Спасибо, Азбука, тебе!
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Обобщающий урок в первом классе.

Предполагаемые результаты:

Дети обобщат знания о буквах и звуках русского языка,о делении слов на слоги, об ударении, будут учиться сравнивать и группировать, приобретут умения культурного общения,определят значимость "Азбуки" в жизни первоклассников и чтения в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spasibo_azbuka_tebe.rar14.81 КБ

Предварительный просмотр:

                  Обобщающий урок   «Спасибо, Азбука, тебе!» 

Предполагаемые результаты:

Дети обобщат знания о звуках и буквах русского языка, о делении слов на слоги, об ударении, будут учиться  сравнивать и группировать, приобретут умения культурного общения, определят значимость Азбуки в жизни первоклассников и чтения в жизни человека (Чему учила Азбука и зачем надо читать?)

Оборудование:  элементы букв, написанные на карточках; удостоверения, выставки детских проектов («Моя Азбука» - книжка – самоделка), учебники  «Родная речь» (авторы: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина), карточки с пословицами,  со словом ДОБРОТА, плакат «Спасибо, Азбука, тебе!», картинки на тему «Прощай, Азбука!», «Лента букв», карточки с буквами для магнитной доски, компьютер, мультимедиапроектор.

Ход урока.

І. Организационный момент.

Учитель (У).                          За окном снежинки вьются,

        День приветливый такой.

        Сегодня праздник в первом классе:

        День прощанья с Азбукой!

Сегодня у нас необычный урок: в нашем классе гости – ваши родители, учителя и вся наша «Солнечная семья». Необычен этот урок и потому,  что мы сегодня прощаемся с первой учебной книгой, которая называется «Азбука».

Прочитайте тему урока.

Дети (читают) – «Спасибо,  Азбука, тебе!»

У. Попробуйте определить цель нашего урока.

Д. Повторить то, чему научила нас Азбука и сказать ей за это спасибо.

У. Какие задачи вы поставите для себя? (Дети проговаривают вслух поставленные задачи)

Работа по теме урока.

У. А сейчас  ребята  прочтут  стихотворение. Интересно, какому учебнику посвящено оно?

Дети (Д).    

                         1. В день осенний, в день чудесный

В класс несмело мы вошли.

Азбуку в библиотеке

В тот же день приобрели.

2.  Вдоль картинок мы шагали,

     По ступенькам – строчкам шли.

     Ах, как много мы узнали,

     Ах, как много мы прочли!

3.  Был наш путь не очень долгим,

     Незаметно дни бегут.

     И уже на книжной полке

     Нас другие книги ждут.

4. Среди ярких толстых книжек

    Неприметна и скромна,

    Но зато читать -  в полгода! –

    Научила нас она.

У. Какому же учебнику посвящено это стихотворение? Почему наш учебник назван «Азбукой»?

Д. В старину буквы «А» и «Б» назывались «аз» и «буки», по названию  этих букв книга стала называться «Азбукой».

У. Что мы делаем с помощью букв?

Д. Обозначаем звуки на письме, читаем, пишем.

У. Что делаем со звуками?

Д. Произносим, слышим.                          

У.  Я предлагаю вам  задание, которое называется «Слушай внимательно».

Я читаю вам слова, вы внимательно слушаете, выделяете первый звук в каждом слове и обозначаете его буквой.

Из этих букв получится слово. Должно получиться 2 слова.

крот        бабушка

ночь        умница

иволга        кран

грач        волк

астра         азбука

Какие слова получились?

Д. Книга, буква.  (На магнитной доске)

У. Что общего у данных слов?

Д. В этих словах по 5 звуков: 2 гласных и 3 согласных,  2 слога.

     Ещё в этих словах ударение падает на первый слог.

У. А ещё общее в этих словах то, что буквы живут в книгах, а книги где живут?

Д. В библиотеке.

У. Нам пришло письмо по почте из районной библиотеки. (Открываю, прошу желающего ученика  прочитать письмо.) Текст письма: Здравствуйте, первоклассники! Мы знаем, что вы уже научились читать и сегодня прощаетесь с Азбукой. Поздравляем вас! Отправляем к вам на урок 4  буквы русского алфавита. Назовите их. Что вы можете рассказать о них своей учительнице?

С уважением, работники районной библиотеки.

У. (Достаю буквы, а они рассыпаны на части.  Из конверта вываливается  жучок.) Мне знаком этот жучок. Он называется жучок-буквоед. Кто догадался, почему он так называется? (Отвечают). Жучок  подъел буквы и они рассыпались на части. Давайте, восстановим их.

Предлагаю составить буквы из частей, правильно назвать их, рассказать, что дети знают об этих буквах (А,Я,М,Ц)

(Дети, работая в паре,  выполняют задание.)

У. Буквоед интересуется: « Чего больше в русском языке:  букв или звуков?» Я, думаю, первоклассники знают ответ на данный вопрос!

Д. Звуков.

У. Буквоед  поспорил бы  с вами. Ведь Ъ и Ь не обозначают звуков.

Д. Нет, звуков больше. Есть буквы, которые обозначают два звука, например, звуки

[м], [м′] обозначаются одной буквой м.

У. Молодцы, вы  очень хорошо объяснили Буквоеду этот сложный вопрос. Действительно, в русском языке больше звуков (42), чем букв.  Сколько же букв?

Д. 33.

У. Жучок говорит вам спасибо  и у вас он больше буквы есть не будет.

Разделите буквы русского языка на три группы, покажите на «Ленте букв».

Д. - Буквы, обозначающие гласные звуки.

