Рабочая программа по литературному чтению для 4 кл (система Л. В. Занкова) - 2012 г.
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_4_kl_moyo.docx | 71.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа
Литературное чтение
составлена на основе авторской программы
Н. А. Чураковой по курсу «Литературное чтение»,
утверждённой Министерством образования Российской Федерации
(сборник программ для начальной школы «Система Л.В.Занкова»,
Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2009)
в соответствии с требованиями федерального компонента
Государственного стандарта начального общего образования.
Количество часов в неделю: 3/2 ч
Количество часов за год: 85 часов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования 2004 года, на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы развивающего обучения Л.В.Занкова (2009 г.), утверждённой Министерством образования РФ.
Тематический план ориентирован на использование учебника:
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: в двух частях. – 5-е изд. - Самара:
Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом 2012 года курс «литература» изучается в 4 классе по 3/2 часа в неделю.
Ц е л и о б у ч е н и я литературному чтению:
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
– воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.
Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся.
В соответствии с этим реализуется авторская программа «Литературное чтение» развивающего обучения Л. В. Занкова (автор И.И. Аргинская, Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. Издательский дом «Фёдоров», издательство «Учебная литература», 2008) в объеме 85 часов.
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по литературному чтению и с учетом системы обучения класса, реализуется программа базисного уровня.
С учетом системы и модели обучения класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Общие учебные умения, навыки предполагают повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературного чтения.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления лингвистических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
На ступени начальной школы задачи учебных занятий (в схеме – планируемый результат) определены как формирование умений анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.
Реализация тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка.
При развивающем обучении стимулируются активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр.
Учащиеся должны уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся оценивать свои мысли и действия «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Реферативное описание тем
Глава 1. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО: ВРЕМЯ КАК ПРИРОДА.
ВЛАСТЬ ВРЕМЕНИ НАД ЧЕЛОВЕКОМ
Пословицы и поговорки о земледелии из сборника «Пословицы рус¬ского народа» В. Даля; русская народная сказка «Морской царь и Васи¬лиса Премудрая» из сборника А. Афанасьева; былина «Садко».
Картинная галерея: В. Перов «Портрет Даля», Н. Рерих «Заморские гости», В. Васнецов «Иван Царевич на Сером Волке».
Глава 2. АВТОРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
ВРЕМЯ ВО ВЛАСТИ ЧЕЛОВЕКА
Джанни Родари «Планета Новогодних Елок» (отрывок); А.Вознесенский «Тихо-тихо. Слышно точно...»; Ф.Тютчев «Весенние воды»; Н. Матвеева «В лощинах снег, слоистый, как слюда...»; Б. Пастернак «Опять весна»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...».
Картинная галерея: С. Дали «Постоянство памяти», С. Дали «Профиль времени», В. Серов «Зимой», К. Петров-Водкин «Утренний натюрморт».
Глава 3. КРУТИМ БАРАБАН ВРЕМЕНИ
Л. Андреев «Петька на даче»; А. Чехов «Ванька», Договор 1793 года
«Об отдаче мальчика в науку цирульному мастерству»; В. Берестов
«Драконил», «Разлука», «Фантики», «Девочка», «Братья», «Лапта»,
«Плащ»,. «Семейная фотография».
Картинная галерея: В. Маковский «Две матери», Н. Богданов-Бельский «Дети», М. Добужинский «Окно парикмахерской», В. Маковский «Свидание».
Глава 4. РЕАЛЬНЫЙ И ВОЛШЕБНЫЙ МИРЫ
Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король»; М. Волошин
«Зеленый вал отпрянул...»; Д. Самойлов «Красная осень».
Картинная галерея: И. Айвазовский «Девятый вал», Ф. Васильев
«Перед грозой».
