выр.чтение | ||
44 | И.С. Никитин «Воспоминания о детстве», «Музыка леса» | Выр.чтение | ||
45 | Н.А. Некрасов, Я.П. Полонский, И.А. Бунин. Стихи | Наизусть 3 стихотворения по рядам | ||
46 | «Страна далекого детства». А.И. Цветаева. Детство. | Написать значение незнакомых слов | ||
47 | И.С.Шмелев «Егорьев день» | Выр.чтение | ||
48 | В.В. Набоков «Первая любовь», «Бабочки» | Выр.чтение | ||
49 | Б.К. Зайцев «Домашний Лар» | Нар.иллюстр. с цитатой из текста | ||
50 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | Написать значение незнакомых слов | ||
51 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | Пересказ по картинному плану | ||
52 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | Пересказ от 3 лица | ||
53 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Перечитать текст. | ||
54 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Отв. на вопр. | ||
55 | М.М. Зощенко «Елка» | Подобрать пословицы к рассказу | ||
56 | М.М. Зощенко «Елка» | Краткий пересказ | ||
57 | А.П. Платонов «Сухой хлеб» | Выр.чтение | ||
58 | А.П. Платонов «Сухой хлеб» | Соотнести иллюстр.с текстом | ||
59 | А.П. Платонов «Сухой хлеб» | Подг.к сам.раб | ||
60 | Урок-обобщение по разделу «Страна далекого детства» | Индивидуальное задание | ||
61 | «Тихая моя Родина» | Работа с деформированным текстом | ||
62 | Б.Л. Пастернак «Золотая осень» | Выр.чтение, сочинить стих-е об осени | ||
63 | С.А. Клычков. Стихи. | Наизусть понравившееся стихотворение | ||
64 | С.Есенин. Стихи. | Подг.выр.чтение | ||
65 | Б.А. Слуцкий «Лошади в океане», В.М. Тушнова «Синицы» | Подг.выр.чтение | ||
66 | Д.Б. Кедрин, А.В. Жигулин, Н.М. Рубцов. Стихи. | Наизусть по рядам. | ||
67 | Природа и мы. М.М. Пришвин «Выскочка» | Подробный пересказ рассказа | ||
68 | К.Г. Паустовский «Скрипучие половицы» | Пересказ 1 и 2 части рассказа | ||
69 | К.Г. Паустовский «Скрипучие половицы» | Пересказ 3,4,5 части | ||
70 | Е.И. Чарушин «Кабан» | Пересказ от лица автора | ||
71 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | Пересказ от лица главного героя | ||
72 | Обобщение по разделу «Природа и мы» | Индивидуальное задание | ||
73 | «Делу время – потехе час!» Е.Шварц «Сказка о потерянном времени» | Дочитать текст. | ||
74 | «Делу время – потехе час!» Е.Шварц «Сказка о потерянном времени» | Пересказ от лица любого героя | ||
75 | В.Драгунский «Англичанин Павел» | Написать сочинение | ||
76 | В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел» | Отв.на вопр. | ||
77 | Обобщение по теме: «Делу время – потехе час» | Индивидуальное задание | ||
78 | Страна «Фантазия» Е.С. Велтисов «Миллион и один день каникул» | Нарисовать космический корабль | ||
79 | Страна «Фантазия» Е.С. Велтисов «Миллион и один день каникул» | Индивидуальное задание | ||
80 | Кир Булыев «Консилиум» | Пересказ текста | ||
81 | Обобщение по разделу «Страна «Фантазия» | Индивидуальное задание | ||
82 | «Мне вспомнились детства далекие годы..» В.Я. Брюсов, С.А. Есенин. Стихи. | наизусть | ||
83 | Н.С. Гумилев. М.И. Цветаева. Стихи | Выр.чтение | ||
84 | А.Т. Твардовский «Две кузницы» | Читать стих-е «Хлеб» Рубцова | ||
85 | Урок-монтаж о Великой Отечественной войне. | Наизусть стих-е о войне | ||
86 | Зарубежная литература. Джонотан Свифт «Путешествие Гулливера» | Выпис8ать незнакомые слова со значением | ||
87 | Джонотан Свифт «Путешествие Гулливера» | Подг. к тесту | ||
88 | Эрик Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» | Выр.чтение отрывка | ||
89 | Эрик Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» | Нар.иллюстр. | ||
90 | Эрик Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» | Индивидуальное задание | ||
91 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | Разгадать кроссворд | ||
92 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | Перечитать 1 часть сказки | ||
93 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | Перечитать 2 часть сказки, подг. пересказ | ||
94 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера» | Пересказ от 1 лица | ||
95 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера» | Индивидуальное задание | ||
96 | Сельма Лагерлеф «Святая ночь» | Написать значение незнакомых слов | ||
97 | Сельма Лагерлеф «Святая ночь» | Пересказ рассказа по иллюстр. | ||
98 | Сельма Лагерлеф «В Назарете» | Краткий пересказ | ||
99 | Сельма Лагерлеф «В Назарете» | Подг. к тесту | ||
100 | Урок-обобщение по разделу «Зарубежная литература» | Индивидуальное задание | ||
101 | Контрольная работа за год | Индивидуальное задание | ||
102 | Итоговый урок | Индивидуальное задание |
Требования к уровню подготовки
оканчивающих начальную школу
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс Школа России Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс, программа Школа России, авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова (102 ч.)...
Тематическое планирование уроков литературного чтения для 4 класса по фгос с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения /М.В. Голованова, О.Ю. Шарапова; под ред. М.В. Черкезовой/
Тематическое планирование уроков литературного чтения для 4 класса по фгос с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения/М.В. Голованова, О.Ю. Шарапова; под ред. М.В. Черкезовой/...
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Календарно тематическое планирование по литературному чтению по программе Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
КТП составлено на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №1 г. Лобни в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начал...
Тематическое планирование и календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном (русском) языке для 4 класса ( для детей с ТНР)
ТП и КТП составлены к учебнику Н.Е. Кутейниковой, О.В. Синёвой, Л.В. Дудовой " Литературное чтение на родном ( русском) языке" под редакцией С. И. Богданова с указанием содержания курс...