урок по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

 

Конспект урока по литературному чтению

2 (1-4) класс, ТО

 

Тема: Обобщающий урок по теме: «Сказки А.С. Пушкина».

 

Цели: - закрепить знания по сказкам великого русского писателя;

- развивать образное мышление, речь, память;

- прививать интерес к предмету, чтению.

 

Оборудование: портрет писателя, выставка книг и рисунков по произведениям А. С. Пушкина, игровое поле.

 

На уроке групповая форма работы – класс разделен на 2 команды.

 

Примечание: согласно программе по литературному чтению детьми пройдены следующие произведения А.С. Пушкина- стихотворения о зиме, отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»- «У Лукоморья дуб зеленый…», сказка «Сказка о рыбаке и рыбке», поэтому для проведения обобщающего уроке было дано дополнительное задание самостоятельно прочитать сказки А.С. Пушкина. Детьми были прочитаны сказки: «Сказка о попе и о его работнике Балде», «сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче,..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о медведихе». На основе этого строится урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

2 (1-4) класс, ТО

Тема: Обобщающий урок по теме: «Сказки А.С. Пушкина».

Цели: - закрепить знания по сказкам великого русского писателя;

- развивать образное мышление, речь, память;

- прививать интерес к предмету, чтению.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг и рисунков по произведениям А. С. Пушкина, игровое поле.

На уроке групповая форма работы – класс разделен на 2 команды.

Примечание: согласно программе по литературному чтению детьми пройдены следующие произведения А.С. Пушкина- стихотворения о зиме, отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»- «У Лукоморья дуб зеленый…», сказка «Сказка о рыбаке и рыбке», поэтому для проведения обобщающего уроке было дано дополнительное задание самостоятельно прочитать сказки А.С. Пушкина. Детьми были прочитаны сказки: «Сказка о попе и о его работнике Балде», «сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче,..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о медведихе». На основе этого строится урок.

Ход урока:

Организация класса: читаем хором стихотворение «Доброе утро!»

Постановка цели урока:

Сегодня у нас обобщающий урок по сказкам А.С. Пушкина, закрепить наши знания поможет нам игровое поле.

Подскажи словечко

Сказка за сказкой

Там на неведомых дорожках

Так все начиналось

Чудесные предметы

Вопросы ученого кота

Я вас разделила на 2 группы, чтобы вы могли помочь друг другу, посовещаться и дать общий ответ на тот или иной вопрос из игрового поля.

Выберите капитанов.

Жеребьевка (первые начинают выбор игрового поля).

Задания игрового поля.

«Подскажи словечко»

Учитель: Бывает так: услышишь где- нибудь слово или предложение, а в мыслях уже мелькает знакомая песня или стихотворение. Вашим заданием будет собрать стихотворения А. С. Пушкина. Некоторые мы с вами проходили, а некоторые нет. (на партах лежат сборники стихов).

Раздаю строчки из стихотворений, команды находят продолжение.

Буря мглою небо кроет…

Мороз и солнце; день чудесный!

У лукоморья дуб зеленый;

Уж небо осенью дышало…

Зима!... Крестьянин, торжествуя,

Дается несколько минут, затем начинаем проверку.

За правильные ответы команды получают баллы.

За каждый правильный ответ 1 балл.

«Сказка за сказкой»

Учитель: По условию следующего конкурса вспомните и назовите как можно больше сказок, которые написал А.С. Пушкин. Победит команда, за которым останется последнее слово.

Дети перечисляют сказки Пушкина, которые прочитали.

«Сказка о попе и о его работнике Балде»

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

 «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

 «Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о золотом петушке»

 «Сказка о медведихе»

За правильные ответы команды получают баллы.

За каждый правильный ответ 1 балл.

«Там на неведомых дорожках»

Учитель: Если бы мы вдруг попали в сказку и встретились с его героями, смогли бы вы их узнать?

Ну, попробуй отгадать,

Как героя сказки звать.

А) Живет он в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых. (Балда. «Сказка о попе и о его работнике Балде»).

Б) Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица.

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла. (Мачеха. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).

В) Говоря, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает. (Царевна Лебедь. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

Г) Чуть опасность где видна,

Верный сторож, как во сне,

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется. (Золотой петушок. «Сказка о золотом петушке»).

Д) Все красавцы молодые,

Великаны удалые.

