Тематическое планирование по литературному чтению 4 класс. М.В.Голованова
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме
Тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе по учебнику Головановой, Климановой и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение для 2-4 классов
четырехлетней начальной школы.
Авторы: М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф.Климанова,
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования, программой М.В.Головановой, В.Г.Горецкого, Л.В.Климановой для общеобразовательных учреждений (1-4 классов).
Общая характеристика учебного предмета.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. По разделам круг детского чтения можно представить в таком соотношении: фольклор – 10-12%; русская литература ХІХ века – 15-20%, отечественная литература ХХ века – 40-45%, национальная литература (в переводе и на русском языке) – 10%, зарубежная литература – 20% учебного времени.
Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов.
Цели обучения:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
Задачи обучения:
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;
-развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Учебный план отводит в 4 классе 102 часа для обязательного изучения учебного предмета «Литературное чтение»
Формы организации образовательного процесса: -урок, -урок- путешествие, -урок- игра, - урок- зачёт, - интегрированный урок, -урок- отчёт.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: развивающее обучение, использование ИКТ, проблемное обучение, игровое обучение, творческая мастерская.
Формы контроля: устный фронтальный, индивидуальный, тестирование, зачет.
Виды контроля: вводный, текущий, итоговый.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Количество часов в год – 102.
Количество часов в неделю – 3.
Количество часов в I четверти – 27.
Количество часов во II четверти – 21.
Количество часов в III четверти – 30.
Количество часов в IV четверти – 24.
При организации обучения используется учебник: учебник ‘’Родная речь’’ в двух частях, 4 класс. Сост.М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.В.Климанова, Москва, ‘’Просвещение’’2005.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
по литературному чтению
(на основании Письма Минобразования России от 19 ноября 1998г. №1561/14 – 15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»)
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию;
полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;
самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе событий, герое);
знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;
делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;
составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), недостаточно выразительно, допускает от 3 до 5 ошибок;
передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план с помощью наводящих вопросов учителя;воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, допускает более 6 ошибок;
пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
тематическое планирование.
№ уро ка | Тема урока | Дата | Домашние задания | |
По плану | По факту | |||
1 | «Береги книгу!» Знакомство с учебником. Летописи. | Найти значение слов | ||
2 | «И вспомнил Олег коня своего…» | Подг.к выр.чтению | ||
3 | «Начали братья эти составлять славянскую азбуку…» | Пересказ текста | ||
4 | Былины. Ильины три поездочки | Иллюстр.к былине | ||
5 | Ильины три поездочки. | Выр.чтение | ||
6 | Ильины три поездочки | Выписать устаревшие слова | ||
7 | Былина «Садко» | Выписать устаревшие слова со значением | ||
8 | Былина «Садко» | Индивидуальное задание | ||
9 | «Повесть о Петре и Февронии» | Дочитать повесть | ||
10 | «Повесть о Петре и Февронии» | Отв.на вопр. | ||
11 | Житие Сергия Радонежского | Отв.письм.на вопр. | ||
12 | Житие Сергия Радонежского | Индивидуальное задание | ||
13 | Обощение по разделу «Летиписи, былины, сказания, жития» | Индивидуальное задание | ||
14 | Чудесный мир классики. В.А. Жуковский «Сказка о царе Берендее…» | Подг.пересказ | ||
15 | В.А. Жуковский «Сказка о царе Берендее…» | Подг.пересказ, иллюстр. | ||
16 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок» | Дочитать сказку до конца. Написать значение незнакомых слов | ||