Глава 5. АВТОРСКАЯ ПОЭЗИЯ: МАСТЕРСКАЯ СТИХА
В. Маяковский «Тучкины штучки»; А. Пушкин «Зимняя дорога»; А. Белый «Весна » (отрывок); Ф. Тютчев «Как весел грохот летних бурь...»; С. Маршак. «Как поработала зима!»; А. Пушкин «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...»; А. Фет «Это утро, радость эта...»; В. Хлебников «Закля¬тие смехом»; 2 трехстишия Исса в трех переводах (В. Марковой, А. До¬лина, Т. Соколовой-Делюсиной); трехстишие Исса в двух переводах (В. Марковой, А. Долина), трехстишие Кикаку в двух переводах (В. Мар¬ковой, А. Долина).
Картинная галерея: А. Лентулов «Василий Блаженный», В. Кандин¬ский «Два овала», У. Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка».
Глава 6. ПЛАНЕТА ПОЭЗИИ.
ОТ ВЕЛИКОГО ДО МАЛОГО
Античный гимн «Природе», Гимн России; М. Лермонтов «Бородино»; В.Берестов «Прогулки с Чуковским», «Сиротская зима», «В эвакуации», «А как мы фронту помогали...», «Мир».
Картинная галерея: К. Петров-Водкин «Купание красного коня», «Смерть комиссара», «Тревога», «Селедка»; болгарская икона «Св. Димитрий».
Глава 7. МИР ДРАМЫ. ГДЕ ИСКАТЬ АВТОРА?
М. Метерлинк «Синяя Птица» (в сокращении); К. Бальмонт «Аромат солнца»; два трехстишия К. Исса в переводе В. Марковой.
Картинная галерея: А. Матисс «Красные рыбы», Г. Климт «Поле маков».
Глава 8. ВСЕЛЕННАЯ ПРОЗЫ.
АВТОР - И ВЕЛИКИЙ АКТЕР, И ПОЭТ
А.Чехов «Гриша», «Белолобый»; Саша Черный «Дневник фокса Микки» (в сокращении).
Картинная галерея: Б. Кустодиев «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой», А. Матисс «Семейный портрет», П. Филонов «Семья крестьянина».
Глава 9. ПОЭТ, ПРИРОДА И ВРЕМЯ
А. Вознесенский «Жадным взором василиска...», «Поставь в стакан замедленную астру...», «Выгнувши шею назад осторожно...»; Н. Асеев
«Июнь»; К. Некрасова «Весна»; Н. Заболоцкий «Весна в лесу»; ф. Тютчев «В небе тают облака...»; С. Козлов «Если меня совсем нет»; В. Берестов «Вот и ландыш отцвел...».
Картинная галерея: К. Моне «Сена у Буживаля», О. Ренуар «Лягушатник».
Глава 10. ПЕРЕКРЕСТОК ПРОЗЫ, ПОЭЗИИ И ДРАМЫ – ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДУША
А. Куприн «Слон»; М. Карем «Ослик»; А. Фет «Воздушный город»; Б. Заходер «Воздушные замки»; Ю. Мориц «Большой лошадиный секрет»; Ф. Искандер «Рассказ о море»; С. Козлов «Теплым тихим утром посреди зимы»; В. Маяковский «А вы могли бы?».
Картинная галерея: М. Чюрленис «Корабли», К. Петров-Водкин «Голова узбекского мальчика», П. Пикассо «Мать и дитя», М. Шагал «День рождения».
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4-года обучения
Иметь общее представление о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму; о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования.
Знать наизусть 15–20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта.
У м е т ь:
– читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90–100 слов в минуту;
– выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;
– находить черты, сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;
– выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись; повтор);
– воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;
– находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;
– практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования;
– рассказывать о любимом писателе, поэте;
– устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему.
Читательские умения:
– правильно и выразительно читать вслух целыми словами (темп не менее 90 слов в минуту);
– заинтересованно и осмысленно читать про себя (темп 100 слов в минуту);
– ориентироваться в мире книг и в корпусе конкретной книги;
– самостоятельно читать текст большого объема;
– кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;
– Знать наизусть 15–20 стихотворений разных авторов.