Все равны как на подбор,

С ними дядька Черномор. (33 богатыря. . «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

Е) Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого. (Царевна. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).

За правильные ответы команды получают баллы.

За каждый правильный ответ 1 балл.

«Так все начиналось»

Учитель: У всякой сказки есть свое начало.

Сможете ли вы узнать сказку по ее началу?

А) Жил – был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой – какого товару.

(«Сказка о попе и о его работнике Балде»).

Б) Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно 30 лет и три года.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»).

В) Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

(. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

Г) Царь с царицею простился,

В путь – дорогу снарядился.

И царица у окна

Села ждать его одна.

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).

Д) Негде, в тридевятом царстве,

В тридевятом государстве,

Жил – был славный царь Дадон,

Смолоду был грозен он.

(«Сказка о золотом петушке»).

За правильные ответы команды получают баллы.

За каждый правильный ответ 1 балл.

«Чудесные предметы»

Учитель: Порой, чтобы заполучить какой-то чудесный предмет, героям сказок приходилось разгадывать сложные загадки. В следующем конкурсе вам придется задавать вопросы, чтобы узнать, что находиться в коробочке. Я буду отвечать только «да» и «нет». В ящике находится предмет, имеющий отношение к сказкам А.С. Пушкина.

В первой коробочке лежит яблоко.

Во второй коробочке – зеркальце.

За правильные ответы команды получают баллы.

За каждый правильный ответ 1 балл.

«Вопросы ученого кота»

Учитель: Одним из самых мудрых пушкинских персонажей является ученый кот. Сколько сказок он знает, сколько песен! Но сегодня он приготовил для вас несколько вопросов.

  1. Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана? (остров Буян).
  2. За какую плату нанял поп работника? (В год за три щелчка попу по лбу.)
  3. Назовите любимую песню белочки из сказки о царе Салтане. («Во саду ли, в огороде».)
  4. Как звали бабушку князя Гвидона? (Бабариха.)
  5. Какая природная сила знала ответ на вопрос королевича Елисея? (Ветер.)
  6. Назовите кличку собаки семи богатырей? (Соколко.)
  7. В кого превращался князь Гвидон? (В муху, комара, шмеля.)
  8. Кто был наказан за то, что не выполнил обещание, данное мудрецу?

     (царь Дадон).

За правильные ответы команды получают баллы.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Общий итог:

Подсчитываются набранные командами баллы.

Победителям – книжки (призы подготовил родительский комитет), всем маленькие шоколадки – «Сказки Пушкина».

  1. Интересны ли сказки Александра Сергеевича Пушкина?
  2. Чему нас учат сказки?

Обратить внимание на выставку книг и рисунков.

Спасибо всем за урок.

Открытое внеклассное мероприятие.

Педагогика понимания.

Цель: Проблему «отцов» и «детей» можно решить?!

Примечание: Все «гости» - дети – сидят за круглым столом, изображая взрослых, что видно по их посадке, мимике. Родители сидят за партами, которые расставлены в классе буквой П. Центр класса освобожден, так как здесь будет происходить основное действие.

Ведущая. Уважаемые родители! Мы знаем, что воспитывать детей – дело очень трудное, поэтому на встречу  с вами пришли сегодня ученые, директор гимназии, учителя (их роли играют дети). Сегодня они дадут вам советы, как правильно, без ошибок, воспитывать детей. Первое слово я предоставляю директору гимназии – Тихонову Павлу Дмитриевичу.

Директор. Уважаемые родители! Ваши дети учатся во втором классе Амгинской педагогической гимназии. Всегда ли вы находите время поговорить с ними о школьных делах? (Обводит родителей взглядом.) Никогда! (грозно.) Повторяю, никогда не спрашивайте своего ребенка: «Тебя вызывали к доске?», «Сколько звездочек ты получил?». Лучше спросите (меняет интонацию на мягкую, доброжелательную): «Что сегодня было интересного в классе?»

Ведущая. Слово имеет доктор медицины Егорова Алина Николаевна.

Доктор медицины. Чтобы ваши дети хорошо учились, они должны быть здоровыми. Уделяйте больше внимания закаливанию, прогулкам на свежем воздухе. От этого двойная польза: общение с ребенком и укрепление здоровья.

Ведущая. Очень жаль, если ваш ребенок будет выглядеть так, как герой следующего стихотворения.