17 | П.П. Ершов «Конек-Горбунок» | Пересказ текста | ||
18 | А.С. Пушкин. Стихи | Выучить стих-е | ||
19 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | Выборочное чтение | ||
20 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | Нар.иллюстр. Выуч. наизусть отрывок сказки | ||
21 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | Дочитать сказку до конца | ||
22 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | Вопр.5 | ||
23 | Урок-обобщение | Индивидуальное задание | ||
24 | «Светлый край берез, моя Россия!». Тютчев, Фет, Бальмонт. Стихи. | Наизусть 1 стих-е | ||
25 | «Светлый край берез, моя Россия!». Тютчев, Фет, Бальмонт. Стихи. | Сочинить стих-е | ||
26 | В.Г. Бенедиктов «Москва», И.И. Козлов «Киев». Викторина о Москве. | Наизусть 1 стих-е | ||
27 | В.Г. Бенедиктов «Москва», И.И. Козлов «Киев». Викторина о Москве. | Выписать метафоры и олицетворения | ||
28 | Стихи о Родине русских поэтов | Выр.чтение | ||
29 | К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин» | Подг.к выр.чтению | ||
30 | Стихи русских поэтов 19 века о природе родного края. | наизусть | ||
31 | И.А. Бунин «Листопад» | Иллюстр. | ||
32 | Чудесный мир классики. Л.Н. Толстой. «Детство» | Подобрать к иллюстр. отрывок текста | ||
33 | Л.Н. Толстой. «Детство» | Составить рассказ о своем детстве и красиво его оформить | ||
34 | А.П. Чехов «Мальчики» | Написать значение незнакомых слов | ||
35 | А.П. Чехов «Мальчики» | Составление плана для пересказа. Пересказ. | ||
36 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | Проиллюстрировать эпизод | ||
37 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | Сочинить сказку | ||
38 | А.И. Куприн «Барбос и жулька» | Составить рассказ о своем друге | ||
39 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» | Перечитать рассказ. Составить пересказ. | ||
40 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | Разгадать кроссворд | ||
41 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | Творческий пересказ от лица розы | ||
42 | «Страна детства». А.Н. Плещеев «Детство» | Соотнести иллюстр. с текстом | ||
43 | А.Н. Плещеев «Былое», И.З. Суриков «В ночном» | Выр.чтение | ||
44 | И.С. Никитин «Воспоминания о детстве», «Музыка леса» | Выр.чтение | ||
45 | Н.А. Некрасов, Я.П. Полонский, И.А. Бунин. Стихи | Наизусть 3 стихотворения по рядам | ||
46 | «Страна далекого детства». А.И. Цветаева. Детство. | Написать значение незнакомых слов | ||
47 | И.С.Шмелев «Егорьев день» | Выр.чтение | ||
48 | В.В. Набоков «Первая любовь», «Бабочки» | Выр.чтение | ||
49 | Б.К. Зайцев «Домашний Лар» | Нар.иллюстр. с цитатой из текста | ||
50 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | Написать значение незнакомых слов | ||
51 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | Пересказ по картинному плану | ||
52 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | Пересказ от 3 лица | ||
53 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Перечитать текст. | ||
54 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Отв. на вопр. | ||
55 | М.М. Зощенко «Елка» | Подобрать пословицы к рассказу | ||
56 | М.М. Зощенко «Елка» | Краткий пересказ | ||
57 | А.П. Платонов «Сухой хлеб» | Выр.чтение | ||
58 | А.П. Платонов «Сухой хлеб» | Соотнести иллюстр.с текстом | ||
59 | А.П. Платонов «Сухой хлеб» | Подг.к сам.раб | ||
60 | Урок-обобщение по разделу «Страна далекого детства» | Индивидуальное задание | ||
61 | «Тихая моя Родина» | Работа с деформированным текстом | ||
62 | Б.Л. Пастернак «Золотая осень» | Выр.чтение, сочинить стих-е об осени | ||
63 | С.А. Клычков. Стихи. | Наизусть понравившееся стихотворение | ||
64 | С.Есенин. Стихи. | Подг.выр.чтение | ||
65 | Б.А. Слуцкий «Лошади в океане», В.М. Тушнова «Синицы» | Подг.выр.чтение | ||
66 | Д.Б. Кедрин, А.В. Жигулин, Н.М. Рубцов. Стихи. | Наизусть по рядам. | ||
67 | Природа и мы. М.М. Пришвин «Выскочка» | Подробный пересказ рассказа | ||
68 | К.Г. Паустовский «Скрипучие половицы» | Пересказ 1 и 2 части рассказа | ||
69 | К.Г. Паустовский «Скрипучие половицы» | Пересказ 3,4,5 части | ||
70 | Е.И. Чарушин «Кабан» | Пересказ от лица автора | ||
71 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | Пересказ от лица главного героя | ||