Литературоведческая пропедевтика:
– отличать художественный текст от научно-популярного;
– давать самую элементарную характеристику литературного произведения: народное или авторское произведение, вид (проза, поэзия, драма) и жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, былина, стихотворение, пьеса), основные сюжетные линии, основная идея;
– давать самую элементарную характеристику автору (речь идет о наиболее известных и популярных писателях и поэтах): прозаик, поэт; общее представление о времени жизни – наш современник или чей-то современник, можно описательно; о чем пишет;
– давать характеристику героям и персонажам литературных произведений, различая авторский замысел и собственное мнение;
– полюбить литературу и не представлять себе жизни вне чтения;
– полюбить изобразительное искусство и почувствовать потребность ходить в художественный музей.
Развитие творческих способностей.
К концу четвертого класса учащиеся д о л ж н ы:
– пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;
– участвовать в конкурсах чтецов;
– писать небольшие по объему сочинения на основе литературных впечатлений;
– писать небольшие по объему сочинения по картине;
– устно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему;
– научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме.
В л а д е т ь к о м п е т е н ц и я м и:
• коммуникативной;
• рефлексивной;
• ценностно-ориентированной;
• смыслопоисковой;
• личностного саморазвития.
С п о с о б н ы р е ш а т ь следующие жизненно-практические задачи:
– самостоятельно читать книги;
– высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
– самостоятельно выбирать и определять содержание книги по ее элементам;
– работать с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).
Учебно-методическое обеспечение
Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство) | Методические материалы | Дидактические материалы | Материалы для контроля |
Н.А. Чуракова. Литературное чтение 3-й класс. Части 1,2. Самара: Корпорация «Федоров», издательство «Учебная литература», 2011г | Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» для 2,3,4 кл.- Самара: издательство «Учебная литература»: издательский дом « Федоров» Программа Н.А. Чуракова, В.Ю. Свиридова Литературное чтение. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. CD «Поурочное планирование 3 кл.» | CD «Азбука от Кирилла и Мефодия», CD «Детский энциклопедический словарь», «Шедевры русской живописи», энциклопедия для детей «История России и ее ближайших соседей». | Н.В.Нечаева. «Изучение результативности речевой деятельности младших школьников». М., «ЦОР», 2000г. М.В.Зверева. «Изучение результативности обучения в начальных классах». Методические рекомендации для учителей. М., «ЦОР», 2000г. Сборник контрольных и проверочных работ. М., «ЦОР», 2010г. |
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
www.Zankov.ru
www.openworld.ru/school Официальный сайт журнала «Начальная школа»
www.1 september.ru Педагогический сайт методических разработок
www.4stupeni.ru Конспекты уроков для начальной школы
www.edudic.ru Энциклопедический словарь "Начальная Школа". Толковые Словари и энциклопедии
www.abvgdeyka.ru Познавательный портал для учащихся 1-4 классов
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ П\П | Наименование разделов и тем | Кол – во часов | Дата | Корректировка даты | Задачи. Планируемый результат и уровень освоения | Информационно-методическое обеспечение (учебник, таблицы…) | ||
Компетенции | ||||||||
Учебно-познавательная | Информа- ционная | |||||||
Базовый уровень | Повышенный уровень | |||||||
Глава 1. Народное творчество: время как природа. власть времени над человеком | ||||||||
Пословицы русского земледельца. | 1 | Иметь представление о фольклорных произведениях | Иметь представление о структуре пословиц. Знать способы вынесения нравственной оценки в пословице и в поговорке | Работа со словарем В. Даля | В. Даль «Пословицы русского народа» | |||