Миша. Спортом я не занимаюсь,

Я никак не закаляюсь.

Бегать, прыгать нету сил.

Свет мне кажется не мил.

Я сутулый и хромой,

Я совсем уже больной.

Ведущая. Еще один совет вам дает заслуженная учительница –

                  Макарова Елизавета Михайловна.

Заслуженная учительница. Если ребенок совершает дурной поступок, то его мучает совесть. Но вы наказываете его, и совесть замолкает. Великий педагог Януш Корчак провинившегося ребенка или оправдывал, или прощал. А как (обращается к родителям) в ваших семьях относятся к дурным поступкам детей? (выслушивает выступление родителей – делает свои выводы, хвалит.)

Ведущая. Как бы вы, уважаемые родители, поступили, например, в следующей ситуации?

Ваня Жирков читает отрывок из рассказа Л. Толстого. «Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил: -Кто разбил? Мальчик затрясся от страха и сказал: - «Я.»

Ведущая. Как вы считаете, что ответил ребенку отец?

Родители предлагают свои варианты ответов.

Ведущая. Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал». Но порой бывает и так, как описано в стихотворении «Ваза».

Света. Папа вазу опрокинул,

Кто его накажет?

«Это к счастью, это к счастью!»

все семейство скажет.

Ну а если бы, к несчастью,

Это сделал я?!

«Ты разиня, ты растяпа»-

скажут про меня.

Ведущая. Продолжит наш разговор доктор педагогических наук Исаков Евгений Дмитриевич.

Доктор педагогических наук. «Бить или не бить?»- вот в чем вопрос. Парламент Великобритании решил: бить. Для этого, представьте, специальные ремни выпускают. А в Европе не принято даже ставить в угол. А как обстоят дела в наших семьях?

Ведущая. Может быть, как в стихотворении «Взрослым».

Надя. Я в своей родной квартире,

Как на службе строевой.

Командир на командире,

Я один здесь рядовой.

Всем я должен подчиняться,

По приказу одеваться,

По приказу умываться,

Ровно заправлять кровать,

По команде есть садиться,

По режиму спать ложиться,

По будильнику вставать.

Теперь вам ясно, почему

Начал огрызаться я?

Конец терпенью моему!

Демобилизация!

Ведущая. Наш следующий вопрос – о труде. Выступает педагог – новатор Бессонова Елена Гаврильевна.

 Педагог – новатор. У каждого ребенка в семье должны быть свои обязанности. Маленький ребенок – маленькое дело, растет ребенок – растет и его дело. Если вы хотите, чтобы малыш выполнил ваше поручение, подкрепите свою просьбу словами: «пожалуйста», «если тебя не затруднит».

Ведущая. (Обращаясь к родителям) А знаете ли вы вежливые слова? Сейчас проверим. Сейчас проведут для вас игру «Доскажи словечко».

Толя. Растает даже ледяная глыба

От слова теплого …(спасибо).

Зазеленеет снова старый пень,

Когда услышит …(добрый день).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы … (спасибо).

Когда бранят за шалости,

Говорим: «Прости …(пожалуйста)».

И во Франции и в Дании

На прощанье говорят … (До свидания).

Ведущая. Помните родители, что ваши дети сделают гораздо больше, если их попросит об этом, а не приказывать. Вот вам пример того, как мама сумела найти выход из трудного положения.

Алеся, Алена, Таня инсценируют стихотворение «Маму не запугать».

Два ученика сидят на ковре в центре класса среди разбросанных игрушек.

От автора. Мама приходит с работа,

Мама снимает боты,

Мама глядит кругом.

Появляется девочка – «мама» с тяжелыми сумками, снимает боты, видит страшный беспорядок в квартире.

Мама. Был на квартиру налет?

Дети. Нет.

Мама. К нам приходил бегемот?

Дети. Нет.

Мама. Может быть, дом не наш?

Дети. Наш.

Мама. Может, этаж не наш?

Дети. Наш. Это приходил Сережка, поиграли мы немножко!

Мама. Значит, это не обвал?

Дети. Нет.

Мама. Слон у нас не танцевал?

Дети. Нет.

Мама. Значит просто показалось, я напрасно волновалась! Вместе в доме уберем и порядок наведем.

Девочка – «мама» подходит к своим «детям», берет их за руки.

Дети. Да!

