Изучаем букву З, з. Звуки [з], [з`].
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Урок по обучению грамоте в 1 классе. Дети изучают новую букву З, з и соответственно звуки, которые она обозначает [з], [з`]. На уроке формируются основные приемы смыслового чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_grammote.pptx | 1.21 МБ |
konspekt.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- Есть у меня шестёрка слуг, Проворных , удалых. И всё, что вижу я вокруг, Всё знаю я от них. Они по зову моему Являются ко мне. Зовут их Как? и Почему? Кто ? Что? Когда? И Где?
З
Плакат со схемами: Первое слово в предложении Фамилии, имена, отчества людей Клички животных. Каждая строчка стихотворения Географические названия.
За Зо Зу Зы Зе Зя Зю Зи
«Алгоритм чтения». Читаю Понимаю Объясняю Составляю предложения.
Узоры на стекле
Снег
Гололёд
Вьюга
Иней
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по обучению грамоте (чтение).
1 «А» класс
«Изучаем букву З, з.»
Подготовила:
Хафизова Фануза Асгатовна,
Учитель 1 квалификационной категории
Средней школы №22 Советского района г.Казани
Тема урока: Изучаем букву З,з. (по УМК «Начальная школа XXI век»).
Цель урока: Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих
требованиям информационного общества.
Задачи урока: 1. Формировать основные приёмы смыслового чтения
букварной страницы:
а) распознавать и называть задания учебника;
б) интерпретировать полученную информацию - переформулировать
практические задания ( что делать?) в учебные задачи урока (чему буду
учить себя? как это сделать?)
2. Формировать первоначальные навыки сбора информации, используя
вопросы познавательного характера.
3. Отрабатывать навыки работы с текстовой и внетекстовой информацией.
4. Учить детей отвечать на вопросы по прочитанному.
5. Развивать алгоритмическое и логическое мышление.
6. Отрабатывать различные приёмы отслеживания планируемых
результатов:
а) уметь задавать вопросы познавательного и учебного характера к
материалам страницы учебника,
б) уметь слушать, понимать вопрос, используя для ответа слова из вопроса,
в) уметь соотносить прочитанные слоги с тем или иным словом, в котором
есть данный слог,
г) самостоятельно проводить звуко- буквенный анализ слова с опорой на
звуковую матрицу и алгоритм звуко- буквенного анализа.
Оборудование урока.
Для учащихся:
1. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений: в 2 ч. 41./ Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова. - М.: Вентана -
Граф, 2012.
2. Абак.
Для учителя:
1. Карточки с вопросами КАК? ПОЧЕМУ? КТО? ЧТО? КОГДА? ГДЕ?
2. Учебник «Букварь».
3. Перечень учебных заданий с. 88:
1) Знакомство с новыми буквами,
2) Звуковой анализ слов.
3) Чтение слогов с этой буквой,
4) Чтение и понимание слов с новой буквой,
5) Чтение текстов,
6) Работа с иллюстрацией.
4. Алгоритм выполнения первого задания (Схема):
1) Задаём вопрос.
2) Слушаем ответы.
3) Обсуждаем, обобщаем.
5. Плакат со схемой «Работа заглавной буквы»:
1) Первое слово в предложении.
2) Фамилии, имена, отчества людей.
3) Клички животных.
4) Каждая строчка стихотворения.
5) Географические названия.
6. Схемы : проведи звуко - буквенный анализ слов и подели слово
на слоги.
7.Игрушка
8.Абак. Буквы з, а, я, о, ё, у, ю, ы, и.
9.Слоги за, зо, зу, зи, зе, зы, зя, зю
10.Плакат «Алгоритм чтения»:
1) Читаю.
2) Понимаю.
3) Объясняю.
4) Составляю предложения.
11.Словари С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского
языка»; А.А. Семенюк, М.А. Матюшина «Школьный толковый
словарь русского языка».