Законы волшебной сказки. | 1 | Уметь отличать волшебную сказку от сказки о животных | Работа с текстом | А. Афанасьев «Сборник сказок» | ||||
Отражение в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» древних пред-ставлений о мире. | 1 | |||||||
Проникновение элементов конкрет-ного исторического времени в сказку. | 1 | |||||||
Черты былины и сказки в тексте «Садко». | 1 | Уметь отличать былину от сказки | Уметь находить средства художественной выразительности текста | Работа с текстом | Н. Рерих «Заморские гости» | |||
Приметы исторического времени в былине. | 1 | |||||||
Художественные особенности былины «Садко». | 1 | |||||||
Черты древней сказки и историчес-кие подробности в былине. | 1 | |||||||
Наедине с книгой. Мир сказки. | 1 | Хрестоматия | ||||||
Глава 2. Авторская литература: время во власти человека | ||||||||
Человек – хозяин и творец времени. Дж. Родари «Старинный календарь планеты Новогодних Елок» | 1 | Уметь отличать авторскую сказку от народной, находить пословицы в тексте сказки | Иметь представление об особенностях авторской литературы | Работа с текстом | Джанни Родари | |||
Особенности художественного мира, созданного Джанни Родари в повести «Старинный календарь планеты Новогодних Елок» | 1 | |||||||
Особое восприятие времени в стихо- творениях А. Вознесенского. | 1 | Уметь воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении | А.Возне-сенский (портрет), сборник стихов | |||||
Образ весны и ручьёв в стихотворении Ф.Тютчева «Весенние воды» | 1 | Уметь находить в стихотворении слова, содержащие звукопись, сравнения, олицетворения, рифмующие слова | Работа со словарем литературных терминов | |||||
Образ весны и ручьёв в стихотворениях Н. Матвеева «В лощинах снег…» и Б. Пастернака «Опять весна» | 1 | |||||||
Чудесное весеннее преображение. А. Ахматова «Перед весной» | 1 | Уметь находить средства художественной выразительности | Работа с иллюстрацией | |||||
Весна,весна… Урок выразительного чтения стихотворений о весне. | 1 | |||||||
Наедине с книгой. Время во власти автора. | 1 | Хрестоматия | ||||||
Глава 3. «Крутим барабан времени» | ||||||||
Два мира в рассказе Л. Андреева «Петька на даче». | 1 | Уметь: – выделять признаки исторического времени: язык героя, обороты речи; – делить текст на части, составлять план | Иметь представление о литературном способе сравнительного анализа жизни современного человека с жизнью его ровесника, жившего сто лет назад | Работа с текстом | Л. Андреев | |||
Главный герой рассказа Л. Андреева. Возрождение и возвращение. | 1 | |||||||
Литературный герой и его прототип. | 1 | |||||||
Два мира Ваньки Жукова по рассказу А.П.Чехова «Ванька» | 1 | Уметь охарактеризовать главного героя, сравнить героев двух произведений | Иметь представление о времени жизни литературных героев | Работа с текстом, работа с иллюстрацией | А. П. Чехов «Ванька» | |||
Такие похожие разные судьбы. | 1 | |||||||
Наедине с книгой. Судьба твоего ровесника, жившего в XX веке. | 1 | |||||||
Мир друзей в стихотворениях В. Бе-рестова «Драконил», «Разлука», «Фантики», «Девочка» | 1 | Уметь выделять ценности лирических героев: общение, игра, дружба, изобретательность | Работа со стихами (анализ, выразительное чтение) | Стихи В. Берестова | ||||
Мир семьи в стихотворениях В.Берестова «Братья», «Плащ» «Лапта». | 1 | Уметь выделять части в стихотворении | ||||||
Лирический герой стихотворений В. Берестова. | 1 | |||||||
Глава 4. «Реальный и волшебный миры в авторской волшебной сказке» | ||||||||
В реальном мире волшебной повести-сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и Мы-шиный Король» | 1 | Уметь воспринимать несколько сюжетных линий, сопоставлять разновременные события | Уметь анализировать характеры героев, видеть отношение автора к героям | Работа с текстом, составление плана текста | Гофман «Щелкунчик» | |||