Ведущая. Переходим к следующему вопросу. Слово имеет ректор института Тимофеев Федор Иванович.

Ректор. Если ваши дети сильно увлечены телевизором, компьютером, не хотят гулять, общаться с друзьями, то телевизор должен «сломаться» хотя бы на месяц. Вы спросите: а как же взрослые? Отвечу: воспитание требует жертв. Задумайтесь над этой проблемой!

Никита. Я тружусь целый день,

И поверьте, мне не лень

У компьютера сидеть,

Телевизор поглядеть.

Все программы без разбора

Я смотрю аж «до утра».

Лежа книжки я читаю,

Свет при этом не включаю.

Стало плохо с головой

И с глазами … я – слепой!

Ведущая. А сейчас, уважаемые родители, мы предложим вам решить одну воспитательную задачу.

Дети разыгрывают сценку. На середину класса выходят две Вика и Туймаада – «мать» и «дочь».

От автора. Мать посмотрела однажды в тетрадь дочери и начала ее ругать.

Мать (рассматривает тетрадь, тычет в нее пальцем, говорит сердито). Ты, что, дурная совсем! Не знаешь, как пишется это слово? У тебя что, мозгов нет, ослиная твоя голова?! Думать надо, когда пишешь! Будешь все каникулы грамотно учиться писать!

Ведущая. А как вы, уважаемые родители, поступаете в такой ситуации? Мы не требуем от вас ответа. Очень хотелось бы, чтобы среди вас не было таких мам и пап. А пока ваши дети осваивают разные науки, учатся с желанием, давайте приложим все усилия, чтобы это желание у них не пропало!

Саша. Зарываясь головой в песок,

Упираясь в небеса ногами.

Я прошу вас: догадайтесь сами,

Быть ребенком плохо? Хорошо?

Мир неугомонный и большой

Не успеть за лебединой стаей!

Подскажите, я еще не знаю:

Быть ребенком плохо? Хорошо?

В детстве все так ярко и смешно.

Высоко над головою звезды.

Я сама отвечу, это просто:

Быть ребенком – очень хорошо!

Заканчиваем свой классный час исполнением песни «Настоящий друг» (слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева).

Всем большое спасибо за участие!

Управление классом.

(выступление)

СОУПРАВЛЕНИЕ

Управление группой людей требует авторитета.

Бывает авторитет силы. Ему подчиняются из страха наказания. Механизм силового управления сравнительно прост, поэтому его часто используют люди. И тогда не нужна никакая педтехника. Но расплата за эту простоту велика.

Бывает авторитет знания. Ему подчиняются добровольно: все понимают, что так будет лучше. Ключевое слово здесь – уважение. Но не всякое знание признается группой как заслуживающее уважения.

В реальных условиях авторитет учителя включает в себя обе составляющие – авторитет силы и авторитет знания. Вопрос меры – какая составляющая основная, главная, ведущая. Так хочется, чтобы вторая…

ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ

Профессионализм уважают все. И ученикам, особенно старшеклассникам, тоже нужно убедиться в том, что учитель досконально владеет предметом.

Формула: учитель показывает свой пример выполнения творческого или хотя бы сложного задания.

ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ

Формула 1: учитель выходит за пределы учебника.

Если учитель сможет гармонично вплести в ткань урока последние события, окружающую действительность, сюжет из популярного мультфильма или детского сериала – восторг и признательность ему обеспечены.

Формула 2: учитель выходит за рамки своего учебного предмета.

Если физику приходится заменить заболевшего биолога, пусть не пожалеет сил и  проведет на хорошем методическом уровне биологию. Используя межпредметные связи и т.д.

Формула 3: учитель демонстрирует знание молодежной субкультуры.

Для этого стоит потратить время на чтение хотя бы одного молодежного журнала.

СРАВНЯЙТЕ ПОЗИЦИИ

Формула: учитель сам ставит себя в позицию оцениваемого.

Учитель всегда «смотрит сверху». Ему хорошо. Попробуйте сами отвечать под пристальным взором… Только обязательно учтите одну мелочь. И даже не совсем мелочь, а очень важную деталь. Оценку вы даете себе и уроку, но ни в коем случае не конкретным детям, иначе это выродится в морализирование.

СОВЕТУЙТЕСЬ!

Формула: по всяким сложным вопросам, проблемам отношений учитель советуйся с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...