   -  Буквы, обозначающие согласные звуки.

    - Буквы, не обозначающие звуков.

У.  Можно ли эти все буквы (показываю на «Ленту букв») назвать алфавитом?

Д. Нет. Алфавит – это, когда все буквы расположены по порядку.

У. Давайте, его расскажем.

Д. (рассказывают).

Д. (Читают стихотворение С. Я. Маршака « Ты эти буквы заучи».)

Ты эти буквы заучи,

Их три десятка с лишком,

А для тебя они -  ключи

Ко всем хорошим книжкам.

В дорогу взять не позабудь

Ключей волшебных связку,

В любой рассказ  найдёшь ты путь,

Войдёшь в любую сказку.

Прочтёшь ты книги о зверях,

Растеньях и машинах.

Ты побываешь на морях

И на крутых вершинах.

Тебе чудесные края откроет

Путь от «А» до «Я».

У. Мы выполнили советы С. Я. Маршака: успешно прошли этот путь от «А» до «Я».

И  научились читать! А это так чудесно!

Физминутка.  (видеоминутка)

У. Давайте поиграем в игру «Найди себе пару».   Работа с пословицами.

Пословицы:      Мало уметь читать, надо уметь думать.

                         Кто много читает, тот много знает.

 (Учитель предлагает объяснить смысл пословиц.)

У. Следующая игра называется «Закончи  предложение». Слушайте меня внимательно, как только я замолчу, вы должны продолжить:

1. Азбука учила нас читать, познакомила с алфавитом,  с «первоучителями словенскими»…

Д. Кириллом и Мефодием.

2. Азбука познакомила нас  с первопечатником – составителем первой русской печатной азбуки…

Д. Иваном Фёдоровым.

У. Молодцы!

У. А ещё  Азбука учила нас быть аккуратными, трудолюбивыми, воспитанными людьми.

Д. Читают по Азбуке стихотворение:

А. Л. Барто «Помощница», с. 104

У. Книга эта учила нас дружить, помогать друг другу.

Д. Пересказ  рассказа Л. Н. Толстого « Был у Пети конь», с. 94.

У. Азбука учила нас писать и считать.

Д. Читают стихотворение  Б.В. Заходера «Два и три», с. 107.

У. На каждом уроке Азбука учила нас уважать друг друга и всех, кто нас окружает, учила быть добрыми, вежливыми и старательными.

Первоклассники с помощью своих близких создали «Свою Азбуку». (Обращаю внимание на выставку книг-самоделок). Попрошу  представить свои проекты. (Дети представляют свои проекты).

Игра - соревнование.

У. У нас в гостях сегодня слово ДОБРОТА.

Объявляю соревнование «Кто составит больше  слов из слова ДОБРОТА

Гости и дети образуют малые группы и  составляют слова.

(Добро, рота, рот, брод, обрат, бор, борт, брат, робот, табор, бот, дот, дар, ор, орда, обод).

Подведение итогов.

У. Скажите, чему же научила вас Азбука? (Читать, писать, считать, различать буквы и звуки, делить слова на слоги, определять, сколько в слове звуков и букв, какие бывают звуки, что такое алфавит, учила быть добрыми и дружными и др.)

Давайте за всё это скажем нашему учебнику спасибо!

Д. (хором). За всё, чему ты нас учила, спасибо, Азбука, тебе! – на доске

У.  Учебник закрывается,

Пора с ним распроститься…

Он верным другом был для нас.

Прощаясь с ним, Грустит наш класс.

Но долго нам грустить нельзя:

Другие книги ждут, друзья!

Да, это так. Но прежде, чем вы получите новую книгу, я тоже хочу вам сказать спасибо. Спасибо за то, что вы справилась с теми задачами, которые ставила перед вами «Азбука» и её авторы В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Спасибо за то, что вы многому научились, работая по этому учебнику.

Д.                1. Азбуку прочли до корки,

                                   Хотим учиться на пятёрки.

        Нам сегодня выдают удостоверения

         В том, что азбуку прочли,

        Полный курс наук прошли,

        И теперь без передышки

        Мы прочтём любые книжки.

У. Мы переходим к самой торжественной части нашего праздничного урока – вручению вам удостоверений.  

Вручение удостоверений.

У. Теперь мы с уверенностью можем заявить, что вы знаете, чему учат в школе.

Представление коллективного проекта «Мой класс, моя школа»

Библиотекарь школы поздравляет детей и  выдаёт им  новую  книгу «Литературное чтение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Спасибо, Азбука, тебе!"

После изучения первого учебника в первом классе провели интересный праздник. Мы читали стихи, пели песни, показывали гостям как научились читать....

Внеклассное мероприятие: «Спасибо, Азбука, тебе»!

Сценарий праздника "Спасибо, Азбука, тебе!"...

Внеклассное мероприятие: «Спасибо, Азбука, тебе»!

Сценарий праздника "Спасибо, Азбука, тебе!"...

Спасибо,Азбука, тебе!

Разработка воспитательного мероприятия джля первоклассников содеожит стихи, конкурсы, интересные задания.Позволяет вовлечь всех без исключения детей класса....

Обобщающий урок по чтению на тему"Спасибо, Азбука, тебе!"

Данный материал включает в себя стихотворения о буквах, презентацию по всем разделамурока. В урок включена викторина по сказкам, повторение букв, звуков, красочные иллюстрации....

Спасибо, Азбука, тебе!

Сценарий праздника для учащихся 1 класса....

Праздник Азбуки. За всё, чему ты нас учила , спасибо Азбука тебе.

Для  1  класа  праздник  прощания  с  Азбукой....