Сюжетные линии повести-сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король» | 1 | |||||||
Особенности волшебного мира в авторской сказке Э. Гофмана. | 1 | |||||||
Новые сюжетные линии. Вставная сказка-легенда о твёрдом орехе. | 1 | |||||||
Решающий поединок – кульминация сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король» | 1 | |||||||
Финал сказки. В волшебной стране. | 1 | |||||||
Отзыв о повести-сказке Э.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король». | 1 | Уметь составлять текст-описание на основе прочитанного | ||||||
Наедине с книгой. С. Аксаков «Алень-кий цветочек» | 1 | Хрестоматия | ||||||
Проверочная работа за I полугодие. | 1 | Карточки | ||||||
Реальное и фантастическое в поэзии. М. Волошин «Зеленый вал отпрянул…», Д. Самойлов «Красная осень». | 1 | Уметь находить прием контраста, сравнивать, сопоставлять | Уметь видеть передачу поэтического настроения посредством живописи | Работа с текстом, иллюстрациями | Картинная га-лерея: Ф. Васильев | |||
«…Вода и камень, земля и небо, лёд и пламень…» Урок-праздник поэзии. | 1 | Уметь находить приемы сравнения | Работа с иллюстрацией | Д. Самойлов «Красная осень» | ||||
Глава 5. АВТОРСКАЯ ПОЭЗИЯ: МАСТЕРСКАЯ СТИХА | ||||||||
Виды рифмы. Особенности рифмовки в стихотворении В. Маяковского «Тучкины штучки» | 1 | Уметь найти рифмующиеся слова. Знать парную рифму в детских стихах, в устном народном творчестве и во «взрослой» поэзии | Уметь находить и определять вид рифмы | Работа с текстом, наблюдение за облаками | В. Маяковский «Тучкины штучки» | |||
Особенности рифмовки в стихотворе-нии А.Пушкина «Зимняя дорога» | 1 | А.Пушкин «Зимняя дорога» | ||||||
Особенности рифмовки в стихот-ворениях А. Белого «Весна», Ф. Тютчева «Как весел грохот...», С. Маршака «Как поработала зима...» | 1 | Уметь находить рифму | Уметь находить и определять вид рифмы | Работа с текстом стихотворения | А. Белый «Весна», Ф. Тютчев «Как весел грохот...», С. Маршак «Как поработала зима...» | |||
Три вида рифмы – три разных образа. А. Пушкин. «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» | 1 | Уметь выразительно читать стихотворение | Уметь находить и определять вид рифмы | Работа с текстом стихотворения | А. Пушкин. «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» | |||
Тайны поэзии. В мастерской А. Фета и В. Хлебникова. А. Фет. «Это утро, радость эта...» В. Хлебников «Заклятие смехом» | 1 | Уметь найти средства художественной выразительности в стихотворении Иметь представление об особенностях построения такого жанра, как заклятие | Уметь увидеть переживания лирического героя | Работа с текстом стихотворения | А. Фет. «Это утро, радость эта...» | |||
Авторский почерк в переводах хокку. Хокку К. Исса и Т. Кикаку | 1 | Уметь сравнивать стили перевода хокку у разных авторов, находить приемы контраста в стихотворениях | Уметь проводить сравнительный анализ. Иметь представление о том, что каждому пере- водчику присуще свое восприятие жизни, своя интонация | Работа с текстом стихотворения, | Два трехстишия Исса в трех пе-реводах (Мар-ковой, Долина, | |||
Глава 6. ПЛАНЕТА ПОЭЗИИ. ОТ ВЕЛИКОГО ДО МАЛОГО | ||||||||
Древний и современный гимн. Античный «Гимн Природе» | 1 | Знать, что поэзия может говорить о любви к Отечеству. Уметь обнаружить сходство композиций болгарской иконы «Св. Димитрий» и картины К. Петрова-Водкина «Купание красного коня» | Знать, что античный гимн – это обращение к великой Природе, которая превыше богов; Российский гимн – обращение к России, к Отечеству. Уметь проводить сравнительный анализ композиций | Работа с текстом стихотворения, | Античный «Гимн Природе», гимн России, картинная галерея: К. Петров-Водкин «Купание крас-ного коня», болгарская икона «Св. Димитрий» | |||