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Школьник - это не тот, кто в школу ходит, а тот, кто учит себя и
получает новые знания, призывая на помощь своих верных
помощников. Давайте расскажем, кто они. Чтение детьми
стихотворения С.Я.Маршака «Есть у меня шестёрка слуг...»
- Есть у меня шестёрка слуг,
Проворных, удалых.
И всё, что вижу я вокруг,
Всё знаю я от них.
Они по зову моему
Являются ко мне.
Зовут их Как? и Почему?
Кто? Что? Когда? И Где?
Эти вопросы и верные друзья учеников - учебники помогают нам
познавать секреты родной речи.
- Как называется учебник, который знакомит нас с буквами русского
алфавита, их секретами и помогает научиться читать?
( «Букварь».)
II. Постановка учебных задач.
Откройте учебник на с. 88.
-Посчитайте, сколько учебных задач на этой странице? 1, 2, 3... на
пальцах покажи.
- Как мы это узнаём? (Смотрим, сколько заданий предлагает
учебник и ставим учебные задачи.)
1 задание - Знакомство с новыми буквами.
(Учебная задача: узнать, сколько секретов у букв З, з и какие.)
2 задание - Звуко - буквенный анализ слов (зебра, замок).
( Учебная задача: Запомнить порядок выделения звуков в слове,
способы их обозначения буквами.)
3 задание - Чтение слогов с новой буквой.
(Учебная задача: Учиться читать слоги с новой буквой и
находить слова с каждым новым слогом.)
4 задание - Чтение и понимание слов с новой буквой.
(Учебная задача: Прочитать слова с новой буквой, понять их,
объяснять их значение.)
5 задание - Чтение текстов.
(Учебная задача : Прочитать текст, понять его и ответить на
вопросы по прочитанному.)
6 задание - Работа с иллюстрацией.
(Учебная задача: Сравнить то, что написано в тексте с
иллюстрацией.)
III. Выполнение учебных задач.
1. - Приступим к выполнению 1 задания. Знакомство с новыми
буквами.
Работать будем по алгоритму:
1.3адаём вопрос.
2. Слушаем ответы.
3. Обсуждаем, обобщаем.
- Задайте познавательные вопросы.
( - Как называется эта буква?
- Почему художник нарисовал две буквы?)
- Встаньте те дети, у кого в имени или фамилии, отчестве
прячется буква З, з .
- В каком положении: в начале слова, середине, конце слова? - Встаньте те дети, кто живёт на улице Завойского, Заря. –Еще в каких случаях пишется заглавная буква в слове?
( Повторение правила написания заглавной буквы).
2. Приступим к выполнению 2 задания. Чтение слов по
картинке и выполнение звуко - буквенного анализа слов.
- Прочитайте по картинке 1 слово(2).
- Какое задание даёт вам учебник?
(Учебник велит нам сделать звуко - буквенный анализ слов.)
Разделите слова на слоги.
- Назовите только первый слог в слове зебра.
- Назовите гласную букву в этом слоге.
- Назовите второй слог этого слова.
- Назовите гласную букву этого слога.
- Назовите первый слог слова замок.
- Назовите гласные звуки в этом слове.
Сравните звуки слов, на которые указывает красная стрелочка.
(В слове замок звук з твёрдый, а в слове зебра - мягкий.)
Вывод: У буквы «З» две работы: обозначать мягкий и твёрдый
звуки.
Ещё о двух работах этой хитрой буквы мы узнаем через 2 урока.
IV. Физкультминутка.
- На что похожа буква З?
З не просто завитушка, З – пружинка, крендель, стружка. Прочитайте на доске скороговорку про зайку.
Знойного зайку зовут Зазнайка.
- Что вы заметили?
( Буква З прячется в каждом слове.).
V. 3 задание. Чтение слогов с новой буквой. Работа со слоговым
абаком. 1. -
Зайка любит играть, перекликаться, слоги составлять, чтобы потом
с ними слова придумывать. Давайте поиграем. Возьмите абак. В
первое окошечко поставьте букву З.