72 | Обобщение по разделу «Природа и мы» | Индивидуальное задание | ||
73 | «Делу время – потехе час!» Е.Шварц «Сказка о потерянном времени» | Дочитать текст. | ||
74 | «Делу время – потехе час!» Е.Шварц «Сказка о потерянном времени» | Пересказ от лица любого героя | ||
75 | В.Драгунский «Англичанин Павел» | Написать сочинение | ||
76 | В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел» | Отв.на вопр. | ||
77 | Обобщение по теме: «Делу время – потехе час» | Индивидуальное задание | ||
78 | Страна «Фантазия» Е.С. Велтисов «Миллион и один день каникул» | Нарисовать космический корабль | ||
79 | Страна «Фантазия» Е.С. Велтисов «Миллион и один день каникул» | Индивидуальное задание | ||
80 | Кир Булыев «Консилиум» | Пересказ текста | ||
81 | Обобщение по разделу «Страна «Фантазия» | Индивидуальное задание | ||
82 | «Мне вспомнились детства далекие годы..» В.Я. Брюсов, С.А. Есенин. Стихи. | наизусть | ||
83 | Н.С. Гумилев. М.И. Цветаева. Стихи | Выр.чтение | ||
84 | А.Т. Твардовский «Две кузницы» | Читать стих-е «Хлеб» Рубцова | ||
85 | Урок-монтаж о Великой Отечественной войне. | Наизусть стих-е о войне | ||
86 | Зарубежная литература. Джонотан Свифт «Путешествие Гулливера» | Выпис8ать незнакомые слова со значением | ||
87 | Джонотан Свифт «Путешествие Гулливера» | Подг. к тесту | ||
88 | Эрик Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» | Выр.чтение отрывка | ||
89 | Эрик Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» | Нар.иллюстр. | ||
90 | Эрик Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» | Индивидуальное задание | ||
91 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | Разгадать кроссворд | ||
92 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | Перечитать 1 часть сказки | ||
93 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | Перечитать 2 часть сказки, подг. пересказ | ||
94 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера» | Пересказ от 1 лица | ||
95 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера» | Индивидуальное задание | ||
96 | Сельма Лагерлеф «Святая ночь» | Написать значение незнакомых слов | ||
97 | Сельма Лагерлеф «Святая ночь» | Пересказ рассказа по иллюстр. | ||
98 | Сельма Лагерлеф «В Назарете» | Краткий пересказ | ||
99 | Сельма Лагерлеф «В Назарете» | Подг. к тесту | ||
100 | Урок-обобщение по разделу «Зарубежная литература» | Индивидуальное задание | ||
101 | Контрольная работа за год | Индивидуальное задание | ||
102 | Итоговый урок | Индивидуальное задание |
Требования к уровню подготовки
оканчивающих начальную школу
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/03/picture-84960-1541265246.jpg)
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс Школа России Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс, программа Школа России, авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова (102 ч.)...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/01/picture-21139-1706800879.jpg)
Тематическое планирование уроков литературного чтения для 4 класса по фгос с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения /М.В. Голованова, О.Ю. Шарапова; под ред. М.В. Черкезовой/
Тематическое планирование уроков литературного чтения для 4 класса по фгос с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения/М.В. Голованова, О.Ю. Шарапова; под ред. М.В. Черкезовой/...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/23/picture-480600-1437644293.jpg)
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/31/picture-197070-1364673671.jpg)
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/01/picture-943002-1504277028.jpg)
Календарно тематическое планирование по литературному чтению по программе Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
КТП составлено на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №1 г. Лобни в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начал...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-394914-1423678092.jpg)
Тематическое планирование и календарно-тематическое планирование по литературному чтению на родном (русском) языке для 4 класса ( для детей с ТНР)
ТП и КТП составлены к учебнику Н.Е. Кутейниковой, О.В. Синёвой, Л.В. Дудовой " Литературное чтение на родном ( русском) языке" под редакцией С. И. Богданова с указанием содержания курс...