Отечественная война 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» | 1 | Уметь выразительно чи-тать стихотворение, передавать эмоционально содержание произведения | Иметь представление об Отечественной войне 1812 года | Работа с текстом стихотворения, с иллюстрациями | Аудиозапись: М. Лермонтов «Бородино», иллюстрации | |||
Сюжетные линии в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» | 1 | |||||||
Автобиографический характер стихотворений В.Берестова «Прогулки с Чуковским», «Сиротская зима» | 1 | Уметь найти приемы сравнения и контрастов как выразительные средства | Знать, что искусство – это сила, которая сплачивает людей, побуждает их сочувствовать и помогать друг другу | Работа с текстом стихотворения | Валентин Берестов «Прогулки с Чуковским», «Сиротская зима» «В эвакуации», «А как мы фронту помогали», «Мир» | |||
Автобиографический характер стихотворений В.Берестова «В эвакуации», «А как мы фронту помогали?», «Мир» | 1 | |||||||
Наедине с книгой. Лирика военных лет. | 1 | Хрестоматия Картинная га-лерея: К. Петров-Водкин «Смерть комиссара», «Тревога», «Селедка» | ||||||
Глава 7. МИР ДРАМЫ. ГДЕ ИСКАТЬ АВТОРА? | ||||||||
Что такое пьеса (на примере феерии М. Метерлинка «Синяя Птица») | 1 | Знать, что драма – это вид литературного повествования. Иметь представление о том, что драматическое произведение принадлежит не только литературе, но и театру. | Знать о композиционных особенностях пьесы (драмы): деление текста на действия, на отдельные картины, наличие списка действующих лиц, наличие авторских ремарок-ком- ментариев | Работа с текстом, иллюстрацией | М. Метерлинк «Синяя птица» | |||
Характеры героев и персонажей пьесы М. Метерлинка «Синяя Птица». | 1 | |||||||
Композиционные особенностях пьесы (драмы) М. Метерлинка. | 1 | |||||||
В «чужом» мире царицы Ночи. М. Метерлинк «Синяя Птица». | 1 | |||||||
Постижение истинного смысла вещей. Ещё один шаг к познанию идеи пьесы. | 1 | |||||||
В Царстве Будущего. М. Метерлинк «Синяя Птица». | 1 | Знать о композицион- ных особенностях пьесы (драмы): деление текста на действия, на отдельные картины, наличие списка действующих лиц, наличие авторских ремарок-комментариев | Знать о композиционных особенностях пьесы (драмы): деление текста на действия, на отдельные картины, наличие списка действующих лиц, наличие авторских ремарок-комментариев | Работа с текстом, иллюстрацией | М. Метерлинк «Синяя птица» | |||
Прощание с душами предметов. Образы Души Света, Кошки, Пса. | 1 | |||||||
Итог пьесы – обретение Истинного Зрения. | 1 | |||||||
Поэтическое восприятие мира в стихотворении К. Бальмонта «Аромат солнца» | 1 | Уметь выразительно читать стихотворение, передавать характер и тональность произведения | Работа с текстом стихотворения | Константин Бальмонт «Аромат солнца» | ||||
Мир природы глазами японского поэта Кобояси Иссы. | 1 | Уметь сравнивать хокку: первое – поэтическое, во втором – более утонченное и поэтическое восприятие мира несмотря на то, что лирический герой начинает выражать его очень буднично | Работа с текстом стихотворения | Хокку Кобояси Исса в переводе В. Марковой | ||||
Наедине с книгой. Читаю пьесу. | 1 | Иметь представление о создании образа в живописи | Знать, что сочетание самых простых форм и ярких красок создает образ, который носит жизнеутверждающий характер | Работа с текстом стихотворения, | Хрестоматия. Картинная га-лерея: А. Матисс «Красные рыбы», Г. Климт «Поле маков» | |||
Глава 8. ВСЕЛЕННАЯ ПРОЗЫ. АВТОР – И ВЕЛИКИЙ АКТЕР, И ПОЭТ | ||||||||
Мир глазами трёхлетнего ребёнка (по рассказу А П.Чехова «Гриша»). | 1 | Знать, что рассказ написан от лица автора, но мир в этом рассказе увиден глазами ребенка. Уметь: – пересказать отрывок текста; – видеть сравнение и подражание | Уметь видеть контраст между свежим детским восприятием и банальными и равнодушными реакциями взрослых людей | Работа с текстом, иллюстрацией | А. Чехов «Гриша»; картинная галерея: «Семейный портрет», П. Филонов «Семья крестьянина» | |||
Литературные приемы в рассказе А. П. Чехова «Гриша». | 1 | |||||||