- Зайка покажет букву а - мы ответим твёрдо - за,
Зайка покажет букву я - мы ответим мягко - зя,..
2. - В каких словах есть слог за (зо, зу, зи, зе)?
(Заря, зоопарк, зубр, зима, зерно,…).
VI. 4 задание. Чтение столбиков слов. Работа в парах.
- Алгоритм чтения:
1.) Читаю.
2.) Понимаю.
3.) Объясняю.
4.) Составляю предложения.
- Мы будем выполнять это задание в парах, чередуясь, читая по
очереди по 1 слову. (1 минута)
2. Проверка самостоятельного чтения слов.
- Давайте проверим нашу работу.
1, 2 столбик.
Какую букву заменили в первом слове, чтобы получить второе?(Заменить «н» на «м» , «л» на «к».)
3 столбик.
- Сколько предметов обозначает первое слово? Второе?
-Составьте предложение с первым словом 4 столбика. Со вторым словом.
(Знай правила дорожного движения. Зайка сидит под кустом.)
VII Физминутка. VIII. 5 задание. С. 89 Прочитайте слова первого столбика . ( заря, замок, загар, заноза) - Что общего в этих словах? (Первый слог за). Составьте предложения с этими словами. – Прочитайте слова второго столбика.( роза, гроза, заноза, глаза) Составьте предложения с этими словами. Читаем и работаем с текстом.
1. - Сколько предложений на с 89?
- Как узнали?
- В русском языке будут встречаться предложения , состоящие из одного слова.
-Прочитаем вместе первое предложение.
- О чем оно?
(О зиме).
- Читаем второе предложение.
-О чем оно? (На улице мороз). – Читаем третье предложение. – Что узнали из третьего предложения? (На окне разные узоры). – А кто из вас наблюдал это явление природы зимой? - Что вы увидели на окнах своей квартиры? - - Какие еще явления природы вы наблюдали зимой? (Снег, гололед, вьюга, иней).
6 задание. Соотносим прочитанный текс с иллюстрацией.
- Те, кому захочется, могут нарисовать иллюстрацию к
тексту.
7 задание. Прочитайте слова на второй половине страницы. Соотнесите каждое слово с картинкой. Назовите слова, которые состоят из 2 слогов. Сколько слогов в словах зеркало, мимоза, заколка? - Докажите. IX Давайте подведём итог урока.
1. - Сколько учебных задач мы поставили в начале урока? Удалось
ли нам их выполнить?
2. Если работа на уроке вам понравилась, нарисуйте на своём
листочке цветочек.
Если задания урока для вас пока ещё были трудными и не всё
ещё получается, не огорчайтесь: очень скоро мы их освоим и
обязательно научимся правильно читать и работать с
учебником.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по обучению грамоте (чтение). 1 «А» класс «Изучаем букву З, з.»
Открытый урок обучения грамоте " Изучаем букву З,з". (по УМК «Начальная школа XXI век»). Тип урока: изучение нового. Презентация к данному уроку....
Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.
Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...
Урок обучения грамоте "Изучаем буквы. Буква А"
Урок обучения грамоте по программе "Начальная школа. XXI век", но учителя работающие по другим образовательным программам могут использовать в своей работе. К уроку составлена презентация, в которой в...
Урок "Изучаем букву Л, звуки [л],[л\']".
Методическая разработка урока и презентация по теме "Изучаем букву Л, звуки [л], [л\'] "....
Методическая разработка и презентация урока по теме «Изучаем букву л, Л. Звуки [л\'], [л]. Чтение слогов, слов с буквой л».
Методическая разработка и презентация к уроку по теме «Изучаем букву л, Л. Звуки [л'], [л]. Чтение слогов, слов с буквой л». ...
презентация к уроку русского языка Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
Изучаем букву и звук "Ы"
Карточка для работы на уроке литературного чтения в первом классе...