Мир детей и мир взрослых в рассказе А.П.Чехова «Белолобый» | 1 | Знать, что рассказ написан от лица автора, но на мир автор старается смотреть глазами волчицы. Уметь найти прием олицетворения | Работа с текстом | Антон Чехов «Белолобый» | ||||
Мир глазами волчицы в рассказе А. П. Чехова «Белолобый». | 1 | |||||||
Знакомьтесь – дневник, написанный собакой. Саша Черный «Дневник Фокса Микки» | 1 | Знать, что жанр дневника, с одной стороны, ориентирован на то, чтобы его автор приоткрыл свой внутренний мир: мир своих переживаний, впечатлений, открытий; и это делает этот жанр родственным поэзии. С другой стороны, сама форма ведения дневника от первого лица роднит его с драматическим про- изведением, с театром одного актера | Работа с текстом учебника | Саша Черный «Дневник Фокса Микки» | ||||
Главный герой произведения Саши Черного «Дневник Фокса Микки» | 1 | Знать, что жанр дневника, с одной стороны, ориентирован на то, чтобы его автор приоткрыл свой внутренний мир: мир своих переживаний, впечатлений, открытий; и это делает этот жанр родственным поэзии. С другой стороны, сама форма ведения дневника от первого лица роднит его с драматическим про- изведением, с театром одного актера | Работа с текстом учебника | Саша Черный «Дневник Фокса Микки» | ||||
Главный герой произведения Саши Черного «Дневник Фокса Микки» и его характер | 1 | |||||||
Кульминация повести. Её развязка. | 1 | |||||||
Наедине с книгой. Автор – актёр. | 1 | Уметь найти средства выразительности в картине | Работа с иллюстрацией | Хрестоматия. Б. Кустодиев «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой | ||||
Глава 9. ПОЭТ, ПРИРОДА И ВРЕМЯ | ||||||||
Необычайный взгляд поэта на мир (по стихотворениям А. Вознесенского «Жадным взором Василиска...», «Поставь в стакан...», «Выгнувши шею назад…»). | 1 | Уметь: – найти в стихотворении прием сравнения и гиперболы; – выделять такие средства выразительности как эпитет, обнаружить игру слов: астра– астронавты. | Иметь представление о том, что переживание красоты природы и человека, переживание любви к близким и друзьям, к своему Отечеству – это главные ценности литературы и искусства | Работа с текстом стихотворения | Андрей Вознесенский «Жадным взором Василиска...», «Поставь в ста-кан...», «Выгнувши шею назад…» | |||
Человек и природа в стихотворениях Н. Асеева «Июнь», К. Некрасовой «Весна». | 1 | Иметь представление о звуковом образе летного и весеннего месяца, Уметь найти в тексте звукопись | Уметь найти олицетворение, сравнение, метафоры, обратное сравнение – средства, используемые для создания настроения и ощущения окружающей действительности | Работа с текстом стихотворения | Николай Асеев «Июнь» | |||
Природа, увиденная глазами поэта, художника (по стихотворению Н. За-болоцкого «Весна в лесу», по картинам О. Ренуара, К.Моне) | 1 | Уметь найти средства выразительности авторской поэзии, живописи | Работа с текстом стихотворения, | Пейзажи Клода Моне и Огюста Ренуара. Ф. Тютчев «В небе тают облака…» | ||||
Вечные ценности в стихотворении Ф. Тютчева «В небе тают облака», С. Козлова «Если меня совсем нет» | 1 | Уметь выделить повторы, которые создают какое-то тревожное и тоскливое настроение | Работа с текстом | С. Козлов «Если меня совсем нет» | ||||
Поэт и природа. Валентин Берестов «Вот и ландыш отцвел…» | 1 | Уметь проникнуться переживаниями автора | Работа с текстом стихотворения | В. Берестов «Вот и ландыш отцвел…» | ||||
Картинная галерея. Картины художников о весне | 1 | Уметь наблюдать, анализировать | Работа с иллюстрациями | Картины художников о весне | ||||
Глава 10. ПЕРЕКРЁСТОК ПРОЗЫ, ПОЭЗИИ И ДРАМЫ – ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДУША | ||||||||
Сила мечты и любви (по рассказу А. Куприна «Слон») | 1 | Уметь составить план текста, пересказать по плану | Уметь выделить главную идею литературного произведения | Работа с текстом | А.Куприн «Слон» | |||
Сила мечты и любви (по стихотворению Мориса Карем а «Ослик») Пикассо «Мать и дитя» | 1 | Иметь представление о том, что произведения в учебнике связаны не по формально-тематическим признакам, но исходя из единства обсуждаемых проблем | Уметь сравнивать литературное и художественное произведение | Работа с текстом, с иллюстрацией | Морис Карем «Ослик». Картина Пикассо «Мать и дитя» | |||
Строим воздушные замки (по стихотворениям А. Фета «Воздушный город», Б. Заходера «Воздушные замки») | 1 | Уметь различать разные функции художественного слова: лирическое настроение, контраст Иметь представление о том, что стихотворение не просто текст, но жизнь ума и сердца, плод фантазии и озарения из воздушных замков, которые бессмертны | Иметь представление о том, что цветные мелки, обладающие некоторой сыпуче-стью, – техника очень хрупкая, подходит для изображения бесплотных изменчивых облаков. Уметь анализировать картину | Работа с текстом, иллюстрацией | А. Фет «Воздушный город», Б. Заходер «Воздушные замки», картины М. Чюрлениса «Корабли», Петрова-Водкина «Голова узбекского мальчика» | |||
Лирическое настроение в стихотворениях А. Фета и Б. Заходера. Картина М. Чюрлениса «Корабли». Картина Петрова-Водкина «Голова узбекского мальчика» | 1 | |||||||
Юнна Мориц «Большой лошадиный секрет» | 1 | Уметь увидеть образ лебединых лошадей – это образ с древними корнями | Работа с текстом | Юнна Мориц. «Большой лошадиный секрет» | ||||
Красивый человек. Какой он? Фазиль Искандер «Рассказ о море» | 1 | Иметь представление о том, что это рассказ о духовном взрослении мальчика | Работа с текстом | Фазиль Искандер. «Рассказ о море» | ||||
Контрольная работа за II полугодие. | 1 | |||||||
Мир авторской сказки С. Козлова «Тёплым тихим утром посреди зимы». Сочинение сказки | 1 | Иметь представление о кумулятивной цепочке | Уметь сравнить авторскую и народную сказки | Работа с текстом | Сергей Козлов. «Тёплым тихим утром посреди зимы» | |||
Сложный ответ на простой вопрос Владимир Маяковский «А вы могли бы?». Картина М. Шагала «День рождения» | 1 | Уметь выразительно чи-тать стихотворение, передавать характер и тональность произведения | Иметь представление о том, что В. Маяковский (устами своего лирического героя) предлагает нам покончить со скучным и серым восприятием мира; так же воспринимает мир и Марк Шагал | Работа с текстом, иллюстрацией | В. Маяковский «А вы могли бы?», картина М. Шагала «День рождения» | |||
«Страна Литературия». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс система Л.В.занкова
В основу рабочей программы по литературному чтению для 2 класса МОУ «Гимназия№2» положена авторская программа, разработанная В. Ю. Свиридовой, которая обеспечена учебником (Свиридова В.Ю. Литера...
рабочая программа по литературному чтению 1 класс, система Л. В. Занкова, ФГОС-2
Рабочая программа по литературному чтению включает в себя обучение грамоте (чтение) и литратурное чтение. Программа разработана на основании рекомендаций ФГОС....
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (система Л. В. Занкова)
В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала (учебник Чураковой)...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (Система Л.В. Занкова)
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы Н.А. Чураковой «Литературное чтение» (сист...
Рабочая программа по литературному чтению, 2 класс. Система Л. В. Занкова.
Рабочая программа по литературному чтению, 2 класс. Система Л. В. Занкова....
Рабочая программа по литературному чтению, 1 класс, система Л.В.Занкова
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Литературное чтение» В.А. Лазаревой (Программы началь...
Рабоча программа по литературному чтению 4 класс система Л.В.Занкова
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" составлена в соответствии с требованиями ФГОС, на основе авторской программы В.Ю.Свиридовой и направлена на достижение обучаю...